Идеальный человек в философском наследии Античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 04:54, реферат

Краткое описание

Каждой эпохе, каждой культуре и субкультуре свойственно своё понятие идеального, в том числе и в человеке, и если биология, археология, антропология, палеонтология и другие науки изучают происхождение человека как биологического вида, то философия стремится познать его духовное происхождение, а религия прямо его утверждает, основываясь на вере и предании. Однако именно древние философы впервые выдвинули гипотезу о естественном происхождении человека, они же первыми пришли к потребности осмысления человеческой души, поступков.

Вложенные файлы: 1 файл

идеал.чел.docx

— 38.92 Кб (Скачать файл)

 

      1. Идеальный человек эпохи Возрождения

 

Эпоха Возрождения, или Ренессанс, охватывает период почти в три века (середина XIV – первая треть XVII в.) и является одной из самых ярких в развитии европейской философии и культуры. В этот период осуществляется переход от мрачного Средневековья к эпохе Нового времени, происходят значительные перемены как в истории, так и в религии, и в мировоззрении народов Европы. Существенно повышается уровень городской цивилизации, и в этих условиях берут начало капиталистические отношения на фоне яркого проявления кризиса феодализма. Складываются нации и крупные государства, формируется новый политический государственный строй – абсолютная монархия; в силу развития капиталистических отношений в обществе появляются принципиально новые группы – буржуазия и наемные рабочие.

С изменением государства и общества происходили изменения и в духовном мире человека. Человек эпохи Возрождения жаждал самоутверждаться, совершать великие открытия; он хотел активно участвовать в общественной жизни и познавать мир природы путем её глубокого постижения, и в то же время восхищался ее красотой. Это был неравнодушний человек, отличающийся светским восприятием и осмыслением мира, утверждением ценности земного бытия, величием разума и творческих способностей, достоинством личности.

Эпоха Возрождения характеризуется гуманизмом, который стал идейной основой культуры этого времени. Господствующее в предыдущую эпоху – Средневековье – представление об отсутствии самостоятельной земной жизни человека, позиционирование её как подготовки к загробной жизни было сведено на нет, и одну из главных ролей в этом сыграло творчество поэтов-мыслителей Италии.

Так, в «Божественной комедии» Данте человек имеет двойственную – смертную и бессмертную – природу. Он является средним звеном между тленным и нетленным, потому ему дано двойное предназначение, одно из которых достигается самостоятельно уже в период земной жизни и есть ни что иное, как проявление собственной добродетельности; другое – откровение – приходит посмертно при содействии божественной воли.[2]

Изменение отношения к земной жизни человека Возрождения очень точно сформулировал Ф. Монье: «Жизнь – это что-то таинственное, что в средние века бичевалось, теперь бьет ключом, входит в полную силу, расцветает и дает плоды» [ 16,– С.243]. В эту эпоху философы резко критикуют аскетизм, считавшийся идеалом в Средневековье. В частности, Л. Бруни (1370-1444) говорит о том, что призванием человека является деятельность на пользу и во славу государству, а уединение есть удел только низкого духом человека, неспособного к какой-либо деятельности. Л. Валла (1405-1457) целью человеческой жизни провозглашает наслаждение и счастье и полагает, что достижение нравственного идеала осуществляется только в полнокровной земной жизни [8].

С эпохи Возрождения наблюдается торжество идеи индивидуальности, начинается утверждение принципа единственности и оригинальности каждого индивида. Как особенность учения о человеке в данный период можно назвать возвеличивание, даже какое-то обожествление человека. Так, Л.Б. Альберти говорил, что «Человек может извлечь из себя, все что пожелает». «Мы рождены с тем условием, что мы становимся тем, чем мы желаем быть» [12]. Дж. Мирандолла отмечал, что Бог, возвышая человека над прочими творениями, наделил его свободой воли, исключительной способностью формировать самого себя. Человек сам определяет свое место в мире – или возвышается над природой посредством интеллекта и нравственности, или же, отдавшись во власть плоти, опускается до животного. «Я не сотворил тебя ни добрым, ни злым, ни… чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь»[10] .

В трактате «О жизни» М. Фичино, глава Платоновской академии, есть следующие строки: «Если божественное проведение есть условие существования всего космоса, то человек, который господствует над всеми существами, живыми и неживыми, конечно, является некоторого рода богом. Он – бог неразумных животных, которыми он пользуется, которыми он правит, которых он воспитывает. Он – бог стихий, в которых он поселяется и которые он использует; он – бог всех материальных вещей, которые он применяет, видоизменяет и преобразует. И этот человек, который по природе царит над столькими вещами и занимает место бессмертного божества, без всякого сомнения, также бессмертен» [8].

Таким образом, идеал эпохи Возрождения – это свободный, универсальный, т.е. разносторонне развитый, творческий человек, создающий самого себя (someself). Индивидуальность, неповторимость личности стоит на первом месте. В эту эпоху человек имеет смелость взять на себя божественные функции; человек представляется творческим по преимуществу и только он позиционируется как овладевающий природой.

