Диалектический метод Г. Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:43, реферат

Краткое описание

Так как истинная философия не берет своего содержание извне, а оно само в ней создается диалектическим процессом, то, очевидно, началом должно быть совершенно бессодержательное. Таково понятие чистого бытия. Но понятие чистого бытия, т. е. лишенного всяких признаков и определений, нисколько не отличается от понятия чистого ничто; так как это не есть бытие чего-нибудь (ибо тогда оно не было бы чистым бытием), то это есть бытие ничего. Первое и самое общее рассудочное понятие не может быть удержано в своей особенности и косности, — оно неудержимо переходит в свое противоположное. Бытие становится ничем; но, с другой стороны, и ничто, поскольку оно мыслится, не есть уже чистое ничто: как предмет мышления, оно становится бытием (мыслимым). Таким образом, истина остается не за тем и не за другим из двух противоположных терминов, а за тем, что обще обоим и что их соединяет именно за понятием перехода, процесса, “становление” или “бывание” (das Werden).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Философия Гегеля……………………………………………………….7
1.1 Общая философия……………………………………………………...7
1.2 Философия права………………………………………………………11
2. Диалектический метод………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………17
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Диалектический Метод.docx

— 39.21 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Воронежский филиал 
 
 

кафедра «Социально-гуманитарных наук» 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по  дисциплине «Философия» 

на  тему: «Диалектический метод Г. Гегеля» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка очной формы обучения

Группы  КД-110

Рудык Валентина

Проверил:

Кандидат  философских наук

Зуева Наталья  Александровна  
 
 
 
 
 
 

Воронеж 2011

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………….2

1. Философия Гегеля……………………………………………………….7

1.1 Общая философия……………………………………………………...7

1.2 Философия права………………………………………………………11

2. Диалектический метод………………………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………17

Список литературы………………………………………………………...18 

 

     Введение 

     Так как истинная философия не берет  своего содержание извне, а оно само в ней создается диалектическим процессом, то, очевидно, началом должно быть совершенно бессодержательное. Таково понятие чистого бытия. Но понятие  чистого бытия, т. е. лишенного всяких признаков и определений, нисколько  не отличается от понятия чистого  ничто; так как это не есть бытие  чего-нибудь (ибо тогда оно не было бы чистым бытием), то это есть бытие ничего. Первое и самое общее  рассудочное понятие не может  быть удержано в своей особенности  и косности, — оно неудержимо переходит в свое противоположное. Бытие становится ничем; но, с другой стороны, и ничто, поскольку оно  мыслится, не есть уже чистое ничто: как предмет мышления, оно становится бытием (мыслимым). Таким образом, истина остается не за тем и не за другим из двух противоположных терминов, а за тем, что обще обоим и что их соединяет именно за понятием перехода, процесса, “становление” или “бывание” (das Werden).

     Это есть первое синтетическое или умозрительное  понятие, остающееся душою всего  дальнейшего развития. И оно не может остаться в своей первоначальной отвлеченности. Истина не в неподвижном  бытии, или ничто, а в процессе. Но процесс есть процесс чего-нибудь: что-нибудь из бытия переходит в  ничто, т. е. исчезает, из ничто переходит  в бытие, т. е. возникает. Значит, и  понятие процесса, чтобы быть истинным, должно пройти через самоотрицание; оно требует своего противоположного — определенного бытия, или “тут-бытия” В отличие от чистого бытия, как такого, определенное бытие понимается как качество. И эта категория, посредством новых логических звеньев [нечто и другое, конечное и бесконечное, для себя бытие и бытие для кого-нибудь, единое и многое], переходит в категории количества, из которого развивается понятие меры, как синтеза количества и качества. Мера оказывается сущностью вещей, и, таким образом, из ряда категорий бытия мы переходим в новый ряд категорий сущности. Учение о бытии (в широком смысле) и учение о сущности составляют две первые части Гегелевой логики (логика объективная). Третья часть есть учение о понятии (в широком смысле), или логика субъективная, куда включаются и основные категории обыкновенной формальной логики (понятие, суждение, умозаключение). Как эти формальные категории, так и вся “субъективная” логика имеют здесь формальный и субъективный характер далеко не в общепринятом смысле. По Гегелю основные формы нашего мышления суть вместе с тем и основные формы мыслимого. Всякий предмет определяется сначала в своей общности (понятие), затем различается на множественность своих моментов (суждение) и, наконец, через это саморазличение замыкается в себе как целое (заключение).

