Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:55, контрольная работа
Генезис философии связан с ее мифологической стадией. Первые исторические типы философии – это философия Древнего Востока. К ней относятся индийская философия, древнеегипетская философская мысль, китайская философия.
В значительной степени этот период либо был близок к мифологии и религии, либо к народной традиции. Генезис философии – одна из важнейших философских проблем. При изучении ее философия опирается на генетический метод анализа, т.е. метод изучения явлений, основанный на изучении их происхождения и развития.
1. Исторический генезис философии. Мифология, религия, философия. Философия и мировоззрение.
Генезис философии связан с ее мифологической стадией. Первые исторические типы философии – это философия Древнего Востока. К ней относятся индийская философия, древнеегипетская философская мысль, китайская философия.
В значительной степени этот период либо был близок к мифологии и религии, либо к народной традиции. Генезис философии – одна из важнейших философских проблем. При изучении ее философия опирается на генетический метод анализа, т.е. метод изучения явлений, основанный на изучении их происхождения и развития.
На рубеже 4-3
тыс. до н.э. на территории Месопотамии
и Египта появилась
До античной
философии вообще не было
Античная философия – следующий исторический тип философии после философии Древнего Востока. Это начало собственно философии. Именно античная философия лежала у истоков европейского философского мышления. На античную философию еще в значительной степени влияла мифология, однако, со временем ее развития это влияние ослабевало, и место мифологии занимала наука. Впервые в античной философии возникли первые теоретические системы онтологии и гносеологии, стали складываться научные представления о мире и человеке.
В этот
исторический период развития
философии стало очевидным, что
традиционные мифологические
Философия – мировоззрение, которое одно из первых давало ответ на подобные требования эпохи и ее культуры. Философия рекомендовала человеку обратиться не к привычке и традиции, а к собственному разуму. Отношение отец-сын постепенно заменялось отношением учитель-ученик. Философ говорил ученику: не принимай все на веру, думай сам. Место традиции заменяло образование. С возникновением философии функции отца и родовых отношений вообще ставились под сомнение. Возникла вражда между родом и философией. Можно сказать, что она продолжается, и по сей день.
Таким образом, античная трагедия
передала философию эпохи. Эта
философия отразила
Средневековая философия развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.
Философия
эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) формировалась
под сильным воздействием
Философия
Нового времени (XVII в.) ориентировалась,
главным образом, на науку. Причем,
под наукой понимали экспериментально-
Философия эпохи Просвещения (XVIII в.) строилась на критике религии, теологии, ее важной функцией явилась идейная подготовка Французской революции. Большое значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса.
Философия Возрождения, Нового времени и Просвещения – это исторический период развития европейской философской мысли.
Следующий период европейской философии – философия ХIХ в. – дал человечеству таких гигантов мысли, как Гердер и Кант, Гегель и Фейербах, Фихте и Шеллинг.
Философия ХХ–ХХI в.в. характеризуется новым этапом западноевропейской и русской философии. В ХХ в. появились философские учения, посвященные проблемам человека, его судьбы, сущности существования, жизни и смерти, морального выбора и свободы. Это философия экзистенциализма и неофрейдизма. Это учения философии жизни, феноменологии и философского мистицизма. В противовес философии иррационализма и мистицизма формировались учения рационалистической философии: позитивизма и неопозитивизма, прагматизма и неопрагматизма. Новая эпоха с ее ценностями и представлениями отразилась в философских учениях современности.
Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке.
Мифология. Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое породили мифологию (от греч. Mifos - предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.
Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.
Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др.
Mифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.
С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия.
Религия (от лат. Religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - «небесный», сверхчувственный.
Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.
Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание.
Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей.
Философское мировоззрение ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.
Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т. п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.