Духовный мир личности и его культура. Общественное сознание и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:18, реферат

Краткое описание

При изучении данной проблемы, имеющей значение для всего курса социальной философии, следует уяснить, что в понятии общества выделяется аспект: как структура общества. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. Стр. 3
Понятие общества………………………………………………………………….. 3
Структура общества……………………………………………………………….. 4
Подсистемы общества…………………………………………………………….. 7
Общественное сознание…………………………………………………………… 7
Духовный мир личности и его структура………………………………………… 15
Список использованной литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

философия6.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

в г. РОСЛАВЛЕ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(ФИЛИАЛ  ФГБОУ ВПО «МГИУ»  в  г. РОСЛАВЛЕ) 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

По дисциплине: «ФИЛОСОФИЯ» 

На тему: «Духовный мир личности и его культура. 
Общественное сознание и его структура»
 

      Работа  выполнена 

      студентом __ курса

      заочного  отделения

      ________________

      ( Ф.И.О.)

      Группа: _________

      Специальность:___

      Преподаватель:

      ________________

      ( Ф.И.О.) 
 
 
 
 

г.Рославль, 2011

 

Введение……………………………………………………………………………. Стр. 3
Понятие общества………………………………………………………………….. 3
Структура общества……………………………………………………………….. 4
Подсистемы  общества…………………………………………………………….. 7
Общественное  сознание………………………………………………………… 7
Духовный  мир личности и его структура……………………………………… 15
Список  использованной литературы……………………………………………… 22
 

 

   Введение 

   Введение  При изучении данной проблемы, имеющей значение для всего курса социальной философии, следует уяснить, что в понятии общества выделяется аспект: как структура общества. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей. Поэтому в качестве простейшего приемлемо определение общества как совокупности людей и их взаимоотношений. Если первый из указанных разрезов социальной структуры — отдельных людей и их разнообразные объединения — обнаружить нетрудно, то второй — связи и отношения между людьми — увидеть сложнее, поскольку они носят как бы бесплотный, скрытый характер. Именно поэтому огромная роль в общественной жизни этих незримых отношений была понята не сразу. В оценке их роли немало предрассудков сохраняется и сегодня. Из них наиболее распространены крайний индивидуализм (или социальный нигилизм) и воинствующий коллективизм. С точки зрения социального нигилизма, существуют только отдельные люди, индивидумы, а общественных связей и, следовательно, общества не существует. В данном случае общество выступает как чистая фикция, удобное слово и ничего более. Следствием подобного индивидуалистического подхода является анархизм, отрицающий существование объективных общественных связей и значение общественных организаций. С точки зрения крайнего, воинствующего коллективизма, напротив, общество не только существует, но и является более полноценным и высоким, чем индивиды, из которых оно состоит. Существует будто бы только общество и ничего кроме общества. Отдельные же люди — всего лишь частицы, винтики. При последовательном проведении эта точка зрения приводит к тоталитаризму, для которого общество должно подчинить себе личность полностью, регулировать все моменты ее жизни, вплоть до мельчайших. Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем эти части и элементы не изолированы друг oт друга, не обособлены, а, напротив, тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, в силу чего общество и существует как единый целостный организм, как единая система. От других природных систем, в том числе физических и биологических, общество отличается своей особой сложностью. Поэтому для описания общества ныне широко используется как общепринятые в теории системы понятия: «элемент», «система», «структура», «организация», «отношение», так и специфические философские понятия: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др. Представление об обществе как едином организме явилось результатом длительного развития философской мысли.

   1 . Понятие общества.

   Общество  – группа людей, создавшаяся благодаря  целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности, причём члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо меньше изменяется под воздействием его включённости в общество, чем в зависимости от включённости в общность. Часто под обществом подразумевают сферу, лежащую между индивидом и государством. После попыток объяснения сути понятия «общество» в древности (Аристотель) и в средние века (Августин и Фома Аквинский) вопрос этот стал, в особенности 1 18 века политико-философской проблемой, исчёрпывающее решение которой пытался дать Конт в своей социологии; поэтому общество стало предметом рассмотрения и центральным пунктом новой науки – социологии. В самом широком понимании общество изучаемое социальной философией, выступает как социальность вообще, как социум, или особый род бытия в мире. Существуют различные толкования общества: субъектное, которое рассматривает общество как особый самодеятельный коллектив людей; деятельное, которое полагает, что обществом следует считать не столько сам коллектив, сколько процесс коллективного бытия людей; организационное, которое рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами. Общество как предельно широкое понятие для обозначения той части материального мира, которая обособилась от природы и определённым образом взаимодействует с нею. Это обособление состоит в следующем: в отличие от стихийных природных сил в центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа же существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам. В этом смысле обществом называют совокупность всех форм объединения и способов взаимодействия людей как между собой, так и с природным окружающим их миром. Это последнее определение рассматривается в этой работе как основное.

