Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:18, реферат
При изучении данной проблемы, имеющей значение для всего курса социальной философии, следует уяснить, что в понятии общества выделяется аспект: как структура общества. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей.
Введение……………………………………………………………………………. Стр. 3
Понятие общества………………………………………………………………….. 3
Структура общества……………………………………………………………….. 4
Подсистемы общества…………………………………………………………….. 7
Общественное сознание…………………………………………………………… 7
Духовный мир личности и его структура………………………………………… 15
Список использованной литературы……
Знания приобретаются двумя основными путями. Первый из них — это приобретение знаний, осуществляющееся в процессе непосредственного, чувственного, эмпирического взаимодействия индивида с действительностью. Этот уровень приобретения знаний является, с одной стороны, исходной посылкой и основанием формирования индивидуального сознания в его целостности, а, с другой — это относительно самостоятельный уровень приобретения знаний. Поэтому можно говорить о нем как об эмпирическом уровне индивидуального сознания. Родившись на свет, ребенок с помощью органов чувств получает первые сведения об окружающем его мире. Эти сведения, постепенно накапливаясь и систематизируясь, становятся ориентирами в его жизнедеятельности. Пробуждение сознания у ребенка первоначально непосредственно вплетено в его жизнь, в процессе его становления и развития. Это сознание выступает как осознание ближайшей, чувственно воспринимаемой среды. На нем сказывается ограниченность связей ребенка с другими людьми, с предметами, явлениями, процессами внешнего мира. По мере развития ребенка, в результате включения его в процесс деятельности, в систему общественных отношений вырабатывается общность эмпирического и чувственно-эмоционального освоения действительности. Сами органы чувств очеловечиваются: ухо становится способным воспринимать музыку и наслаждаться ею, на этой основе возникает возможность осмысления содержания музыкального произведения; глаз начинает воспринимать красоту окружающего мира и вызывать чувство удовлетворенности. Это же происходит со всеми другими органами чувств человека. Эмпирический уровень индивидуального сознания, преломляясь через чувственно-эмоциональную оценку, выступает и как средство ориентации в окружающей действительности, и как фактор, обусловливающий характер отношения индивида к действительности, направленность его деятельности.
Второй путь приобретения знаний — усвоение человеческого опыта, зафиксированного в языке. Язык— это прежде всего средство общения человеческого опыта, отбора и систематизации знаний, их сохранения и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Он является средством общения между людьми и средством активного воздействия на человека. Словом можно поддержать в трудную минуту, уберечь от необдуманных поступков, мобилизовать его силы на преодоление тех или иных трудностей. Но словом можно посеять в человеке неверие в себя, в людей, в будущее, можно убить человека. Словом можно посеять панику среди тысяч людей, но словом можно и обуздать необузданные эмоции масс. С помощью языка индивид усваивает выработанные человечеством правила, нормы, принципы, определяющие характер его поступков и действий.
На основе знаний, врожденных и приобретенных потенций формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению — ум. Эта способность не может быть сведена к количеству знаний. Ум есть способность к проникновению в сущность вещей, явлений, процессов, к анализу и к самостоятельной оценке действительности, творчеству. Формирование ума — важнейшая задача всего процесса обучения и воспитания. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что принято называть интеллектом. Однако ни знания сами по себе, ни умственные способности не характеризуют личность с точки зрения ее гражданственности, социальной зрелости. Знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определять свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Эта особенность индивидуального сознания, которая в то же время выступает и как характерная черта духовного мира личности, приобретает относительную самостоятельность. Ее можно обозначить термином "рассудок". В истории философской мысли этот термин употреблялся чаще всего в гносеологическом плане. Социально значимое для индивида содержание рассудка оставалось в тени. Важной особенностью рассудка является то, что здесь знания и ум приобретают чувственно-эмоциональную окраску, выражающую личностное отношение человека к действительности. Здесь чувственно-эмоциональное выступает не просто как результат непосредственного чувственного взаимодействия с окружающим миром, а как следствие осознания человеком значимости усвоенных знаний, опыта для определения своего отношения к действительности и к себе. Особенности взаимосвязи эмпирического, рационального и чувственно-эмоционального, превращение результатов осознания в личностные жизненные установки зависят от того, какими именно потребностями и интересами руководствуется человек в своей жизнедеятельности. Поэтому рассудок можно определить как основанную на знаниях и уме способность к анализу, оценке явлений, определению характера отношения к ним, характера поступков и действий в соответствии с потребностями и интересами личности, группы, класса, общества. Если человек, живя в обществе, руководствуется и действует в соответствии прежде всего с личными потребностями и интересами, то в его оценках и действиях выступают эгоистические устремления, тенденция к использованию общественного для достижения личных целей. В служебных отношениях таким людям присуща устремленность к карьеризму, они способны к нарушению общепринятых норм морали, законности ради достижения личного благополучия. Если же человек в своей деятельности руководствуется прежде всего потребностями и интересами общества, то он готов на самопожертвование, ущемление каких-либо личных потребностей и интересов во имя достижения общих целей. Для таких людей, как правило, характерными становятся самоотверженность, инициатива, активная творческая деятельность, которая направляется на решение задач общественного развития.
