Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2015 в 21:21, реферат
Среди философско-гносеологичесих концепций сознания, разработанных в последние два десятилетия в нашей стране, концепция А.Г. Спиркина наиболее адекватно охарактеризовала сущность и структуру сознания. Из отмеченных А.Г. Спиркиным характерных признаков сознания вытекает следующее определение сознания: «Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и констуктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении дейстивий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, биофизика, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия.
Среди философско-гносеологичесих концепций сознания, разработанных в последние два десятилетия в нашей стране, концепция А.Г. Спиркина наиболее адекватно охарактеризовала сущность и структуру сознания. Из отмеченных А.Г. Спиркиным характерных признаков сознания вытекает следующее определение сознания: «Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и констуктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении дейстивий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».
Но сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученых.
Целью нашей работы является рассмотрение истории понятия бессознательного, его структуры и места в психике человека. Попытаемся на учении З. Фрейда выяснить, в каком соотношении находятся осознанное и бессознательное.
Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания, не достигают надлежащей степени интенсивности или напряженности, чтобы обратить на себя внимание. Термины «бессознательное», «подсознательное» и «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Говорят: «Он сказал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так получилось» и пр. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, но не известно, откуда они возникают.
Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания; иногда не достигает уровня сознания (досознательное, или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного.
Бессознательное - не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости.
Человеческий разум нес бы на себе непомерно тяжелый груз, если бы он вынужден был контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все его элементы жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.
Проблема бессознательного нашла свое отражение в учении Платона о познании как воспоминании, тесно связанном с идеей о наличии в душе скрытых, неосознанных знаний, о которых сам субъект может даже и не подозревать. Платон полагал, что человек не искал бы того, что ему еще не известно, если бы он предварительно не имел его бессознательно в своей душе. Иное освещение вопрос о бессознательном приобрел в концепции Р. Декарта, который исходил из тождества психики и сознания. Отсюда идея о том, что за пределами сознания протекают лишь чисто физиологические, а не психические процессы. Б. Спиноза утверждал, что люди осознают свои желания, но не причины, которые их определяют. Само существование бессознательных мотиваций составляет человеческое бремя. Достижение же свободы основано на осознании человеком реальности внутри и вне себя.
В истории философской и психологической мысли впервые лишь Г. Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Лейбниц полагал, что все явления сознания возникают в бессознательной жизни и что в бодрствующем состоянии наряду с наиболее ярко выступающими сознательными представлениями существуют как бы спящие или угасшие представления - малые перцепции.
И. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указывал на наличие сферы восприятий и чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу об их существовании. Бессознательное - это темные представления в человеке, число которых безгранично. В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника прежде всего художественного творчества. А. Шопенгауэр, например, выдвинул иррационалистическую концепцию бессознательного, рассматривая его как волю в природе, источник жизни, стихийное жизненное начало, которому противостоит беспомощное сознание. Продолжателем иррационалистических идей выступил Э. Гартман, который придерживался панпсихизма, признавая основой всего сущего бессознательное духовное начало, образующее абсолютное единство воли и идеи. Гартман положил в основу своей философии биологизированное понятие бессознательного, трактуемое им как «жизненная сила», проявляющаяся в инстинкте, в рефлекторных движениях как целительное начало природы, открывающаяся в чувствах, характере, в нравственности, одаряющая человека всеми совершенствами и ведущая его к красоте и счастью, создающая язык и религию, вдохновляющая поэтов и художников, совершающая великие открытия в науке и направляющая всемирно-исторический процесс. Бессознательное незаметно управляет человеческим разумом.
В иррационалистическом духе трактовал бессознательное и Ф. Ницше. Он считал, что вера в человеческий разум есть величайшее заблуждение: разум играет второстепенную роль, так как исчезает и уступает место бессознательному. В концепции Ницше действительности противопоставлено погружение в темное, неопределенное состояние, опьянение, экстаз. Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт и другие, положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного. Согласно Гербарту, который ввел динамическую характеристику психологического, несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт. При этом более слабые психические явления вытесняются из сознания, продолжая, однако, воздействовать на него.
Существенным толчком в исследовании бессознательного явились работы в области психиатрии, прежде всего французских психиатров Шарко и Жане, которые в лечебных целях стали применять гипнотические методы воздействия на сферу сознательного. Эти работы дали возможность выявить отличную от сознательной психическую деятельность патогенного свойства, не осознаваемую больным.
И.М. Сеченов выявил наличие «темных или смутных ощущений», либо частью сознаваемых, либо вовсе не осознаваемых. А И.Павлов связывал явления бессознательного с работой тех участков мозга, которые обладают минимальной возбудимостью.
На необходимость самого скрупулезного исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании различного рода душевных отклонений и заболеваний, больше всех настаивал и, пожалуй, больше всех в истории науки сделал знаменитый венский психиатр, психолог и мыслитель З. Фрейд, с учением которого мы познакомимся далее.
