Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:18, реферат
При изучении данной проблемы, имеющей значение для всего курса социальной философии, следует уяснить, что в понятии общества выделяется аспект: как структура общества. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей.
Введение……………………………………………………………………………. Стр. 3
Понятие общества………………………………………………………………….. 3
Структура общества……………………………………………………………….. 4
Подсистемы общества…………………………………………………………….. 7
Общественное сознание…………………………………………………………… 7
Духовный мир личности и его структура………………………………………… 15
Список использованной литературы……
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
в г. РОСЛАВЛЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
(ФИЛИАЛ
ФГБОУ ВПО «МГИУ»
в г. РОСЛАВЛЕ)
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
«ФИЛОСОФИЯ»
На тему:
«Духовный мир личности и его культура.
Общественное сознание и его структура»
Работа выполнена
студентом __ курса
заочного отделения
________________
( Ф.И.О.)
Группа: _________
Специальность:___
Преподаватель:
________________
(
Ф.И.О.)
г.Рославль, 2011
Введение………………………………………………………… |
Стр. 3 |
Понятие
общества………………………………………………………… |
3 |
Структура
общества………………………………………………………… |
4 |
Подсистемы
общества………………………………………………………… |
7 |
Общественное
сознание………………………………………………………… |
7 |
Духовный
мир личности и его структура……………………………………… |
15 |
Список использованной литературы……………………………………………… | 22 |
Введение
Введение При изучении данной проблемы, имеющей значение для всего курса социальной философии, следует уяснить, что в понятии общества выделяется аспект: как структура общества. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как совокупности людей и их взаимоотношений. Если первый из указанных разрезов социальной структуры — отдельных людей и их разнообразные объединения — обнаружить нетрудно, то второй — связи и отношения между людьми — увидеть сложнее, поскольку они носят как бы бесплотный, скрытый характер. Именно поэтому огромная роль в общественной жизни этих незримых отношений была понята не сразу. В оценке их роли немало предрассудков сохраняется и сегодня. Из них наиболее распространены крайний индивидуализм (или социальный нигилизм) и воинствующий коллективизм. С точки зрения социального нигилизма, существуют только отдельные люди, индивидумы, а общественных связей и, следовательно, общества не существует. В данном случае общество выступает как чистая фикция, удобное слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подхода является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей и значение общественных организаций. С точки зрения крайнего, воинствующего коллективизма, напротив, общество не только существует, но и является более полноценным и высоким, чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и ничего кроме общества. Отдельные же люди — всего лишь частицы, винтики. При последовательном проведении эта точка зрения приводит к тоталитаризму, для которого общество должно подчинить себе личность полностью, регулировать все моменты ее жизни, вплоть до мельчайших. Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система. От других природных систем, в том числе физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью. Поэтому для описания общества ныне широко используется как общепринятые в теории системы понятия: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение», так и специфические философские понятия: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др. Представление об обществе как едином организме явилось результатом длительного развития философской мысли.
1 . Понятие общества.
Общество – группа людей, создавшаяся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством. После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности (Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал, в особенности 1 18 века политико-философской проблемой, исчёрпывающее решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки – социологии. В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное, которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определённым образом взаимодействует с нею. Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром. Это последнее определение рассматривается в этой работе как основное.
2. Структура общества
2.1 Структура, внутренняя организация.
Огромное значение в
1.
Вещи, "орудия" с помощью которых
люди оказывают воздействие на
окружающий их реальный мир.
С помощью этих вещей люди
осуществляют адаптивную
2.
Символы, знаки (книги,
Функция символов - воплощать в
себе особым образом
1) с
точки зрения субъектов
3) с
точки зрения способа
3. Духовный мир личности и его структура
Как отмечалось ранее, субъектным бытием сущности человека, субъектной ее действительностью является общество и личность. Поэтому и процесс становления и функционирования общественного сознания следует рассматривать в этих двух взаимосвязанных планах.
Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества. Поэтому с точки зрения содержательной характеристики духовного мира он включает в себя все уровни и структурные элементы общественного сознания, все основные особенности духовной жизни общества. Однако духовный мир личности — это не просто частичка общественного сознания. Это относительно самостоятельная система, со специфической внутренней структурой и способами функционирования.
Для раскрытия духовного мира личности необходимо прежде всего остановиться на процессе становления и структуры индивидуального сознания. Индивидуальное сознание включает в себя, как и общественное сознание в целом, эмпирический и рациональный уровни, общественную психологию, формы общественного сознания, идеологию. Однако оно — не простое копирование, перенесение в сознание индивида всего богатства структуры общественного сознания. Структура и содержание общественного сознания являются той основой, фундаментом, на котором формируется духовный мир личности. Понятие последнего шире понятия индивидуального сознания. Если при раскрытии специфики индивидуального сознания главное внимание уделяется его содержательной стороне и структуре, то, когда рассматривается духовный мир личности, акцент делается на особенностях реализации личностью своих мировоззренческих установок, реализации осознанной человеком своей сущности.
Процесс формирования индивидуального сознания, а, следовательно, и духовного мира начинается с приобретения знаний. Как и в общественном сознании, в индивидуальном сознании знания выступают как способ существования сознания, а также как фиксация результатов жизненного опыта, результатов взаимодействия индивида с окружающим миром. Знания включают в себя также оценочное отношение человека к результатам воздействия внешнего мира на его органы чувств, выполняют функцию ориентации индивида в окружающем его мире.
Информация о работе Духовный мир личности и его культура. Общественное сознание и его структура