Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:38, реферат
Коллективное сознание социума и субъективное восприятие феномена смерти активно взаимодействуют между собой, так что изменения коллективного сознания (например, его переход в другую стадию социального развития) не могут не выразиться и в сдвигах в отношении людей к смерти. «Смерть - компонент картины мира, существующий в сознании членов данного общества в данный период», - пишет А.Я.Гуревич
Ведение
Исследования феномена смерти.
Цель и задачи исследования феномена смерти.
Заключение.
Анализируя эвтаназию как один из новых видов смерти в постиндустриальной цивилизации, автор приходит к важному выводу оносительно радикального изменения ценностного сознания современного человечества, которое заключается в том, что моральные проблемы современного общества (типа эвтаназии) требуют коллективного разума, поскольку один человек уже не может взять на себя ответственность за их решение. Этот вывод является относительно новым для России, но общепринятым для современного Запада (о чем пишет, например, Б. Сутор).
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования имеют важное зачение для вывления происходящих в современном обществе динамических процессов смены системы ценностей, профилактики негативных явлений дегуманизации и роста человеческой деструктивности.
В условиях, когда в массовой культуре пропагандируется деструктивное поведение, процветает немотивированная злокачественная агрессия, доходящая до садизма и некрофильства, задача социального философа заключается в том, чтобы противостоять этим тенденциям, напоминая людям, что так было не всегда. Сравнение культур разного типа помогает формированию современной картины мира с устойчивой системой ценностей и продуктивной ориентацией.
Осуществленный сравнительный анализ взаимосвязи между социальными представлениями о смерти и системами ценностей позволяет сделать вывод о необходимости более деликатного обращения с этой темой в СМИ, поскольку ежедневные демонстрации трупов способствуют росту агрессии, деструктивности и насилия разного рода. Осуществленное исследование культуры смерти и ее роли в общественной жизни, должно способствовать формированию нравственных качеств современных людей.
Заключение.
Анализ смерти как социального феномена в культурах разного типа (традиционной, современной и постсовременной). Выявлено, что осмысление феномена смерти в общественном сознании выступает центральным стержнем всей системы ценностей. Различия в социальном отношении к этому феномену порождают разные системы ценностей, включая представления о смысле жизни, счастье и долге. Культура отношения к ушедшим определяет культуру межчеловеческого общения, основанную на уважении к внутреннему миру личности, на признании его специфической духовности.
С незапамятных времен люди испытывали в своем отношении к смерти страх, трепет и ужас, что нашло отражение во всех формах общественного сознания, начиная от мифологии, включая религию и искусство и заканчивая философией и наукой. Вместе с тем, во всех культурах нарабатывались и формировались социальные, психологические, религиозные и т.д. механизмы "экранирования" этой тревоги путем рационального ее перевода в другие состояния с дальнейшим преодолением. Кроме того, как показано в диссертации, отношение к смерти у древних народов не всегда было негативно печальным. Были эпохи, которые характеризуются отсутствием страха, тревоги и ужаса по отношению к ней.
Рассматривая социальные аспекты отношения к смерти в архаическом обществе, автор подчеркивает базисный характер этого отношения для архаического общества с его институтами (религия, политическая и социальная организация, семья). Структура этих отношений воспроизводит структуру погребального ритуала.
Первобытные люди не останавливались на физической материальности смерти; для них смерть выступала социальным отношением и определялась в социальном плане. В первобытной, как и во всей традиционной культуре, смерть была высоко ритуализирована. Смерть в архаических обрядах и ритуалах не вне жизни, а внутри ее, она является «первейшим условием всякого мистического возрождения». Смерть и жизнь переходят друг в друга. Смерть дает энергию жизни. Задача общества — овладеть этой энергией смерти и направить ее в нужное русло. Поскольку смерть в культуре традиционного типа воспринимается как переход в инобытие, а не как исчезновение, умерший человек представляет этическую, эстетическую и религиозную ценности.
