История развития учений о культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 00:37, контрольная работа

Краткое описание

Что такое культура? Почему культура, будучи уникальным и относительно целостным феноменом, существует сегодня в столь значительном многообразии? Последующее размышление подводило к вопросу: как должен вести себя человек перед фактом распыления культур? Должен ли он обрести собственную культурную нишу или обязан выйти в беспредельный космос культурных миров?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................с. 2
РАЗДЕЛ 1. История развития учений о культуре .................................с. 3
Выводы по 1 разделу...............................................................................с. 10
РАЗДЕЛ 2. Представления о культуре в современной философии.. с. 11
Выводы по 2 разделу...............................................................................с. 15
РАЗДЕЛ 3. Традиционная культура и современное общество:
особенности на современном этапе и перспективы..................с. 16
Выводы по 3 разделу................................................................................с. 21
ВЫВОДЫ...................................................................................................с. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................с. 26

Вложенные файлы: 1 файл

кконтрольная по философии (1).docx

— 52.71 Кб (Скачать файл)

В настоящее время, конечно, государства стремятся создать  многополярный мир на фоне появляющихся новых политических и экономических  центров, таких как Бразилия, Россия, Индия, Китай, например. Но это довольно длительный процесс, который к тому же неоднозначен: непонятно к чему он в итоге приведен. Такая неопределенность обусловлена нестабильностью современной  системы международных отношений  переходного периода, когда старое уже «отмирает», а новое еще  не «родилось». У китайцев есть даже поговорка по этому поводу: «не  приведи вас Бог, жить в эпоху  перемен», что, собственно, сегодня  и происходит. Возвращаясь к теме традиционной культуры в современном  обществе, важно заметить, что она  находится в своего рода «резервации», национально-культурная самобытность трактуется в мире как попытка  оградиться от глобализации и стремление к периферии, поскольку в центре как раз общие «безликие» культурные ценности, некий симбиоз культур  с доминированием в нем управляемых  сильными мира сего демократическими ценностями.

В будущем на фоне повышение  политико-экономического веса Азиатско-тихоокеанского региона в мире вполне возможно на первый план выйдут традиционные восточные  культурные ценности и другие страны начнут им подражать. Автор данной работу считает, что в современном мире и ближайшее будущее в культуре будет преобладать тенденция  к общности национальных культур  с определенным акцентом на специфику  традиционной культуры тех государств, которые станут лидерами на мировой  арене. И, в конечном итоге, этот процесс  передачи культурного лидерства от Запада к Востоку и, возможно, обратно приведет к сближению этих традиционно далеких друг от друга культур и мировоззрений и, скорее всего, культура станет единой и общей для всех, а традиционные культуры, в том смысле, в котором мы их сегодня понимаем, останутся на обочине прогресса, будут восприниматься людьми как нечто, отсталое от современной жизни.

В принципе, мы уже сегодня  это наблюдаем, например, туристы  с удовольствием знакомятся с  особенностями той или иной национальной традиционной культурой, но в качестве развлечения, а не как ценители чьей бы то ни было самобытности, без особого  уважения и почитания культурных традиций отдельных народов. И, наоборот, выезжая в развитые страны, граждане менее развитых государств стесняются рассказывать о своих национальных традициях, опасаясь непонимания и  восприятия себя иностранцами как несовременного человека. Это явление характерно не для всех людей, но для большинства, что создает реальную угрозу для  национальных традиционных культур.

 

Выводы по 3 разделу

В данной работе традиционная культура была рассмотрена с философской, социологической и социогуманитарной  точки зрения. Мы сравнили традиционную культуру и современное общество, выявили их особенности, проанализировали современные тенденции развития традиционной культуры и общей культуры современного общества в условиях глобализации, представили свое видение перспективы развития традиционных культур в современном мире.

Подводя итог проведенной  работе, важно отметить, что изучение особенностей традиционной культуры во все времена привлекало ученых-культурологов, поскольку только посредством таких знаний можно сформировать полноценное представление о жизни людей зарубежных государств.

Однако в современном  мире в изучении традиционной культуры сменились акценты, ученые стали  исследовать ее как некий исчезающий вид культуры, которого, возможно, скоро  почти не останется. По мнению автора данной работы, это тесно связано  с таким явлением, как глобализация, которая унифицирует традиционные культуры, аккумулируя их в единое целое, но под управлением стран-лидеров  на мировой арене.

Это наглядно видно в современных  условиях на примере деятельности США  и стран Европы, которые после  «холодной войны», стали активно  насаждать свои демократические  ценности всему миру, хотя, как известно, демократичность западной демократии под большим вопросом, более того, демократия в чистом виде, скорее всего, просто не возможна.

