Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:15, лекция
Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).
Очень отчетливо концепцию гуманизма изложил Пико делла Мирандола:
· человек – это центр Вселенной, «микрокосм» (малый мир), подобный «макрокосмосу» (Вселенной), сущность, составленная из всех ее «соков»;
· человек – это «сотворец» Бога, Бог создал мир и человека, но предоставил человеку максимальную свободу: он может познавать и изменять мир, творить самого себя как личность (человек и Бог равны в творческих силах);
· человек – это «узел мира», универсальное существо, соединительная связь всей природы: в человеке есть и животное, и ангельское и только от его свободного выбора зависит, на каком уровне он остановится.
Наряду с авторитетом Античности гуманисты признавали авторитет Библии, но переосмыслили христианскую традицию. Христианский гуманизм обращался к неизвращенному Церковью первоначальному, «истинному» христианству, которое не противоречит гуманистической трактовке человека (Э.Роттердамский).
Натурфилософия. Учение о природе.
СРАВНЕНИЕ |
НАТУРФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ |
НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ |
Модель мира |
Геоцентрическая |
Гелиоцентрическая |
Бог и мир |
Доминирование теизма |
Доминирование пантеизма |
Бытие |
Дуализм бытия творящего (Бог) и бытия сотворенного (земной мир) |
Бытие едино, целостно и подчинено универсальным закономерностям |
Возникновение мира |
Сотворение мира сверхприродным Богом из ничего |
Принцип эманации (истечения), развертывания мира из Бога |
Свойства мира |
Мир конечен в пространстве и времени |
Мир вечен и бесконечен в пространстве |
Николай Коперник. Обосновал гелиоцетрическую модель мира:
· Солнце, а не Земля, неподвижно и образует абсолютный центр Вселенной;
· Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца и своей оси;
· Вселенная имеет огромные размеры, но все же конечна, ограничена в пространстве и замкнута «сферой неподвижных звезд».
В Средние века считали, что Земля как центр мира – это «арена», избранная Богом, на которой разыгрывается борьба Бога и дьявола, добра и зла за человеческие души. Геоцентрическая модель имела религиозное обоснование, тогда как учение Н.Коперника, имея естественнонаучное обоснование, внесло существенные изменения в понимание Вселенной и место в ней человека.
Однако еще до обоснования гелиоцентрической модели, возник более радикальный взгляд благодаря пантеизму – учению, отождествляющему Бога и мир.
Сравнение |
Николай Кузанский |
Джордано Бруно |
Характер пантеизма |
Мистический пантеизм. Бог как «Единое» есть все, бесконечен, беспределен, в нем сливаются противоположности. «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге». Бог – «максимум Вселенной»: мир погружен в Бога, Бог пронизывает его. Бог проявляется в любой вещи, он – «минимум Вселенной». Бог присутствует везде и нигде, во всем и ни в чем одновременно |
Натуралистический пантеизм. Не мир погружен в Бога, а Бог погружен в мир, совпадает с природой, материей – единой, универсальной субстанцией. Нет дуализма Бога и земного мира, мир физически однороден: земля, вода, воздух, огонь и эфир образуют и земной мир, и всю Вселенную. Природа полна творчества, движения, развития, источник которого является не внешним, а внутренним |
Бесконечность Вселенной |
Бесконечность – свойство Бога, мир не может быть актуально (действительно) бесконечным, но его нельзя считать и конечным. Мир потенциально (в возможности) бесконечен. Центр и окружность мира – Бог, но поскольку он везде и нигде, у мира нет определенного центра. Не только Земля, но и Солнце не является центром мира в силу его отсутствия вообще |
Вселенная бесконечна не в возможности, а в действительности. Солнце – центр нашего мира, но оно не единственное во Вселенной. Далекие видимые звезды – это не граница космоса, а солнца других, удаленных на колоссальные расстояния миров (населены разумными существами). Не только Земля – «рядовая» планета Солнечной системы, сама Солнечная система – это рядовое явление Вселенной |
Возникновение Вселенной |
Иначе, чем в Средние века трактовал возникновение мира. Бог – чистая, абсолютная возможность, в «свернутом» виде содержащая в себе все. Мир «развернут» из Бога путем эманации: единство переходило в множественность, простота – в сложность |
Материя не возникает и не исчезает, Вселенная вечна и не была сотворена. Материя принимает любую форму и существует во всех формах одновременно, в том числе в форме мыслящей материи (духа), поэтому в иных мирах могут обитать разумные существа, подобные людям |
Социально-политические теории:
· критика средневековой идеи теократии: государство не должно быть подчинено Церкви, государство и сфера политики самостоятельны от религии. Политика имеет собственные прагматичные законы, которые должны изучаться рационально. Принципы политики часто не совместимы с обыденной моралью и предполагают свою систему ценностей. Зарождается направление «реальной политики», у истоков которой стоял Никколо Макиавелли.
