Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:15, лекция
Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).
ЭТАП |
СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА |
ВНУТРЕННИЕ СТУПЕНИ ЭТАПА |
«Логика» |
Развитие Абсолютной Идеи в себе самой, «стихии чистого мышления»: Идея сознает себя в системе переходящих друг в друга противоположных категорий при раскрытии их взаимосвязи |
«Учение о бытии». Саморазвитие идет с самой абстрактной категории – «бытие», ее противоположность – «ничто», их синтез – «становление». Остальные категории – звенья между ними. «Учение о сущности». Противоречие – движущая сила всего, выражается в противоположных парных категориях (сущность – явление, возможность – действительность и др.) «Учение о понятии». Понятие является не просто формой мышления, это абсолютная творческая сила, порождающая все. |
«Природа» |
Природа как «инобытие» Идеи, проявление категорий ее мышления. Воплотясь в природе, Идея утрачивает идеальную сущность |
«Механика». Материя, движение, пространство, время и др. «Физика». Свойства материи, их соединение, «стихии» природы, понятия света, тела, удельного веса, звука, теплоты и др. «Органическая физика». Три восходящих раздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. |
«Дух» |
Абсолютная Идея возвращается к себе (вновь обретает идеальную сущность) и постигает себя в различных формах человеческого сознания и деятельности |
«Субъективный дух». Учение о нем: антропология (предмет – душа), феноменология (предмет – сознание, самосознание и разум человека) и психология (предмет – личность). «Объективный дух». Социально-историческая жизнь человечества (право, семья, гражданское общество, государство, всемирная история как «прогресс духа в сознании свободы»). «Абсолютный дух». Его формы – искусство, религия и философия как «мыслящее рассмотрение». Философия – «наука наук»: достигнув ее, самопознание Абсолютной Идеи завершается |
Философская система Гегеля базируется на принципе панлогизма – «все разумное действительно, все действительное разумно», т.е. бытие – это проявление логических закономерностей саморазвивающейся Абсолютной Идеи.
Метод философии Гегеля – идеалистическая диалектика – учение о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Развитие – это закономерный, необходимый, направленный, поступательный и прогрессивный процесс.
ЗАКОН |
КАТЕГОРИИ |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА |
Единства и борьбы противоположностей |
Тождество Различие Противоположность Противоречие |
Раскрывает источник развития – разрешение противоречия между противоположностями. Противоречие имеет место, если противоположности: исключают друг друга, не существуют друг без друга, переходят друг в друга. Разрешение противоречия – это появление чего-то нового, развитие. Затем возникает новое противоречие и т.д. |
Перехода количественных изменений в качественные, и наоборот |
Количество Качество Мера Скачок |
Раскрывает движущую силу развития на основе изменения качества объекта: накопление количественных изменений в объекте в определенный момент достигает границу меры и переходит ее, вследствие чего путем скачка возникает новое качество объекта |
Отрицания отрицания |
Отрицание Снятие |
Характеризует направление развития: положительные стороны старого состояния относительно повторяются на новом уровне развития в снятом виде по принципу триады «тезис – антитезис – синтезис». «Тезис – антитезис» – первое отрицание. «Антитезис – синтезис» – второе отрицание. Синтезис в «снятом» виде вбирает в себя и тезис, и антитезис. Развитие имеет форму раскручивающейся вверх спирали с увеличивающимся по причине снятия радиусом витка |
· Тождество – равенство объекта самому себе.
· Различие – стороны, тенденции объекта, не соответствующие друг другу.
· Противоположность – одна их двух борющихся, полярных сторон.
· Противоречие – особое отношение противоположностей.
· Количество – внешняя определенность объекта, выражается в свойствах.
· Качество – внутренняя, существенная определенность объекта.
· Мера – единство количественных и качественных характеристик объекта.
· Скачок – форма перехода количественных изменений в качественные.
· Отрицание – отказ от старого состояния объекта.
· Снятие – относительное повторение на новом уровне развития.
4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Принадлежность Л.Фейербаха к немецкой классической философии подчеркивалась Ф.Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». На самом деле Л.Фейербах – самостоятельная фигура в философии, к школе немецкой классической философии не принадлежащая, что явствует из сопоставления его учения с учением Г.Гегеля.
