Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 16:43, контрольная работа
Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом.
Введение…………………………………………………….3
1.Западная и восточная цивилизация………………...…..5
1.1 Античный мир - колыбель западной цивилизации…11
1.2 Эпоха возрождения и становление культа человека.14
1.3 Реформация как духовное основание западной потребительской цивилизации………………………………………………..16
1.4 Реакция в России, исламском мире, третьем мире на историческую победу западной цивилизации………21
Заключение…………………………………………………28
Список используемой литературы……….………………30
Вообще, отношение к нефти, как к важнейшему энергоресурсу, может быть, за всю историю человечества, породило своеобразный подход в политологии и публицистике. Пожалуй, апологетом подобного «ресурсного» подхода можно назвать А. Паршева, написавшего работы «Почему Россия не Америка?» и «Почему Америка наступает?». В них автор показывает, что нефть, прочие энергоресурсы и ресурсы вообще (труд, технологии, техника и т.д.) – это, выражаясь фигурально, «игла», на которой сидит западная вообще и, в частности, американская экономика. Дело в том, что развитое общество потребления, основа западного либерал-капитализма, потребляет примерно половину всех производимых на Земле ресурсов.
Бразильский экономист Сельсо Фуртадо ещё в начале 1970-х гг. подсчитал, что если весь мир «подтянуть» по уровню жизни до среднего уровня американцев, то ничто не спасёт мир от мгновенного экономического коллапса3. К аналогичному выводу пришли исследования Форрестера - Медоузы в рамках Римского клуба 1971-1972 гг. Другими словами, ограниченные ресурсы не позволят мировому сообществу повсеместно достигнуть уровня «счастливой американской мечты».
С точки зрения Паршева, американская власть это хорошо понимает и осознаёт. В подтверждение этому приводится также тот факт, что некоторое количество приобретаемой нефти США консервируют. Таким образом, операции войск США и НАТО в ближневосточном и африканском регионах это борьба за энергоресурсы, в первую очередь, за нефть. Современная война в Ливии с этих позиций легко объяснима – эта африканская страна занимает 9-е место в числе мировых экспортёров нефти. Кроме того, интересно разбирается пример с Ираком. Когда в 1991 году Саддам Хуссейн начал агрессию в Кувейт, он покусился на бесценные для США нефтяные промыслы этой страны, которые к тому времени уже находились в руках западных ТНК. Соединённые Штаты быстро среагировали, направив в Персидский залив 7-й Атлантический флот, таким образом, защитив собственные «нефтяные интересы». Во время второй кампании «Шок и трепет» 2003 года уже иракские нефти-ресурсы оказались под контролем Запада.
Почему же именно нефть имеет столь высокую ценность для мировой капиталистической системы с США во главе? Профессор петербургского университета В.М. Зазнобин считает, что нефть, по существу, является вторым, или «скрытым», инвариантом прейскуранта. Он объясняет это тем, что сегодня мировое производство немыслимо без электроэнергии, а нефть – главный современный энергоресурс. В этом контексте интересна аналогия с Великими географическими открытиями, когда первый «явный» инвариант прейскуранта (золото) начал стремительно увеличивать массу из-за ограбления Нового света, а «неявный» параметр (зерно) остался на прежнем уровне. Об этом же пишет В. Зомбарт, причём он этот процесс называет одной из причин формирования капитализма в Европе, в отличие от того же Хантингтона, который этот процесс как причину не выделяет.
В наше время, с точки зрения В.М. Зазнобина, второй инвариант прейскуранта – нефть – стремительно вытесняет первый инвариант, а именно доллар, с 1971-1973 гг. утративший обеспеченность «золотым стандартом». Элита США, под которой подразумеваются банковско-промышленные кланы, слившиеся с правительством, ведёт ожесточенную борьбу за контроль над реально ценными энергоресурсами, стремясь всеми силами поддержать слабеющую долларовую валюту. С точки зрения этого подхода, взаимоотношения Запада и исламского мира – это те же отношения колонизатора и колонизируемого, только в новых формах.