· вопрос об обществе, позволяющем человеку всесторонне развиваться и достичь счастья. С опорой на учение Платона об идеальном государстве возникли учения Томаса Мора об Утопии и Томмазо Компанеллы о Городе Солнца. Это были проекты идеального общества, в котором люди равны и свободны, нет социальной несправедливости. Они отрицали индивидуализм, эгоизм и культ выгоды в пользу идеи коллективизма; государственное устройство идет не от Бога, а является результатом деятельности человеческого разума.
· вместо средневековой идеи провиденциализма утверждается идея Фортуны: это социальная необходимость, в рамках которой действуют люди, ход истории определяется не Богом, а людьми; это удача, приходящая только к деятельному человеку. Возникла концепция роли выдающейся личности в истории.
· идея законов исторического развития, воплощенная в теории исторического круговорота. По Н.Макиавелли, цикличное чередование форм правления монархия – тирания – аристократия – олигархия – народное правление – охлократия – монархия и заново. Этот круговорот не подчинен свыше установленной цели, но объясним действием Фортуны-необходимости.
ФИЛОСОФ |
ГЛАВНЫЙ ТРУД |
ЧЕМУ ПОСВЯЩЕН ТРУД |
Пико делла Мирандола |
«Речь о достоинстве человека» |
Обоснование гуманистического антропоцентризма, идея неограниченных творческих возможностей человека, его свободы |
Н.Кузанский |
«Об ученом незнании» |
Мистический пантеизм, непознаваемость Бога, но познаваемость его творений, познание как потенциально бесконечный процесс |
Н.Коперник |
«О вращениях небесных сфер» |
Обоснование гелиоцентрической модели мира (возрождение идеи древнегреческого астронома Аристарха Самосского, 3 в. до н.э) |
Д.Бруно |
«О бесконечности, Вселенной и мирах» |
Натуралистический пантеизм, идея актуальной бесконечности Вселенной, множественности миров в ней |
«О причине, начале и едином» |
Существование единой бесконечной субстанции как основы бытия, идея внутреннего родства и совпадения противоположностей | |
Э.Роттердамский |
«Оружие христианского воина» |
Возвращение к ценностям и идеалам раннего христианства апостольских времен, не извращенного католической Церковью |
«Похвала глупости» |
Учение о глупости в ее многообразных проявлениях | |
М.Монтень |
«Опыты» |
Обоснование права человека на сомнение и свободомыслие, скептицизм, критика схоластического догматизма |
Н.Макиавелли |
«Рассуждения на I декаду Тита Ливия» |
Теория исторического круговорота применительно к смене форм правления; Римская республика как образец политического устройства |
«Государь» |
Искусство управления государством, учение о подчинении морали политическим целям | |
Т.Мор |
«Утопия» |
Модель идеального общества во имя счастья всех людей, их всестороннего, гармоничного развития |
Т.Кампанелла |
«Город Солнца» |
ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Общая характеристика философии Нового времени.
2. Гносеологические концепции.
3. Онтологические концепции.
4.
Концепции социальной
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ
Эта эпоха охватывает XVII-XVIII века. Бурно развивается наука, экспериментальное естествознание, основы которого заложил Г.Галилей. Главное место в науке занимала механика. Представление о механической обусловленности явлений упрочилось под влиянием открытий И.Ньютона, математически обосновавшего механистическую картину мира. Для науки Нового времени характерна крепнущая связь естествознания и математики. Возникло стремление и философии привить черты научного мышления, математический метод познания.
