История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:15, лекция

Краткое описание

Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_filosofii.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

 

ЭТАП

СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА

ВНУТРЕННИЕ СТУПЕНИ ЭТАПА

 

 

 

«Логика»

Развитие Абсолютной Идеи в себе самой, «стихии чистого мышления»: Идея сознает себя в системе переходящих друг в друга противоположных категорий при раскрытии их взаимосвязи

«Учение о бытии». Саморазвитие идет с самой абстрактной категории – «бытие», ее противоположность – «ничто», их синтез – «становление». Остальные категории – звенья между ними.

«Учение о сущности». Противоречие – движущая сила всего, выражается в противоположных парных категориях (сущность – явление, возможность – действительность и др.)

«Учение о понятии». Понятие является не просто формой мышления, это абсолютная творческая сила, порождающая все.

 

 

«Природа»

Природа как «инобытие» Идеи, проявление категорий ее мышления. Воплотясь в природе, Идея утрачивает идеальную сущность

«Механика». Материя, движение, пространство, время и др.

«Физика». Свойства материи, их соединение, «стихии» природы, понятия света, тела, удельного веса, звука, теплоты и др.

«Органическая физика». Три восходящих раздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм.

 

 

 

 

«Дух»

 

Абсолютная Идея возвращается к себе (вновь обретает идеальную сущность) и постигает себя в различных формах человеческого сознания и деятельности

«Субъективный дух». Учение о нем: антропология (предмет – душа), феноменология (предмет – сознание, самосознание и разум человека) и психология (предмет – личность).

«Объективный дух». Социально-историческая жизнь человечества (право, семья, гражданское общество, государство, всемирная история как «прогресс духа в сознании свободы»).

«Абсолютный дух». Его формы – искусство, религия и философия как «мыслящее рассмотрение». Философия – «наука наук»: достигнув ее, самопознание Абсолютной Идеи завершается


Философская система Гегеля базируется на принципе панлогизма – «все разумное действительно, все действительное разумно», т.е. бытие – это проявление логических закономерностей саморазвивающейся Абсолютной Идеи.

Метод философии Гегеля – идеалистическая диалектика – учение о наиболее общих законах развития бытия и мышления. Развитие – это закономерный, необходимый, направленный, поступательный и прогрессивный процесс.

 

ЗАКОН

КАТЕГОРИИ

ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА

 

Единства и борьбы противоположностей

Тождество

Различие

Противоположность

Противоречие

Раскрывает источник развития – разрешение противоречия между противоположностями. Противоречие имеет место, если противоположности: исключают друг друга, не существуют друг без друга, переходят друг в друга. Разрешение противоречия – это появление чего-то нового, развитие. Затем возникает новое противоречие и т.д.

Перехода количественных изменений в качественные, и наоборот

Количество

Качество

Мера

Скачок

Раскрывает движущую силу развития на основе изменения качества объекта: накопление количественных изменений в объекте в определенный момент достигает границу меры и переходит ее, вследствие чего путем скачка возникает новое качество объекта

 

 

Отрицания

отрицания

 

 

Отрицание

Снятие

Характеризует направление развития: положительные стороны старого состояния относительно повторяются на новом уровне развития в снятом виде по принципу триады «тезис – антитезис – синтезис».  «Тезис – антитезис» – первое отрицание. «Антитезис – синтезис» – второе отрицание. Синтезис в «снятом» виде вбирает в себя и тезис, и антитезис. Развитие имеет форму раскручивающейся вверх спирали с увеличивающимся по причине снятия радиусом витка


 

· Тождество – равенство объекта самому себе.

· Различие – стороны, тенденции объекта, не соответствующие друг другу.

· Противоположность – одна их двух борющихся, полярных сторон.

· Противоречие – особое отношение противоположностей.

· Количество – внешняя определенность объекта, выражается в свойствах.

· Качество – внутренняя, существенная определенность объекта.

· Мера – единство количественных и качественных характеристик объекта.

· Скачок – форма перехода количественных изменений в качественные.

· Отрицание – отказ от старого состояния объекта.

· Снятие – относительное повторение на новом уровне развития.

 

4. Антропологический  материализм Л.Фейербаха.

Принадлежность Л.Фейербаха к немецкой классической философии подчеркивалась Ф.Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». На самом деле Л.Фейербах – самостоятельная фигура в философии, к школе немецкой классической философии не принадлежащая, что явствует из сопоставления его учения с учением Г.Гегеля.

