Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:32, реферат
Философия – это значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании основных ценностях, целостных представлений о мире, ставя вопрос о нравственном осознание бытия. Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии и Китае возникают первые философские системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений культурного пространства, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия.
Введение
Глава 1. Предпосылки возникновения древневосточной философской мысли
Глава 2. Основные направления и школы древнеиндийской философии
а) ведическая культура
б) ортодоксальные (вайшешика, санхья, йога, веданта, ньяя)
в) неортодоксальные (джайнизм, буддизм)
Глава 3. Древнекитайская философия и ее основные школы (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа имен).
Заключение.
Список используемой литературы.
Содержание
Введение
Глава 1. Предпосылки возникновения древневосточной философской мысли
Глава 2. Основные направления и школы древнеиндийской философии
а) ведическая культура
б) ортодоксальные (вайшешика, санхья, йога, веданта, ньяя)
в) неортодоксальные (джайнизм, буддизм)
Глава 3. Древнекитайская философия и ее основные школы (конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа имен).
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение
Философия – это значительная духовная сила, оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании основных ценностях, целостных представлений о мире, ставя вопрос о нравственном осознание бытия. Труднообъяснимым является то обстоятельство, что примерно в середине I тыс. до н.э. почти в одно и то же время в Индии и Китае возникают первые философские системы. Начинается интенсивное вытеснение мифологических представлений культурного пространства, дальнейшее развитие мысли начинает определять философия. В этих двух указанных очагах цивилизации переосмысливаются прежние ценностные установки, имеет место новое толкование истории и мифологии, складываются различные, зачастую противоположные, направления мысли. Наиболее известными и влиятельными оказались философские учения, которые возникли в Индии и Китае. Будучи по духу восточными, они имели не только общие моменты, но и существенные различия, которые оказали огромное влияние на культуру этих стран и тех народов, которые соприкасались с ними. Эти различия позволяют говорить отдельно о философии Индии и Китая. Традиционно в истории философии древнеиндийская и древнекитайская философия объединяются как философия Древнего Востока.
Глава 1. Предпосылки возникновения древневосточной философской мысли.
В середине I тысячелетия до н.э. возникает
философия в Индии и Китае, являющихся
очагами древних цивилизаций. На основе
экономических, социальных, политических
и духовных предпосылок складывалась
духовная атмосфера, благоприятствовавшая
рождению философии. Философия возникает
как разрешение противоречия между мифологической
картиной мира, построенной по законам
воображения, и новым знанием и мышлением.
Однако философия появляется непосредственно
не из мифологии как таковой, а из переходных
мировоззренческих форм, которые можно
назвать предфилософией. Существует сходства
между древнеиндийской и древнекитайской
философией. Во-первых, самосознание древних
индийцев и древних китайцев конструируется
по типу родовых субстанциально-генетических
связей. Род объективирует свое сознание
в природе, но себя из нее не выделяет.
Во-вторых, род выступает движущим основанием
структурно-функциональных трансформаций
родового сознания. В-третьих, телесно-духовные
оппозиции категорий верха и низа предваряют
активную познавательную работу мышления
во всех сферах возникающей философии.
Выбор предфилософского типа фиксации
сознания - мифа, ритуала или табу - в качестве
исходной основы и философского направления
диктуется не произволом философа, а его
социальными условиями и классовыми интересами.
В частности, у китайцев даосизм избирает
миф, конфуцианство - ритуал, легизм - табу;
у индийцев веданта избирает миф, миманса
- ритуал и так далее. При всей специфике
индийской и китайской предфилософии,
обусловленной культурным фоном и различием
в языках у обоих народов, в целом она обусловлена
общекультурными закономерностями. При
всей специфике индийской и китайской
предфилософии, обусловленной культурным
фоном и различием в языках у обоих народов,
в целом она обусловлена общекультурными
закономерностями. Предфилософия начинается
в родовом обществе коллективными формами
сознания. Каждый этап ее развития сопровождается
качественными изменениями самосознания.
При этом философия сохраняет в своем
категориальном арсенале понятийный образ
первопредка, хотя и трансформирует его,
придавая ему другие значения. Первая
философия закладывает прочные основания
традиционализма в сознании. Тем самым
она начинает обслуживать устойчивые
социально-экономические системы, сохранившиеся
в Индии и Китае вплоть до ХХ в. На каждом
историческом этапе развития индийского
и китайского обществ духовная древность
тесно соседствовала с современностью.
