Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 21:00, реферат
СИСТЕМНОСТЬ. В диалектике имеют место четыре пары противоположных категорий, характеризующие системные параметры объекта – это единичное и всеобщее, часть и целое, содержание и форма, сущность и явление.
СВОБОДА. Это способность человека к активной, сознательной деятельности в соответствии со своими целями, потребностями и интересами.
Если поведение животных определяется инстинктами, то человек способен преодолеть их: его деятельность обусловлена иными механизмами, имеющими социокультурный характер, – идеалами, системой ценностей и норм. Поэтому свобода состоит в наличии возможностей, способности человека к выбору. С позиций экзистенциализма, именно выбор созидает человека как личность.
Проблема свободы сводится к вопросу: обладает ли человек свободой воли или его намерения обусловлены внешними обстоятельствами? По И.Канту, человек свободен как нравственное существо, созидающее культуру, но в эмпирическом мире, где господствует необходимость, человек не свободен, его воля причинно обусловлена. По Г.Гегелю, люди не вольны в выборе объективных условий деятельности, но свободны в выборе целей и средств их осуществления.
Важной чертой бытия человека можно
считать его
Однако абстрактной свободы «вообще» не существует, она конкретна и относительна. Свобода не тождественна произволу и предполагает ответственность человека за свой выбор. В современной философии именно мера свободы человека рассматривается в качестве главного критерия общественного прогресса.
ТВОРЧЕСТВО. Это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество существует во множестве форм – художественное, литературное, научное, философское, техническое и т.д.
В истории философии существовало различное понимание субъекта творчества. В Средние века эта способность отводилась Богу; в эпоху Возрождения возникает вера в безграничные творческие возможности человека, культ гения, искусства, интерес к самому акту творчества. А.Бергсон наделял способностью к творчеству, прежде всего, «жизнь» как мощный космический процесс.
Одним из первых таинственную природу творчества попытался раскрыть И.Кант. По его мнению, творчество – это продуктивная способность воображения как единство сознательного и бессознательного; гении творят интуитивно, бессознательно, процесс творчества опосредствован свободой человека.
И.Кант, Ф.Шеллинг, А.Шопенгауэр, А.Бергсон понимали творчество как акт гениев, к которому способны не все (элитарный подход). Н.А.Бердяев же полагал, что можно не быть гением, но быть гениальным: гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери – к ребенку; святой гениален в просветленности своего духа, хотя ничего не создает. Другими словами, творчество не является привилегией только великих людей. Творчество – это стиль, образ жизни, когда человек не может делать свое дело иначе как с любовью к нему, со вкусом, вдохновением и полной отдачей. В этом смысле любой человек – творец.
ЛЮБОВЬ. Это способ бытия человека, состоящий в направленности воли и чувства на другую личность, выражающийся в потребности «отдать себя» предмету любви и одновременно сделать его «своим», «слиться» с ним.
Любовь как состояние
· у нее нет конкретных причин, любят не за что-то, а без оснований, возникает свободно, непредсказуемо, ее нельзя принудительно вызвать и преодолеть;
· идеализация предмета любви: любящие раскрывают друг в друге качества, скрытые для окружающих, но все это очень субъективно и иррационально;
· она обладает огромной творческой энергией, человек может измениться сам и изменить другого (спорная возможность, но любящим всегда допускается);
· способность любить определяется во многом развитостью определенных душевных качеств (по Л.Фейербаху, препятствием для любви является эгоизм);
· любовь часто требует самоотречения, готовности к поступку, сопровождается тревогой, борьбой с обстоятельствами, требующими, что любить нельзя, со смертью, что не совпадает с понятием счастья в повседневном смысле слова;
· в то же время любовь вырывает человека из привычной повторяемости обыденной жизни, раскрывает его сущность, формирует как личность;
· любовь предполагает стремление к постоянству, что выражается в требовании физической и духовной верности друг другу;
· любовь – это не просто устремленность к лицу противоположного пола, но к другой личности с ее уникальностью, выступающей как абсолютная ценность;
· любящие, дополняя друг друга, образуют нечто целое, когда один человек направляет свои помыслы и чувства к другому и оценивает свои поступки в соотношении с тем, как на это посмотрел бы любимый человек;
· разлюбившему человеку его прошлое состояние кажется непостижимым.
