Истоки древнегреческой философии: досократики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:
- От формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики.

Содержание

Введение
1. Натурфилософия раннегреческой мысли
1. 1 Космоцентризм греческой философии
1. 2 Основной вопрос греческой философии: что есть сущее
1. 3 Учение об «архэ»: первоначале мира
1. 4 Милетская школа: учение о порядке материальных стихий
1. 5 Пифагорейство: научная школа и религиозный орден
1. 6 Движение к представлению об умопостигаемом порядке
1. 7 Раннегреческая натурфилософия и основы точных и естественных наук
2. Гераклит и Парменид: противоположные взгляды на «истину мира»
2. 1 Гераклит: учение о непрерывной изменчивости и о борьбе как основе гармонии
2. 2. Элейская школа
2. 3 Два пути познания по Пармениду: путь истины и путь мнения
2. 4 Апории Зенона
3. Итоги досократической мысли
3. 1 Демокрит: учение об атомах и пустоте
3. 2 Эмпедокл: учение о вражде и гармонии стихий
3. 3 Анаксагор: учение об Уме
3.4 Разделение истинного (умопостигаемого) и видимого (чувственно-воспринимаемого).
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Философия реферат Финал.docx

— 57.77 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Учение об «архэ»: первоначале мира

Главная тема досократиков – первоначала  мироздания, его происхождение и  устройство. Полагая, что рождение и  гибель природных вещей происходит не случайно, они искали начало и  принцип, объясняющий изменчивость мира. Все относительное предполагает абсолютное, все производное – производящее, сущее через себя. Без этого абсолютного бытия ничего не может быть вовсе.

Архэ  в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Для характеристики учений первых философов этот термин использовал Аристотель.

У Фалеса в роли архэ выступает вода (как самая «бесформенная» материя, стихия).

У Анаксимандра архэ — апейрон (греч. anapov — беспредельное или неопределённое) — первостихия, не являющаяся какой-то определённой вещью (даже «водой»!), «никакая» сама по себе, но порождающая четыре стихии и целый мир определённых вещей.

У Анаксимена архэ — «неопределённый воздух», первооснова, одновременно неопределённая и определённая (определённая в качестве «воздуха» — поскольку он есть «пустота», разделяющая вещи, а кроме того источник жизни, дыхания). Концепт возник как попытка объяснить противоречие: первооснова не должна быть чем-то определённым, чтобы из неё могло произойти всё (ведь разные вещи имеют разные определённости, часто противоположные друг другу, например холодное и горячее), но чтобы из чего-то могло возникнуть нечто определённое, в этом чём-то уже должна быть какая-то своя определённость. Развитие понятия архэ в милетской школе (Фалес -> Анаксимандр -> Анаксимен) часто приводят как яркий пример развития понятия через диалектическую триаду: тезис -> антитезис -> синтез (архэ определённое -> неопределённое -> и определённое, и неопределённое).

У Пифагора архэ — число (как нечто совершенно нематериальное, но задающее порядок в природе, постигаемый в математике и — как сказали бы современные учёные — в физике). Числа понимались в пифагорействе не как выражение лишь количественной определённости чего-то, но скорее как метафизические качества, относящиеся к особой, «божественной» реальности. Например, единица — не просто первое из чисел, но и мера, начало числа как такового, выразитель его природы. Двойка («диада», «двоица») - выразитель природы разделения, противоречия, множественности и т.д. Подобное осмысление ряда натуральных чисел найдёт развитие в многочисленных школах оккультизма.

У Гераклита архэ — огонь (как самая «тонкая» и «живая» стихия). Впрочем, истинным первоначалом является подобный огню Логос, закон, поддерживающий мировой порядок.

У Парменида архэ — само бытие, оно едино и неделимо; «бытие есть, а небытия нет». Кроме того, бытие как таковое тождественно с мышлением.

У Анаксагора архэ — вечные элементы мира, «семена» («гомеомерии», как потом назовёт их Аристотель), в каждом из которых потенциально заключён весь мир, все остальные элементы, «всё смешано со всем». Кроме того существует Мировой Ум (vouO, сам по себе не смешанный ни с чем и присутствующий «не во всём, а только в некоторых». Ум и является причиной, почему каждая вещь не является сразу всем, а только определённой собой.

У Эмпедокла архэ — множественно, это четыре элемента (стихии): Земля, Воздух, Вода, Огонь, и две движущие силы: любовь и вражда. Таким образом, нет единого первоначала, а мир существует сразу как система элементов и сил, вечных самих по себе.

У Демокрита архэ — бесконечно разнообразные атомы, разделённые пустотой.

