Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:57, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является раскрытие понятия и направлений философии эпохи Возрождения, а также предпосылок её возникновения.
Задачами являются:
дать понятие философии эпохи Возрождения;
раскрыть основные направления философии данной эпохи;
рассмотреть и выявить главное в некоторых концепциях философов.
Введение.
Глава 1. Характеристика философии эпохи возрождения.
Глава 2. Основные направления философии эпохи возрождения.
Глава 3. Социально – политическая философия эпохи возрождения.
Заключение.
Список литературы.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Глава 1. Характеристика философии эпохи возрождения.
Глава 2. Основные направления философии эпохи возрождения.
Глава 3. Социально – политическая философия эпохи возрождения.
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
В конце XIII - начале XIV вв. в интеллектуальной и духовной жизни Западной Европы начинается своеобразный процесс, связанный с изменениями во всех сферах жизни человека - в области философской мысли, в литературе, в области художественного творчества, в научном и религиозном аспектах, в социально-политических представлениях. Этот процесс оказался настолько значительным, что позднее был признан отдельной эпохой в истории западноевропейских народов - Эпохой Возрождения.
Сам термин "Возрождение" (от французского "renaissance" - возрождение, Ренессанс) появился в XIX в. Смысл употребления данного термина в том, что в XIV-XVI вв., во-первых, происходит возрождение огромного интереса к античной культуре в целом - к античной философии, к античным религиозно-мистическим учениям, к античной литературе и изобразительному искусству. Во-вторых, в этот период как бы рождается новая культура уже самих западноевропейских народов, противоположная традиционной христианской культуре Средних веков.
Именно эпоха Возрождения дала миру целую плеяду выдающихся индивидуальностей, великих гуманистов, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. Но философия Возрождения была переходной ступенью к философии зрелого буржуазного общества.
Данная тема контрольной работы является и на сегодняшний момент достаточно актуальной. Несмотря на то, что философы концепции, которых мы будем рассматривать в данной работе жили несколько веков тому назад, сегодня по прежнему исследуются и выносятся на обсуждение те же самые вопросы, которые поднимали они в своё время. Бесконечен ли космос (Н. Коперник); сколько миров во Вселенной (Д. Бруно, Г. Галилей); цель политики - создание и укрепление государства (Макиавелли) и т.д.
Предметом контрольной работы является философия эпохи Возрождения.
Объектом - являются концепции философов данной эпохи.
Целью данной контрольной работы является раскрытие понятия и направлений философии эпохи Возрождения, а также предпосылок её возникновения.
Задачами являются:
Для
создания контрольной работы были использованы:
учебная литература по философии, а также
статьи и работы известных учёных философов,
таких как: Нелли Алексеевны Моисеевой
(кандидата философских наук, доцента);
Валентины Ивановны Сороковиковой (кандидата
философских наук, доцента), а также критиков
Горфункеля А.Х.; Осиновского И.Н. и др.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Эпоха
Средневековья сменяется эпохой
Возрождения (Ренессанс), термин «Возрождение»
впервые был использован
В XV - XVI веках в Западной Европе в недрах феодализма начинают складываться капиталистические отношения. Развивающиеся производительные силы приводят к быстрому прогрессу естествознания. Человеческий ум начинает поворачиваться к природе, к материальной деятельности людей.
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремлённость к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
«Различают Раннее Возрождение (XIII – XIV вв.) и Позднее Возрождение (XV – XVI вв.). Очень красноречиво само название эпохи: речь идёт о возрождении (после тысячелетнего перерыва) культуры, искусства, философии античного мира, достижения которого признаются образцом для современности. Великие представители этой эпохи были людьми всесторонне развитыми (Данте, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Монтень, Сервантес, Шекспир). Гениальные художники и мыслители этого времени – Макиавелли, Мор, Кампанелла – создавали проекты идеального государства, выражавшие, прежде всего интересы нового общественного класса буржуазии»1.
Новые
экономические отношения
Применение пороха и создание огнестрельного оружия совершили переворот в военном деле, что свело на нет значение рыцарства как рода войск и как феодального сословия. Рождение книгопечатания необычайно способствовало развитию гуманитарной культуры в Европе. Использование компаса значительно увеличивало возможности мореплавания, стремительно расширялась сеть водных торговых коммуникаций, причём особенно интенсивной она была в Средиземноморье – неудивительно, что именно в итальянских городах возникли первые мануфактуры как ступень перехода от ремесла к капиталистическому способу производства»2.
Положительное
значение для формирования и развития
новой философии имела и
Реформаторы выдвинули идею личной ответственности человека перед Богом без посредства церкви и церковных иерархов. Спасение человека достигается не "добрыми делами" угодными церкви и Богу, а личным раскаянием и искренней верой. Необходимо очистить путь для непосредственного общения человека с Богом на основе признания личной вины и личной ответственности, чему препятствуют сложившиеся религиозные догматы, церковные традиции и обряды. Церковь не способна приблизить человека к Богу.
Особую роль сыграли открытия и естественнонаучные теории Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, Николая Коперника в области астрономии и движения небесных тел. Гелиоцентрическая концепция устройства вселенной совершила подлинно революционный переворот во взгляде на мироустройство, которому присущи объективные, собственные и универсальные законы бытия и движения.
Доказательство их существования строится на научных фактах, полученных в ходе наблюдения, экспериментов, опытной проверки как научных методов познания. Математика становится всеобщим методом доказательства законов бытия природы и Вселенной и методом анализа эмпирических данных, получаемых в ходе наблюдения за движениями небесных тел. Усиливается рационалистическое и вместе с тем доказательное, а не схоластическое понимание законов Бытия мира как универсального Единства.
Таким образом, основными предпосылками для возникновения философии и культуры эпохи Возрождения являлись:
Как и для любой другой эпохи для эпохи Ренессанса характерны определённые черты:
* антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
* оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организация, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);
* перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию;
* принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);
* большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
* торжество индивидуализма;
* широкое распространение идеи социального равенства.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что философия эпохи Возрождения - это философские и социологические учения в эпоху становления раннего буржуазного общества. Данная эпоха имеет свои предпосылки для возникновения и характерные черты.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
В философии эпохи Возрождения (XIV – XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:
Последние
три направления принято
Гуманизм как философское направление получил своё распространение в Европе в XIV – середине XV вв. Его центром была Италия.
«Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины)»3.
По
своему жанру гуманистическая
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). В его творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии.
Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи:
-
человеческая жизнь даётся
- человек, должен жить не для Бога, а для самого себя;
- человеческая личность должна быть свободной – как физически, так и духовно;
- человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;