   2. Структура общества

    2.1 Структура, внутренняя организация.

     Огромное значение в определении  специфики того или иного целого, его особенностей, свойств плюет  структура—внутренняя организация  целостной системы, представляющая  собой специфический способ взаимосвязи,  взаимодействия образующих его компонентов. Понятие структуры употребляется и в ином, более широком смысле как совокупность элементов и их взаимосвязей. В этом случае понятие структуры, по существу, отождествляется с понятием целого, так как, например, «элементарные» частицы и атомы, молекулы и другие предметы и явления, будучи целостными образованиями, именуются как материальные структуры. Структура — это упорядоченность, организованность системы. Естественно поэтому, что существенной характеристикой структуры является мера упорядоченности, которая в самой общей форме, в кибернетическом смысле, выступает как степень отклонения от состояния ее термодинамического равновесия. Социальные системы стремятся повышать степень упорядоченности, используя содержащиеся во внешней среде вещество, энергию и информацию для собственного функционирования и развития. Приведенное понятие структуры разделяется многими исследователями. При этом немало исследователей обращает внимание на огромную роль структуры в формировании целостных свойств системы. Так, отмечая, что система являет собой множество взаимосвязанных элементов, выступающих как определенная целостность, В. Н. Садовский подчеркивает, что «свойства объекта как целого определяются по только и не столько свойствами его отдельных элементов, сколько свойствами, его структуры, особыми интегративными связями рассматриваемого объекта». Для понятия структуры,— пишет В. С. Тюхтин,— специфичен особый и в то же время универсальный тип отношений—отношения «порядка, композиции элементов». Причем «понятие структуры отображает устойчивую упорядоченность». При этом В. С. Тюхтин выделяет в интегральной структуре три уровня: зависимости между свойствами компонентов системы, между свойствами системы и свойствами ее компонентов, зависимость системных, интегральных свойств между собой. Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений». «Структура, объединяющая элементы и свойства объекта,— отмечает М. И. Сетров,— выступает как некий закон данного объекта или класса вещей. Этот закон объективен, его существование не зависит от нашей воли, и поэтому, как бы мы ни комбинировали все возможные сочетания свойств и элементов, вещь будет оставаться такой, как она есть». В применении к обществу как системе структура выступает как внутренняя организация общества или его отдельных звеньев. Структура общества — это совокупность общественных отношений. Структурой обладают обшество в целом и любая конкретная подсистема в его рамках. Причем всякая конкретная система в рамках «глобального» целого — общества — обладает своей специфической структурой, организацией, которая является конкретизацией более общей структуры, структуры, господствующей в обществе. Поскольку главным компонентом любой общественной системы являются люди, то основным элементом ее структуры, если можно так выразиться, ее центральным звеном являются отношения людей, прежде всего производственные отношения. Люди, однако, действуют в различных сферах общественной жизни — экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой. Отсюда наличие специфических структур для конкретных сфер целостного общества — экономической структуры, социально-политической структуры, структуры духовной жизни, структуры быта и семенной жизни. Каждая из них обладает своими особенностями, которые несут печать качественной природы общества и определяются прежде всего господствующими в нем формами собственности. Структура общественной системы выступает но только как отношения людей друг к другу. Отношения различных сфер общественной жизни — экономической и социально-политической, экономической и духовной, отношения других общественных сфер — это тоже элементы структуры. Элементами структуры могут быть и отношения вещей. При этом нельзя забывать, конечно, что вещи имеют социальную природу. Структура, например, такой системы, как предприятие, заключает в себе и определенную связь, порядок расположения машин, механизмов, взаимосвязь технологических процессов и т. д. Структура проявляется и в отношениях людей к вещам, в частности к средствам, производства, то ость в формах собственности, которые представляют собой важнейший элемент структуры общества. Она может выступать и как отношения людей к идеям. Это процесс выработки, восприятия, распространения идей теми или иными группами людей, классами и т. д. Имеют место и отношения идей к идеям, связь идей различного рода и т. д. К примеру, общественное сознание как система идей обладает определенными формами, они, эти формы,— наука, политические идеи, искусство и др.— находятся в определенной связи, отношениях. Структура есть и отношение людей к процессам—экономическим, политическим и др., соотношение различных процессов в обществе, скажем революции и реформ, экономических и социально-политических процессов и т. д. Говоря о том, что структура общественной системы многообразна, проявляется в различных связях н отношениях, ни на минуту нельзя упускать из виду, что, какие бы компоненты ни были связаны в общественном целом, и каком бы виде структура ни выступала, она обязательно в конечном счете проявляется через людей. 2.2 Основные элементы структуры общества Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды-субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

   1. Вещи, "орудия" с помощью которых  люди оказывают воздействие на  окружающий их реальный мир.  С помощью этих вещей люди  осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования.