 

    1. Образ идеального мужчины в истории России и современном мире

1.2.1 Понятие концепта «образ»: теоретический аспект

 

Энциклопедическое определение образа дает не единственное его толкование. Так, словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой предлагает шесть определений этого понятия:

1) философский  аспект: результат и идеальная  форма отражения предметов и  явлений материального мира в  сознании человека;

2) вид, облик;

3) живое, наглядное представление о ком-нибудь, чём-нибудь;

4) искусствоведческий  аспект: обобщённое художественное  отражение действительности, облечённое  в форму конкретного индивидуального  явления;

5) художественно-литературный  аспект: тип, характер;

6) порядок, направление чего-нибудь (способ, образ  жизни, мыслей, действий) [17].

Согласно определению, данному Большой Советской Энциклопедией, «Образ в философии, результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем» [6]. Здесь приводится философский аспект, но тем не менее это определение дает представление о том, что образ – это идеальная форма отражения объекта.

На уровне чувственного познания образы выступают в виде ощущений, восприятий и представлений, а на уровне логического мышления образ воспринимается уже в силу понятий, суждений и умозаключений. Объективными источниками образа являются предметы и явления материального мира; в этом смысле образ вторичен по отношению к своему оригиналу. В качестве материального субстрата образа выступают соответствующие нейрофизиологические процессы, протекающие в коре головного мозга человека или животного. В материальную форму образ воплощается посредством практических действий, языка, различных знаковых моделей  [18,C.-87].

Своеобразие образа заключается в его субъективности, идеальности; он не имеет самостоятельного бытия вне отношения к своему материальному субстрату – мозгу и к объекту отражения. Образ объективен по своему содержанию в той мере, в какой он верно отражает объект. Но образ объекта никогда не исчерпывает всего богатства его (объекта) свойств и отношений: оригинал богаче своей копии. Однажды возникнув, образ приобретает относительно самостоятельный характер и играет активно-действенную роль в поведении человека: регулирует поведение, управляет действиями.

Вывод: образ есть по сути отражение объекта (человека, личности). Несмотря на то, что энциклопедические определения указывают на образ как на идеальную форму отражения, как правило, образ не является подлинным, «дословным» отражением объекта (человека), а есть только то, что видит другой индивид, что воспринимает в объекте. Т.е. образ может быть и лучше по своим визуально и морально воспринимаемым другими индивидом проявлениям, нежели объект, и хуже – в силу того, что проявления личностных качеств, во-первых, индивидуальны, во-вторых, по-разному интерпретируются другими индивидами. Поэтому нельзя сказать, что образ раскрывает объект в полной мере; согласно апперцепциям Вундта, другой человек видит только то, что способен видеть, и воспринимает только то, что может воспринять. Единожды сформированный, образ «представляет» свой объект окружающему миру и руководит им (объектом), диктуя определенные поступки и поведение. Для объекта его образ идеален, поскольку является интуитивно-осознанным выбором проявлений индивидуальных качеств.

 

1.2.2 Идеал и идеальный человек – классическое понятие и современная интерпретация

 

«Идеал» происходит от латинского idealis, или греческого idea – образ, идея. Аналогично понятию «образ» идеал также имеет не одну трактовку. Так, в общеупотребительном смысле под идеалом понимают высшую степень ценного или наилучшего, завершенное состояние какого-либо явления. В этом же общеупотребительном смысле идеал трактуется как индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило, касающийся личных качеств или способностей  [21].

В этическом смысле теоретический аспект идеала есть наиболее общее, универсальное и, как правило, абсолютное нравственное представление (о благом и должном), в нормативном – совершенство в отношениях между людьми или – в форме общественного идеала – устроение общества, обеспечивающего это совершенство [21,C-102].

Наконец, идеалом называют высший образец нравственной личности.

Идеальный человек как идеал совершенства, как цель, к которой должен стремиться любой нормальный человек, существовал во все времена – или в мифическом образе, как, например Геркулес или Прометей, или как вполне реальный, живой авторитет, как, например, император, полководец или великий ученый. Идеальный человек как эталон мог быть также представлен в виде определённого высокого стандарта, например, в виде кодекса чести у рыцарей или самураев.

Для каждой эпохи характерны свои отдельные идеальные образы: для античности это человек здоровый телом и душой, т.е. нравственный и физически развитый, не больной. Средневековье за идеал считало аскетов, монахов; нравственность же в этот период заключалась не в том общепринятом смысле, присущем всем остальным временам, а в самоуничижении и почитании Бога. Возрождение дало человеку возможность почувствовать свою божественную сущность: развитие науки и техники существенно повысило человеческие возможности, и идеальным стал образ человека уверенного, сильного, деятельного, целеустремленного, «порядочного», т.е. не подлого, законопослушного. Новейшее время в идеальный образ добавило прагматизм, трудолюбие и наличие знаний.

