Западная и восточная цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом.

Содержание

Введение…………………………………………………….3
1.Западная и восточная цивилизация………………...…..5
1.1 Античный мир - колыбель западной цивилизации…11
1.2 Эпоха возрождения и становление культа человека.14
1.3 Реформация как духовное основание западной потребительской цивилизации………………………………………………..16
1.4 Реакция в России, исламском мире, третьем мире на историческую победу западной цивилизации………21
Заключение…………………………………………………28
Список используемой литературы……….………………30

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 74.83 Кб (Скачать файл)

Считали, что будто бы в природе растворено божественное начало, которое сообщает природе  жизнь, красоту и многообразие действительности. Вели борьбу с феодальным дворянством. На смену подчинению человеческой личности феодальным и церковным авторитетам  приходит принцип свободного развития индивидуальности. Человек – центр  всего мира. Человек в своей  деятельности и замыслах не может  быть ничем ограничен. Человек есть индивидуум, а так же есть микрокосм. Человек есть также личность. Личность есть свобода.

  Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XV-XVIв.в., означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма .Для философии это время стало своеобразным переходным периодом от теоцентризма к рационализму , к исследованию мира средствами научного познания. Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли, науки и искусства. Наилучшим способом постижения Божественной красоты, растворенной в мире, справедливо признается работа человеческих чувств.

Поэтому возникает такой  пристальный интерес к визуальному  восприятию, отсюда – расцвет пространственных видов искусства (живописи, скульптуры, архитектуры.). Ведь именно эти искусства, по убеждению деятелей

Возрождения, позволяет более  точно запечатлеть Божественную красоту. Поэтому культура Возрождения  носит отчетливый художественный характер.Интерес к античности связан у возрожденцев с модификацией христианской (католической) традиции. Благодаря влиянию неоплатонизма становится сильной пантеистическая тенденция. Это придает уникальность и неповторимость культуре Италии XIV-XVI веков. Возрожденцы по-новому взглянули на самих себя, но при этом не потеряли веру в Бога. Они начали осознавать себя ответственными за свою судьбу, значимыми, но при этом не переставали быть людьми средневековья.

Противоречивость культуры Возрождения: радость самоутверждения  и трагизм мироощущения. Наличие  этих двух перекрещивающихся тенденций (античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры и эстетики Возрождения. С одной  стороны, человек Возрождения познал радость самоутверждения, с другой стороны, постиг всю трагичность  своего существования. И одно, и другое связано в мироощущении человека Возрождения с Богом. Истоки трагизма творчества художников Возрождения убедительно показаны русским философом Н. Бердяевым. Столкновение античных и христианских начал послужило причиной глубокого раздвоения человека, подчеркивал он. Великие художники Возрождения были одержимы прорывом в иной, трансцедентальный мир. Мечта о нем была уже дана человеку Христом. Художники были ориентированы на создание иного бытия, ощущали в себе силы, подобные силам Творца; ставили перед собой по существу онтологические задачи. Однако эти задачи были заведомо невыполнимыми в земной жизни, в мире культуры. Художественное творчество, отличающееся не онтологической, но психологической природой, таких задач не решает и решить не может. Опора художников на достижения эпохи античности и их устремленность в высший мир, открытый Христом, не совпадают. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения в том, что оно не удалось. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил, и никогда еще не была так обнаружена трагедия общества».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Реформация как духовное  основание западной потребительской цивилизации.

Западная цивилизация (европейская цивилизация, «Запад») — большинство народов Европы, живущих в этой части света и переселившихся за её пределы в Северную Америку, Австралию и некоторые острова в Мировом океане. Относительно времени рождения европейской цивилизации существуют разные мнения. В рамках концепции европоцентризма европейскую цивилизацию основали древние греки, в другой концепции возникновение новой цивилизации относят примерно к XV-XVI  веку, когда начались Великие географические открытия европейцев, в Северной Италии и Нидерландах зарождался капитализм, а Реформация ломала религиозные устои общества.

