Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 16:29, контрольная работа
История философии изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.
Историко-философский процесс– это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы. Историко-философский процесс включает в себя движение в пространстве (национальные философские системы и традиции) и во времени (типы мировоззрения в конкретные эпохи философского знания).
Предмет истории философии– это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.
20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII В
В Европе философия
XVIII в. продолжает и развивает идеи XVII в.
В этот период происходит дальнейшая разработка
философской мыслью достижений науки
и общественной практики.
Философские сочинения пишутся и издаются
на языке народа, который знакомится с
сочинениями мыслителя.
Основные мысли философии XVIII в.:
– исходный пункт философствования –
человек разумный;
– законы природы и разума не отличаются,
потому что законы природы переходят в
законы разума;
– философия в первую очередь – это искусство
жить в соответствии с законами разума;
– философия – основание всех наук;
– понятие теории познания определяется
как теоретико-познавательный сенсуализм;
– главная причина неудач человека – в
недостатке морального сознания;
– человек не свободен в своих действиях,
потому что он включен в систему необходимых
связей;
– религия и мораль не совместимы, совместимы
только атеизм и мораль.
Онтологические проблемырассматриваются
философами XVIII в.:
– в материалистическом аспекте;
– в атеистическом аспекте.
В философии XVIII в. большое развитие получает
материализм во взглядах на объяснение
явлений природы. Выдающееся историческое
значение имеет французский материализм,
потому что он:
– выступал против средневековой схоластики
и всех тех учреждений, которые несли на
себе печать антигуманизма Средневековья;
– обосновывал свое миропонимание и человеческие
интересы.
Самым ярким выразителем философских
взглядов французского материализма был Поль Генрих Дитрих
Гольбах(1723–1789). Он написал поучительные
атеистические памфлеты: «Система природы»,
«Разоблаченное христианство», «Религия
и здравый смысл», «Карманный богословский
словарь» и др. Его произведение «Система
природы, или О законах мира физического
и мира духовного», появившееся в печати
в 1770 г., содержало изложение важнейших
онтологических проблем: материи; природы;
движения; пространства; времени; причинности;
случайности; необходимости и др.
Дени Дидро(1713–1784)
дает свое понимание важнейших онтологических
проблем в работах: «Философские принципы
материи и движения», «Мысли об объяснении
природы», «Письмо о слепых в назидание
зрячим», «Сон Д'Аламбера». Дидро ввел
диалектику в рассмотрение проблем бытия.
По мнению Дидро, чувствует вся материя
(это точка зрения гилозоизма),но
различают:
– «чувствительность инертную»;
– «чувствительность деятельную». Французский
материализм попытался преодолеть разрыв
между природой (растительным, животным
миром) и человеком.
Проблемы гносеологиинаря
Материалисты видели роль как чувственного,
так и рационального моментов в познании:
разум не может отрываться от чувств, но
он и не должен чрезмерно доверять им.
Методами познания являются:
– наблюдение;
– эксперимент.
Переход от мышления чувственного к абстрактному,
по мнению философов-материалистов, происходит
как непрерывный процесс: вслед за желанием,
памятью возникает сравнение и суждение.
21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Немецкая
классическая философияпредставляет собой
значительнейший этап в развитии философской
мысли и культуры человечества.
Она представлена философским творчеством:
– Иммануила Канта (1724–1804);
– Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814);
– Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854);
– Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831);
– Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872).
Каждый из этих философов создал свою
философскую систему, наполненную богатством
идей и концепций.
1. Роль философии в истории человечества
и развитии мировой культуры в том, что
она призвана быть критической совестью
культуры, сознанием, спорящим с действительностью,
душой культуры.
2. Исследовалась человеческая сущность,
а не только человеческая история:
– для Канта человек – нравственное существо;
– Фихте подчеркивает действенность, активность
сознания и самосознания человека, рассматривает
устройство человеческой жизни согласно
требованиям разума;
– Шеллинг показывает взаимосвязь объективного
и субъективного;
– Гегель более широко рассматривает границы
активности самосознания и индивидуального
сознания: самосознание индивида у него
соотносится не только с внешними предметами,
но и с другими самосознаниями, из чего
возникают различные общественные формы;
– Фейербах определяет новую форму материализма
– антропологический
материализм,в центре которого стоит
реальный человек, являющийся субъектом
для себя и объектом для другого человека.
3. Все представители классической немецкой
философии определяли ее как специальную систему философских
дисциплин, категорий, идей:
– Кант выделяет в качестве главных философских
дисциплин гносеологию и этику;
– Шеллинг – натурфилософию, онтологию;
– Фихте видел в философии такие разделы,
как онтологический, гносеологический,
социально-политический;
– Гегель определил широкую систему философских
знаний, в которую вошли философия природы,
логика, философия истории, история философии,
философия права, философия государства,
философия морали, философия религии,
философия развития индивидуального сознания
и др.;
– Фейербах рассматривал философские
проблемы истории, религии, онтологии,
гносеологии и этики.
