История развития учений о культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 00:37, контрольная работа

Краткое описание

Что такое культура? Почему культура, будучи уникальным и относительно целостным феноменом, существует сегодня в столь значительном многообразии? Последующее размышление подводило к вопросу: как должен вести себя человек перед фактом распыления культур? Должен ли он обрести собственную культурную нишу или обязан выйти в беспредельный космос культурных миров?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................с. 2
РАЗДЕЛ 1. История развития учений о культуре .................................с. 3
Выводы по 1 разделу...............................................................................с. 10
РАЗДЕЛ 2. Представления о культуре в современной философии.. с. 11
Выводы по 2 разделу...............................................................................с. 15
РАЗДЕЛ 3. Традиционная культура и современное общество:
особенности на современном этапе и перспективы..................с. 16
Выводы по 3 разделу................................................................................с. 21
ВЫВОДЫ...................................................................................................с. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................с. 26

Вложенные файлы: 1 файл

кконтрольная по философии (1).docx

— 52.71 Кб (Скачать файл)

 

План

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................с. 2

РАЗДЕЛ 1. История развития учений о культуре .................................с. 3

Выводы по 1 разделу...............................................................................с. 10

РАЗДЕЛ 2. Представления о культуре в современной философии.. с. 11

Выводы по 2 разделу...............................................................................с. 15

        РАЗДЕЛ 3. Традиционная культура и современное общество:

                особенности на современном этапе и перспективы..................с. 16

Выводы по 3 разделу................................................................................с. 21

ВЫВОДЫ...................................................................................................с. 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................с. 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Что такое культура? Почему культура, будучи уникальным и относительно целостным феноменом, существует сегодня в столь значительном многообразии? Последующее размышление подводило к вопросу: как должен вести себя человек перед фактом распыления культур? Должен ли он обрести собственную культурную нишу или обязан выйти в беспредельный космос культурных миров? Культуры давно перестали быть герметически закрытыми ареалами. Неслыханная миграция населения, в результате которой экзотические духовные веяния опоясали земной шар. Грандиозные кросс-культурные контакты. Межнациональные браки. Экуменические волны. Божественное слово, несущееся с экрана. Поиск межрелигиозного вселенского диалога. Может быть, важно противостоять этим тенденциям? Именно так рассуждают фундаменталисты. Не происходит ли порча великих заветов? Не рождается ли бессмысленная мозаика культурных веяний? Эти вопросы предполагают обсуждение исторических судеб культуры. Сохранится ли множественность культур? Будут ли они восприниматься как равноправные, или останется некая иерархия культурных доминионов? Эти вопросы имеют еще один аспект: должны ли национальные культуры сохранить собственную суверенность, или им предстоит образовать некую общепланетную, универсальную культуру? Наконец, философия культуры немыслима без критического отношения к метафизике. Она неукоснительно обсуждает вопрос о возможностях философии распознать феномен культуры.

 

 

 

 

