Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 00:37, контрольная работа
Что такое культура? Почему культура, будучи уникальным и относительно целостным феноменом, существует сегодня в столь значительном многообразии? Последующее размышление подводило к вопросу: как должен вести себя человек перед фактом распыления культур? Должен ли он обрести собственную культурную нишу или обязан выйти в беспредельный космос культурных миров?
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................с. 2
РАЗДЕЛ 1. История развития учений о культуре .................................с. 3
Выводы по 1 разделу...............................................................................с. 10
РАЗДЕЛ 2. Представления о культуре в современной философии.. с. 11
Выводы по 2 разделу...............................................................................с. 15
РАЗДЕЛ 3. Традиционная культура и современное общество:
особенности на современном этапе и перспективы..................с. 16
Выводы по 3 разделу................................................................................с. 21
ВЫВОДЫ...................................................................................................с. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................с. 26
Скептицизм, доведенный до своего логического
предела, вынужден признать противоречие
главным, определяющим фактором жизнедеятельности.
Большинство методологий так
или иначе противопоставляются
друг другу; исследователю приходится
либо выбирать, либо открыто впадать
в агностицизм, не зная, как справиться
с принципом противоречия. Беглый
перечень подходов невозможен без упоминания
еще об одном способе мышления
и, соответственно, типе философии, где
наличие противоречий - лишь начальный
этап в исследовательской проблеме.
Истинная природа объекта исследования
выявляется через призму всестороннего,
многоаспектного, многоуровневого
рассмотрения, а наличие каждой методологии
получает свое объяснение и относительное
признание или
На сегодняшний день в области
гуманитарных наук главная проблема
заключается в том, чтобы суметь
сконструировать такую
К сожалению, многие ученые либо уклоняются
от теоретического осмысления проблем
культуры, погружаясь в конкретные
исследования и совершенствование
их методики (что, впрочем, отнюдь не бесполезно),
либо повторяют в различных
Путь, пройденный исследователями
в области философии культуры,
как и ее сегодняшнее состояние,
характеризуется атмосферой творческих
поисков, научных дискуссий, согласования
и сближения точек зрения - всем
тем, что свойственно живой
Опираясь на прочную базу истории философии, истории культуры, ученые внесли существенный вклад в разработку самой категории «культура».
Следует отметить, что уже с первых шагов введения в оборот понятия «культура» в трактовке прослеживаются следующие черты:
- Новое понятие вводится
- Подчеркивается, что творцом культуры
является человек, его
- Культура связывается с
Теоретической разработкой понятия «культура» занимались такие видные философы и исследователи, как И. Нидерман, С. Пуффендорф, Т. Мор, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Э. Ион, И.Г. Гердер, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И.Г. Фихте, Г. Риккерт, В. Виндельбанд, Г.В.Ф. Гегель, В. Дильтей, Э. Кассирер и т.д.
В современной философии первым
шагом в этом направлении был
пересмотр устоявшейся ранее
и ставшей уже традиционной формулировки
- совокупность всех достижений в развитии
материальной и духовной жизни общества».
Очевидно, что подобные определения
с позиций «совокупности» не дают
полного представления о
Представление Э.С. Маркаряна о
сущности этой целостности нашло
отражение в следующих
Наиболее полно «
В этом определении «деятельностный»
подход сочетается с «технологическим»,
ведущим свое начало от определения
культуры данного Э.С. Маркаряном как
способа человеческой деятельности.