Однако ни одну из этих сторон не следует абсолютизировать. Оптимальным здесь является такое состояние, когда в процессе воспитания личность вырабатывает в себе способность правильно понимать соотношение личного и общественного. Это является необходимым условием формирования целостности личности как социального субъекта. Оптимальным здесь является соотношение, когда личность способна подняться до понимания общественного как личного, а общество способно рассматривать личное как общественное.
На основе знаний, ума, учета специфики соотношения личных и общественных потребностей и интересов формируется оценочно-практическое отношение человека к миру, характеризующее его именно как социальный субъект.
В этой связи следует подчеркнуть, что важной стороной формирования духовного мира личности является то, что в своей жизнедеятельности ее оценочное отношение к действительности может складываться преимущественно на уровне или обыденного, или теоретического сознания. Как результат, часто бывает так, что человек, обладающий обширными теоретическими знаниями, но руководствующийся в своей жизнедеятельности преимущественно уровнем обыденного сознания, в котором осознаются прежде всего ближайшие жизненные потребности и интересы, в осознании своего отношения к миру и к себе не выходит за рамки обывательски-потребительского сознания.
Важную роль в формировании духовного мира личности играет то факт, что общество и индивиды осуществляют свою жизнедеятельность в системе объективных условий, которые складываются независимо от воли и желания людей и развитие которых подчиняется действию объективных законов природы и общества. Поэтому люди для обеспечения своей жизни вынуждены согласовывать свою деятельность с объективными законами развития природы, общества, мышления, учитывать результаты воздействия своей сознательной деятельности на окружающий мир и на самих себя. На этой основе формируется особая ступенька духовного мира, которую целесообразно обозначить термином "разум". Как и рассудок, этот термин в истории философской мысли чаще всего употреблялся в гносеологическом плане. Однако, как показывает жизнь, необходимо обратить внимание на его содержательно-понятийный статус с точки зрения его места и роли в жизнедеятельности людей.
Базируясь на предшествующих ступеньках развития духовного мира личности, разум выступает как более высокая ступень освоения человеком окружающей действительности. Поэтому разумное отношение и разумная деятельность охватывает все стороны жизнедеятельности человека, начиная с проблем непосредственной индивидуальной жизни и кончая глобальными проблемами, которые ставит жизнь перед индивидом и всем человечеством. Разум выступает как основанная на знаниях, уме, рассудке способность человека согласовывать свои мысли и поступки, слова и дела не только с потребностями и интересами личности, общества, но и с требованиями действия объективных законов природы, общества, мышления. Разум предполагает такое отношение человека к действительности, к другим людям и к себе, которое направлено на обеспечение жизнедеятельности и всестороннее развитие индивидов и общества, на сохранение и воспроизводство природной среды обитания. Иными словами, разум включает в себя заботу человека о будущем. Разум неразрывно связан со свободой. Здесь свобода выступает как способность человека к выбору и принятию оптимальных решений для обеспечения индивидуальной и общественной жизнедеятельности.
Таким образом, знание, ум, рассудок и разум представляют собой взаимные стороны единого целого — духовного мира личности, характеризуя его с точки зрения содержания и значения для жизнедеятельности личности. Все эти стороны характеризуются тем, что они связаны, с одной стороны, с объективно-содержательным отражением действительности в сознании человека, а с другой — с чувственно-эмоциональным оценочным восприятием, осознанием этого содержания.
В процессе жизнедеятельности у человека происходит непрерывное накопление, расширение и углубление знаний об окружающем мире. Однако не все они имеют одинаковое значение в его жизни, в мыслительном и практическом освоении действительности. Поэтому происходит в сознании человека систематизация, обобщение и отбор наиболее значимых для человека сведений о мире и о себе. В этом процессе жизненно важные знания превращаются в присущий личности способ видения, понимания, способ оценки явлений действительности, который определяет специфику отношения к миру и к себе, специфику всей ее жизнедеятельности. Иными словами, происходит не только отбор необходимых знаний, но и жизненных установок, определяющих характер осознания личностью своего места в мире и отношения к нему. Эти особенности духовного мира находят свое выражение в вере и убеждениях.