В эту эпоху разум становится независимым от веры, орудием не богословов, а ученых, наука – независимой от религии, распространилась теория двойственности истин богословия, науки и философии, убежденность во всемогуществе разума и безграничных возможностях науки. Если естественнонаучные и математические знания древних были слабо связаны с практикой, античная наука имела абстрактно-умозрительный характер, то наука Нового времени ориентирована на активное раскрытие тайн природы и практическое использование знания. Наука должна служить общественной пользе, улучшать жизнь людей, а не стремиться получить истинное знание ради знания или прославлять Творца.
Вслед за наукой и философия становится руководством в познании природы, а не божественных истин. Под влиянием науки на первый план в ней вышли проблемы теории познания. Отсюда – гносеологизация проблематики философии: она смещает свои интересы в область методологии научного познания. Главной проблемой становятся пути получения истинного знания, обоснование правильного и наилучшего метода познания законов природы.
СРАВНЕНИЕ |
ЭМПИРИЗМ И СЕНСУАЛИЗМ |
РАЦИОНАЛИЗМ |
Представители |
Фрэнсис Бэкон – основатель эмпиризма, Томас Гоббс, Джон Локк – основатель сенсуализма, французские материалисты XVIII века |
Основатель – Рене Декарт, последователи – Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц |
Направления |
Материалистическое (Джон Локк, французские материалисты XVIII века), субъективно-идеалистическое (Джордж Беркли, Дэвид Юм) |
Материалистическое (Б.Спиноза) и идеалистическое (Г.Лейбниц) направления |
Источник знания |
Опыт (эксперимент), органы чувств – единственный источник знаний о мире |
Разум, интеллектуальная интуиция: органы чувств дают случайное, смутное знание |
Разум |
Не содержит ничего врожденного, опирается на чувственный опыт |
Содержит врожденное знание и исходные логические принципы |
Метод науки |
Индукция |
Дедукция |
Критерий истины |
Эмпирическая проверка |
Ясность, очевидность идей для разума |
XVIII век называют «веком разума или философии» в связи с эпохой Просвещения (понятие ввели Ф.Вольтер и И.Гердер). В широком смысле Просвещение – это идеология, философия и культура периода становления капиталистического общества, обосновывавшая распространение в обществе прогрессивных идей. В узком смысле – философское направление эпохи Нового времени, направленное против средневековой идеологии, философии и культуры.
Просвещение распространилось в Англии, США, Германии, России, но в наибольшей степени – во Франции. Главным его проявлением была «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» в 17-ти томах. Ее вдохновителями и редакторами были Д.Дидро и Ж.Д'Аламбер. Ф.Вольтер считается основателем французского Просвещения, в его рамках выделялась группа философов-материалистов – Д.Дидро, К.-А.Гельвеций, П.Гольбах, Ж.Ламетри.
Просветители отвергали диктат теологии, выступали за секуляризацию культуры, свободомыслие и антидогматизм. Разум – высшая инстанция в решении любых проблем, телеологизм – идея конечной цели развития человечества, исторический оптимизм – вера в прогресс науки и общества (кроме Ж.-Ж.Руссо).
2.ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ.
Родоначальниками философии этой эпохи считаются Ф.Бэкон и Р.Декарт:
· необходимость познания законов природы;
· критика схоластики как препятствия в познании природы;
· главное орудие познания природы – наука;
· наука должна быть оснащена правильным методом познания;
· полученное знание должно быть практически полезным.
Однако эти мыслители разошлись во мнениях по вопросу метода научного познания природы: это было началом дилеммы эмпиризма и рационализма.
Ф.Бэкон. Выдвинул задачу построения «естественной философии», предметом которой является природа. «Знание – сила»: человек должен стать господином природы на основе познания ее законов, наука должна быть полезна человеку и обществу. Чтобы решить эту задачу, наука должна быть вооружена адекватным методом познания. Кроме того, правильному познанию природы препятствуют «идолы» они же «призраки» – заблуждения человеческого ума:
· идол рода присущ всем людям: ум к природе вещей примешивает свою суть – приписывает природе цели, делает обобщения, не основанные на фактах;
· идол пещеры – индивидуальные особенности человека, обусловленные его психикой, воспитанием, человек воспринимает мир слишком субъективно;
· идол площади или рынка – люди неправильно пользуются словами, часто не понимая их смысла, особенности речи, языка порождают ошибки;