 

1.4 Милетская  школа: учение о порядке материальных стихий 

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые  сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.На первом месте здесь стоит вопрос о  сущности мира. И хотя отдельные  представители милетской школы  этот вопрос решают по-разному, их взгляды  имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская  школа стихийно тяготеет к материализму. Разумеется, вопрос о взаимном отношении  материального и духовного принципов  еще не ставился, он был сформулирован  позже. Представители милетской  школы интуитивно понимали мир как  материальный. Вместе со стихийным  материализмом в мышлении этих философов  проявляется и “наивная” диалектика, с помощью понятийных средств  которой они стремятся постичь  мир в динамике его развития и  перемен. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине мира они  давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный. Первый из ионических философов - Фалес из Милета – жил приблизительно в 640-562 гг. до нашей эры. Разносторонние познания Фалеса (в области астрономии, геометрии, арифметики) имели определенное влияние  на развитие его философского мышления. Так, например, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира. Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль появляется уже в дофилософской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При этом “вода” Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле “стойхейон”, так и в смысле “архе”. Аристотель, излагая учение Фалеса, употреблял два выражения: вода как элемент материи, стихия природы и вода как первооснова, общее, субстрат всех вещей, первоначало, видоизменения которого и дают различные состояния. Все остальное возникает путем “сгущения” или “разрежения” этой первоматерии. Все существующее разнообразие вещей Фалес рассматривал как проявление этого единого, вечного начала. Он утверждал, что все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611-546 гг. до нашей эры). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Также как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что “первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным”. Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности. Его “апейрон” характеризуется как нечто безграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так называемых стихий, но является “какой-то иной неограниченной природностью, из которой возникают все небесные своды и миры в них”. “Апейрон” Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и по временном отношении. Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются противоположности. Т.е. у этого философа мы, видимо, впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по отношению к развитию. У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, - проблематика возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи. Кроме того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека. Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585-524 гг. до нашей эры). В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Он первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю -камни. При этом сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов. Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам, “постоянное колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется”.

 

 

1.5 Пифагорейство:  научная школа и религиозный орден 

Пифагорейство – религиозно-философская  система, созданная древнегреческим  мудрецом Пифагором и его последователями  в VI в. до н.э., в которой заметно  влияние орфизма. Пифагорейство  включило в себя все основные тезисы орфизма: о метемпсихозе (переселении  душ); о том, что плоть – тюрьма для души; и о том, что каждая душа стремится к слиянию с  божеством. Вместе с тем, Пифагор  выдвинул принципиально новый тезис: «все вещи суть числа», иными словами  – всякая материальная вещь есть не более чем форма, скрывающая в  себе Божественное число. Вследствие этого  душа воспринималась пифагорейцами  как некое «странствующее число», переходящее из одной оболочки в  другую; её вместилищем считался мозг. Другое важное следствие из этого  тезиса состояло в том, что истинные законы Вселенной – это законы математики. Пифагорейцы рассматривали  нечетные цифры как мужские (неделимые) и позитивные, а четные (делимые) – как женские и негативные. На пифагорейских взглядах частично основана каббала. Пифагорейство считает  монаду Богом или единым, которое  есть всё. Бог описывается как  верховный ум, рассредоточенный по всем частям Вселенной, как причина  всех вещей и сила всех вещей.

Математическое исследование мира было основным занятием большинства  философов пифагорейской школы. Им принадлежат важнейшие открытия в области геометрии, теории музыкальной  и архитектурной гармонии, астрономии и механики. Однако в античной Греции пифагорейство было не просто философской  школой, но особой религией с мистериальными обрядами, несколькими степенями  посвящения и сложной системой ритуальных предписаний и запретов. Религиозные  обычаи пифагорейства представляли собой причудливую смесь древних  табу и вполне рациональных самоограничений, которые помогали пифагорейцам легко  узнавать друг друга в любой ситуации и при необходимости получать своевременную помощь.

Как и в других тайных мистериях, пифагорейцы обставляли вступление в свой союз различными предварительными испытаниями, из которых самым тяжелым  был обет молчания, длившийся от двух до пяти лет.

 

  1. 6 Движение к представлению  об умопостигаемом  порядке 

В отсутствии единого смысла, стоящего над миром, подосновой мира для античного человека является хаос. Мир, Космос (букв. «украшение, порядок») – это порядок, который противопоставляется  хаосу. Хаос – отсутствие всякого  порядка, всякого смысла, всякой  возможности что-либо помыслить.Но если подоснова мира – это хаос  с царящей в нем судьбой, то, как возможен космос, как возможен порядок? Отвечая на этот вопрос, и формулировали свою философию античные философы.

Античная парадигма –  космос есть совокупность взаимодействия четырех стихий (элементов) – земли, воды, воздуха и огня (иногда к  ним добавляют еще эфир). Есть два направления как можно  рассматривать упорядочение этих стихий в сам Космос.  Во-первых,  взять в качестве основы порядка одну из стихий (или их сочетание), при этом остальные рассматривать как  ее инаковение. Так, для Фалеса, все есть вода, а остальные стихии есть инаковение воды – возникают из воды и в воду возвращаются. Такое первоначало, которое является сущностью и началом всего, Аристотель, изучавший древних философов, назвал архе (букв. «начало»). Архе властвующее начало (ср. Архонт - начальник), управляющее всем происходящим. Так, Анаксимандр взял в качестве архе нечто апейрон (букв. «беспредельное»). Это беспредельное начало интерпретируют как смесь элементов. Анаксимен, Диоген Апполонийский брал в качестве архе – воздух, Гераклит – Огонь.