СРАВНЕНИЕ |
ФИЛОСОФИЯ Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЯ |
ФИЛОСОФИЯ Л.ФЕЙЕРБАХА |
Система |
Объективный идеализм |
Материализм (натурализм) |
Принцип |
Тождество мышления и бытия |
Мышление – это образ, отражение бытия |
Метод |
Диалектика |
Метафизика |
Познание |
Рационализм |
Материалистический сенсуализм |
Человек |
Духовное существо |
Природное существо |
Религия |
Это одна из высших форм развития духа |
Это разрушение, «свертывание» духа |
ПРоблема |
Понятие |
Главная идея |
Человек |
Родовая сущность |
В центре учения Л.Фейербаха – человек как «единственный, универсальный и высший предмет философии». По Гегелю, природа создана Абсолютной Идеей, по Л.Фейербаху, она вечна, высшим ее творением является человек. Родовая сущность человека – всеобщие, надындивидуальные характеристики людей. Это разум, дающий силу мышления; воля, дающая силу характера; сердце, дающее возможность любить. Их синтез образует свободу: свободный человек – мыслящий, действующий, чувствующий человек; исключение хотя бы одного компонента разрушает родовую сущность. Для ее реализации необходимо общение между Я и Ты: человек стремится к счастью (таково веление его воли), но эта цель не достижима вне единения с другим человеком |
Религия |
Отчуждение |
Разрушает родовую сущность (лишает человека свободы). Истоки религии коренятся не в обмане и невежестве, а в природе человека и условиях его жизни: · зависимость от природы, страх перед ее непонятными явлениями; · абстрактное мышление создает понятия, оторванные от действительности; · ограниченность сил, человек обращается к высшей силе за помощью; · человек счастья не достигает: религия утешает счастьем в загробном мире. Бог – это проекция человеческого духа: не Бог сотворил человека, а человек сотворил Бога. Качества, которыми наделяют Бога, – это качества человека, который отделил их от себя и приписал вымышленному «высшему существу». Чем больше качеств человек у себя отнимает, тем духовно беднее он становится (отчуждение). Человек себя ставит в зависимость от этого существа, полагая, будто природу и его самого сотворил Бог. Культ Бога нужно ниспровергнуть и создать культ человека, который и есть Бог: «Человек человеку – Бог» |
5. Учение К.Маркса о человеке и обществе.
К.Маркс неоднозначно относился к философии Г.Гегеля и Л.Фейербаха: отверг идеализм Гегеля, но высоко ценил диалектику, которая у Гегеля охватывала сферу духа и была идеалистической, К.Маркс дал ей материалистическую трактовку и применил к изучению человека и общества. Он поддерживал материализм и атеизм учения Л.Фейербаха, но не согласился с его концепцией человека.
СРАВНЕНИЕ |
ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ |
КАРЛ МАРКС |
Цель человека |
Познать окружающий мир |
Не только познать, но и преобразовать |
Познание |
Это созерцание природы |
Познание совпадает с преобразованием, познание – это практика, активное отношение человека к миру |
Взгляд на человека |
Человек есть абстрактный, внеисторический индивид «вообще» |
Человек социально и исторически конкретен |
Природа человека |
Природно-биологическая (натурализм) |
Человек – это существо общественное (социологизм) |
Главные отношения |
Личные отношения между Я и Ты – это дружба и любовь |
Определяющими являются общественные отношения, в которые вступает человек |
Динамизм человека |
Человеческая природа остается неизменной |
Человек, оставаясь социальным существом, развивается в ходе истории |
Единство человека и природы |
Это единство состоит в том, что природа и человек состоят из одних и тех же физических и химических элементов |
Единство имеет конкретно-исторический характер и изменяется по мере освоения человеком сил природы и уровня развития материального производства |
ПРоблема |
Понятие |
Главная идея |
Человек |
Родовая сущность, труд |
Родовая сущность состоит в свободе и творческом труде. Человек – это: · общественно-историческое существо: является высшим творением природы, но родовую сущность реализует только в обществе: «Человек есть совокупность общественных отношений». В каждую историческую эпоху формируется тип человека, соответствующий общественным отношениям эпохи. · предметно-практическое существо: главной формой деятельности является труд, цель которого – создать благоприятные условия его существования путем преобразования природы. В процессе труда человек имеет дело с тремя видами предметов – орудие труда, предмет труда и продукт труда |
Труд |
Опредмечивание – распредмечивание, отчуждение – присвоение |
· Опредмечевание / распредмечивание – переход творческой способности в предмет / переход материальной предметности в творческую способность; · Отчуждение / присвоение – утрата / возвращение сущности человека. Отчуждение – это негативный социальный процесс, характеризующийся превращением условий, процесса и результатов труда в силу, чуждую и враждебную человеку и господствующую над ним. Формы отчуждения: · от процесса труда – человек выходит из процесса труда обедненным и опустошенным: труд является мучением, рабочий не утверждает, а отрицает себя, изнуряет свою физическую природу, разрушает духовные силы; · условий труда от труда – рабочему противостоят материальные и интеллектуальные условия его труда (отстранен от управления производством); · отчуждение результатов труда – продукты труда, произведенные рабочим, ему не принадлежат, он относится к ним как к чуждым предметам; · отчуждение от родовой сущности – люди утрачивают свое родовое единство, человеку противостоит другой человек; физическая и духовная сущность человека не принадлежат ему самому, отделены от него. Отчужденный труд является не свободным и не творческим: труд существует вне рабочего, как нечто чуждое ему, рабочий свободен только вне процесса труда в своих животных отправлениях. Отчуждение – форма реализации опредмечивания, когда оно предстает как закабаление предметом. |
