Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 16:29, контрольная работа
История философии изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.
Историко-философский процесс– это, образно говоря, «поле боя», на котором кипят нестихающие страсти мыслителей, сталкиваются их точки зрения и аргументы. Историко-философский процесс включает в себя движение в пространстве (национальные философские системы и традиции) и во времени (типы мировоззрения в конкретные эпохи философского знания).
Предмет истории философии– это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.
25. ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ 70-90-Х гг. ХХ В
В 70–90 гг. XX в. широкое
распространение получают различные философские
школы.
1. Постпозитивизм.Главн
В конце 40-50-х гг. Поппер пишет работы, в
которых отстаивает идеи социал-реформизма,
критикуя при этом марксизм: «Открытое
общество и его враги», «Нищета историцизма».
Поппер исследует важные проблемы: соотношения
закона и тенденции, роли в жизни общества
социальной технологии.
Суть философской концепции Поппера в
том, что существуют три мира:
– философский;
– ментальный;
– мир объективной истины (мир роста научного
знания).
По мнению Поппера, будущее науки – за
принципом фальсификации,позвол
– если теория опровергнута, то она должна
быть немедленно отброшена;
– лишь те теории должны считаться научными,
которые могут быть опровергнуты, т. е.
которые способны доказать свою ложность;
– важно различать «фактуально ложные»
высказывания и логически ложные (противоречивые
высказывания).
Методология науки.Американский
философ и историк науки Томас Кунявляется
представителем одной из школ постпозитивизма
– философии науки.Он
стал известен после выхода в свет его
книги «Структура научных
революций»,в которой Кун изложил
свою концепцию философии науки – это
конкурентная борьба научных сообществ,
сопровождаемая сменой парадигм (моделей
теоретического мышления, приверженных
различным понятиям, законам, теориям
и точкам зрения, с помощью которых идет
процесс развития науки).
Кун ввел понятие «нормальной науки»,под
которой понимается развитие науки в рамках
конкретной, определенной парадигмы.
Философия (методология) науки взаимосвязана
с таким философским направлением, как «научный материализм».Основными
представителями его являются американские
философы Э. Нагельи Д. Мор-голис,австралийский
философ Д. Армстронг,аргентинский
физик и философ М. Бунгеи др.
Основная задача «научного материализма»
– соотношение материи и сознания.
«Научный материализм» объединяет несколько
школ: школа «элиминативного материализма»,
считающая единым психическое и физическое
(Армстронг, Уилкс); школа «кибернетического
материализма», представляющая психическое
как аналогию функциям ЭВМ (Пат-нэм, Сейр);
школа «эмертжентистского материализма»,
понимающая психическое как результат
эволюции материи (Бунге, Марголис, Сперри)
и др.
Герменевтика.Герменевти
Герменевтики 70-90-х гг. разрабатывают «понимание»
не как прикладную задачу, возникающую
в процессе истолкования текстов, а как
фундаментальную характеристику человека,
как нечто, определяющее человеческое
бытие и мышление.
Философия интуитивизма.В
80-90-е гг. получили распространение идеи
интуитивизма, которые соединили интуицию
с современным научным знанием – медициной,
биологией, физикой и др.
Современные интуитивисты предлагают
человеку выйти за пределы его чувственного
земного опыта и опереться на духовный,
мистический, религиозный опыт.
26. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ XX В
Основные модели философского
мышления в XX в.:
– позитивизм;
– марксизм;
– неотомизм;
– экзистенциализм и др.
Эти модели рассматривают проблемы, имеющие
общечеловеческую ценность:
– роль философского и научного познания;
– человек и его жизнедеятельность;
– взаимодействие духовного и материального,
объективного и субъективного;
– свобода и необходимость, необходимость
и случайность, свобода и ответственность
и т. д. Позитивизм.Вторая
историческая форма позитивизма возникла
в конце XIX – начале XX вв. Его основные представители:
– немецкий физик Э. Мах;
– швейцарский философ Р. Авенариус;
– французский математик, физик и философ Ж.А. Пуанкаре;
– английский математик и философ К. Пирсон.Этот
позитивизм являлся философией реализма
и утверждал, что любое научное знание
(физическое, астрономическое, биологическое
и т. п.) есть само по себе знание философское
и что философия не может иметь своего
отдельного от наук предмета.
Эта форма позитивизма получила название махизма.В философии
махизма преобладают субъективно-идеалистические
идеи.
Третья историческая форма позитивизма
появляется в 20-е гг. XX в. Ее родоначальником
стал Венский философский кружок, возникший
при кафедре индуктивных наук Венского
университета. В Венский кружок входили:
М. Шлик, Р. Карнап, Г. Фейгель, О. Нейрат,
Э. Нагель, А. Айер, Ф. Франк, Л. Витгенштейн
и др.
Эта форма позитивизма получила название логического позитивизма.Логический
позитивизм развивается как аналитическая философия,котора
– логического анализа
философии сприменением аппарата
современной математической логики;
– лингвистической
философии,отвергающей логику как
основной метод исследования и занимающейся
исследованием типов выражений обыденного
языка, в том числе когда он употребляется
для разработки философских понятий. Марксизм.Марксистская
философия выступает как учение о человеке
и мире, обращается к прошлому, настоящему
и будущему. Основная идея марксистской
философии состоит не в конструировании
какой-либо системы, а в тех законах развития
общества, которые впервые в истории человечества
открыл К. Маркс.
Неотомизм.Неотомизм
возник в конце XIX в. и имел широкое распространение
в XX в. как философская модель мышления
людей, живущих в странах, где господствует
католическая церковь.
Основу неотомизма положила философия
средневекового схоласта Фомы Аквинского.
Неотомизм занимается:
– философским обоснованием бытия Бога;
– доказательством различных религиозных
догм;
– рассмотрением «чистого бытия» как некоего
духовного первоначала;
– толкованием естественно-научных теорий
и социальной практики.
Наиболее яркими представителями неотомизма
являются Жак Маритен, Этьен
Анри Жильсон, Юзеф Мария Бохенский, Густав
Андреас Ветер.
Экзистенциализм.Экзисте