4. Классическая немецкая философия определяет
целостную концепцию диалектики:
– диалектика Канта – это диалектика границ
и возможностей человеческого познания:
чувств, рассудка и человеческого разума;
– диалектика Фихте сводится к разработке
творческой активности Я, к взаимодействию
Я и не-Я как противоположности, на основе
борьбы которых происходит развитие самосознания
человека;
– Шеллинг переносит на природу предложенные
Фихте принципы диалектического развития,
природа у него – развивающийся дух;
– Гегель представил развернутую, всестороннюю
теорию идеалистической диалектики. Он
исследовал весь естественный, исторический
и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном
движении, изменении, преобразовании и
развитии, противоречиях, перерывах постепенности,
борьбе нового со старым, направленном
движении;
– Фейербах в своей диалектике рассматривает связиявлений,
их взаимодействия и
изменения,единство противоположностей
в развитии явлений (дух и тело, сознание
человека и материальная природа).
22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ
Начальный период становления
русской философии – XI–XVII вв., его называют
по-разному: древнерусская философия,
русская средневековая философия, философия
допетровского периода.Основная черта
этого периода – отсутствие самостоятельного
статуса и вплетенность в ткань религиозного
мировоззрения.
Второй период развития русской философии
начинается с XVIII в.
Два основных взаимосвязанных фактора,
под влиянием которых развивается не только
философия, но и вся духовная культура
этого времени:
– процесс европеизации России, связанный
с реформами Петра Великого;
– секуляризация общественной жизни.
В это время философия отходит от схоластических
образов и становится свободной от церкви.
Первыми сторонниками научного знания
и философии Нового времени на Руси были:
– М.В. Ломоносов;
– А.Н. Радищев;
– Феофан Прокопович;
– В.Н. Татищев;
– А.Д. Кантемир и др.
Михаил Васильевич Ломоносов (171 1-1765) положил начало материалистической
традиции.Он выступал с материалистических
позиций, но, как и все материалисты того
времени, понимал материю
только в качестве вещества.
Философия Ломоносова носит секуляризованный,
антиклерикальный характер, он довольно
резко критикует церковь и невежество
попов. Но в то же время он стремится примирить
естественно-научное и теологическое
объяснение мира и не отвергает Бога-творца.
Александр Николаевич Радищев (1749–1802),
как и Ломоносов, хорошо знал западную
философию, в том числе и французский материализм.
После публикации знаменитого произведения
Радищева «Путешествие из Петербурга
в Москву», в котором он беспощадно обличает
крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом,
который провозгласил идею человечности
не в лоне религиозной философии, а в качестве
основного стержня секуляризированной,
светской общественной мысли.
Самостоятельное философское творчество
в России начинается в XIX в., который является
третьим этапом развития русской философии.
Первым, кто начал самостоятельное философское
творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев(1794–1856).
Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических
письмах». Основным в учении Чаадаева
были философия человека и философия истории.
Следом за Чаадаевым появляются два направления,
противоположные в понимании смысла и
значения русской идеи:
– славянофилы(заложили
основу русской религиозной философии
второй половины XIX в.);
– западники(критиковали
церковь и тяготели к материализму).
В конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. в России
появляется мировоззрение народничества.Ег
Следующий этап (конец XIX – первая половина
XX вв.) русской философии связан с возникновением
философских систем.
Характерные черты:
– антропоцентризм;
– гуманизм;
– религиозный характер;
– возникновение русского космизма(
23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большую роль в развитии
русской литературы и философской культуры
сыграл Александр Николаевич
Радищев(1749–1802).
Его самое знаменитое и яркое произведение
– «Путешествие из Петербурга в Москву»,
в котором он беспощадно обличает крепостничество
и самодержавие.
В трактате «О человеке, о его
смертности и бессмертии»,который
он написал в сибирской ссылке, рассматривается
«картина человека» под углом его природных
связей. В этом произведении он подчеркивает
способность человека видеть во всем,
в том числе и в самом себе, присутствие
Бога, и при этом он воспроизводит доказательства
и в пользу смертности души, и в пользу
ее бессмертия.
2. Н.Г. Чернышевский(1828–1889)
стал известен образованной, читающей
России после выхода в свет его произведения «Эстетические отношения
искусства к действительности».Чернышевский
видел в искусстве великую силу, которая
могла бы воспитать в человеке нравственные
и гражданские качества, необходимые для
творческого преобразования, а также его
личной и общественной жизни.
Основные работы:
– «Эстетические отношения искусства
к действительности»;
– «Антропологический принцип в философии»;
– перевод «Основания политической экономии»
Дж. С. Милля;
– «Что делать?».
