Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:19, контрольная работа
Греческая античная философия сформировалась в VII - VI вв. до нашей эры. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии античной философии можно приблизительно выделить четыре основных этапа:
- От формирования собственно греческого философского мышления до перелома V - IV вв. до нашей эры - как правило, определяется как досократовский, а философы, работавшие в это время, - как досократики.
Введение
1. Натурфилософия раннегреческой мысли
1. 1 Космоцентризм греческой философии
1. 2 Основной вопрос греческой философии: что есть сущее
1. 3 Учение об «архэ»: первоначале мира
1. 4 Милетская школа: учение о порядке материальных стихий
1. 5 Пифагорейство: научная школа и религиозный орден
1. 6 Движение к представлению об умопостигаемом порядке
1. 7 Раннегреческая натурфилософия и основы точных и естественных наук
2. Гераклит и Парменид: противоположные взгляды на «истину мира»
2. 1 Гераклит: учение о непрерывной изменчивости и о борьбе как основе гармонии
2. 2. Элейская школа
2. 3 Два пути познания по Пармениду: путь истины и путь мнения
2. 4 Апории Зенона
3. Итоги досократической мысли
3. 1 Демокрит: учение об атомах и пустоте
3. 2 Эмпедокл: учение о вражде и гармонии стихий
3. 3 Анаксагор: учение об Уме
3.4 Разделение истинного (умопостигаемого) и видимого (чувственно-воспринимаемого).
Заключение
Список литературы
1.3 Учение об «архэ»: первоначале мира
Главная тема досократиков – первоначала мироздания, его происхождение и устройство. Полагая, что рождение и гибель природных вещей происходит не случайно, они искали начало и принцип, объясняющий изменчивость мира. Все относительное предполагает абсолютное, все производное – производящее, сущее через себя. Без этого абсолютного бытия ничего не может быть вовсе.
Архэ в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Для характеристики учений первых философов этот термин использовал Аристотель.
У Фалеса в роли архэ выступает вода (как самая «бесформенная» материя, стихия).
У Анаксимандра архэ — апейрон (греч. anapov — беспредельное или неопределённое) — первостихия, не являющаяся какой-то определённой вещью (даже «водой»!), «никакая» сама по себе, но порождающая четыре стихии и целый мир определённых вещей.
У Анаксимена архэ — «неопределённый воздух», первооснова, одновременно неопределённая и определённая (определённая в качестве «воздуха» — поскольку он есть «пустота», разделяющая вещи, а кроме того источник жизни, дыхания). Концепт возник как попытка объяснить противоречие: первооснова не должна быть чем-то определённым, чтобы из неё могло произойти всё (ведь разные вещи имеют разные определённости, часто противоположные друг другу, например холодное и горячее), но чтобы из чего-то могло возникнуть нечто определённое, в этом чём-то уже должна быть какая-то своя определённость. Развитие понятия архэ в милетской школе (Фалес -> Анаксимандр -> Анаксимен) часто приводят как яркий пример развития понятия через диалектическую триаду: тезис -> антитезис -> синтез (архэ определённое -> неопределённое -> и определённое, и неопределённое).
У Пифагора архэ — число (как нечто совершенно нематериальное, но задающее порядок в природе, постигаемый в математике и — как сказали бы современные учёные — в физике). Числа понимались в пифагорействе не как выражение лишь количественной определённости чего-то, но скорее как метафизические качества, относящиеся к особой, «божественной» реальности. Например, единица — не просто первое из чисел, но и мера, начало числа как такового, выразитель его природы. Двойка («диада», «двоица») - выразитель природы разделения, противоречия, множественности и т.д. Подобное осмысление ряда натуральных чисел найдёт развитие в многочисленных школах оккультизма.
У Гераклита архэ — огонь (как самая «тонкая» и «живая» стихия). Впрочем, истинным первоначалом является подобный огню Логос, закон, поддерживающий мировой порядок.
У Парменида архэ — само бытие, оно едино и неделимо; «бытие есть, а небытия нет». Кроме того, бытие как таковое тождественно с мышлением.
У Анаксагора архэ — вечные элементы мира, «семена» («гомеомерии», как потом назовёт их Аристотель), в каждом из которых потенциально заключён весь мир, все остальные элементы, «всё смешано со всем». Кроме того существует Мировой Ум (vouO, сам по себе не смешанный ни с чем и присутствующий «не во всём, а только в некоторых». Ум и является причиной, почему каждая вещь не является сразу всем, а только определённой собой.
У Эмпедокла архэ — множественно, это четыре элемента (стихии): Земля, Воздух, Вода, Огонь, и две движущие силы: любовь и вражда. Таким образом, нет единого первоначала, а мир существует сразу как система элементов и сил, вечных самих по себе.
У Демокрита архэ — бесконечно разнообразные атомы, разделённые пустотой.
