Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 04:54, реферат
Каждой эпохе, каждой культуре и субкультуре свойственно своё понятие идеального, в том числе и в человеке, и если биология, археология, антропология, палеонтология и другие науки изучают происхождение человека как биологического вида, то философия стремится познать его духовное происхождение, а религия прямо его утверждает, основываясь на вере и предании. Однако именно древние философы впервые выдвинули гипотезу о естественном происхождении человека, они же первыми пришли к потребности осмысления человеческой души, поступков.
Для французов к материальному положению должны прилагаться щедрость и веселость, легкий нрав. Идеал может быть не совершенен внешне, но приятен в общении – обязательно. Нравственный потенциал француза практически не изменился на протяжении веков – они не ставят за благодетель верность человеку, но верность родине, патриотизм у них весьма высок. Другой критерий – схитрить допустимо, обмануть – стыдно. Отсюда идеальный образ мужчины-француза – веселый, щедрый, обходительный, материально обеспеченный «порядочны» (т.е. патриот и не вор) человек.
Отдельная тема – мужчина-монах как идеальный образ. В Европе такой идеал был популярен в эпоху Средневековья, частично сохранился и позже (чему дано описание в произведении К. Маккалоу «Поющие в терновнике»). В Индии, Китае и Японии монахи-аскеты – люди весьма своеобразные, хорошо образованные, коммуникабельные, физически и морально крепкие, разносторонне умелые, высоконравственные, – и по сегодняшний день для многих являются идеальным образом мужчины.
С развитием науки и техники идеальный образ мужчины слегка трансформируется: успешность в понимании эпохи непременно должна присутствовать, причем для каждого понимание успешности индивидуально – для кого-то это материальная и социальная составляющая, для кого-то профессиональная, для кого-то – моральная. Нравственные критерии должны быть соблюдены, т.е. мужчина на своем уровне социального и морального развития должен жить, не нарушая заведенных в данном обществе правил и порядков. Важным качеством мужчины считаются энергичность и целеустремленность, наличие физического здоровья (с конца XVIII века физическому развитию многие стали уделять внимание, заботясь о красоте тела), опрятности, а красота оставалась на последнем месте.
Идеальный образ советского мужчины стал прототипом носовского Семиделкина: он и машину может починить, и суп сварить, и огород вскопать, и дом построить. Это человек, который все умеет, много знает, причем не в связи с наличием образования, а по причине широкого кругозора, сформированного велением души. Это добрый человек, законопослушный, физически здоровый, крепкий, трудолюбивый, семьянин, любящий детей и уважающий жену и родителей, патриот своей родины.
Основным понятием современного идеального образа является успешность. Успешность объясняет всё: и то, что мужчина материально обеспечен, и то, что он нравственно позитивен (иначе не добился бы успеха), и что имеет знания и умения их применить, при этом высокоработоспособен, в уместной степени щедр, умеет строить отношения, т.е. коммуникабелен, приветлив, специалист в своем деле, эстетически развит. И обратная связь: успешностью объясняется всё – и нелицеприятные моменты, и плохое здоровье как результат высокой напряженности в трудовой деятельности вкупе с плохими привычками, и наличие врагов как результат неэтичного поведения в отельные моменты. Красота, как и в древности, не имеет значения.
И все же, несмотря на общий абрис идеального образа, он – идеальный образ – индивидуален. Так, например, для современной девочки 15-18 лет идеальным образом мужчины является высокий, красивый, начитанный, остроумный, хорошо одетый, материально обеспеченный, щедрый и добрый мужчина (парень). Нравственные качества не играют роли.
Для женщины, состоявшейся в профессиональной сфере, идеальным образом будет надежный, образованный, эрудированный, эстетически развитый, физически здоровый и нравственно порядочный мужчина, причем материальная составляющая большого значения не имеет.
Для мужчины идеальным мужским образом является успешный, здоровый и материально независимый человек, а такие критерии, как образованность, красота, эстетика и этика, личностные качества и умения не существенны.
Информация о работе Идеальный человек в философском наследии Античности