     На  дальнейшей (более конкретной) ступени  своего осуществления эти три  момента выражаются как механизм, химизм и телеология (показать логический смысл этих главных степеней мирового бытия было одной из заслуг Гегеля, но отнесение их именно в третью, субъективную часть логики несвободно от произвольности и искусственности). Из этой своей (относительной) объективации понятие, возвращаясь к своей внутренней, обогащенной теперь содержанием действительности, определяется как идея на трех ступенях жизни, познавания и абсолютной идеи. Достигши, таким образом, своей внутренней полноты, идея должна в этой своей осуществленной логической цельности подвергнуться общему закону самоотрицания, чтобы оправдать неограниченную силу своей истины. Абсолютная идея должна пройти через свое инобытие (Andersseyn), через внешность или распадение своих моментов в природном материальном бытии, чтобы и здесь обнаружить свою скрытую силу и вернуться к себе в самосознающем духе.

     Абсолютная  идея по внутренней необходимости полагает, или, как выражается Гегель, отпускает  от себя внешнюю природу, — логика переходит в философию природы, состоящую из трех наук: механики, физики и органики, из которых каждая разделяется на три, соответственно общей гегельянской трихотомии. В механике математической дело идет о пространстве, времени, движении и материи; конечная механика, или учение о тяжести, рассматривает инерцию, удар и падение тел, а механика абсолютная (или астрономия) имеет своим предметом всемирное тяготение, законы движение небесных тел и солнечную систему как целое. В механике вообще преобладает материальная сторона природы; в физике выступает на первый план формирующее начало природных явлений. “Физика всеобщей индивидуальности” имеет предметом свет, четыре стихии (в смысле древних) и “метеорологический процесс”; “физика особенной индивидуальности” рассматривает удельный вес, звук и теплоту, а “физика цельной индивидуальности” занимается, во-первых, магнетизмом и кристаллизацией, во-вторых, такими свойствами тел, как электричество, и, в-третьих, “химическим процессом”; здесь в изменчивости вещества и превращении тела окончательно обнаруживается относительный и неустойчивый характер природных сущностей и безусловное значение формы, которое и реализуется в органическом процессе, составляющем предмет третьей главной естественной науки — органики.

     В этой высшей, самой конкретной и  содержательной области природы  форма и материя совершенно друг друга проникают и внутренне  уравновешивают; цельный и устойчивый образ не есть здесь случайность  или произведение внешних сил (как  в механике), а есть адекватное воплощение самозиждительной и самоподдерживающейся жизни. Пристрастие к трихотомии наставило Гегеля отнести к “органике” и минеральное царство, под именем геологического организма, наряду с  организмом растительным и животным; впрочем, в конкретной природе нет  безусловной границы между неорганическим и органическим, и на кристаллизацию можно смотреть как на зачаточную организацию.

     В настоящих организмах растительном и животном разум природы или  живущая в ней идея проявляется  в образовании множества органических видов, по общим типам и степеням совершенства; далее — в способности  каждого организма непрерывно воспроизводить форму своих частей и своего целого через уподобление внешних веществ (Assimilations-process); затем — в способности  бесконечного воспроизведения рода через ряды поколений, пребывающих в той же форме (Gattungsprocess), и, наконец (у животных), — в субъективном (психическом) единстве, делающем из членов органического тела одно самочувствующее и самодвижущееся существо.

     Но  и на этой высшей степени органического  мира и всей природы разум или  идея не достигают своего действительно  адекватного выражения. Отношение  родового к индивидуальному (общего к единичному) остается здесь внешним  и односторонним. Род, как целое, воплощается лишь во внебытии принадлежащих  к нему, неопределенно множественных  особей, раздельных в пространстве и времени; и особь имеет родовое  вне себя, полагая его как потомство. Эта несостоятельность природы  выражается в смерти. Только в разумном мышлении индивидуальное существо имеет  в себе самом родовое или всеобщее. Такое внутренне обладающее своим  смыслом индивидуальное существо есть человеческий дух. В нем абсолютная идея из своего внебытия, представляемого  природой, возвращается в себя, обогащенная  всей полнотой приобретенных в космическом  процессе реально-конкретных определений.