В современном обществе (модерн) отношение к смерти радикально изменилось, что привело к девальвации традиционной системы ценностей. Для нового времени смерть не интересна и человек лишается своей внутренней духовной значимости, все больше превращаясь в биомассу, в объект манипулирования. Происходит своеобразное вытеснение современной культурой институтов смерти под девизом «быть мертвым — ненормально». Нынешняя эпоха изгоняет смерть как антиобщественное явление. Создав индустрию смерти (тюрьмы, больницы, психлечебницы) и выведя смерть за пределы жизни социума, массовое общество оказалось пронизаным смертью насквозь. Неудивительно, что массовая культура содержит значительные элементы некрофилии.
Парадокс нового отношения к смерти заключен в следующем: чем больше общество пытается контролировать смерть, тем более неуловимой, неожиданной и непостижимой она становится. В условиях вытеснения смерти, вместе с тем, нарушаются ее границы с жизнью. Смерть не замещает собой жизнь, а подменяет ее при помощи симуляции. Благодаря современным социально — коммерческим институтам смерти, мертвый «выглядит» как живой, временно испытывающий «ненормальное» состояние. Чтобы избежать этой «ненормальности», люди маскируют мертвого под живого. За этим сентиментально - натуральным фетишизмом кроется крайняя жестокость по отношению к самому же покойнику. Итак, в современной социальной ситуации налицо упразднение смерти.
Потеря смысла смерти привела к потере смысла в жизни. В социальном плане модернизация культуры привела к массовому распространению феномена одиночества и росту социальной анемии, что выражается в увеличении числа самоубийств. В том числе, массовизация культуры приводит к видоизменению феномена массовой смерти, который наблюдался в традиционном обществе (смерть в результате чумы или природной катастрофы, массовая смерть от голода и проч.). Смерть принимает иные формы в массовом обществе. Например, фашизм практикует массовые убийства в концлагерях (в том числе с помощью газа — именно эту смерть первоначально именовали как «эвтаназия»). Появление разнообразных средств массового уничтожения привело к широкому распространению феномена массовой смерти, а глобальное распространение СМИ превратило все человечество в зрителей.
В условиях модернизации качественно изменились ценностные акценты: наиболее острые ощущения и интерес начинает вызывать случайная, катастрофическая и насильственная смерть. Именно такая смерть наделена максимальным смыслом. Это существенное отличие от традиционной системы ценностей, когда высшей значимостью обладала социальная (героическая) смерть или естественная смерть в кругу семьи. Старость сегодня из уважаемой превратилась в социальное гетто; смерть от старости потеряла свой смысл.
В постиндустриальном обществе смерть становится более технологичной, она превращается в предмет торговли, становится важной частью политических новостей, превращается в эстетическое зрелище, появляются новые виды смерти (виртуальная, отсроченная, коллективная, демонстративная, эвтаназия).
Отличия постмодерна от модерна
демонстрируются автором в
Таким образом, в диссертации показаны
существенные различия в отношении
к смерти в традиционной культуре,
в культуре модерна и постмодерна.
Радикальный ценностный переворот
в культуре нового времени (модерн)
связан с вытеснением из культуры
мотивов и чувств, связанных со
смертью, эмансипацией от религии и
тех форм культуры, которые обслуживали
и эксплуатировали идею смерти и
смертности. При этом вся культура
оказалась значительно
Отличительной особенностью постсовременной цивилизации является государственная монополия над всей протяженностью жизни и смерти. Быть живым или мертвым решает не сам субъект, но конвенция распределения символов. Отсюда проистекают актуальные проблемы установления границ жизни и смерти в случаях деятельности реаниматологов, эвтаназии, суицида и т.п. Практика искусственного продления жизни и предупреждения смерти всевозможными мерами безопасности фактически ведет к тому, что сама жизнь становится призрачной, место реальности занимает симулякр, оставивший реальность в далеком, забытом прошлом. Жизнь человека обесценивается, лишается смысла, что порождает сегодня все новые и новые проблемы. В результате предпринимаемых обществом мер по борьбе со смертью, существование современного человека еще больше пронизано смертью, чем архаическое.
Автор отмечает важную тенденцию постмодерна:
смерть опять становится максимально
социальной и публичной, она происходит
с одной группой и наблюдается
другой и в этом, по мнению автора,
проявляется нечто жертвенное. Смерть
стала опять делом всего