Знание как истина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:39, контрольная работа

Краткое описание

Истина — характеристика, обозначающая степень совершенства мысли (представления) либо высказывания, позволяющее считать познание знанием. Истиной, также, может называться и само знание (само содержание знания) или сама познанная действительность. Противоположным истине понятием является понятие «ложь». Обычно истиной считается соответствие высказывания или представления некоторому критерию проверки на истинность.

Содержание

1. Знание как истина. Методологическое значение диалектико – материалистического учения об истине для правоведения. Проблема критериев истинности знания, специфика их применения для правоведения. Реализация знания философии и юриспруденции 3
2. Соотношения знания и веры. Аргументы в пользу первенства веры. Аргументы в пользу первенства знания. Гармония разума и веры. 10
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Знание как истина.docx

— 45.86 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

1. Знание как истина. Методологическое значение диалектико – материалистического учения об истине для правоведения. Проблема критериев истинности знания, специфика их применения для правоведения. Реализация знания философии и юриспруденции 3

2. Соотношения знания и веры. Аргументы в пользу первенства веры. Аргументы в пользу первенства знания. Гармония разума и веры. 10

Список  использованной литературы 19

 

 

 

  1. Знание как истина. Методологическое значение диалектико – материалистического учения об истине для правоведения. Проблема критериев истинности знания, специфика их применения для правоведения. Реализация знания философии и юриспруденции

 

Истина — характеристика, обозначающая степень совершенства мысли (представления) либо высказывания, позволяющее считать познание знанием. Истиной, также, может называться и само знание (само содержание знания) или сама познанная действительность. Противоположным истине понятием является понятие «ложь». Обычно истиной считается соответствие высказывания или представления некоторому критерию проверки на истинность. Истина используется как общая категория, в частности, как религиозное, философское, научное логическое понятие. В науках и философии используются самые разнообразные критерии истины. В логике, для которой истина является одним из преимущественных предметов изучения, таким критерием считается непротиворечивость и логическая правильность. В некоторых религиях таким критерием зачастую является божественное откровение.

Диалектика-материалистическая концепция истины базировалась на принципах активного отражения действительности, признания объективности истины, а также на раскрытии механизмов процесса постижения истины. Всякая истина, коль она является отражением объективного (т.е. существующего независимо от человека) мира, включает в себя содержание, которое не зависит от человека и человечества. По форме наши знания субъективны, они представляют собой продукт познавательной деятельности, человеческой активности. По содержанию же истины объективны: это содержание суть отраженная реальность, а сама эта реальность не зависит от человека. Поэтому всякая истина представляет собой объективную истину. Таким образом, постулат (принцип) объективности характеризует ее с точки зрения содержания знания. Признавать объективную истину, значит признавать, что мир существует независимо от нас, объективно, и, что наше знание способно адекватно, т.е. верно отразить мир. Отрицание же объективной истины подрывает науку, низводя ее до простой веры, конвенции (соглашения)1.

Одной из попыток совершенствования  классической концепции истины является семантическое определение истины, данное польским логиком А. Тарским (1902-1984) в его работе «Понятие истины в формализованных языках». Цель данного подхода заключается не в опровержении классической концепции истины, а в ее совершенствовании, рационализации, ибо, как считал А. Тарский, любая реконструированная формулировка понятия истины должна соответствовать аристотелевскому ее определению и отвечать двум требованиям: материальной адекватности и формальной непротиворечивости. Например, утверждение «снег бел» - истинно, если снег действительно бел (т.е. формулиров- ка или предложение обозначает определенную ситуацию в реальности и отвечает первому требованию - материальной адекватности); «Р» истинно - имя этого предложения в рамках формализированного объектного языка. Формулируя второе требование - формальной непротиворечивости, - Тарский осуществляет формально-логическое уточнение классической концепции истины. В этом плане его теория истины является логической, а не философской теорией, поскольку она предполагает перевод предложения «Р» из формализованного объектного языка в метаязык (греч. meta- после, за, позади; это язык, на основе которого

происходит исследование объектного языка), в котором оказывается  возможным построить непротиворечивое определение истины.

В современной философии  предпринимаются попытки критического пере- смотра классической концепции истины и замены ее некоторыми альтернативными подходами. В данном случае истина лишается ее классического статуса и трактуется как такое знание, которое непротиворечиво, самосогласованно, когерентно (истоки данного подхода можно увидеть у Канта, с точки зрения которого существует взаимная согласованность, единство чувственного и логического, что и определяет содержание и смысл истины; эта тенденция прослеживается в рамках неопозитивизма, когда истина рассматривается как логическое совершенствование системы знания); как форма психического состояния личности (Кьеркегор); как ценность, которая не существует, но значит (Риккерт); как идеальный конструкт (Н. Гартман); как такое знание, которое полезно для человеческих действий (что характерно для прагматизма и его представите- лей Ч. Пирса, У. Джемса и др.). При таком подходе отвергается принцип объективности знания. Так, с точки зрения прагматизма, реальность внешнего мира недоступна для человека, поэтому единственно, что может установить человек, это не соответствие знаний действительности, а эффективность, полезность знаний. Именно полезность и есть основная ценность человеческих знаний, которая достойна именоваться истиной.

Оставаясь лишь в пределах знания, не представляется возможным  решить вопрос о критерии истинности. Единственной формой выхода за пределы  знания является практика, практическая деятельность людей. Практика - уникальный процесс, который обеспечивает контроль за истинностью наших знаний. В практике решается вопрос соотношения знания и реальности.

