Исторический генезис философии. Мифология, религия, философия. Философия и мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:55, контрольная работа

Краткое описание

Генезис философии связан с ее мифологической стадией. Первые исторические типы философии – это философия Древнего Востока. К ней относятся индийская философия, древнеегипетская философская мысль, китайская философия.
В значительной степени этот период либо был близок к мифологии и религии, либо к народной традиции. Генезис философии – одна из важнейших философских проблем. При изучении ее философия опирается на генетический метод анализа, т.е. метод изучения явлений, основанный на изучении их происхождения и развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар_1.docx

— 19.98 Кб (Скачать файл)

1. Исторический генезис  философии. Мифология, религия, философия. Философия и мировоззрение.

Генезис философии связан с ее мифологической стадией. Первые исторические типы философии – это философия  Древнего Востока. К ней относятся  индийская философия, древнеегипетская философская мысль,  китайская философия.

    В значительной  степени этот период либо был  близок к мифологии и религии, либо к народной традиции. Генезис  философии – одна из важнейших философских проблем. При изучении ее философия опирается на генетический метод анализа, т.е. метод изучения явлений, основанный на изучении их происхождения и развития.

     На рубеже 4-3 тыс. до н.э. на территории Месопотамии  и Египта появилась письменность.  Однако,  согласно первым письменным  источникам, поначалу  еще не было  целостных философских систем  с каким-либо понятийным аппаратом. В них не отражена проблематика  бытия существования мира (онтология), нет четкости в вопросе о  возможностях познания  мира (гносеология), а также – в проблемах ценности  бытия (аксиология).  На эту ступень  развития вышли лишь античные  мыслители, которые и стояли у  истоков европейского философского  мышления.

     До античной  философии вообще не было развитых  философских систем. 

    Античная философия – следующий исторический тип философии после философии Древнего Востока. Это начало собственно философии. Именно античная философия лежала у истоков европейского философского мышления. На античную философию еще в значительной степени влияла мифология, однако, со временем ее развития это влияние ослабевало, и место мифологии занимала наука. Впервые в античной философии возникли первые теоретические системы онтологии и гносеологии, стали складываться научные представления о мире и человеке.

      В этот  исторический период развития  философии стало очевидным, что  традиционные мифологические представления  недостаточны для объяснения  бытия. Они оказались неспособными  удовлетворить новые мировоззренческие  запросы. Изменились социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, которые требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.

      Философия – мировоззрение, которое одно из первых давало ответ на подобные требования эпохи и ее культуры. Философия рекомендовала человеку обратиться не к привычке и традиции, а к собственному разуму. Отношение отец-сын постепенно заменялось отношением учитель-ученик. Философ говорил ученику: не принимай все на веру, думай сам. Место традиции заменяло образование. С возникновением философии функции отца и родовых отношений вообще ставились под сомнение. Возникла вражда между родом и философией. Можно сказать, что она продолжается, и по сей день.      

         Таким образом, античная трагедия  передала философию эпохи. Эта  философия отразила трагическое  противоречие между традицией, традиционными  ценностями и новыми отношениями: формированием права и государства.

     Средневековая философия  развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.

     Философия  эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) формировалась  под сильным воздействием искусства. Именно тогда началось новое  прочтение античной литературы; эстетический подход играл большую  роль в формировании взглядов  гуманистов.

    Философия Нового времени (XVII в.) ориентировалась, главным образом,  на науку. Причем, под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание. Это существенно отличалось от античной и средневековой науки, еще не знавших эксперимента. Появляются научные труды по исследованию и обоснованию экспериментального знания, логики науки. Уточняется и само понятие “наука”.

    Философия эпохи Просвещения (XVIII в.)  строилась на критике религии, теологии, ее важной функцией явилась идейная подготовка Французской революции. Большое значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса.

   Философия Возрождения, Нового времени и Просвещения – это исторический период развития европейской философской мысли.

     Следующий  период европейской философии  – философия ХIХ в. –  дал человечеству таких гигантов мысли, как Гердер и Кант, Гегель и Фейербах, Фихте и Шеллинг.

    Философия ХХ–ХХI в.в. характеризуется новым этапом западноевропейской и русской философии. В ХХ в. появились философские учения, посвященные проблемам человека, его судьбы, сущности существования, жизни и смерти, морального выбора и свободы. Это философия экзистенциализма и неофрейдизма. Это учения философии жизни, феноменологии и философского мистицизма. В противовес философии иррационализма и мистицизма формировались учения рационалистической философии: позитивизма и неопозитивизма, прагматизма и неопрагматизма. Новая эпоха с ее ценностями и представлениями отразилась в философских учениях современности.

    

    

Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке.

Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos - предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др.

Mифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия.

Религия (от лат. Religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхчувственный.

Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание.

Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей.

Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.

Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т. п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.

Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.


Информация о работе Исторический генезис философии. Мифология, религия, философия. Философия и мировоззрение