Вера
— это чувственно-
Вторым признаком веры следует считать то, что в ней знания, принятые как истинные, становятся для личности способом видения, понимания явлений действительности. На основе этих знаний человек определяет свое отношение к действительности, к другим людям, к собственной жизнедеятельности, осуществляет поступки и действия.
Третий признак веры состоит в том, что жизненно значимые знания, принятые как истинные, превращаются в мировоззренческие установки, в жизненные ориентиры личности, определяющие характер ее поступков и действий. Например, если религиозный человек усомнился в том, что мир создан богом, что его судьба зависит от воли божьей, если он поверил, что вся его жизнь в действительности зависит не от сверхъестественных сил, а от реальных условий бытия и от него самого, то в дальнейшем в своем отношении ко всем сферам жизни, к миру, к другим людям, к себе он будет руководствоваться этими установками. И наоборот, нерелигиозный человек, поверив в создание мира и человека богом, в зависимость его судьбы от воли божьей, становится религиозным.
Четвертый признак веры заключается в том, что она представляет собой способность человека переживать желаемое и воображаемое как действительное, возможное и должное как сущее. Поэтому вера, как правило, предполагает оптимистическое отношение человека к миру. Она содержит в себе предположение о возможности достижения желаемого благополучного результата.
Пятый признак веры состоит в том, что истинность знаний, принятых на веру, не получила своего подтверждения практикой, достаточной аргументацией. Человек, поверив во что-то, не знает так это в действительности или нет.
Все
эти признаки взаимосвязаны. Их выделение
целесообразно только с точки
зрения более полного раскрытия
содержания веры как особого феномена
духовного мира и его роли в жизнедеятельности
личности. Вера может формироваться на
уровне обыденного и теоретического сознания,
как выражение истинности того или иного
частного знания или как состояние духа,
как мировоззренческая установка. На мировоззренческом
уровне вера позволяет личности сформироваться
в определенную целостность. Мировоззренческие
установки, базирующиеся на вере, оказывают
влияние на общую направленность отношения
человека к миру и к себе. Следует подчеркнуть,
что часто веру соотносят только с религиозной
верой. Но этого делать нельзя. Вера может
формироваться на любых методологических
установках относительно сущности человека
и сущности мира его бытия, т.е. вера может
формироваться на материалистическом,
идеалистическом, дуалистическом, плюралистическом,
религиозном подходах к решению вопроса
об отношении человека и мира. Она может
формироваться и на непосредственном
жизненном опыте, на уровне обыденного,
практически-житейского отношения к действительности.
Убеждение, как и вера, характеризуется признанием истинности воспринимаемых знаний, которые становятся способом понимания человеком явлений действительности, руководством к действию. Отличается убеждение от веры прежде всего тем, что истинность воспринимаемых знаний подтверждается непосредственно практикой жизни, достаточной логической аргументацией, опирающейся на конкретные факты и теоретические обоснования. Кроме того, убеждение может быть связано с осознанием истинности и желаемого и нежелаемого.
Вера и убеждение играют важную роль в формировании мировоззрения личности. Эта роль проявляется в трех основных аспектах: во-первых, они представляют собой предпосылки формирования мировоззрения. Без веры и убеждений мировоззрение, как целостное выражение духовного мира, практически невозможно; во-вторых, вера и убеждение представляют собой формы проявления, функционирования мировоззрения. Причем мировоззрение может формироваться преимущественно на вере или преимущественно на убеждениях. Роль веры и убеждений в мировоззрении может изменяться в процессе жизнедеятельности человека. Так, в детском и юношеском возрасте мировоззрение формируется преимущественно на вере. Со временем на первый план могут выступать убеждения. Однако бывает и так, что убеждения, сформировавшиеся в процессе воспитания и практической жизнедеятельности, в результате изменившихся обстоятельств подвергаются пересмотру. Истинность убеждений подрывается. Тогда убеждения уступают место вере, а может наступить и неверие, что, как правило, оказывает сильное влияние на психику человека. В-третьих, вера и убеждения выступают как результат реализации уже сложившихся мировоззренческих установок, их проверки на основе жизненного опыта.
Информация о работе Духовный мир личности и его культура. Общественное сознание и его структура