Духовный мир личности и его культура. Общественное сознание и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:18, реферат

Краткое описание

При изучении данной проблемы, имеющей значение для всего курса социальной философии, следует уяснить, что в понятии общества выделяется аспект: как структура общества. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты, но также и их свойства. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов, ибо наряду с ними оно включает в себя реальные отношения, которые и объединяют людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. Стр. 3
Понятие общества………………………………………………………………….. 3
Структура общества……………………………………………………………….. 4
Подсистемы общества…………………………………………………………….. 7
Общественное сознание…………………………………………………………… 7
Духовный мир личности и его структура………………………………………… 15
Список использованной литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

философия6.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

   Мировоззрение формируется на основе всех структурных  элементов духовного мира личности и всего содержания общественного  сознания, но не сводится к их сумме. Оно приобретает в духовном мире относительную самостоятельность  и выступает по отношению к  личности как своеобразный внутренний императив, регулятор, определяющий сам способ видения человеком мира и себя в нем. Мировоззрение не сводится только к знаниям. Включая в себя чувственно-эмоциональный аспект оценки человеком своего отношения к действительности, а также выработанные на этой основе установки, оно предстает как способ духовно-практического освоения мира. Особая роль мировоззрения заключается в том, что оно, обусловливая понимание личностью целей и смысла жизни, ориентирует ее на деятельность, которая находит свое выражение в стремлении личности к достижению счастья. Под счастьем следует понимать чувственно-эмоциональное состояние удовлетворенности от реализации или стремления к реализации понимаемых человеком целей и смысла жизни. Его нельзя свести только к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Достижение человеком счастья зависит прежде всего от того, в чем он видит смысл своего бытия. Поэтому счастлив может быть каждый человек, безотносительно к тому, каков уровень его социальной зрелости, уровень интеллектуального развития, независимо от возраста, миро­воззренческих установок. Важно здесь то, реализацией каких смысложизненных целей (высоких или низменных, обыденных или масштабных) это состояние вызывается.

   Проходя проверку жизненным опытом, мировоззрение трансформируется в жизненную позицию личности.

   Реализация  жизненной позиции в деятельность осуществляется посредством воли, которая  представляет собой способность  человека сознательно мобилизовывать все физические и духовные силы, направлять свою жизнедеятельность на достижение целей. Формируясь в процессе становления духовного мира личности и жизненного опыта, становления ее как социального субъекта, она приобретает относительную самостоятельность и оказывает воздействие на сам процесс развития духовного мира, становится важным фактором самовоспитания, самосовершенствования, внутренней повелительной силой, направляющей жизнедеятельность личности в определенное русло.

   Таким образом, духовный мир личности, будучи неразрывно связанным с духовной жизнью общества, характеризует личность с точки зрения ее содержания, ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе, что позволяет определить ее место и роль в жизнедеятельности общества. Духовная жизнь общества и духовный мир личности представляют собой (в их единстве) реальный способ бытия и функционирования общественного сознания, действительностью его сущности.

   В заключение следует сказать, что  проблема сознания и бытия, возникшая  как способ решения вопроса о  сущности мира и сущности человека, предельных оснований их бытия, в истории человечества стала важной мировоззренческой проблемой. От того, что признается в качестве начала — материальное или идеальное — определяется общая методологическая позиция социальных субъектов в их отношении к миру и к себе.

   Развитие  философской мысли и современной  науки все больше подтверждают представления  о том, что мир по своей природе  материален, находится в состоянии  изменения, движения, развития, материя  — это всеобщее, предельное основание  всего сущего во всем многообразии форм его бытия (в прошлом, настоящем и будущем). Сознание же есть продукт развития материальных систем, свойство высокоорганизованной материи — мозга. Однако сознание, возникнув как особый феномен, приобрело относительную самостоятельность, из результата оно постоянно превращается в предпосылку самой жизнедеятельности. Будучи порожденным практикой, сознание становится инструментом самой практики. Это находит свое выражение в том, что практически-деятельное отношение человека к миру не может ограничиваться только фиксацией наличного бытия.

   Поэтому, реализуясь в духовной жизни общества и духовном мире личности, сознание находит свое выражение в познавательном отношении человека к миру и к  себе. Познание становится важнейшей  функцией сознания, функцией жизнедеятельности человека. Без познания невозможна эффективная практически-преобразовательная деятельность по обеспечению жизнедеятельности человека с перспективой в далекое будущее” а также для обеспечения сохранения и воспроизводства природной среды, воспроизводства мира бытия человека и самого человека.

   Список  используемой литературы

    1.Введение  в философию. В 2 ч: Ч. 1. - М., 1989).

    2.Канке В.Л.  Философия.    М., 2001.

    З.Рассел Б. История  западной философии.    М., 2000.

    5.Спиркин А.Г.  Философия. - М., 2001.

    6.Философия / Под ред. В.11. Лавриненко. - М., 1998.

    7.Антология мировой философии. В 4 т - М., 1969-1972.

    8.Голубинпев  В.О., Данией А.Л., Любченко B.C. Философия для технических вузов. - Ростов, 2001.

    9.Гончар Л.В. Философия. 4.1.- М.: МГИУ, 2000.

Информация о работе Духовный мир личности и его культура. Общественное сознание и его структура