 

СРАВНЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ Г.-В.Ф.ГЕГЕЛЯ

ФИЛОСОФИЯ Л.ФЕЙЕРБАХА

 Система

Объективный идеализм

Материализм (натурализм)

 Принцип

Тождество мышления и бытия

Мышление – это образ, отражение бытия

Метод

Диалектика

Метафизика

Познание

Рационализм

Материалистический сенсуализм

Человек

Духовное существо

 Природное существо

Религия

Это одна из высших форм развития духа

Это разрушение, «свертывание» духа


 

ПРоблема

Понятие

Главная идея

 

 

 

Человек

 

 

 

Родовая сущность

В центре учения Л.Фейербаха – человек как «единственный, универсальный и высший предмет философии». По Гегелю, природа создана Абсолютной Идеей, по Л.Фейербаху, она вечна, высшим ее творением является человек. Родовая сущность человека – всеобщие, надындивидуальные характеристики людей. Это разум, дающий силу мышления; воля, дающая силу характера; сердце, дающее возможность любить. Их синтез образует свободу: свободный человек – мыслящий, действующий, чувствующий человек; исключение хотя бы одного компонента разрушает родовую сущность. Для ее реализации необходимо общение между Я и Ты: человек стремится к счастью (таково веление его воли), но эта цель не достижима вне единения с другим человеком

 

 

 

 

 

Религия

 

 

 

 

 

Отчуждение

Разрушает родовую сущность (лишает человека свободы). Истоки религии коренятся не в обмане и невежестве, а в природе человека и условиях его жизни:

· зависимость от природы, страх перед ее непонятными явлениями;

· абстрактное мышление создает понятия, оторванные от действительности;

· ограниченность сил, человек обращается к высшей силе за помощью;

· человек счастья не достигает: религия утешает счастьем в загробном мире.

Бог – это проекция человеческого духа: не Бог сотворил человека, а человек сотворил Бога. Качества, которыми наделяют Бога, – это качества человека, который отделил их от себя и приписал вымышленному «высшему существу». Чем больше качеств человек у себя отнимает, тем духовно беднее он становится (отчуждение). Человек себя ставит в зависимость от этого существа, полагая, будто природу и его самого сотворил Бог. Культ Бога нужно ниспровергнуть и создать культ человека, который и есть Бог: «Человек человеку – Бог»


 

5. Учение К.Маркса о человеке и обществе.

К.Маркс неоднозначно относился к философии Г.Гегеля и Л.Фейербаха: отверг идеализм Гегеля, но высоко ценил диалектику, которая у Гегеля охватывала сферу духа и была идеалистической, К.Маркс дал ей материалистическую трактовку и применил к изучению человека и общества. Он поддерживал материализм и атеизм учения Л.Фейербаха, но не согласился с его концепцией человека.

 

СРАВНЕНИЕ

ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ

КАРЛ МАРКС

Цель человека

Познать окружающий мир

Не только познать, но и преобразовать

Познание

Это созерцание природы

Познание совпадает с преобразованием, познание – это практика, активное отношение человека к миру

Взгляд

на человека

Человек есть абстрактный, внеисторический индивид «вообще»

Человек социально и исторически конкретен

Природа

человека

Природно-биологическая

(натурализм)

Человек – это существо общественное

(социологизм)

Главные

отношения

Личные отношения между Я и Ты – это дружба и любовь

Определяющими являются общественные отношения, в которые вступает человек

Динамизм человека

Человеческая природа остается неизменной

Человек, оставаясь социальным существом,  развивается в ходе истории

Единство человека и природы

Это единство состоит в том, что природа и человек состоят из одних и тех же физических и химических элементов

Единство имеет конкретно-исторический характер и изменяется по мере освоения человеком сил природы и уровня развития материального производства


 

ПРоблема

Понятие

Главная идея

 

 

 

 

Человек

 

 

 

Родовая сущность, труд

Родовая сущность состоит в свободе и творческом труде. Человек – это:

· общественно-историческое существо: является высшим творением природы, но родовую сущность реализует только в обществе: «Человек есть совокупность общественных отношений». В каждую историческую эпоху формируется тип человека, соответствующий общественным отношениям эпохи.

· предметно-практическое существо: главной формой деятельности является труд, цель которого – создать благоприятные условия его существования путем преобразования природы. В процессе труда человек имеет дело с тремя видами предметов – орудие труда, предмет труда и продукт труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Труд

 

 

 

 

 

 

 

Опредмечивание – распредмечивание,

отчуждение – присвоение

· Опредмечевание / распредмечивание – переход творческой способности в предмет / переход материальной предметности в творческую способность;

· Отчуждение / присвоение – утрата / возвращение сущности человека.

Отчуждение – это негативный социальный процесс, характеризующийся превращением условий, процесса и результатов труда в силу, чуждую и враждебную человеку и господствующую над ним. Формы отчуждения:

· от процесса труда – человек выходит из процесса труда обедненным и опустошенным: труд является мучением, рабочий не утверждает, а отрицает себя, изнуряет свою физическую природу, разрушает духовные силы;

· условий труда от труда – рабочему противостоят материальные и интеллектуальные условия его труда (отстранен от управления производством);

· отчуждение результатов труда – продукты труда, произведенные рабочим, ему не принадлежат, он относится к ним как к чуждым предметам;

· отчуждение от родовой сущности – люди утрачивают свое родовое единство, человеку противостоит другой человек; физическая и духовная сущность человека не принадлежат ему самому, отделены от него.