 Европейская цивилизация  прошла через множество этапов  развития, причем ценности, мораль  и устремления людей, институты  общества и экономика в разное  время и в разных странах  отличаются вплоть до противоположностей. Так, религиозный фанатизм конца  средних веков сменился в XX веке отрицанием религии и  равнодушием к ней, политика  порабощения других народов и  военный захват колоний ещё  в начале XX века считалась нормальной, в XXI веке она решительно осуждается (сменившись неоколониализмом), обычные  в прошлом абсолютные монархии  были через революции и неоднократные  реформы превращены в республики  и монархии декоративные, многолетняя  вражда и войны между европейскими  государствами сменились их объединением  в Европейский союз и т. д.  Поэтому на самом деле характерные  признаки этой цивилизации выделить  трудно, но обычно все понимают, что и кого называют термином «Запад». Многие черты европейской цивилизации со временем были заимствованы другими народами, в частности японцы опередили большинство европейских народов в научно-техническом прогрессе и экономическом развитии. При этом существенные отличия в менталитете между "востоком" и "западом" сохраняются до настоящего времени. Другие восточные азиаты в конце XX — начале XXI века также активно развивают свою экономику, в первую очередь промышленность.

Признаки европейской  цивилизации: ускоряющееся развитие науки  и техники, индивидуализм, позитивизм, универсальная мораль, разнообразные 

идеологии наподобие демократии, либерализма, национализма, социализма, предлагаемые взамен традиционных ценностей.

 Важнейшими частями  западной цивилизации можно считать  греческую философию, римское  право и христианскую традицию. Впрочем, в современном западном  мире наметился решительный отказ  от христианских ценностей, их  замена т.н. общечеловеческими  ценностями.

Западный мир или западная цивилизация — совокупность культурных, политических и экономических признаков, объединяющих страны Западной Европы и выделяющих их на фоне других государств мира. К числу так называемых западных стран в настоящее время относят страны Западной Европы и Центральной Европы, США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

 Однако, истоки западной  цивилизации и ведущие её носители  постоянно трансформировались в  географическом, культурном, лингвистическом  и религиозном плане. Значителен  также и внутренний антагонизм  между отдельными группами, слагающими  современную западную культуру. Важно также осознавать нетождественность понятий западный и европейский, хотя эти термины взаимосвязаны. Во время холодной войны в СССР и странах Варшавского договора под западными обычно понимали капиталистические страны. В эту сферу входила и Япония.

   Западная цивилизация — особый тип цивилизации (культуры), исторически возникший в Западной Европе и претерпевший в последние столетия специфический процесс социальной модернизации. Западная цивилизация – это тип цивилизации, который связан с прогрессивным развитием, постоянными изменениями в жизни человека. Возникла она в Древней Греции и Древнем Риме. Первый этап ее развития, получивший название «античная цивилизация», был отмечен возникновением основных ценностей западного типа общества: частнособственнических отношений, частного производства, ориентированного на рынок; первого образца народовластия – демократии, правда, ограниченной; республиканской формы правления. Были заложены основы гражданского общества, обеспечивающие права и свободу личности, а также система социокультурных принципов, способствующих мобилизации творческого потенциала и расцвету личности.

Следующий этап развития западной цивилизации связан с Европой  и христианством.

 Реформация породила  новое направление в христианстве  – протестантизм, который стал  духовной основой западной цивилизации.  Главная ценность этой цивилизации,  на которой основывались все  остальные,– индивидуальная свобода  выбора во всех сферах жизни.  Это было прямо связано со  становлением особого европейского  типа личности, появившегося в  эпоху Возрождения. «Индивид становится  трагически ответствен не только  за приближение и удаление  от Высшего, но и за выбор  того, что же он, индивид, считает  Высшим. Отвечает ... не только за себя, но и перед собой».

 Важнейшей самостоятельной  ценностью Запада стала рациональность (М. Вебер). Общественное сознание  рационально, свободно от религиозных  догм в решении практических  вопросов, прагматично, но сфера  приложения христианских ценностей  – это общественная мораль, причем  не только личной жизни, но  и деловой этики.

  В эпоху географических открытий и колониальных войн Европа, распространила свой тип развития на другие регионы мира. Впервые человечество в результате всемирного распространения западных по своему происхождению ценностей и институтов (XVI–XIX вв.) было реально объединено в рамках охватывающей весь мир системы связей. К концу XIX–началу XX в. эти ценности и институты стали господствующими на планете и продолжали определять главные черты облика Земли в нашем столетии вплоть до самого последнего времени.

 Основное содержание  цивилизационного процесса в  XX в. составляет тенденция к  историческому становлению структур  универсальной мировой цивилизации.  Процессы, происходившие в XX в.  на Западе, приобрели глобальный  характер, непосредственным образом  затронув все народы, все иные  цивилизации, которые вынуждены  были искать ответ на исторический вызов Запада . Этот вызов воспринимался в конкретной форме действительности как императив модернизации. В подобной ситуации вопрос о соотношении модернизации и вестернизации стал центральным для подавляющего большинства человечества незападного мира. Следовательно, анализ процессов, происходящих в ареале западной цивилизации, имеет решающее значение для понимания цивилизационного развития как человечества в целом, так и различных его составляющих в XX в.