1.4 Милетская школа: учение о порядке материальных стихий
Милетская школа известна как первая
философская школа. В ней впервые
сознательно был поставлен
1.5 Пифагорейство: научная школа и религиозный орден
Пифагорейство – религиозно-философская
система, созданная древнегреческим
мудрецом Пифагором и его
Математическое исследование мира
было основным занятием большинства
философов пифагорейской школы.
Им принадлежат важнейшие открытия
в области геометрии, теории музыкальной
и архитектурной гармонии, астрономии
и механики. Однако в античной Греции
пифагорейство было не просто философской
школой, но особой религией с мистериальными
обрядами, несколькими степенями
посвящения и сложной системой ритуальных
предписаний и запретов. Религиозные
обычаи пифагорейства представляли
собой причудливую смесь
Как и в других тайных мистериях, пифагорейцы обставляли вступление в свой союз различными предварительными испытаниями, из которых самым тяжелым был обет молчания, длившийся от двух до пяти лет.
В отсутствии единого смысла, стоящего над миром, подосновой мира для античного человека является хаос. Мир, Космос (букв. «украшение, порядок») – это порядок, который противопоставляется хаосу. Хаос – отсутствие всякого порядка, всякого смысла, всякой возможности что-либо помыслить.Но если подоснова мира – это хаос с царящей в нем судьбой, то, как возможен космос, как возможен порядок? Отвечая на этот вопрос, и формулировали свою философию античные философы.
Античная парадигма –
космос есть совокупность взаимодействия
четырех стихий (элементов) – земли,
воды, воздуха и огня (иногда к
ним добавляют еще эфир). Есть
два направления как можно
рассматривать упорядочение этих стихий
в сам Космос. Во-первых,
Во-вторых, рассматривать принцип упорядочения мира как нечто внешнее для этих стихий. У Пифагора и пифагорейцев архе - числа. У Демокрита принципами упорядочения Космоса являлись – атомы и пустота. У Эмпедокла - принципы Дружбы и Вражды. У Анаксагора, принципом упорядочения мира стал Ум. Это направление мысли явилось наиболее плодотворным.
1.7 Раннегреческая натурфилософия и основы точных и естественных наук
Натурфилософия (философия природы)
- преимущественно философско-
1. Отсутствие необходимого и достаточного массива фактов о природе, о ее явлениях и процессах, которые к тому же носили отрывочный, фрагментарный, разрозненный характер.
2. Отсутствие (вплоть до XIX в) ряда
отраслей естествознания. В XVIII в.
в основном сформировалась
Иначе говоря, натурфилософия пыталась
(по объективным обстоятельствам) заменить
отсутствующие факты и
Родоначальниками собственно натурфилософии
были ионийские (милетские) философы. В
древнегреческой философии
Тем не менее, были сформулированы многие фундаментальные идеи: природа (мир, Космос) рассматривалась как нечто целое, нерасчлененное на отдельные стороны, части; это целое и каждая вещь представлялась как нечто живое, изменяющееся, развивающееся; природу стремились познать из нее самой, из ее естественных причин; ставилась задача - найти единое первоначало, внутреннее единство многообразного природных вещей: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), неопределенное вещество (Анаксимандр - апейрон беспредельное, неопределенное), атомы (Демокрит), огонь (Гераклит); идея единства противоположностей, противоречия: "все возникает через борьбу" (Гераклит; атомистика - особенно у Левкиппа и Демокрита: "начало" Вселенной - материальные атомы и пустота (т.е. пространство).
У Аристотеля постановка многих проблем натурфилософии получает уже естественнонаучный характер. "Физическая философия" в его наследии занимает довольно большой объем (работы "Физика", "О небе", "Метеорология" и др.). Основные методологические идеи:
а. Признание объективности
б. Стремление найти единое основание всех природных явлений - учение о четырех элементах (стихиях, началах) - огонь, вода, воздух, Земля. Идея взаимосвязи и взаимопревращения материи.
в. Признание изменяемости мира: "Окружающая нас область чувственного мира одна только постоянно охвачена уничтожением и возникновением".
г. Идея иерархичности ("лестницы") природы: каждая высшая ступень является более сложной, развитой и ценной по сравнению с низшими.
В натурфилософии Аристотеля хотя и было немало наивных и даже ложных представлений о явлениях природы (геоцентризм, идея конечности Вселенной, "перводвигатель" последней и др.), но и был высказан ряд глубоких и верных идей: систематизация имеющихся знаний и первая их классификация; создание космологического учения (т.е. учение о Вселенной): Земля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре Вселенной (геоцентризм) - это понимание стимулировало поиски верной модели Вселенной; определение жизни как способности к самообеспечению, а также к независимому росту и распаду; достаточно полное (несколько сот), точное и тщательное описание представителей животного мира.
После Аристотеля и до начала средних веков натурфилософия продолжала развиваться. Так, Эвклид (III в. до н. э) в труде "Начала" (из 15 книг) привел в систему все математические достижения того времени. Созданный Эвклидом метод аксиом позволил ему построить здание геометрии, по сей день носящую его имя.
Информация о работе Истоки древнегреческой философии: досократики