В нашем современном обществе идеал в мировых СМИ и телевидении представлен новым поколениям совсем другим, чаще всего это не благородный Рыцарь для которого Честь дороже жизни. Идеальный человек современного общества – это нечто иное. Сегодня на первом месте стоит понятие «успешность», в которое вкладывается материальное благополучие и социальный статус, место человека в этом мире. Физическая красота и здоровье сегодня – понятия относительные, развитие современных медицинских и косметических технологий дают любому состоятельному человеку приобрести одно и поддерживать другое. Моральная красота человека также стала относительной: если вокруг успешности нет откровенного скандала и криминала, то фраза «для достижения цели все средства хороши» не вызывает скептицизма. Здесь в идеальный образ входят и духовная сила, и трудолюбие, и деятельность, и знание, и целеустремленность, и трудолюбие. Причем этот идеальный образ применим как к мужчине, так и к женщине, т.е. сегодня идеальный образ имеет форму «унисекс» в отличие от предыдущих эпох, когда «деловая» женщина была скорее исключением, нежели правилом, а успешность её понималась в реализации чисто «женских» качеств – материнство, семейственность, «домашность», рукоделие и т.д. Что касается успешного мужчины, то таковой имелся во все времена. Кто-то из успешных мужчин становился идеальным образом для всех – в свой временной период, а порой и в исторической перспективе, кто-то, напротив, вызывал стойкое отрицание, т.к. не совпадал с идеальным образом эпохи.

 

      1. Критерии идеального образа мужчины в процессе исторического развития человечества

 

Истоки человечества диктовали свои требования к идеальному мужскому образу: это должна быть прежде всего сила, ловкость, щедрость. Такой набор идеальных качеств обусловливался суровыми условиями жизни: необходимо было построить жилье и потом суметь защитить его, добыть еду и поделиться этой едой с более слабыми – женщинами, стариками, детьми. О нравственности и физической красоте речи не шло, так же как и о богатстве.

Дальнейшее развитие человека и его совершенствование в культурно-этическом плане внесло новые требования к идеальному образу, причем эти требования у разных этносов не совпадали. Например, в Древней Греции большое внимание уделялось образовательному цензу и социальному статусу мужчины, его умственным способностям, эстетическому воспитанию; далее следовало материальное положение, нравственные качества и физическая красота. Эти критерии идеального мужчины представлены как античным поэтическим наследием, так и результатами археологических исследований: как правило, мужчины Древней Греции были малорослы, грузны, имели «букет» болезней и вместе с тем – молодых и красивых жен и маленьких детей. Высокими, сильными и мускулистыми были мифические персонажи – Геркулес, Геракл, Прометей, да и те не обладали полным набором идеальных качеств – кто был глуп, кто жаден, кто некрасив, и т.д.

Идеальный образ мужчины Древней Руси дошел до сегодняшнего дня через устное народное творчество. Как правило, это богатырь, т.к. в условиях суровой северной зимы требуются физическая сила и здоровье, причем «смекалистый» (а не умственные способности, как у древних греков); образование идеала не имело значение, как и его нравственные качества. Основным нравственным критерием былинного мужчины являлось чувство долга: должен защитить Родину – шел, защищал, должен выполнить волю отца – шел, выполнял, должен жениться на принцессе – шел, женился, должен остаться живым – оставался. Следует отметить, что создается впечатление о необходимости управления жизнью былинного богатыря, т.к. смекалка у него есть – в практическом её применении, а инициативы недостает. Что касается красоты, то этот критерий не учитывался в образе былинного богатыря. Сказочный мужчина на Руси иной раз отличался красотой, но это уже более поздний вариант идеального образа.

В ходе дальнейшего исторического развития мира и человека нравственно-этическому потенциалу стало придаваться все большее значение. Так, для одного времени и народа идеальным образом мужчины служил рыцарь – доблестный воин, сильный и смелый, но вместе с тем расчетливый и осторожный. Он и страну (семью, женщину) защитит и себя в обиду не даст, не позволит неоправданного риска. Вопреки расхожему мнению в рыцарях как высоких красавцах они были низкорослыми, коренастыми, т.к. тяжелые доспехи, носимые с ранних лет, не давали возможности развиваться росту, поэтому рыцарь рос «вширь», вместе с тем это не было полнотой греков. Красота лица никакого значения не имела, т.к. оно зачастую было покрыто шрамами («мужчину шрамы украшают…»). Рыцарь способен на «поступок»: он защитит слабого, гонимого, невзирая на чины и личности. Дама для него священна, даму он не обидит. Безусловно, он богат, т.к. участвует в военных походах и имеет часть от завоеванных благ. Если же не богат, значит, или глуп, или безнравственен (проигрывает свои доходы), следовательно, уже не идеал. Такие идеальные образы  рыцарей были популярны у англосаксов, франков. Причем большим достоинством считалась пунктуальность.

Информация о работе Идеальный человек в философском наследии Античности