Но проблема не в этом. Традиционной культуре, которой свойственна  самобытность, противопоказана глобализация, которая имеет сегодня необратимый  характер, поскольку она стирает  культурные границы между государствами, заставляя всех подражать выдуманным идеалам сильных мира сего.

В результате, в погоне за этими идеалами, государства и  народы теряют и свою самобытность, и национально-культурную преемственность  поколений

Выводы

 

Конкретно-формационные закономерности развития культуры связаны со спецификой, непохожестью формаций друг на друга. Степень этой непохожести может быть различна. Например, среди 5 формаций мы можем выделить три их типа:

1. Первичная формация, первобытнообщинная (или примитивно-коммунистическая).

2. Вторичная формация, куда входят  рабовладельческая, феодальная, буржуазная  формы общества. Для них общим  является то обстоятельство, что  все они развивают свою культуру  за счёт эксплуатации работников, лишенных собственности. Они основаны  на классовом делении общества  и культуры, их культура делится  на культуру господ и культуру  угнетенных классов и т. д.  Вторичная формация является  отрицанием культуры первичной  формы общества.

3. Третичная формация является  отрицанием культуры вторичной.  Здесь в области культуры проявляет  себя диалектический закон отрицания  отрицания, в соответствии с  действием которого на более  высокой фазе повторяются существенные  моменты предыдущей ступени. Так,  культура третичной формации, отрицая  эксплуататорский характер вторичной  культуры, должна будет воспроизвести  социальную однородность общества, свободу и равенство, справедливость  в культурных формах. Если общеформационные  и общесоциологические закономерности  культуры подчеркивают её непрерывный  характер, обращают внимание на  общие черты культуры разных  формаций, то конкретно-формационные  закономерности выявляют уникальность, непохожесть, неповторимость культур,  их отличие друг от друга.

Цивилизационные закономерности культуры

Мы живем в обществе, где каждый из нас занимается каким-то, по преимуществу одним, видом деятельности, а значит, воспроизводит себя как односторонне развитого, частичного индивида. Для  того, чтобы преодолеть свою неразвитость, общество вынуждено культивировать какие-то дополнительные виды деятельности, закреплять за ними людей и осуществлять обмен деятельностями, услугами, продуктами между разными людьми. Иными словами, современная культура основана на действии закона общественного разделения труда. Это приводит к тому, что и культура делится, она разделена на две сферы, относительно обособленные, закрепленные за своими областями. Это области материальной и духовной культур. Далее, каждая из областей в свою очередь разделяется на более дифференцированные сферы: например, духовная культура делится на политическую, философскую, художественную, религиозную и другие области. Каждая из областей делится в свою очередь на более дробные сферы культуры. Таким образом, к цивилизационным закономерностям культуры относятся:

Разделение культуры на относительно независимые области.

Специализация работников культуры за конкретными видами деятельности.

Закрепление работников за этими видами деятельности с помощью экономических, политических, правовых мер.

Вынужденный обмен духовных и материальных продуктов между работниками  культуры.

Односторонность, частичность развития и, как необходимая мера его преодоления, развитие компенсаторных, дополнительных форм культуры и их освоение населением.

Сохраняющееся отчуждение работников от продуктов их культуры, а значит, и воспроизводство отчужденной  культуры.

Следует отметить, что цивилизация - это исторически возникшее, а  значит, и исторически преходящее состояние культуры. Истории известны формы культуры, в которых не действовал закон общественного разделения труда, следовательно, не действовали  и цивилизационные закономерности в культурных формах. Для них характерен был культурный синкретизм, то есть целостность, сложность культурной жизни, её нерасчлененность на материальную и духовные сферы. В этих условиях сама духовная культура органически  вписывалась в материальное производство, тесно была с ним связана и непосредственно определялась им. Такое состояние культуры характерно было для её ранних, неразвитых форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия: Учеб. Пособие/ Ф.В.Лазарев, М.К.Трифонова. - 2-е изд-е, доп. и перераб. – Симферополь: СОНАТ, 1999. – 352с.
  2. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992
  3. Спиркин А.Г. Философия.- М., 2004.
  4. Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в трёх томах. Второе издание. Том 1. — М., 1974. - 354 с.
  5. Фейербах Л. История философии. Собрание произведений в трёх томах. Второе издание. Том 2. — М., 1974.- 480 с.
  6. Философия культуры. Становление и развитие. / Под редакцией М. С. Кагана, Ю. В. Перова, В. В. Прозерского, Э. П. Юровской. — СПб.: Лань, 1998.



Информация о работе История развития учений о культуре