Тема любви была одной из ведущих
в русской религиозной
ВЕРА. Это состояние духа человека, состоящее в глубокой убежденности в чем-либо. Выделяют обыденную, религиозную, научную, философскую веру.
Религиозная вера состоит в принятии определенных утверждений (догматов) и решимости придерживаться их вопреки сомнениям, рассматриваемым как «искушения». Имеет место и личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю во всех делах и помыслах, помощнику и спасителю в различных ситуациях, посылающему страдания для блага самого верующего. Личная верность Богу выражается в «служении», которому верующий отдает всего себя. Эта вера иррациональна и не может быть обоснована рационально.
Научная вера заключается в принятии знания без прямых обоснований на основе интуитивной ясности и очевидности (аксиомы в геометрии или постулаты в физике). Научное познание как коллективная деятельность невозможна без доверия к опыту других людей, без веры в мировоззренческие идеалы (например, в достижимость истины). Вера возникает и когда появляется необходимость выбора гипотез или теорий, ученый может верить в истинность выдвигаемой им гипотезы. По Т.Куну, решение отстаивать парадигму или принять новую может быть основано только на вере в ее истинность. В отличие от религиозной веры, научная вера допускает сомнение, критику, коррекцию опытом, обоснование разумом.
Философская вера. Уже античные мыслители допускали положения, не нуждающиеся в обосновании (наличие первоначала, которое в то время не могло быть подтверждено эмпирически). По Д.Юму, веру образуют убеждения в бытии материального мира, наличия чужого сознания, возможности получения истины. И.Кант утверждал дуализм мира «видимого», феноменального, доступного познанию, и мира «невидимого», ноуменального, лежащего за пределами опыта. Все учения о ноуменальном мире равно рационально не обоснованы и их выбор – акт веры. Наряду с рациональной аргументацией любой философ верит в истинность своего учения. Эта вера ближе вере научной, рациональной, а не религиозной.
СМЫСЛ ЖИЗНИ. Этот вопрос относится к разряду «вечных» философских вопросов, на который однозначного ответа быть не может. Все трактовки этого вопроса можно свести к нескольким важнейшим подходам.
Существует абсолютный, общий для всех людей смысл жизни. Религиозный вариант этого взгляда предполагает, что смысл жизни состоит в реализации высших духовных ценностей и служении на их основе другим людям, в реализации божественного начала в человеке. Светский вариант состоит в идее переустройства жизни на началах добра и справедливости в интересах счастья всех людей, прогресс изменит жизнь всех людей к лучшему (идея Нового времени).
Нет абсолютного, общего для всех смысла жизни, каждый определяет его сам. Среди огромного числа вариантов этого взгляда можно выделить главные:
· эвдемонизм – смысл жизни состоит в достижении счастья, которое тоже понимается очень многообразно;
· аскетизм – смысл жизни состоит в отказе от чувственных желаний и материальных благ в пользу духовного развития;
· гедонизм – смысл жизни состоит в получении различных удовольствий;
· утилитаризм – смысл жизни заключается в извлечении пользы.
В жизни вообще не существует никакого смысла (к этой пессимистической идее склонялись, прежде всего, А.Шопенгауэр и А.Камю).
Против такого взгляда выступил австрийский философ Виктор Франкл: отсутствие смысла или невозможность его реализации порождает «экзистенциальный вакуум», лежащий в основе апатии, депрессии, утрате интереса к жизни. Он разработал метод логотерапии, направленный на обнаружение смысла жизни. Это можно сделать тремя путями: совершая дело (подвиги), переживая ценности (в любви), или в страдании. Цель логотерапии – помочь увидеть весь спектр возможных смыслов, из которых нужно выбрать один – истинный для себя (его определяет совесть). Осуществляя смысл, человек осуществляет себя.
ИГРА. Это широкий спектр деятельности животных и человека, противоположный практически полезному действию и характеризующийся переживанием удовольствия от самого процесса деятельности безотносительно к результату.
Основателями общей теории игры являются Ф.Шиллер и Г.Спенсер. По Ф.Шиллеру, игра имеет эстетическую природу и является характеристикой сущности человека вообще; по Г.Спенсеру, игра имеет эволюционный аспект, она распространена у высших животных и выполняет упражняющую функцию.