К самой практике необходим  исторический подход, ибо всякая практика представляет собой жизнь общества в различных его измерениях в определенных исторических условиях, а значит и практику как критерий истины необходимо рассматривать исторически. Это означает, что практика представляет собой единство абсолютного и относительного. Момент абсолютности практики означает, что именно этот критерий позволяет установить объективную истинность знания, его соответствие реальности. Относительность практики как критерия истины выступает тогда, когда мы рассматриваем отдельный отрезок исторического развития в соответствии с достигнутым уровнем практической деятельности людей. Так, практика греков не могла установить факт делимости атомов, который был установлен в конце XIX века. На современном этапе развития

практика не может подтвердить  все теории, гипотезы, обосновываемые учены- ми. Однако практика - единственный процесс, который обеспечивает контроль за истинностью наших знаний.

В философии на сегодняшний  день можно указать наличие, по крайней  мере, следующие концепции истин. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны:

1. Классическая теория  истин. Истина - это правильное  отражение предмета, процесса в  индивидуальном познании.

2. Когерентная концепция  рассматривает истину как соответствие  одних знаний другим.

3. Прагматическая концепция.  Эта концепция, распространенная  в особенности в Америке, говорит,  что истиной считается то что полезно для человека.

4. Конвенциальная концепция.  Истина - это то, что считает большинство.

5. Экзистенциалистская концепция.  Ярким представителем этой концепции  является Хайдеггер. Истина есть  свобода. Это процесс с одной  стороны, в котором мир открывается  нам с одной стороны, а с  другой человек сам волен выбирать  каким способом и чем можно  познать этот мир.

6. Неотомистическая концепция. Говорит о том, что истина - это божье откровение2.

Истина - адекватное отражение  объекта познающим субъектом, воспроизведение  его так, как он существует сам  по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития.

В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных  объектов ( Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой ( теория когеренции ), с его априорными формами (Кант). По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли.

Точка зрения сторонников  субъективно-идеалистического эмпиризма  состоит в понимании истинности как соответствии мышления ощущениям  субъекта или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм), либо, как наиболее простой взаимосогласованности ощущений.

Общая черта различных  концепций истины в современной  западной философии - отрицание объективности  содержания знания. Признание объективности  истины принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма.

На каждом историческом этапе  человечество располагает относительной  истиной - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Признание относительности истины связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания.

Истинное знание каждой эпохи  содержит элементы абсолютной истины: оно обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом развития человеческого познания, своим объективным  содержанием включается в последующие  этапы познания.

Абсолютная истина - такое  знание, которое полностью исчерпывает  предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Одним из основных принципов  диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины, что предполагает точный учет всех условий, в которых находится  объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций  его развития. Принцип конкретности истины требует ходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки.

Критерий истины находится  не в мышлении самом по себе и  не в действительности, взятой вне  субъекта, а заключается в практике.

Процесс достижения истины, в особенности в социально-гуманитарном познании, предполагает сопоставление  и соревнование идей, научных дискуссий, критику и преодоление реалистических форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм отражения  социальной реальности, выяснение социально-практических и мировоззренческих предпосылок  теоретических построений.

Относительная истина - истина, отражающая предмет не полностью, а  в исторически обусловленных  пределах. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания.

Конкретная истина - истина, раскрывающая существенные моменты  предмета с учетом конкретных условий  его развития. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Со времени Г. Галилея  и Ф. Бекона научное мышление во многом противостояло мышлению мифологическому, унаследовав, однако, одну из имманентных  черт - веру в то, что существует внешнее  по отношению к человеку, полное и абсолютное знание о мире.

Изменились источники  и методы поиска Истины, но сама она, amica veritas (в латыни слова «истина» и «вера» одного корня), оставалась священной коровой, которой клялись и попы, и философы, и самые крутые натуралисты. Из двух взглядов на предмет по меньшей мере один полагался непременно ложным.

Правда после И. Канта  стало принято различать «абсолютную» и «относительную» истины, заговорили и о том, что знание конкретно, а мир пребывает в вечном движении. Однако ядро мифологического мышления опять таки оставалось нетронутым, так как субъект с заведомо ограниченным опытом наделялся способностью устанавливать окончательную границу между абсолютно и относительно истинным знанием, отделяя в нем то, что безусловно верно, от того, что еще может быть уточнено.

Знание – достоверное, истинное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения. Это противопоставление мнения и  знания (греч. докса и эпистеме) было разработано в др.-греч. философии Парменидом, Платоном и др. Согласно Аристотелю, знание может быть либо интуитивно (см. Непосредственное знание), либо дискурсивным, опосредованным умозаключениями и логическими доказательствами. Проблема веры и знания одна из центральных в ср.-век. теологии и философии. Введённое схоластикой различение априорного (см. Априори) и опытного (апостериорного) знания получило развитие в гносеологических концепциях нового времени (И.Кант; противостояние эмпиризма и рационализма в объяснении источника знания)3.

Знание — проверенный  практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые  являются правильными и в субъективном и в объективном отношении  и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание.

По М.Шелеру, знание представляет собой участие в конкретном бытии сущего, предпосылкой которого является участие, трансцендирующее подлинное бытие. В формальном смысле это участие называется любовью (ср. Отдавание себя). Знание должно служить, как считает Шелер, во-первых, становлению и развитию личности, которая обладает знанием, - такое знание называется образовательным; во-вторых, становлению мира и, вероятно, вневременному становлению его высших принципов, рассматриваемых с точки зрения конкретного бытия (Sosein) и наличного бытия. Эти принципы достигают в человеческом и в любом др. возможном знании о мире своего собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не могут достичь этого определения. Это знание - знание ради божества. Его называют искупительным знанием. И наконец, в-третьих, имеется цель становления - практическое господство над миром и его преобразование для наших человеческих целей. «Это знание позитивных наук, знание господства и действия»

Информация о работе Знание как истина