Во-вторых, рассматривать  принцип упорядочения мира как нечто  внешнее для этих стихий. У Пифагора и пифагорейцев архе - числа. У Демокрита  принципами упорядочения Космоса являлись – атомы и пустота. У Эмпедокла - принципы Дружбы и Вражды. У Анаксагора, принципом упорядочения мира стал Ум. Это направление мысли явилось  наиболее плодотворным. 

 

 

1.7 Раннегреческая натурфилософия и основы точных и естественных наук 

Натурфилософия (философия природы) - преимущественно философско-умозрительное  истолкование природы, рассматриваемой  в ее целостности и опирающееся  на некоторые естественнонаучные понятия. Возникновение и длительное существование  натурфилософии объяснялось следующими основными обстоятельствами:

1. Отсутствие необходимого и  достаточного массива фактов  о природе, о ее явлениях  и процессах, которые к тому  же носили отрывочный, фрагментарный,  разрозненный характер.

2. Отсутствие (вплоть до XIX в) ряда  отраслей естествознания. В XVIII в.  в основном сформировалась механика, математика, астрономия и физика. Химия, биология, геология только  начинали складываться, находились  в процессе становления.

Иначе говоря, натурфилософия пыталась (по объективным обстоятельствам) заменить отсутствующие факты и неразвитые еще естественные науки, вводя, в  частности, для объяснения явлений  природы разные "силы" ("жизненную", например) или разные физические вещества (флогистон, теплород, электрическая  жидкость и др.).

Родоначальниками собственно натурфилософии были ионийские (милетские) философы. В  древнегреческой философии натурфилософия фактически сливалась с естествознанием и именовалась физикой - в отличие от метафизики - "первой философии" - учения о началах и причинах. Натурфилософия этого периода носила в целом стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Фактического материала было здесь крайне мало и сведения о природе черпались чисто умозрительным способом. Ее выводы не носили строго научно-теоретического характера, а были результатом живого, непосредственного созерцания.

Тем не менее, были сформулированы многие фундаментальные идеи: природа (мир, Космос) рассматривалась как нечто  целое, нерасчлененное на отдельные  стороны, части; это целое и каждая вещь представлялась как нечто живое, изменяющееся, развивающееся; природу  стремились познать из нее самой, из ее естественных причин; ставилась  задача - найти единое первоначало, внутреннее единство многообразного природных  вещей: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), неопределенное вещество (Анаксимандр - апейрон беспредельное, неопределенное), атомы (Демокрит), огонь (Гераклит); идея единства противоположностей, противоречия: "все возникает через борьбу" (Гераклит; атомистика - особенно у Левкиппа и Демокрита: "начало" Вселенной - материальные атомы и пустота (т.е. пространство).

У Аристотеля постановка многих проблем  натурфилософии получает уже естественнонаучный характер. "Физическая философия" в его наследии занимает довольно большой объем (работы "Физика", "О небе", "Метеорология" и  др.). Основные методологические идеи:

а. Признание объективности природы: "пытаться доказывать, что природа  существует, смешно". Причины природных  явлений надо искать в самой природе, а не в идеях (как Платон).

б. Стремление найти единое основание  всех природных явлений - учение о  четырех элементах (стихиях, началах) - огонь, вода, воздух, Земля. Идея взаимосвязи  и взаимопревращения материи.

в. Признание изменяемости мира: "Окружающая нас область чувственного мира одна только постоянно охвачена уничтожением и возникновением".

г. Идея иерархичности ("лестницы") природы: каждая высшая ступень является более сложной, развитой и ценной по сравнению с низшими.

В натурфилософии Аристотеля хотя и  было немало наивных и даже ложных представлений о явлениях природы (геоцентризм, идея конечности Вселенной, "перводвигатель" последней и  др.), но и был высказан ряд глубоких и верных идей: систематизация имеющихся  знаний и первая их классификация; создание космологического учения (т.е. учение о  Вселенной): Земля, имеющая форму  шара, неподвижно пребывает в центре Вселенной (геоцентризм) - это понимание  стимулировало поиски верной модели Вселенной; определение жизни как  способности к самообеспечению, а также к независимому росту  и распаду; достаточно полное (несколько  сот), точное и тщательное описание представителей животного мира.

После Аристотеля и до начала средних  веков натурфилософия продолжала развиваться. Так, Эвклид (III в. до н. э) в труде "Начала" (из 15 книг) привел в систему все математические достижения того времени. Созданный Эвклидом метод аксиом позволил ему построить здание геометрии, по сей день носящую его имя.

Информация о работе Истоки древнегреческой философии: досократики