                 Раздел 1. История развития учений о культуре

История развития учений о  культуре берет свое начало в глубокой древности. От обожествления природных сил и стихии, наделения природы человеческими свойствами - сознанием, волей, способностью предопределять ход событий в доисторические времена. До совершенствования человека, его способностей, знаний, навыков – в античные времена. Средства такого совершенствования античные мыслители видели прежде всего в философии, науке и искусстве. В этом значении термин "культура" впервые был применен Цицероном (106-34 гг.). Цицерон писал о том, что "культура души есть философия". При этом он имел в виду не столько состояние души, сколько способ ее совершенствования. Главными нравственными качествами, которыми должен обладать культурный человек, считались мудрость, мужество, умение владеть собой, чувство меры. Нравственный человек во всех отношениях должен избегать крайностей, чрезмерностей, соблюдать принцип меры. "Меру во всем соблюдай!", "Ничего слишком!" - писали греки на фронтонах своих храмов. На смену античности приходит эпоха средневековья (5 - 14 вв. в Западной Европе). На смену античным представлениям о культуре приходит провиденциализм - это такое понимание мира, согласно которому ход мировой истории и жизни человека определяется божественным провидением. Согласно этой концепции бог выступает центром мироздания, его активным, творческим началом, источником и причиной всего существующего. Согласно христианской концепции смысл жизни человека заключается в том, чтобы подготовиться к подлинной жизни, посмертной, потусторонней. Поэтому повседневная, земная, реальная жизнь утрачивает свою самоценность. Она рассматривается лишь как подготовка к жизни вечной, посмертной. Основной акцент делается на загробную жизнь, загробное воздаяние. Спасение даруется не всем, а только тем, кто живет по евангельским заповедям. Таким образом, в христианстве ужесточаются требования к нравственной жизни человека. Основные христианские ценности - вера, надежда, любовь. В средневековую эпоху в основание культуры было положено иррациональное (нерациональное, сверхразумное) начало - вера. Вера ставится выше разума. Разум служит вере, углубляет и проясняет ее. Поэтому все виды духовной культуры - философия, наука, право, мораль, искусство - служат религии, подчиняются ей. Наряду с теологическими в средние века существовали и светские представления о культуре и культурном человеке (такие, как учтивость, рыцарские отношения). Они фиксировали человеческие способности и ценностные установки, необходимые для военной службы, общения в среде феодалов. В противовес аскетизму, который отстаивала церковь, в рыцарской культуре воспевались земные радости и ценности, такие, как любовь, красота, служение прекрасной даме. Особый культурный пласт в эпоху средневековья представляла языческая народная культура. Она противостояла официальной культуре и вырабатывала свой взгляд на мир, отражавший тесную связь человека с природой. Смеховая народная культура, народные праздники и карнавалы питали еретические движения и наряду с рыцарской культурой представляли светское, мирское начало в культуре средневековья.

Эпоха Возрождения в истории Европы являлась переходной от средних веков к Новому времени, от феодального общества к буржуазному. Эта эпоха прошла под знаком великих географических открытий, освоения новых земель и территорий. Широкое распространение получают идеи гуманизма. В эпоху Ренессанса начинается формирование светской культуры, отход культуры от религии и церкви, но поскольку это была переходная эпоха, то сохранялись и традиции средневековья. В широком смысле слова под гуманизмом понимается мировоззрение, признающее человека высшей ценностью бытия, человеческая личность, различные стороны ее жизни, причем жизни земной, а не загробной, потусторонней. Представители гуманистического движения - Д. Манетти (1396-1459), Л. Вала(1407-1457), Пико дела Мирандола (1463-1494), Э. Роттердамский (1469-1536), М. Монтень (1533-1592). В эпоху Возрождения идеальным человеком считалась универсальная, всесторонне развитая личность, сочетающая в себе дарование ученого и художника. В эстетике Ренессанса происходит отождествление науки и искусства. И это был не только идеал, но и реальность. Мастеров Возрождения часто называли титанами за их необычайную универсальность, разносторонность. Самой универсальной личностью Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519). Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время еще не помышляли. Другие универсальные личности эпохи Возрождения - Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Рафаэль (1483-1520), А. Дюрер(1471-1526).

В XVII веке в передовых странах  Европы - Голландии, Англии происходят буржуазные революции, которые открыли  простор для развития капиталистических отношений. Победа Реформации в этих странах создала благоприятные условия для развития наук и философии. В XVII веке позиции религии ослабевают, возрастает роль науки, происходит первая научная революция (в области астрономии, механики и математики). Получает развитие экспериментальное естествознание. У истоков науки и философии Нового времени стоял Ф.Бэкон (1561-1626). Ему принадлежит важная роль в разработке новой концепции культуры. Бэкон определяет культуру как мир деятельности человека. В культурно - историческом процессе он различает две стороны: материальную и духовную. Материальную культуру Бэкон определяет как процесс преобразования человеком природы. Он называет наиболее значительные достижения в области материальной культуры - книгопечатание, порох и компас. Они изменили облик и состояние всего мира в области просвещения, военном деле и мореплавании. Духовную культуру Бэкон определяет как целенаправленное воздействие на духовный мир человека.

