Историко-философский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 16:29, контрольная работа

Краткое описание

История философии изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.
Историко-философский процесс– это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы. Историко-философский процесс включает в себя движение в пространстве (национальные философские системы и традиции) и во времени (типы мировоззрения в конкретные эпохи философского знания).
Предмет истории философии– это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Андрюше.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

20. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII В      

В Европе философия XVIII в. продолжает и развивает идеи XVII в. В этот период происходит дальнейшая разработка философской мыслью достижений науки и общественной практики. 
      Философские сочинения пишутся и издаются на языке народа, который знакомится с сочинениями мыслителя. 
      Основные мысли философии XVIII в.: 
      – исходный пункт философствования – человек разумный; 
      – законы природы и разума не отличаются, потому что законы природы переходят в законы разума; 
      – философия в первую очередь – это искусство жить в соответствии с законами разума; 
      – философия – основание всех наук; 
      – понятие теории познания определяется как теоретико-познавательный сенсуализм; 
      – главная причина неудач человека – в недостатке морального сознания; 
      – человек не свободен в своих действиях, потому что он включен в систему необходимых связей; 
      – религия и мораль не совместимы, совместимы только атеизм и мораль. 
       Онтологические проблемырассматриваются философами XVIII в.: 
      – в материалистическом аспекте; 
      – в атеистическом аспекте. 
      В философии XVIII в. большое развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы. Выдающееся историческое значение имеет французский материализм, потому что он: 
      – выступал против средневековой схоластики и всех тех учреждений, которые несли на себе печать антигуманизма Средневековья; 
      – обосновывал свое миропонимание и человеческие интересы. 
      Самым ярким выразителем философских взглядов французского материализма был Поль Генрих Дитрих Гольбах(1723–1789). Он написал поучительные атеистические памфлеты: «Система природы», «Разоблаченное христианство», «Религия и здравый смысл», «Карманный богословский словарь» и др. Его произведение «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», появившееся в печати в 1770 г., содержало изложение важнейших онтологических проблем: материи; природы; движения; пространства; времени; причинности; случайности; необходимости и др. 
       Дени Дидро(1713–1784) дает свое понимание важнейших онтологических проблем в работах: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Сон Д'Аламбера». Дидро ввел диалектику в рассмотрение проблем бытия. По мнению Дидро, чувствует вся материя (это точка зрения гилозоизма),но различают: 
      – «чувствительность инертную»; 
      – «чувствительность деятельную». Французский материализм попытался преодолеть разрыв между природой (растительным, животным миром) и человеком. 
      Проблемы гносеологиинаряду с онтологическими являются важнейшими в философии XVIII в. Источником знаний философы XVII в. называют внешний и внутренний мир человека. 
      Материалисты видели роль как чувственного, так и рационального моментов в познании: разум не может отрываться от чувств, но он и не должен чрезмерно доверять им. 
      Методами познания являются: 
      – наблюдение; 
      – эксперимент. 
      Переход от мышления чувственного к абстрактному, по мнению философов-материалистов, происходит как непрерывный процесс: вслед за желанием, памятью возникает сравнение и суждение.

21. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ       

Немецкая классическая философияпредставляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. 
      Она представлена философским творчеством: 
      – Иммануила Канта (1724–1804); 
      – Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814); 
      – Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854); 
      – Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831); 
      – Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций. 
      1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры. 
      2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история: 
      – для Канта человек – нравственное существо; 
      – Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума; 
      – Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного; 
      – Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы; 
      – Фейербах определяет новую форму материализма – антропологический материализм,в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека. 
      3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей: 
      – Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику; 
      – Шеллинг – натурфилософию, онтологию; 
      – Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический; 
      – Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.; 
      – Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики. 
      4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики: 
      – диалектика Канта – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума; 
      – диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека; 
      – Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него – развивающийся дух; 
      – Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении; 
      – Фейербах в своей диалектике рассматривает связиявлений, их взаимодействия и изменения,единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).

22. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ      

Начальный период становления русской философии – XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода.Основная черта этого периода – отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. 
      Второй период развития русской философии начинается с XVIII в. 
      Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени: 
      – процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого; 
      – секуляризация общественной жизни. 
      В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были: 
      – М.В. Ломоносов; 
      – А.Н. Радищев; 
      – Феофан Прокопович; 
      – В.Н. Татищев; 
      – А.Д. Кантемир и др. 
      Михаил Васильевич Ломоносов (171 1-1765) положил начало материалистической традиции.Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества. 
      Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца. 
      Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм. 
      После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли. 
      Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии. 
      Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев(1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории. 
      Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи: 
      –  славянофилы(заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.); 
      –  западники(критиковали церковь и тяготели к материализму). 
      В конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества.Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники,идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России. 
      Следующий этап (конец XIX – первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем. 
      Характерные черты: 
      – антропоцентризм; 
      – гуманизм; 
      – религиозный характер; 
      – возникновение русского космизма(мистического, теологического).