Если в Индии многочисленные философские
школы, так или иначе, соотносились главным
образом с брахманизмом и буддизмом, то
в Китае - преимущественно с конфуцианской
ортодоксией. В Индии размежевание на
отдельные школы не привело к официальному
признанию приоритета какого-либо одного
из философских направлений, а в Китае
конфуцианство во II в. до н.э. добилось
официального статуса государственной
идеологии, сумев сохранить его до начала
ХХ в. В чем же сходства Индийской и Китайской
философии. Индийская философия, как и
китайская, характеризуется неполной
отчлененностью от предфилософии. Но если
в древнеиндийской философии преобладало
религиозно-мифологическое мировоззрение,
задававшее древним индийцам свои высшие
ценности, то в древнекитайской предфилософии
преобладало обыденное сознание. Во-вторых,
для древневосточной философии является
характерным то, что естественнонаучные
знания (астрономия, физика) не находили,
за небольшим исключением, более или менее
адекватного выражения в философии. В-третьих,
для древневосточной философии был характерен
глубокий традиционализм. Восточная традиция,
несмотря на разнообразие школ, демонстрировала
постоянство и преемственность на протяжении
многих столетий. В это же время западная
философия развивалась через борьбу идей,
в процессе которой новые теории вызревали
в недрах старых и, преодолевая их, приходили
им на смену. Выявление и объяснение специфических
черт философии Востока и Запада, а также
выявление общих черт между ними сегодня
стоит на повестке дня. Это необходимо
для того, чтобы представить философское
развитие человечества как единый и многообразный
процесс.
Глава 2. Основные направления и школы древнеиндийской философии.
а) ведическая культура
Ведическая цивилизация — индоарийская культура, ассоциируемая с Ведами, самыми ранними источниками об Истории Индии. Большинство учёных помещают ведическую цивилизацию в период от второго до первого тысячелетия до н. э., хотя некоторые индийские учёные отводят начало ведической цивилизации к VII тысячелетию до н. э. Ведический санскрит продолжал употребляться до V века до н. э., когда культура стала приобретать классические формы индуизма.
Индонарий ведийской эпохи стояли выше аборигенов в культурном отношении. Из металлов им были известны золото, бронза, свинец и цинк упоминаются только позже. Соль также не упоминается в Ригведе. Индусы были уже тогда земледельческим народом, обрабатывали землю плугом, запряженным волами. Борозда (Сита) даже обоготворялась. Возделывался, вероятно, ячмень (йава). Рис был ещё неизвестен (его родина — юго-восток Индии). Ещё большую роль играло скотоводство; корова является предметом культа; в гимнах постоянные молитвы о даровании коровьих стад. Боги и герои сравниваются с быками, заря и дождевые облака — с коровами. Из других домашних животных упоминаются овцы, козы, лошади, осел, собака. Из ремесел известны были плотничное, тележное, кузнечное, гончарное, дубильное, ткацкое, швейное, вязальное. Жили в деревнях (грама), которые иногда укреплялись (пур) городов в настоящем смысле слова не было. Весь народ делился на отдельные народцы, делившиеся на племена, а эти последние — на деревни или общины. Во главе народа стоял царь или вождь. Звание его часто было наследственным, а иногда и выборным. Власть царя ограничивалась народным собранием. Его сопровождала дружина (ибха), состоявшая не только из подчиненных, но и его семейных. Во главе племени стоял старшина (вишпати), а во главе рода или общины — староста (грамани). Рядом с царской властью стоят уже верховные жрецы (пурохита), сан которых с течением времени также становится наследственным. Юридические понятия только ещё вырабатывались, встречаются понятия судьи, закона, преступления, выкупа. Жрецы (брахман) и воины (кшатрийа) уже существовали, но не как замкнутые в себе сословия. Характерной чертой ведийских индоариев является воинственность. Воевать приходилось не только с чёрными дасью, но иногда и друг с другом. Бой шёл на колесницах (ратха) всадников не было вовсе, как и у греков в эпоху Илиады. На колеснице находились: сам боец (астхатар) и его возница (саратхи), правивший вожжами и бичом. В употреблении был и пеший рукопашный бой. Вооружение состояло из панциря (варман), покрывавшего плечи и верхнюю часть туловища, шлема, лука (дханус) на руке стрелки носили особый ремень (хастагхна), защищавший её от удара спущенной тетивы; стрелы имели отравленные костяные, а также и бронзовые острия; упоминаются и копья, дротики, ножи, топоры и т. д. Письменности не было в Ведах нет упоминаний о письме или письменных материалах, гимны слагались и передавались от одного поколения другому изустно. Как можно видеть из них, лирическая поэзия была уже высокоразвита и выработала целый ряд звучных и даже изящных размеров. Молитвы богам сопровождались музыкой. На войне играли в барабаны (дундубхи) и духовые инструменты, вероятно, вроде волынки (бакура). У ведийских индоариев несомненно господствовало единоженство, многоженство встречалось редко (только у царей и знатных) и всеобщим сделалось значительно позднее. Во главе семьи стоит грихапати - владыка дома — отец. Невеста выкупалась богатыми дарами будущему тестю. Брак считается божеским установлением, жена является хозяйкой — грихапатни -владычица дома. Брак между братом и сестрой считается преступным. Наследство и права отца переходят к старшему сыну. Насилие над беззащитной девушкой и супружеская неверность причисляются к самым тяжким преступлениям. Мертвые или сжигались, или хоронились, как и у других индоевропейских народов. Загробная жизнь ожидала человека в царстве Ямы, сидящего и пьющего с богами и предками под тенистым деревом.