     Третья  главная часть Гегелевой системы  — философия духа — сама троится  соответственно различению духа в его  субъективности, в его объективации и в его абсолютности. Субъективный дух, во-первых, рассматривается в своем непосредственном определении, как существенно зависящий от природы в характере, темпераменте, различиях пола, возраста, сна и бдения и т. п.; всем этим занимается антропология. Во-вторых, субъективный дух представляется в своем постепенном восхождении от чувственной уверенности через восприятие, рассудок и самосознание к разуму. Этот внутренний процесс человеческого сознания рассматривается в феноменологии духа, которая в смысле подготовки ума к пониманию Гегелевой точки зрения может служить введением во всю его систему, а потому и была им изложена в вышеупомянутом особом сочинении, раньше его логики и энциклопедии философских наук, в которые она потом вошла в сжатом виде. Последняя из трех наук субъективного духа, психология, по содержанию своему приблизительно совпадает с главными частями обыкновенной психологии, но только это содержание располагается не в своих эмпирических частностях, а в своем общем смысле, как внутренний процесс самораскрывающегося духа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Философия Гегеля 

     1.1 Общая философия 

     Философия. Гегелевская философия обычно считается  высшей точкой в развитии немецкой школы философского мышления, именуемой  «спекулятивным идеализмом». Главными ее представителями являются Фихте, Шеллинг и Гегель. Школа начала с «критического идеализма» Иммануила  Канта, однако отошла от него, отказавшись  от кантовской критической позиции  в отношении метафизики и вернувшись к убеждению в возможности  метафизического познания, или познания всеобщего и абсолютного.

     Философскую систему Гегеля иногда называют «панлогизмом» (от греч. pan – все, и logos – разум). Она отправляется от идеи, что реальность поддается рациональному познанию потому, что рациональна сама Вселенная. В предисловии к Философии  права содержится знаменитая формулировка этого принципа: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно». (Существуют и другие формулировки самого Гегеля: «Что разумно, станет действительным; и что действительно, станет разумным»; «Все, что разумно, то неизбежно».) Последней  сущностью мира, или абсолютной реальностью, является разум. Разум проявляет  себя в мире; реальность есть не что  иное, как манифестация разума. Поскольку  это так и поскольку, в конечном счете, бытие и разум (или понятие) тождественны, возможно не только применять  наши понятия к реальности, но и  узнавать о строении реальности через  изучение понятий. Следовательно, логика, или наука о понятиях, тождественна метафизике, или науке о реальности и ее сущности. Всякое понятие, продуманное  до конца, с необходимостью ведет  к своей противоположности. Итак, реальность «превращается» в свою противоположность. Тезис приводит к антитезису. Но это не все, поскольку отрицание  антитезиса приводит к примирению на новом уровне тезиса и антитезиса, т.е. к синтезу. В синтезе противоположность  тезиса и антитезиса разрешается, или  упраздняется, однако синтез в свою очередь содержит в себе противополагающее начало, которое приводит к его отрицанию. Таким образом, перед нами не имеющая конца смена тезиса антитезисом, а затем синтезом. Этот метод мышления, который Гегель называет диалектическим методом (от греческого слова «диалектика», ведение спора), применим к самой реальности.

     Вся действительность проходит через три  стадии: бытие в себе, бытие для  себя и бытие в себе и для  себя. «Бытие в себе» – ступень, на которой действительность пребывает  в возможности, но не завершена. Оно  различно с другим бытием, но развивает  отрицание последней все еще  ограниченной стадии существования, образуя  «бытие в себе и для себя». В  применении к разуму или духу эта  теория предполагает, что дух эволюционирует, проходя три ступени. Вначале  дух есть дух в себе. Распространяясь  в пространстве и времени, дух  превращается в свое «инобытие», т.е. в природу. Природа в свою очередь  развивает сознание и тем самым  образует свое собственное отрицание. На этой третьей ступени, однако, происходит не простое отрицание, но примирение предшествующих ступеней на более высоком  уровне. Сознание составляет «в себе и  для себя» духа. В сознании, таким  образом, дух возрождается. Но затем  сознание проходит три различные  стадии: стадию субъективного духа, стадию объективного духа и, наконец, высшую стадию абсолютного духа.

Информация о работе Диалектический метод Г. Гегеля