Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 23:18, доклад
Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени (с 14 до 17 века).
Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов.
Исторические и культурные предпосылки и особенности формирования философии эпохи Возрождения.
Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени (с 14 до 17 века).
Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов.
Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.
Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы.
Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян.
Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.
Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.
Если средневековая философия была теоцентристской, для которой человек есть грешник, обреченный на искупление аскетизмом и смирением, то философия Возрождения была антропоцентристской (АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — воззрение, с точки зрения которого человек есть центр и цель мироздания), где человек понимается как высшее творение, цель и центр всех мировых процессов, которые осуществляет Бог.
Если ранее человек понимался, как существо, отпавшее по своей воле от Бога в первородном грехе и недостойное лучшей доли, то теперь человек — это любимое творение Бога и создан для счастья и радости в земной жизни.
Новое мировоззрение
философов Возрождения
Огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов сыграло изобретение книгопечатания. Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела подтолкнул развитие науки и техники, что оказало большое влияние на философию Возрождения, которая вновь обращается к изучению природы.
Итак, предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
1. совершенствование
орудий труда и
2. кризис феодализма;
3. развитие ремесла и торговли;
4.усиление
городов, превращение их в
5. укрепление,
централизация европейских
6. появление первых парламентов;
7. отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии;
повышение уровня образованности в Европе в целом;
8. великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
9. научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения);
10. установление новой астрономической системы Коперника (Переход к Новому времени).
Исторические предпосылки
1. С середины 15 столетия прекратилось противостояние в международном плане ислама и христианства. Христиане окончательно вытеснили мусульман из католической (Западной) Европы. Все населения Европы было окончательно христианизовано.
2. После окончание
Столетней войны (1337-1453) между
Англией и Францией в
3. Третьим
важнейшим историческим
Ослабление, а то и подрыв господства церкви в политической жизни народов Европы самым положительным образом сказалось на всех сторонах социальной, исторической и культурной жизни народов Европы.
Идеологические (духовные) факторы эпохи Возрождения.
1. Культура
исторически развивается
2. В отличие
от христианства ислам (
Именно таким образом, благодаря исламу в Европе начала возрождаться уничтоженная некогда христианством античная культура. Опираясь на античность, Возрождение по необходимости развивалось как культура и философия, которая противопоставляет себя христианству.