б)ортодоксальные (вайшешика, санхья, йога, веданта).
Школы и системы индийской философии разделяются на два обширных лагеря - ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика)В современных индийских языках слова астика (astika) и настика (nastika) обозначают соответственно теист и атеист. К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Они считаются ортодоксальными не потому, что допускают наличие бога, а потому, что признают авторитет вед. Индийская культура является одной из самых древних в истории человеческой цивилизации. В ее рамках была создана оригинальная философия, оказавшаяся большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени как в самой Индии, так и за ее пределами, в частности, в западной Европе. В истории древнеиндийской философии обычно выделяют три периода: ведический (1-я пол. I тыс. до н.э), эпический (2-я пол. I тыс. до н.э.) и классический (с I тыс. н.э.). В ведический период были созданы тексты Вед, в которых изложено мифологическое мировоззрение родового общества. Заключительным этапом эволюции Вед считаются Упанишады, явившиеся переходной формой от мифологии к философии в древнеиндийском обществе. В эпоху перехода от родового общества к раннеклассовому происходило формирование различных школ и направлений древнеиндийской философии. В зависимости от отношения к Ведам философские школы подразделяются на ортодоксальные (веданта, санкхья, ньяя, вайшешика), признающие авторитет Вед и неортодоксальные (джайнизм, буддизм), отвергающие авторитет Вед.
Философия веданта
Философской системой, непосредственно опирающейся на Веды, является веданта («завершение вед»), которая служила теоретическим обоснованием брахманизма. Для этой философии спекулятивная часть ведического комплекса (Упанишады) есть то же самое, что для христианской философии Новый завет. Из Упанишад заимствуется прежде всего учение о Брахмане-Атмане как абсолютной субстанции, основе всего сущего. Важнейшими древними источниками по философии веданты являются трактат Бадараяны (II в. н.э.), а также комментарии Шанкары (VIII-IX вв. н.э.). Согласно веданте абсолютной духовной сущностью мира является Брахман - причина всего сущего. Тождественной с Брахманом считается душа (джива), которая вечна, безначальна и неучтожима. «Вечность этой души постигается из священных текстов, поскольку нерожденность и постоянство природы (свойственны) неизменному брахману, (могущему) выступать как брахман и как индивидуальная душа». Душа - это сознание, рассматриваемое как вечно существующая, самоочевидная реальность. По своей внутренней природе она чужда какой бы то ни было деятельности. На уровне эмпирического мира существует множество душ. До тех пор, пока душа находится в системе тело-разум-чувство, она остается лишь подобием, образом Брахмана, поэтому она множественна, не единослитна с Брахманом. Выход из круговорота рождений заключается в знании, ведении (видья), на основе которого познается, что мир - сплошной обман, а подлинной реальностью обладает Брахман-Атман (душа). Путь к постижению этого знания состоит в соблюдении нравственного кодекса и прежде всего медитации. Согласно веданте, связанная со своим телом душа несвободна, она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты.
Философия санкхья
Одной из ранних философских школ, имеющих прямое отношение к ведической традиции, является санкхья. Основателем ее был Капила (VI в. до н.э.). Самым древним из дошедших до нас трудов является работа Ишвара-Кришны «Санкхья - карика». Санкхья - это дуалистическая философия, которая пытается объяснить все мироздание и найти спасение от страдания, исходя из двух изначальных реальностей - пракрити (материя, природа) и пуруши (абсолютная душа). По мнению представителей санкхьи, пракрити сначала существовала в аморфной, нерасчлененной форме. Ее превращение в мир существ и предметов, которые воспринимаются чувствами, осуществилось под влиянием трех качественных элементов (чуна). К ним относятся раджас (стремление), тамас (тьма) и соттва (ясность). В каждой вещи преобладает один из этих элементов. Из этих элементов состоит не только пракрити как первичная субстанция, но и все вещи мира. Абсолютная душа, существует независимо от материальной основы мира. Несмотря на то, что ее нельзя наблюдать и обнаружить, она присутствует во всех вещах и существах. Все множество предметов реального мира возникает после соединения пракрити и пуруши. Причем на этой основе существуют как материальные (вода, воздух, земля, огонь), так и духовные (интеллект, самосознание) исходные принципы. Главной задачей мудрости считается познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий.