Кроме того, А. Паршев отличает, что нефть – не единственный ресурс, за который Запад ведёт борьбу. Такое специальное указание неслучайно: некоторые страны, где Запад, так или иначе, прямо или косвенно принял участие в организации смены политического курса (например, Афганистан 2001 года и Египет 2011 года) не обладают большими запасами нефти-сырья. Возможно, что на этих территориях находятся другие, не менее ценные для Запада, ресурсы. Можно предположить, что в случае Афганистана – это огромные опиумные поля, производящие наркотики на мировой экспорт, которые талибы начали уничтожать. Но, в таком случае, что стало причиной революции в Египте, инициированной проамериканскими организациями и молодёжными движениями? Исследователи А. Коротаев и Ю. Зинькина полагают, что наиболее весомой причиной инициации нестабильности в Египте был устойчивый экономический рост этой страны, в первую очередь, рост реального ВВП. На основании этих фактов можно предположить, что Египет, как древнейшая мусульманская страна, а также арабская держава, долгие годы олицетворявшая борьбу исламского мира с израильским сионизмом и западной агрессией, имел все шансы превратится в региональную сверхдержаву, став консолидатором арабской локальной цивилизации. Что не могло не вызвать опасений со стороны Запада, которому объединение арабского мира только мешает. Безусловно, большую роль могут играть и глобальные стратегические интересы, связанные с Суэцким каналом. Итак, завершая статью анализом событий в Египте 2011 года, мы снова воспользовались цивилизационным подходом для решения возникшего вопроса. Таким образом, мы видим, что те особенности Запада и исламского мира, которые приверженцы цивилизационного анализа называют основополагающими в формировании взаимоотношений этих двух мировых объединений, на деле не всегда являются действительно базовыми параметрами.
Чаще всего культурно-
Заключение
В заключение обратимся к тем тенденциям современной философии, которые увлекают ее в будущее и, возможно, определят его. Философия есть творчество по пониманию человеком жизни и обеспечению ее будущего.
Философия направлена против краха, кризиса, упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Философия есть рефлексия, творчество по обретению человеком свободы. Добиться успехов в философском деле, конечно же, не просто. В современном мире с его многообразием знаний, гуманистических ценностей, жизненных ориентиров осуществление желаемого синтеза, создание целостного образа мира оказывается задачей, которая заведомо неподвластна отдельным личностям, будь они семи пядей во лбу. Но задачу эту решать надо, ибо в противном случае человечеству уготовлено безвольное барахтанье в оврагах технократизма, сциентизма, наконец, даже моральной неполноценности. Человечество, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу ее идей, стремясь выявить, постигнуть и развить глубинные смыслы своего собственного бытия, которые оно вынуждено облекать в различные символические формы — языковые, культурные, технические и другие.
Вместе с тем следует
откровенно признать, что небосвод
над современной философией отнюдь
не безоблачен. Часто появляющиеся
публикации о кризисе философии
также небезосновательны. Можно
указать в этой связи на то, что
философия в своих традиционно
умозрительных формах не всегда поспевает
за стремительной поступью современных
научных и технологических
Заметим, что кризисные явления существуют во всех науках, во всех областях культуры. Так что в этом смысле философия не может быть неким исключением. Однако наряду с этим следует признать, что кризисные явления в философии в немалой степени являются следствием невнимания к ее запросам власть предержащих.
Кризис философии —
это не столько результат
Что же касается потребности
в новой философии, в дальнейшем
прогрессе современной
Список используемой литературы:
1. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое: Наука. Гл. ред..-мат. лит., Античная философия
2.Асмус Вал Васильев Л. С. Восток и Запад в истории (основные параметры проблематики) // Альтернативные пути к цивилизации. М.:
3. Лого Хантингтон С. Столкновение цивилизаций, 2000.
4.Философия : учебник для вузов /под редакцией В.Н.Лавриненко.-3-е изд.,-М.:Юристь.