Важнейший вклад в изучение проблем  общества, культуры и человека внес младший современник Бэкона английский философ Т.Гоббс(1588-1679). Важнейшими проблемами культуры в учении Гоббса являются: происхождение, сущность, социальные функции культуры в целом и ее отдельных компонентов (науки, искусства, морали, права). Согласно Гоббсу, природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей. Поскольку человек руководствуется в своих поступках эгоизмом, не считается с правом других людей, то возникает состояние "войны всех против всех". Такое состояние общества Гоббс называет естественным. Выход из этого состояния Гоббс видит в переходе к гражданскому обществу, к созданию государства. Государство понимается Гоббсом как продукт культуры, как искусственное образование - Левиафан, призванное усмирить первобытные инстинкты, обеспечить для людей гарантии мира и безопасности. Гоббс подробно рассматривает отдельные компоненты культуры. Социальная функция гражданских законов заключается в том, чтобы, несколько ограничивая свободу людей, достигнуть состояния мира и согласия.

XVIII век вошел в историю европейской культуры как век Просвещения. Просвещение - это идейное и культурное движение, которое имело антифеодальный, антиабсолютистский характер. В XVIII веке оно охватило в той или иной степени все европейские страны, в каждой из которых имело свою специфику, своеобразие. Просвещение зародилось в Англии, в конце XVII века. Особенностью английского Просвещения было то, что оно возникло после буржуазной революции и не содержало радикальных лозунгов и программ. Поэтому внимание английских просветителей было приковано не столько к политике, сколько к частной жизни и моральным проблемам. Французское Просвещение формируется в 20 - 40-х гг.XVIII в. Оно стало духовной, идеологический подготовкой революции. Во французском Просвещении на первый план выходят политические и правовые проблемы, проблемы будущего политического устройства общества. В немецком Просвещении центральное место заняли проблемы эстетического и этического воспитания. Мыслители той эпохи считали, что все несовершенства и несправедливости мира проистекают от невежества и незнания людей. Поэтому изменить общество можно с помощью просвещения, образования, воспитания нравов. Просветители рассматривали проблемы истории культуры, закономерностей ее развития, роли в преобразовании общества и формировании человека. Предметом анализа просветителей стали такие виды духовной культуры, как религия, наука, искусство, философия, мораль. Много новых идей и концепций просветители разработали в области политической и правовой культуры. Просветители верили в науку, ее безграничные возможности. Они считали, что век религии должен смениться веком разума. Общество будет переустроено на разумных началах, на основе научных знаний. Эта идея наиболее полно выражена в философской формуле Гегеля: "Все разумное - действительно". Для просветителей были характерны исторический оптимизм, вера в культурный прогресс, культ разума, науки. Культурный прогресс они понимали как совершенствование разума, распространение знаний. Однако, среди просветителей был мыслитель, который занимал особую позицию по этому вопросу и не разделял оптимизма своих коллег. ЭтоЖ.-Ж. Руссо (1712 - 1778). Руссо поднимает в своих работах проблему противоречивости культурного прогресса. Он высказывает мысль о том, что научный и художественный прогресс не сопровождаются прогрессом нравственным. Руссо писал: "Наши души развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства".  "Назад к природе" - с таким призывом обращается Руссо к своим современникам. Большое внимание просветители уделяли проблемам воспитания. Это прежде всего Дж. Локк (1633 - 1704), К. А. Гельвеций (1715 - 1771),Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Просветители считали, что нравственность, добродетель - это результат воспитания. К. Гельвеций писал, что под воздействием воспитания люди, как флюгеры, способны поворачиваться в ту или другую сторону. Просветители считали, что искусство не должно быть забавой и развлечением. Искусство должно выполнять познавательную и воспитательную функции: искоренять пороки, воспитывать нравственные добродетели и гражданские качества. Кроме того, просветители считали, что искусство должно быть доступно всем.