Отчужденный труд является не свободным и не творческим: труд существует вне рабочего, как нечто чуждое ему, рабочий свободен только вне процесса труда в своих животных отправлениях. Отчуждение – форма реализации опредмечивания, когда оно предстает как закабаление предметом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общество

 

 

 

 

 

 

 

 

Формация, способ производства, социальная революция, классы, коммунизм

Исторический материализм: «общественное бытие людей определяет их сознание». В общественном бытии на первом месте стоит производство материальных благ. Общественно-экономическая формация – общество на определенной ступени исторического развития, обладающее своеобразным отличительным характером. Типология формаций: первичная – первобытнообщинная; вторичные – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая; третичная – коммунистическая. Формации отличаются содержанием общественных отношений, но в основе каждой лежит способ производства материальных благ: включает в себя производительные силы (люди и орудия труда) и производственные отношения (отношения собственности на средства производства, т.е. орудия и предметы труда). Производственные отношения образуют базис формации, от которой зависит политико-идеологическая надстройка. Смена формаций происходит путем социальной революции, смены способа производства: «революции – это локомотивы истории».

Все вторичные формации являются антагонистическими (в них есть противоречия и конфликты). Их источник – частная собственность на средства производства. В соответствии с ней формируются классы – большие группы людей, имеющие разное отношение к собственности на средства производства. В классовых обществах имеет место неравенство, эксплуатация, отчуждение. В этих обществах присвоение человеком родовой сущности невозможно: необходимо общество со справедливыми общественными отношениями – коммунизм. Главный принцип коммунизма – «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». В этом обществе нет частной собственности и ее последствий. Только в коммунистическом обществе человек получит возможность для реализации своих творческих способностей и свободы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6. ЗАПАДНАЯ НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

XIX – XX ВЕКОВ

 

ЧАСТЬ I. Понятие неклассической философии

и ее направления в XIX веке

 

  1. Становление неклассической философии.
  2. Возникновение иррационализма.
  3. Позитивизм.
  4. «Философия жизни».
  5. Неокантианство.

6.  Эмпириокритицизм.

 

1. СТАНОВЛЕНИЕ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Она зарождается в первой трети XIX века и состоит в выходе за рамки традиционного понимания философии и классических способов философствования.

Формирование неклассической философии совпало с расцветом философской классики, воплощенной в учении Гегеля. В 1819 г. вышел труд А.Шопен-гауэра «Мир как воля и представление», в 1841 г. – работа Л.Фейербаха «Сущность христианства», в 1843 – первое произведение С.Кьеркегора «Или-Или». Позиции этих мыслителей различны, но противник у них один – Гегель.

Л.Фейербах в этом ряду не случаен: от его учения, с одной стороны, дороги ведут к марксизму, а с другой, к «философии жизни». Отказавшись от Гегеля, Л.Фейербах поддержал А.Шопенгауэра в его противопоставлении разума воле. К числу зачинателей неклассической философии принадлежит и О.Конт с его критикой идущей от Аристотеля традиции понимания философии как учения о «причинах», «началах», «сущностях» – высших умопостигаемых началах бытия.

В неклассической философии сложилось два направления. Иррационалистическое (антисциентистское) направление выступило с резкой критикой разума (науки), абсолютизации их возможностей (в западной философии XIX-XX веков получило наибольшее развитие). Рационалистическое (сциентистское) направление не отрицало возможности разума (науки), но отказывало философии в научности, в статусе самостоятельной наряду с наукой формой познания мира (позитивизм О.Конта в XIX веке, аналитическая философия в XX веке).

Иррационализм в узком смысле – течение в философии, направленное против рационализма эпохи Нового времени. В широком смысле – философское направление, в противовес рационализму, принижающее / отрицающее роль разума в познании и поведении человека, жизни общества, указывающее на алогичный характер бытия, делающее основой понимания мира нечто чуждое разуму, недоступное и противоречащее ему, невыразимое его логическими категориями.

 

Сравнение

РАЦИОНАЛИЗМ

ИРРАЦИОНАЛИЗМ

Бытие

Упорядочено, подчинено закономерности

Лишено закономерности, является стихийным

Познание

Только на основе разума

Отрицание ведущей роли разума

Человек

Звено бытия, подчиняющееся его общим закономерностям

Уникальное бытие, обладающее свободой от внешней необходимости

Поступки 

Должны быть продиктованы разумом

Разум не является ключевой инстанцией

Смысл жизни человека

Преобразование природы и общества в интересах всех людей

Духовное преображение, осознание подлинных ценностей и смысла бытия

Человек в обществе

Согласование личных и общественных интересов, разумное самоограничение человека в интересах общего блага

Человек не обязан жертвовать собой ради абстрактного общего блага, имеет право на свободный выбор ценностей (индивидуализм)

Информация о работе История философии