Общество |
Формация, способ производства, социальная революция, классы, коммунизм |
Исторический материализм: «общественное бытие людей определяет их сознание». В общественном бытии на первом месте стоит производство материальных благ. Общественно-экономическая формация – общество на определенной ступени исторического развития, обладающее своеобразным отличительным характером. Типология формаций: первичная – первобытнообщинная; вторичные – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая; третичная – коммунистическая. Формации отличаются содержанием общественных отношений, но в основе каждой лежит способ производства материальных благ: включает в себя производительные силы (люди и орудия труда) и производственные отношения (отношения собственности на средства производства, т.е. орудия и предметы труда). Производственные отношения образуют базис формации, от которой зависит политико-идеологическая надстройка. Смена формаций происходит путем социальной революции, смены способа производства: «революции – это локомотивы истории». Все вторичные формации являются антагонистическими (в них есть противоречия и конфликты). Их источник – частная собственность на средства производства. В соответствии с ней формируются классы – большие группы людей, имеющие разное отношение к собственности на средства производства. В классовых обществах имеет место неравенство, эксплуатация, отчуждение. В этих обществах присвоение человеком родовой сущности невозможно: необходимо общество со справедливыми общественными отношениями – коммунизм. Главный принцип коммунизма – «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». В этом обществе нет частной собственности и ее последствий. Только в коммунистическом обществе человек получит возможность для реализации своих творческих способностей и свободы |
Тема 6. ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
XIX – XX ВЕКОВ
ЧАСТЬ I. Понятие неклассической философии
и ее направления в XIX веке
6. Эмпириокритицизм.
1. СТАНОВЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Она зарождается в первой трети XIX века и состоит в выходе за рамки традиционного понимания философии и классических способов философствования.
Формирование неклассической философии совпало с расцветом философской классики, воплощенной в учении Гегеля. В 1819 г. вышел труд А.Шопен-гауэра «Мир как воля и представление», в 1841 г. – работа Л.Фейербаха «Сущность христианства», в 1843 – первое произведение С.Кьеркегора «Или-Или». Позиции этих мыслителей различны, но противник у них один – Гегель.
Л.Фейербах в этом ряду не случаен: от его учения, с одной стороны, дороги ведут к марксизму, а с другой, к «философии жизни». Отказавшись от Гегеля, Л.Фейербах поддержал А.Шопенгауэра в его противопоставлении разума воле. К числу зачинателей неклассической философии принадлежит и О.Конт с его критикой идущей от Аристотеля традиции понимания философии как учения о «причинах», «началах», «сущностях» – высших умопостигаемых началах бытия.
В неклассической философии сложилось два направления. Иррационалистическое (антисциентистское) направление выступило с резкой критикой разума (науки), абсолютизации их возможностей (в западной философии XIX-XX веков получило наибольшее развитие). Рационалистическое (сциентистское) направление не отрицало возможности разума (науки), но отказывало философии в научности, в статусе самостоятельной наряду с наукой формой познания мира (позитивизм О.Конта в XIX веке, аналитическая философия в XX веке).
Иррационализм в узком смысле – течение в философии, направленное против рационализма эпохи Нового времени. В широком смысле – философское направление, в противовес рационализму, принижающее / отрицающее роль разума в познании и поведении человека, жизни общества, указывающее на алогичный характер бытия, делающее основой понимания мира нечто чуждое разуму, недоступное и противоречащее ему, невыразимое его логическими категориями.
Сравнение |
РАЦИОНАЛИЗМ |
ИРРАЦИОНАЛИЗМ |
Бытие |
Упорядочено, подчинено закономерности |
Лишено закономерности, является стихийным |
Познание |
Только на основе разума |
Отрицание ведущей роли разума |
Человек |
Звено бытия, подчиняющееся его общим закономерностям |
Уникальное бытие, обладающее свободой от внешней необходимости |
Поступки |
Должны быть продиктованы разумом |
Разум не является ключевой инстанцией |
Смысл жизни человека |
Преобразование природы и общества в интересах всех людей |
Духовное преображение, осознание подлинных ценностей и смысла бытия |
Человек в обществе |
Согласование личных и общественных интересов, разумное самоограничение человека в интересах общего блага |
Человек не обязан жертвовать собой ради абстрактного общего блага, имеет право на свободный выбор ценностей (индивидуализм) |