23. ФИЛОСОФСКИЕ ТЕМЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ      

1. Большую роль в развитии русской литературы и философской культуры сыграл Александр Николаевич Радищев(1749–1802). 
      Его самое знаменитое и яркое произведение – «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие. 
      В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии»,который он написал в сибирской ссылке, рассматривается «картина человека» под углом его природных связей. В этом произведении он подчеркивает способность человека видеть во всем, в том числе и в самом себе, присутствие Бога, и при этом он воспроизводит доказательства и в пользу смертности души, и в пользу ее бессмертия. 
      2.  Н.Г. Чернышевский(1828–1889) стал известен образованной, читающей России после выхода в свет его произведения «Эстетические отношения искусства к действительности».Чернышевский видел в искусстве великую силу, которая могла бы воспитать в человеке нравственные и гражданские качества, необходимые для творческого преобразования, а также его личной и общественной жизни. 
      Основные работы: 
      – «Эстетические отношения искусства к действительности»; 
      – «Антропологический принцип в философии»; 
      – перевод «Основания политической экономии» Дж. С. Милля; 
      – «Что делать?». 
      В своем утопическом и нигилистическом романе «Что делать?»Чернышевский изложил понимание социалистического общежития – социализм, основанный на обобществлении крестьянского и ремесленного труда. 
      3.  Лев Николаевич Толстой(1828–1910) – великий писатель, автор гениальных реалистических произведений. Самые известные и популярные среди них: 
      – «Война и мир»; 
      – «Анна Каренина»; 
      – «Воскресение»; 
      – трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Художественное наследие Толстого глубоко философично. В своей автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» он исследует диалектику души, которая заключается в стремлении личности к постижению своей внутренней сущности, к нравственному совершенствованию. 
      4.  Федор Михайлович Достоевский(18211881) не был философом по профессии и не создавал чисто философских произведений. Но его художественные произведения, герои этих произведений, их переживания, поступки и мысли пронизаны философией. Они настолько философичны, настолько глубоки по мировоззренческим идеям и проблемам, что последние часто не вписываются в рамки литературно-художественного жанра. 
      Его главные произведения: 
      – «Преступление и наказание»; 
      – «Идиот»; 
      – «Бесы»; 
      – «Братья Карамазовы»; 
      – «Неточка Незванова». 
      Наиболее важной и определяющей темой его литературы является проблема человека, его судьба и смысл жизни. Но главное для него – это не физическое существование человека и даже не те социальные блага, которые с ним связаны, а внутренний мир человека, диалектика его идей, которые и составляют внутреннюю сущность его героев: Раскольникова, Ставрогина, Карамазовых, Неточки Незвановой и т. д. Человек весь создан из противоречий, главным из которых является противоречие добра и зла.Вот почему человек для Достоевского – это самое дорогое существо, хотя и самое страшное и опасное.

24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ В      

Философская мысль ХХ в. находилась под непосредственным воздействием противоречивого, драматичного развития человеческой цивилизации. 
      ХХ в. – это эпоха: 
      – социальных катастроф; 
      – антигуманных политических режимов; 
      – многочисленных локальных и мировых войн; 
      – разрушения природной среды; 
      – кризиса гуманистических ценностей; 
      – научно-технической революции; 
      – расцвета знаний и образования и др. 
      Другими словами, ХХ в. – это век конфликтов разумного и неразумного в жизни и деятельности человека, их очевидного и крупномасштабного противостояния. 
      Основными философскими течениями этой эпохи были: иррационализм; рационализм; гуманизм; персонализм. 
      1.  Иррационализм– направление в философии, определяющее инстинкт, внутреннее чувство, интуицию, любовь как главные источники, которые предшествуют рациональному познанию. 
      Он образовался как реакция на негативные проявления человеческого разума в общественной жизни. Иррационализм интересуют бессознательные эмоционально-волевые процессы, такие как интуиция, инстинкты, воля. 
      Культ разума вытесняется резкой критикой иррационализма, знание – верой, исторический оптимизм – пессимизмом, а идея прогресса – неверием в него. 
      Иррационализм выступил с критикой против гордого и высокомерного разума. Согласно иррационализму мир неразумен и неупорядочен, он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное. 
      2.  Рационализм– совокупность философских направлений, которые центральным пунктом своего анализа считают разум, рассудок, мышление с субъективной стороны и разумность, логический порядок вещей – с объективной. 
      Рационализм образовался как выражение прогресса знания, науки и техники, их огромных успехов в Новое время. 
      В ХХ в. рационализм развивался под непосредственным воздействием научно-технической революции и перехода ряда стран в стадию постиндустриальной цивилизации. Для рационализма ХХ в. характерен сциентизм – преувеличение роли науки в общественной жизни. Это направление представляет собой культ научно-технического разума, его защиту и оправдание. 
      К рационализму ХХ в. относятся: 
      – неопозитивизм; 
      – структурализм; 
      – неорационализм; 
      – критический рационализм. 
      Философский рационализм ХХ в. представляет собой уверенность в способности знания быть социальной силой и пружиной дальнейшего восходящего развития цивилизации. 
      3.  Гуманизм– философское направление, представляющее собой рефлектированный антропоцентризм, исходящий из человеческого сознания и имеющий своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для целей, не достойных человека. 
      Основной мыслью гуманизма в ХХ в. была проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений. 
      4.  Персонализм– направление в философии, для которого человек является действующей и мыслящей личностью, которая занимает определенную позицию. 
      Формой проявления персонализма является философская антропология. 
      Персонализм ХХ в. отстаивает свои позиции в противовес неореализму и логистике.

Информация о работе Историко-философский процесс