Историко-философский процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 16:29, контрольная работа

Краткое описание

История философии изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.
Историко-философский процесс– это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы. Историко-философский процесс включает в себя движение в пространстве (национальные философские системы и традиции) и во времени (типы мировоззрения в конкретные эпохи философского знания).
Предмет истории философии– это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.

Вложенные файлы: 1 файл

Философия Андрюше.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70-90-Х гг. ХХ В      

В 70–90 гг. XX в. широкое распространение получают различные философские школы. 
      1.  Постпозитивизм.Главную роль в постпозитивизме 90-х гг. играет критический рационализм, родоначальником которого является английский философ Карл Поппер – весьма популярный философ, социолог, логик, математический логик. 
      В конце 40-50-х гг. Поппер пишет работы, в которых отстаивает идеи социал-реформизма, критикуя при этом марксизм: «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма». 
      Поппер исследует важные проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии. 
      Суть философской концепции Поппера в том, что существуют три мира: 
      – философский; 
      – ментальный; 
      – мир объективной истины (мир роста научного знания). 
      По мнению Поппера, будущее науки – за принципом фальсификации,позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим, его суть: 
      – если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена; 
      – лишь те теории должны считаться научными, которые могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность; 
      – важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания). 
       Методология науки.Американский философ и историк науки Томас Кунявляется представителем одной из школ постпозитивизма – философии науки.Он стал известен после выхода в свет его книги «Структура научных революций»,в которой Кун изложил свою концепцию философии науки – это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм (моделей теоретического мышления, приверженных различным понятиям, законам, теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки). 
      Кун ввел понятие «нормальной науки»,под которой понимается развитие науки в рамках конкретной, определенной парадигмы. 
      Философия (методология) науки взаимосвязана с таким философским направлением, как «научный материализм».Основными представителями его являются американские философы Э. Нагельи Д. Мор-голис,австралийский философ Д. Армстронг,аргентинский физик и философ М. Бунгеи др. 
      Основная задача «научного материализма» – соотношение материи и сознания. 
      «Научный материализм» объединяет несколько школ: школа «элиминативного материализма», считающая единым психическое и физическое (Армстронг, Уилкс); школа «кибернетического материализма», представляющая психическое как аналогию функциям ЭВМ (Пат-нэм, Сейр); школа «эмертжентистского материализма», понимающая психическое как результат эволюции материи (Бунге, Марголис, Сперри) и др. 
       Герменевтика.Герменевтика (разъясняю, истолковываю) – искусство и теория интерпретации текстов. 
      Герменевтики 70-90-х гг. разрабатывают «понимание» не как прикладную задачу, возникающую в процессе истолкования текстов, а как фундаментальную характеристику человека, как нечто, определяющее человеческое бытие и мышление. 
       Философия интуитивизма.В 80-90-е гг. получили распространение идеи интуитивизма, которые соединили интуицию с современным научным знанием – медициной, биологией, физикой и др. 
      Современные интуитивисты предлагают человеку выйти за пределы его чувственного земного опыта и опереться на духовный, мистический, религиозный опыт.

26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX В      

Основные модели философского мышления в XX в.: 
      – позитивизм; 
      – марксизм; 
      – неотомизм; 
      – экзистенциализм и др. 
      Эти модели рассматривают проблемы, имеющие общечеловеческую ценность: 
      – роль философского и научного познания; 
      – человек и его жизнедеятельность; 
      – взаимодействие духовного и материального, объективного и субъективного; 
      – свобода и необходимость, необходимость и случайность, свобода и ответственность и т. д. Позитивизм.Вторая историческая форма позитивизма возникла в конце XIX – начале XX вв. Его основные представители: 
      – немецкий физик Э. Мах; 
      – швейцарский философ Р. Авенариус; 
      – французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре; 
      – английский математик и философ К. Пирсон.Этот позитивизм являлся философией реализма и утверждал, что любое научное знание (физическое, астрономическое, биологическое и т. п.) есть само по себе знание философское и что философия не может иметь своего отдельного от наук предмета. 
      Эта форма позитивизма получила название махизма.В философии махизма преобладают субъективно-идеалистические идеи. 
      Третья историческая форма позитивизма появляется в 20-е гг. XX в. Ее родоначальником стал Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета. В Венский кружок входили: М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат, Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн и др. 
      Эта форма позитивизма получила название логического позитивизма.Логический позитивизм развивается как аналитическая философия,которая, в свою очередь, разрабатывается в двух направлениях: 
      –  логического анализа философии сприменением аппарата современной математической логики; 
      –  лингвистической философии,отвергающей логику как основной метод исследования и занимающейся исследованием типов выражений обыденного языка, в том числе когда он употребляется для разработки философских понятий. Марксизм.Марксистская философия выступает как учение о человеке и мире, обращается к прошлому, настоящему и будущему. Основная идея марксистской философии состоит не в конструировании какой-либо системы, а в тех законах развития общества, которые впервые в истории человечества открыл К. Маркс. 
       Неотомизм.Неотомизм возник в конце XIX в. и имел широкое распространение в XX в. как философская модель мышления людей, живущих в странах, где господствует католическая церковь. 
      Основу неотомизма положила философия средневекового схоласта Фомы Аквинского. Неотомизм занимается: 
      – философским обоснованием бытия Бога; 
      – доказательством различных религиозных догм; 
      – рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала; 
      – толкованием естественно-научных теорий и социальной практики. 
      Наиболее яркими представителями неотомизма являются Жак Маритен, Этьен Анри Жильсон, Юзеф Мария Бохенский, Густав Андреас Ветер. 
       Экзистенциализм.Экзистенциализм – философия существования. Это антропологическая философия по своей направленности, ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире. Идея философии экзистенциализма – помочь человеку и человечеству.

 


Информация о работе Историко-философский процесс