   2. Символы, знаки (книги, картины,  иконы, и др.). Эти предметы служат  не непосредственному изменению  реальности, а изменению наших  представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность.

     Функция символов - воплощать в  себе особым образом закодированную  информацию, служить средством её  хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую "телесную оболочку" становясь материальными проводниками, "перевозчиками смысла". Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности. Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное системное образование-общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов. Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания. Подобные отношения, между владельцами земли, станков и пр. и людьми лишенных необходимых средств труда, К. Маркс называл производственно - экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в организации общественной жизни людей. 2.3 Человек — универсальный компонент общественной системы Всякая система, целое представляет собой органическое единство и взаимодействие компонентов, частей. Системы социального порядка необычайно сложны и многообразны, и если подойти к социальной действительности с системной мерой, то она выступает как иерархия систем различного уровня, различной степени сложности и организации. В этой иерархии любая система является, с одной стороны, компонентом системы более высокого уровня, а с другой — сама образована из систем более низкого порядка. Выделить ту или иную данную систему в обществе, определить ее — это значит вычленить часть (компонент) из целого (системы), а затем исследовать ее как систему, выделить и определить ее параметры (компоненты, структуру, функции и т. д.). Э. С. Маркарян всю совокупность компонентов социальной системы подразделяет на человеческие и внечеловеческие, причем на первое место ставит именно человеческие. «Как нам кажется,— пишет Э. С. Маркарян,— для понимания человеческого общества (и вообще любой живой системы) в качестве целостного образования его нужно рассмотреть прежде всего с трех качественно различных точек зрения:

1) с  точки зрения субъектов деятельности, отвечающей на вопрос, кто действует;                      2) с точки зрения участков приложения деятельности, позволяющей установить, на что направлена деятельность, где она осуществляется;

3) с  точки зрения способа деятельности, призванной ответить на вопрос, как, каким образом осуществляется  человеческая деятельность». 

   3. Духовный мир личности и его структура

   Как отмечалось ранее, субъектным бытием сущности человека, субъектной ее действительностью является общество и личность. Поэтому и процесс становления и функционирования общественного сознания следует рассматривать в этих двух взаимосвязанных планах.

   Духовный  мир личности представляет собой  особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества. Поэтому с точки зрения содержательной характеристики духовного мира он включает в себя все уровни и структурные элементы общественного сознания, все основные особенности духовной жизни общества. Однако духовный мир личности — это не просто частичка общественного сознания. Это относительно самостоятельная система, со специфической внутренней структурой и способами функционирования.

   Для раскрытия духовного мира личности необходимо прежде всего остановиться на процессе становления и структуры индивидуального сознания. Индивидуальное сознание включает в себя, как и общественное сознание в целом, эмпирический и рациональный уровни, общественную психологию, формы общественного сознания, идеологию. Однако оно — не простое копирование, перенесение в сознание индивида всего богатства структуры общественного сознания. Структура и содержание общественного сознания являются той основой, фундаментом, на котором формируется духовный мир личности. Понятие последнего шире понятия индивидуального сознания. Если при раскрытии специфики индивидуального сознания главное внимание уделяется его содержательной стороне и структуре, то, когда рассматривается духовный мир личности, акцент делается на особенностях реализации личностью своих мировоззренческих установок, реализации осознанной человеком своей сущности.

   Процесс формирования индивидуального сознания, а, следовательно, и духовного мира начинается с приобретения знаний. Как и в общественном сознании, в индивидуальном сознании знания выступают как способ существования сознания, а также как фиксация результатов жизненного опыта, результатов взаимодействия индивида с окружающим миром. Знания включают в себя также оценочное отношение человека к результатам воздействия внешнего мира на его органы чувств, выполняют функцию ориентации индивида в окружающем его мире.

Информация о работе Духовный мир личности и его культура. Общественное сознание и его структура