 Известно, что межцивилизационный диалог между Западом и Востоком происходил всегда. С Востока пришла к грекам письменность, у восточных мудрецов учились первые греческие философы, а греки в результате походов Александра Македонского оказали влияние на Восток. На Востоке родилось христианство, которое стало духовной основой западной цивилизации. В-XX в. особенно интенсивно идет процесс взаимовлияния и взаимообогащения различных типов развития при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества. Исторический процесс многовариантен. Страны Азии, Африки, Латинской Америки испытали сильное влияние западной цивилизации во времена колониальных империй. Европейский образец становился ориентиром как для колониальных стран, так и для населения, которое не было колонизированным, но также подвергалось западному влиянию. В XIX столетии в странах Востока развернулись реформы западной ориентации, хотя большинство стран продолжало придерживаться устоявшихся традиций. В первой половине XX в. попытки глубоких реформ продолжались (Китай, Индия), но начало модернизации этих обществ совпало с нарастанием кризиса западной цивилизации, что осложнило процесс внедрения этого типа общества.

После второй мировой войны  процесс пошел более масштабно, причем страны Востока, имея целью ускоренное развитие и индустриализацию, стремились сохранить свои фундаментальные  цивилизационные ценности, выбирая различные пути модернизации. Однако не только Восток осваивает западные ценности, но и Запад – восточные. Происходят изменения в общественном сознании – укрепляются авторитет семьи, коллективизм, делаются попытки одухотворить западную меркантильность, усиливается интерес к восточной философии, этическим и эстетическим учениям Востока.

Идет процесс взаимообогащения стран и народов. Рассматривая этапы развития западной цивилизации до XX в., мы видим, что основные ценности ее взаимосвязаны и взаимообусловлены, но взаимосвязь их носит весьма противоречивый характер. Тот тип современного общества, который первоначально сформировался на Западе, был создан не просто на основе преобладания определенных сторон экзистенциальных противоречий, а на базе безусловного доминирования господства человека над природой, индивидуалистического начала над общественными интересами, инновационной стороны культуры над традиционной. Названные противоречия были и остаются основными источниками развития человечества.

Но для того чтобы противоречие подобного типа могло выполнять  свою функцию, сохраняться, обе стороны  должны быть достаточно сильно выражены. Чрезмерное преобладание одной из сторон в ущерб другой ведет в конечном счете к пересыханию источника  развития и усилению разрушительных тенденций (в результате нарастания диспропорций в процессе развития цивилизационной  системы). Такова самая глубокая основа цивилизационного кризиса XX в. Становление современного общества на Западе означало утверждение капитализма, и, как следствие, отчуждение человека от продуктов его деятельности, превращение последних в господствующую над человеком и враждебную ему силу. Индивид оказался один лицом к лицу со всем миром, безграничным и угрожающим. Чтобы иметь возможность действовать, он должен как-то избавиться от такого положения.

Здесь возможны два пути: либо человек заново, уже на основе собственного выбора выстраивает отношения  с окружающим миром, восстанавливая единство с другими людьми и природой и при этом сохраняя и развивая собственную индивидуальность (не посягая  на свободу и индивидуальность других), либо ищет выход из ситуации на пути бегства от свободы. Во втором случае из-за чувства одиночества и беспомощности  возникает стремление отказаться от своей индивидуальности и тем  самым слиться с окружающим миром. Отказываясь от дара свободной воли, он одновременно освобождается от «груза»  ответственности за собственный выбор. Искушение бегством от свободы оказалось особенно сильным именно в XX в. В глубинной своей основе это был кризис того новоевропейского типа личности, о котором говорилось ранее. Кризис наиболее полно проявился в потере человеком Запада смысла существования. «Потеря смысла» означает крах той системы ориентации человека в мире (как в окружающей его действительности, так и в собственной душе), которая сложилась на предшествующих стадиях исторического развития. На протяжении долгих столетий существования европейской цивилизации в центре этой системы находилась, несомненно, вера в Бога в ее христианской разновидности. Поиск утраченного смысла жизни составляет основное содержание духовной жизни Запада XX в. В начале этого века глобальный кризис Запада стал реальностью и фактически продолжался всю его первую половину. Насколько близка была западная цивилизация к гибели, показала уже первая мировая война. Эту войну и связанные с ней социальные революции 1917–1918 гг. можно считать первым этапом развития западной цивилизации XX в.

Информация о работе Западная и восточная цивилизация