Бессознательное не аморфно. Оно имеет структуру, элементы которой связаны между собой, так и с сознанием и действием, оказывая влияние на них и в свою очередь, испытывая их влияние на себе.
Ощущения - структурный компонент бессознательного. Мы ощущаем все, что воздействует на нас. Но далеко не все при этом становится фактом сознания. Существуют подсознательные ощущения. К сфере бессознательного относятся и инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жизни было бы ошибочно.
Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. Интуиция - это проявление мышления на бессознательном уровне. Интуиция - это эмоциональное понимание сути проблемы, когда человек врастает в проблему и сливается с ней до такой степени, что и во сне она преследует его. Автоматизмы - достаточно сложные действия человека, первоначально действуя под контролем сознания, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают бессознательный характер, выходят из-под контроля.
Кардинальной формой проявления бессознательного является установка - психический феномен, направляющий течение мыслей и чувств личности. Установка представляет собой целостное состояние человека, выражающее динамическую определенность психической жизни, направленность личности на активность в каком-либо виде деятельности, общее предрасположение к действию, устойчивую ориентацию по отношению к определенным объектам. Устойчивая ориентация к объекту сохраняется, поскольку ожидания оправдываются. Человек, очевидно, перестал бы опасаться волка, если бы при встрече с ним волк ласково вилял хвостом у его ног. Иногда установка принимает негибкий, чрезвычайно устойчивый, болезненно навязчивый характер, именуемый фиксацией. Человек может испытывать непреодолимый страх перед мышью, осознавая всю нелепость этого чувства.
Бессознательное проявляется и в так называемых импульсных действиях, когда человек не отдает себе отчета в последствиях своих поступков.
Бессознательное находит свое проявление и в информации, которая накапливается в течение всей жизни в качестве опыта и оседает в памяти. Из всей суммы имеющихся знаний в каждый данный момент в фокусе сознания светится лишь небольшая их доля. О некоторых хранящихся в мозгу сведениях люди даже и не подозревают. В регулировании поведения человека играют немаловажную роль многие впечатления, полученные в раннем детстве и прочно осевшие в глубинах неосознанной психики.
Богатейшей сферой бессознательной душевной жизни является иллюзорный мир сновидений, в котором картины реальности, как правило, разорваны, не сцеплены звеньями логики. С философско-психологической точки зрения сон выступает как временная потеря человеком чувства своего собственного бытия в мире. Сон есть то состояние, когда человек не осознает входящее в его духовный мир содержание, когда он ничего не знает о внешнем мире: он уходит от мира и как бы отстраняет от себя его раздражения. Психологической целью сна является отдых. Некоторые люди обладают способностью обучаться во сне, эту способность можно и развить путем самовнушения и внушения в состоянии бодрствования, а также с помощью гипнотического внушения. Эта форма обучения называется гипнопедией.
На необходимость исследования сферы бессознательного, его места и роли в поведении человека, особенно в протекании различного рода душевных заболеваний, пожалуй, больше всех настаивал австрийский психиатр З.Фрейд.
Фрейд полагал, что душевная жизнь - это последовательный непрерывный процесс. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину, вызываются сознательным и бессознательным намерениями и определяются предшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни «кажутся» возникшими беспричинно, спонтанно. Этого быть не может. В этих случаях Фрейд начинает искать и находит скрытые связи, которые соединяют одно сознательное проявление душевной жизни с другим.
В душевной жизни Фрейд выделил три уровня: сознание, предсознание и подсознание (бессознательное). Все психические процессы связаны между собой по горизонтали и вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными с предшествующими мыслью или чувством, то эти связи нужно искать в бессознательном.
Его учение прославилось, прежде всего, тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил Фрейд, «преисподнюю» психики. Однако если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его подводными течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ - направление психологии, создателем которого считается З. Фрейд.
Бессознательное и предсознательное отделено от сознательного особой психической инстанцией - «цензурой». Цензура выполняет две функции: во-первых, вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия; во-вторых, оказывает сопротивление активному бессознательному, которое стремится проявиться в сознании.
То, что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образно говоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное. В этой нижней части находятся основные запасы психической энергии, побуждения и инстинкты. Предсознание - та часть бессознательного, которая может стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием. Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждается при выполнении своей повседневной работы.
На основе выработанных представлений о бессознательном З. Фрейд сформировал свое специфическое миропонимание, а также свой взгляд на психику человека, на соотношение сознания (Я) и бессознательного.
Психика человека, как считал З. Фрейд, имеет тир сферы: Оно, Я, Сверх-Я. Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго). Оно - это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Оно, считает Фрейд, - «содержит все уникальное, все, что есть при рождении, что заложено в конструкции - кроме всего прочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматической организации и которые в Оно находят первое психическое выражение в форме, нам неизвестной». Оно служит источником энергии для всей личности, и вместе с тем Оно - целиком бессознательно.
Информация о работе Глубинные пласты бессознательного: история взглядов