Философия вайшешика
Основателем школы вайшешика считается Канада (VI-V вв. до н.э.). Истоки умозрения этой школы можно обнаружить в ранних Упанишадах. Цель мудрости вайшешика видит в освобождении человеческого «я» от страдания и зависимости. Последняя причина страдания - незнание. Поэтому путь к освобождению лежит через знание, истинное постижение реальности. Такое познание предполагает исследование категории бытия. Согласно учению вайшешики, мир состоит из качественно разнородных мелких частиц или атомов (ану), воды, земли воздуха и огня, заключенных в эфире, времени и пространстве. Если ану вечны, несотворимы и неразрушимы, то образованные из них объекты преходящи, изменчивы, непостоянны. Все комбинации ану, в результате которых образуются конкретные объекты, совершаются по законам адришты, направленным на благо души. Все телесные и нетелесные вещи имеют общую субстанцию, ибо они состоят из девяти субстанций. Наряду с субстанциями, имеющими материальную основу (земля, вода, свет, воздух, эфир), состоящих из вечных и неделимых ану, признается также существование нематериальных субстанций. К последним относится душа (атман), состоящая из психических качеств. Будучи вечной и бесконечной, она существует в двух формах: ишвара или параатма (абсолютная душа) и индивидуальные души, которые странствуют в бесконечном коловращении жизней. Со временем представители этой школы стали рассматривать атомы (ану) только как материальную причину мира, а деятельной причиной мира провозгласили бога.
Философия йога
Древние ведические корни имеет классическая йога, основателем которой был Патанджали (II в. до н.э.). Все восемь частей этой философии (яма - воздержание, нияма - самодисциплина, асана - сидение в позе, пранаяма - регулирование дыхания, пратьяхара - прекращение деятельности чувств, дхарана - сосредоточенность, дхьяна - размышление и самадхи - прекращение деятельности сознания) восходят к элементам йогической практики, содержащимся в ряде упанишад. Йога близка философии санкхья, из которой она берет многие положения, включая учение о дуализме пракрити и пуруши, систему двадцати пяти принципов и др. В системе йога вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие успешной практической деятельности, направленной к освобождению от пут кармы и сансары. В качестве абсолютного существа признается Ишвара. Это учение разрабатывало способы «обуздания мысли», способы отвлечения мысли от всех предметов чувственного мира и сосредоточения такой «очищенной» мысли в самой себе. В состоянии такого глубокого транса человек сознает, по мнению представителей этой школы, отличие своего «я» от мира, освобождается от него. Этой цели сосредоточения мысли служат различные позы и положения тела, контроль над дыханием и т.п. В систему предписаний йоги входит также требование поклонения богу.
в) неортодоксальные (джайнизм, буддизм)
К числу неортодоксальных систем относятся главным образом две основные школы - буддийская и джайнская. Их называют неортодоксальными потому, что они не признают авторитета вед.
Философия джайнизма
Основателем джайнистского религиозно-философского учения считается Махавира Вардхамара (VI в. до н.э.). Это учение является дуалистическим, поскольку его представители, джайнисты, выделяют две части бытия - неживое (аджива) и живое (джива). Неживое включает в себя состоящую из атомов материю, время, среду, а живое отождествляется с одушевленным. Джива вечна и непреходяща, но она распадается на множество облеченных в самые разные материальные оболочки душ, которые переходят из одного тела в другое (самсара). Однако во всем живом заключена одна душа и отсюда следует обет ахимса. Характерной особенностью этической системы джайнизма является тщательная разработка правил. К числу подобных правил относится и ахинса, не нанесение вреда живому. Согласно этому принципу люди должны поступать по отношению к другим так, как они хотели бы, чтобы поступали с ними. Путь к освобождению в джайнизме связан главным образом с определенным нравственным настроением человека, постоянным чувством жалости к окружающему. Сострадание ко всем живым существам является одним из главных в джайнизме. Составной частью джайнистского учения является представления о космосе. Космос считается вечным, он не был никогда создан и не может быть уничтожен. Существует несколько расположенных друг над другом миров. В двух низших обитают демоны, мучающие души грешников, средний мир - это наша земля, в более высоком мире обитают боги, а в самом высоком мире - джины. Вместе с тем, джайнисты отрицали существование бога, считая, что все доказательства его бытия являются ложными. Поэтому они поклоняются джинам, обитающим на высшем небе, на небе мокши.