Развивая эту концепцию, философ
настаивает на применении в широком
смысле понятия «технология
Некоторые авторы предпочитают относить
к культуре не все созданное человеком,
а все общественные отношения
между людьми: «При решении проблемы
взаимоотношения общества и культуры
теоретически правильным и методологически
плодотворным может быть лишь такое
понимание, при котором соотношение
понятий «общество» и «культура»
рассматриваются не как соотношение
части и целого, а как выражение
двух различных сторон, планов органически
единого и генетически
Серьезный вклад в теорию культуры внесли такие западные философы, как В. Дильтей, работы которого послужили своеобразной вехой в развитии понимания культуры; Г. Риккерт разрабатывал философию культуры в связи с поисками методологической специфики науки об обществе; Э. Кассирер, который, сводит культуру к символическим формам человеческой деятельности. По его мнению, «культурфилософия должна исходить из предпосылки, что человеческая культура не есть лишь собрание несвязанных фактов и обстоятельств, она должна скорее понимать это даже как систему, как организованную связь».
Предметом философии культуры, по мнению Кассирера, является не поиск единства результатов духовной деятельности человека, а поиск единства самой этой деятельности.
Итак, мы видим, что дискуссии вокруг методологии культуры и философии культуры актуальны и требуют осмысления. На наш взгляд, такое множество мнений и споров возникает из-за неопределенности предмета философии культуры. Современным философам, культурологам предстоит еще определить возможности и проблемы философии культуры, расширить и принципиально переосмыслить понятийный аппарат, и соответственно, проблемное поле философии культуры.
Выводы по 2 разделу
Становящиеся информационное общество
и постклассический тип рациональности
озабочены разработкой
Раздел 3
Традиционная культура и современное общество: особенности на современном этапе и перспективы
Исторически сложились два типа, две ветви цивилизации: традиционное общество и современное общество. В рамках каждого типа существует значительное количество смешанных форм, форм переходных.
Главные отличия между двумя типами цивилизаций, касаются следующих аспектов:
1. Мировоззрение.
2. Система ценностей:
3. Понимание прогресса
и исторического развития. Стремление
к идеальному обществу и
4. Государство и общество: патернализм, идеократия - гражданское общество.
5. Экономика: экономика
- цель, экономика - средство. Рыночная
экономика и экономика
6. Личность, семья, общество.
Глобализация - это признание
одной ветви цивилизации
Традиционная культура распространена
в обществах, в которых изменения
незаметны для жизни одного поколения
- прошлое взрослых оказывается будущим
их детей. Здесь царят всепобеждающий
обычай, сохраняемая и передаваемая
из поколения в поколение
Современный тип культуры
характеризуется достаточно быстрыми
изменениями, происходящими в процессе
беспрерывной модернизации. Источник
знаний, умений, культурных навыков - институализированная
система воспитания и обучения. Типичная
семья - «дети-родители», третье поколение
отсутствует. Авторитет старшего поколения
не так высок, как в традиционном
обществе, в явной форме выражен
конфликт поколений («отцы и дети»).
Одна из причин его существования -
изменяющаяся культурная действительность,
каждый раз обусловливающая новые
параметры жизненного пути нового поколения.
Современное общество - анонимно, оно
состоит из незнакомых между собой
людей. Важное отличие его заключается
в том, что оно унифицированно-
Традиционные общества до
сих пор существуют в Южной
Америке, Африке, Австралии. Их характерные
черты во многом соответствуют типу
культуры, описанному ранее. Реальное
воплощение индустриальной культуры -
США, урбанизированная (городская) часть
стран Европы. Однако, надо иметь
в виду, что в сельской местности
развитых индустриальных стран существует
тенденция к сохранению традиционного
образа жизни. Таким образом, в одной
стране могут объединяться два типа
культуры - унифицировано-индустриальная
и этнически самобытная, традиционно-ориентированная.
Россия, например, представляет собой
сложное сочетание традиционной
и современной культур. Традиционная
и современная культуры - два полюса
в широком спектре
Как уже было отмечено выше, современные реалии таковы, что глобализация ведет человечество к унификации культур. Особенно заметно это проявляется, по мнению автора данной работы, на фоне стремления США и лидеров Европейского Союза «навязать» сверху свои демократические ценности всему миру. Надо заметить, что это им удается благодаря сформировавшейся после «холодной войны» однополярной системе международных отношений.