В своем утопическом и нигилистическом
романе «Что делать?»Чернышевский
изложил понимание социалистического
общежития – социализм, основанный на
обобществлении крестьянского и ремесленного
труда.
3. Лев Николаевич Толстой(1828–1910) –
великий писатель, автор гениальных реалистических
произведений. Самые известные и популярные
среди них:
– «Война и мир»;
– «Анна Каренина»;
– «Воскресение»;
– трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».
Художественное наследие Толстого глубоко
философично. В своей автобиографической
трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»
он исследует диалектику души, которая
заключается в стремлении личности к постижению
своей внутренней сущности, к нравственному
совершенствованию.
4. Федор Михайлович
Достоевский(18211881) не был философом
по профессии и не создавал чисто философских
произведений. Но его художественные произведения,
герои этих произведений, их переживания,
поступки и мысли пронизаны философией.
Они настолько философичны, настолько
глубоки по мировоззренческим идеям и
проблемам, что последние часто не вписываются
в рамки литературно-художественного
жанра.
Его главные произведения:
– «Преступление и наказание»;
– «Идиот»;
– «Бесы»;
– «Братья Карамазовы»;
– «Неточка Незванова».
Наиболее важной и определяющей темой
его литературы является проблема человека,
его судьба и смысл жизни. Но главное для
него – это не физическое существование
человека и даже не те социальные блага,
которые с ним связаны, а внутренний мир
человека, диалектика его идей, которые
и составляют внутреннюю сущность его
героев: Раскольникова, Ставрогина, Карамазовых,
Неточки Незвановой и т. д. Человек весь
создан из противоречий, главным из которых
является противоречие добра и зла.Вот
почему человек для Достоевского – это
самое дорогое существо, хотя и самое страшное
и опасное.
24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ В
Философская мысль
ХХ в. находилась под непосредственным
воздействием противоречивого, драматичного
развития человеческой цивилизации.
ХХ в. – это эпоха:
– социальных катастроф;
– антигуманных политических режимов;
– многочисленных локальных и мировых
войн;
– разрушения природной среды;
– кризиса гуманистических ценностей;
– научно-технической революции;
– расцвета знаний и образования и др.
Другими словами, ХХ в. – это век конфликтов
разумного и неразумного в жизни и деятельности
человека, их очевидного и крупномасштабного
противостояния.
Основными философскими течениями этой
эпохи были: иррационализм; рационализм;
гуманизм; персонализм.
1. Иррационализм–
направление в философии, определяющее
инстинкт, внутреннее чувство, интуицию,
любовь как главные источники, которые
предшествуют рациональному познанию.
Он образовался как реакция на негативные
проявления человеческого разума в общественной
жизни. Иррационализм интересуют бессознательные
эмоционально-волевые процессы, такие
как интуиция, инстинкты, воля.
Культ разума вытесняется резкой критикой
иррационализма, знание – верой, исторический
оптимизм – пессимизмом, а идея прогресса
– неверием в него.
Иррационализм выступил с критикой против
гордого и высокомерного разума. Согласно
иррационализму мир неразумен и неупорядочен,
он противостоит человеку как нечто внешнее
и абсурдное, стихийное и неподвластное.
2. Рационализм–
совокупность философских направлений,
которые центральным пунктом своего анализа
считают разум, рассудок, мышление с субъективной
стороны и разумность, логический порядок
вещей – с объективной.
Рационализм образовался как выражение
прогресса знания, науки и техники, их
огромных успехов в Новое время.
В ХХ в. рационализм развивался под непосредственным
воздействием научно-технической революции
и перехода ряда стран в стадию постиндустриальной
цивилизации. Для рационализма ХХ в. характерен
сциентизм – преувеличение роли науки
в общественной жизни. Это направление
представляет собой культ научно-технического
разума, его защиту и оправдание.
К рационализму ХХ в. относятся:
– неопозитивизм;
– структурализм;
– неорационализм;
– критический рационализм.
Философский рационализм ХХ в. представляет
собой уверенность в способности знания
быть социальной силой и пружиной дальнейшего
восходящего развития цивилизации.
3. Гуманизм– философское
направление, представляющее собой рефлектированный
антропоцентризм, исходящий из человеческого
сознания и имеющий своим объектом ценность
человека, за исключением того, что отчуждает
человека от самого себя, подчиняя его
сверхчеловеческим силам и истинам или
используя его для целей, не достойных
человека.
Основной мыслью гуманизма в ХХ в. была
проблема бытия человека в современном
мире, поиск путей гуманизации общественных
отношений.
4. Персонализм–
направление в философии, для которого
человек является действующей и мыслящей
личностью, которая занимает определенную
позицию.
Формой проявления персонализма является
философская антропология.
Персонализм ХХ в. отстаивает свои позиции
в противовес неореализму и логистике.