Немецкая классическая философия - это важный этап в истории мировой  философской мысли, который охватывает почти целое столетие (с середины XVIII до середины XIX в.). Немецкая классическая философия выступает как продолжение  и вместе с тем как критика  философии Просвещения. Просветители рассматривали человека как продукт  социальной среды, объект просвещения  и воспитания, и это обрекало его  на пассивность. В немецкой классической философии человек рассматривается  как субъект, то есть как активное, творческое, деятельное существо, создающее  разнообразный мир культуры. Однако деятельность человека понимается только как духовная деятельность. Поэтому  понятия "сознание", "дух", "мышление", "познание" - центральные для  немецкой классики. Основоположником немецкой классической философии является И. Кант (1724 - 1804). Проблемы культуры у Канта теснейшим образом связаны с проблемой человека. Кант понимает культуру, как совокупность всех достижений человечества, созданных им в процессе развития своих природных задатков. Это внешняя воспитанность, благопристойность, учтивость, хорошие манеры. Кант считает, что цивилизация основывается не на внутренней свободе, а на формальной дисциплине людей. Цивилизация не освобождает людей от власти эгоистических устремлений, а придает последним всего лишь респектабельный характер. Крупнейшим представителем немецкой классической философии был Г. В. Ф. Гегель (1770 - 1831). Это крупнейший диалектик Нового времени. Он разрабатывал диалектику на идеалистической основе. У Гегеля развивается абсолютная идея (мировой дух, мировой разум). Она является первоосновой мира, проявляется во всем многообразии явлений действительности, выступает движущей силой исторического процесса. Проблемы культуры Гегель рассматривает в следующем разделе своей философской системы - в философии духа. Применяя диалектический метод, Гегель проанализировал весь путь развития мировой культуры. Такой грандиозной и стройной логической картины до него не создавал ни один мыслитель. Развитие культуры во всем многообразии ее проявлений впервые предстало как закономерный целостный процесс.

Марксистская философия формируется  в 40-х гг. XIX века. Её основоположники - немецкие мыслители - К. Маркс (1818 - 1883) и Ф.Энгельс(1820 - 1895). Они создали новый тип философии - диалектический и исторический материализм. К анализу проблем культуры они подходят исходя из своей общефилософской концепции. В произведениях Маркса и Энгельса можно встретить предельно широкое толкование культуры как качественной характеристики общества. Первая глава работы Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" названа "Доисторические ступени культуры". Вехи в развитии культуры он связывает с развитием производительных сил, социальных связей, практической деятельности (овладение огнём, изобретение лука, формирование речи, овладение гончарным ремеслом, приручение животных). Рассматривая вопрос о происхождении культуры, марксизм устанавливает генетическую связь культуры с человеческим трудом, с производством материальных благ. В процессе трудовой деятельности возникает потребность людей в общении, передаче информации, в членораздельной речи. Труд преобразует мышление и чувства человека. Маркс писал о том, что в процессе труда формируется богатство человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, духовные чувства (воля, любовь).

 

Выводы по 1 разделу

Рассматривая динамику развития представлений о культуре на протяжении всего исторического развития человеческого  общества, мы выделяем определенные закономерности развития культуры:

1. Общесоциологические. Они связаны  с тем, что культура есть  общественное, а не природное  явление. Более того, культура  есть часть общества, имеющая  свои собственные, отличные от  целого общества, закономерности.

2. Общеформационные. Эти закономерности  связывают культуру с определённой  формой общественной жизни, придающей  ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной  жизни.

3. Конкретно-формационные. Эти закономерности  определяются законами действия  конкретной общественно-экономической  формации - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др. Культура  рабовладельческой формы общества  в чем-то отличается от культуры  феодализма. Например, при феодализме  устанавливается определенная иерархия  в системе ценностей, отражающая  иерархию феодальной собственности.  При рабовладении система ценностей  строится иначе, по линии свободный  - раб.

4. Цивилизационные закономерности  в развитии культуры. Они связаны  с действием закона общественного  разделения труда. В соответствии  с формами, которые принимает  этот закон в жизни общества, выделяется ряд культур: "дикости", "варварства", "цивилизации".

5. Закономерности развития отдельных  сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая,  политическая, философская, религиозная  и др.).

 

Раздел 2. Представления о культуре в современной философии 

Поиск адекватных методов  в философии культуры тесно связан, прежде всего, с нашими представлениями  о ее сущности.

В настоящее время существует множество  определений и подходов в области  исследования философии культуры. Выбор  метода научного исследования становится делом вкуса и личного пристрастия  ученого. Насколько это правомерно - трудно судить, думается, что ответ  на этот вопрос тема отдельного разговора.

Очевидно, сущность проблемы такова, что в ее решении невозможно ограничиться ни рассмотрением какой - либо одной  плоскости (догматизм), ни признанием истинности какого угодно числа различных плоскостей (скептицизм). Вклад различных философских  школ и направлений в сравнительно молодую науку - философию культуры - неодинаков.

Информация о работе История развития учений о культуре