Феномен игры может быть рассмотрен с трех главных сторон.
Во-первых, в рамках этологии – науки о поведении животных. До 30-х годов XX века игра рассматривалась как форма упражнения, укрепления и развития наследственных форм поведения. Затем эта теория была подвергнута критике: инстинктивные формы поведения не нуждаются в упражнении; игра – это действие с предметом, обладающим для животного новизной. В этологии до сих пор нет единой точки зрения на природу и функции игры у животных.
Во-вторых, в психологии разрабатывался вопрос о значении игры в психическом развитии. Основы детской теории игры заложил советский психолог Л.Выготский. Особое внимание он уделял ролевой игре как средству моделирования социальных отношений, социализации личности. Тем самым, были отмечены тренирующая, познавательная и социализирующая функции игры.
В-третьих, анализ игры как универсального феномена бытия и культуры. Йохан Хейзинга полагал, что игра старше культуры, ибо игра есть и у животных, но суть игры не биологическая. Игра есть основа и высшее проявление культуры; культура – развивающийся и усложняющийся принцип игрового начала, вся жизнь общества сосредоточена в игре и вокруг нее. Деятельность людей сводится к игре (понятие «homo ludens» – «человек играющий»): словесные приемы софистов – игра, образная игра слов в поэзии, игровое начало в правосудии (состязательность сторон обвинения и защиты), игровые формы искусства и т.д.
Американский философ XX века Льюис Мэмфорд полагал, что не труд, как считал Маркс, а игра была формирующим фактором культуры: человек создал в виде символической области игры свое пространство бытия.
Феноменами бытия человека являются также смерть, бессмертие, страх, одиночество, отчаяние, счастье, надежда и другие.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Проблема социальной закономерности.
Существование закономерных, направленных,
прогрессивных изменений в
Социальная закономерность – это объективная, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни, характеризующая магистральное направление социального развития. К этой идее приходили Аристотель, Августин, Дж.Вико, Ш.-Л.Монтескье, Г.Гегель, О.Конт, К.Маркс и другие мыслители.
По Г.Гегелю, «объективный дух» охватывает сферу социальной жизни и историю и понимается как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. История – это «прогресс духа в сознании свободы», который развертывается через «дух» народов, сменяющих друг друга в истории по мере выполнения своей миссии. Объективная закономерность прокладывает себе дорогу независимо от желания отдельных лиц. По Г.Гегелю, это «хитрость Мирового разума», пользующегося индивидуальными интересами для достижения своих целей.
Согласно марксизму, развитие общества является процессом естественно-историческим. Естественность означает, что этот процесс объективен и закономерен, как и природные процессы, исторический характер – он представляет собой результат коллективной деятельности людей. Но законы истории носят не субъективный, а объективный характер: парадокс в том, что они создаются людьми, которые затем подчиняются им как чему-то сверхиндивидуальному.
Понятие общественно-экономической формации позволяет обнаружить в истории общую закономерность (см.далее). Закономерный характер истории означает поступательный характер ее динамики и связан с идеей прогресса. В истории существуют законы разной степени общности. Общие проявляются на всех этапах истории (закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил); действующие в определенных формациях (классовая борьба в антагонистических обществах); свойственные отдельной формации (закон производства прибавочной стоимости при капитализме).
Абстрагируясь от идей марксизма, можно
выделить ряд различий между природными
и общественными
Сравнение |
Природные закономерности |
закономерности ОБЩЕСТВА |
Время существования |
Вечны, как и сама природа |
Не вечны и возникли вместе с обществом |
Механизм реализации |
Действуют независимо от сознания и воли людей |
Вырабатываются только людьми в ходе коллективной деятельности |
Характер |
Динамические и статистические |
Преобладают статистические |
Степень точности |
Динамические реализуются неукоснительно, статистические – предполагают вероятность и случайность |
Не столь неукоснительны и точны, учитывая свободу человека, его способность к совершению выбора |
Уникальность |
Постоянно повторяются |
Нет однозначных повторений |
Информация о работе Диалектические категории системности и детерминизма