История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 13:15, лекция

Краткое описание

Для древнеиндийской культуры основополагающее значение имели Веды (в переводе «знание») – совокупность религиозно-философских текстов. Их состав: «Ригведа» – «Веда гимнов», «Самаведа» – «Веда обрядовых песнопений», «Яджурведа» – «Веда жертвенных изречений», «Атхарваведа» – «Веда заклинаний». В каждой из Вед выделяются четыре пласта – самхиты («собрания»), брахманы («толкования»), араньяки («лесные книги») и упанишады («наставления»).

Вложенные файлы: 1 файл

Istoria_filosofii.doc

— 719.50 Кб (Скачать файл)

 

Очень отчетливо концепцию гуманизма изложил Пико делла Мирандола:

· человек – это центр Вселенной, «микрокосм» (малый мир), подобный «макрокосмосу» (Вселенной), сущность, составленная из всех ее «соков»;

· человек – это «сотворец» Бога, Бог создал мир и человека, но предоставил человеку максимальную свободу: он может познавать и изменять мир, творить самого себя как личность (человек и Бог равны в творческих силах);

· человек – это «узел мира», универсальное существо, соединительная связь всей природы: в человеке есть и животное, и ангельское и только от его свободного выбора зависит, на каком уровне он остановится. 

Наряду с авторитетом Античности гуманисты признавали авторитет Библии, но переосмыслили христианскую традицию. Христианский гуманизм обращался к неизвращенному Церковью первоначальному, «истинному» христианству, которое не противоречит гуманистической трактовке человека (Э.Роттердамский).

Натурфилософия. Учение о природе.

 

СРАВНЕНИЕ

НАТУРФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

НАТУРФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Модель мира

Геоцентрическая

Гелиоцентрическая

Бог и мир

Доминирование теизма

Доминирование пантеизма

Бытие

Дуализм бытия творящего (Бог) и бытия сотворенного (земной мир)

Бытие едино, целостно и подчинено универсальным закономерностям

Возникновение мира

Сотворение мира сверхприродным Богом

из ничего

Принцип эманации (истечения), развертывания мира из Бога

Свойства мира

Мир конечен в пространстве и времени

Мир вечен и бесконечен в пространстве


 

Николай Коперник. Обосновал гелиоцетрическую модель мира:

· Солнце, а не Земля, неподвижно и образует абсолютный центр Вселенной;

· Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца и своей оси;

· Вселенная имеет огромные размеры, но все же конечна, ограничена в пространстве и замкнута «сферой неподвижных звезд».

В Средние века считали, что Земля как центр мира – это «арена», избранная Богом, на которой разыгрывается борьба Бога и дьявола, добра и зла за человеческие души. Геоцентрическая модель имела религиозное обоснование, тогда как учение Н.Коперника, имея естественнонаучное обоснование, внесло существенные изменения в понимание Вселенной и место в ней человека.

Однако еще до обоснования гелиоцентрической модели, возник более радикальный взгляд благодаря пантеизму – учению, отождествляющему Бога и мир.

 

Сравнение

Николай Кузанский

Джордано Бруно

 

 

 

Характер пантеизма

Мистический пантеизм. Бог как «Единое» есть все, бесконечен, беспределен, в нем сливаются противоположности. «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге». Бог – «максимум Вселенной»: мир погружен в Бога, Бог пронизывает его. Бог проявляется в любой вещи, он – «минимум Вселенной». Бог присутствует везде и нигде, во всем и ни в чем одновременно

Натуралистический пантеизм. Не мир погружен в Бога, а Бог погружен в мир, совпадает с природой, материей – единой, универсальной субстанцией. Нет дуализма Бога и земного мира, мир физически однороден: земля, вода, воздух, огонь и эфир образуют и земной мир, и всю Вселенную. Природа полна творчества, движения, развития, источник которого является не внешним, а внутренним

 

 

 

Бесконечность Вселенной

Бесконечность – свойство Бога, мир не может быть актуально (действительно) бесконечным, но его нельзя считать и конечным. Мир потенциально (в возможности) бесконечен. Центр и окружность мира – Бог, но поскольку он везде и нигде, у мира нет определенного центра. Не только Земля, но и Солнце не является центром мира в силу его отсутствия вообще

Вселенная бесконечна не в возможности, а в действительности. Солнце – центр нашего мира, но оно не единственное во Вселенной. Далекие видимые звезды – это не граница космоса, а солнца других, удаленных на колоссальные расстояния миров (населены разумными существами). Не только Земля – «рядовая» планета Солнечной системы, сама Солнечная система – это рядовое явление Вселенной

 

 

Возникновение Вселенной

Иначе, чем в Средние века трактовал возникновение мира. Бог – чистая, абсолютная возможность, в «свернутом» виде содержащая в себе все. Мир «развернут» из Бога путем эманации: единство переходило в множественность, простота – в сложность

Материя не возникает и не исчезает, Вселенная вечна и не была сотворена. Материя принимает любую форму и существует во всех формах одновременно, в том числе в форме мыслящей материи (духа), поэтому в иных мирах могут обитать разумные существа, подобные людям


Социально-политические теории: 

· критика средневековой идеи теократии: государство не должно быть подчинено Церкви, государство и сфера политики самостоятельны от религии. Политика имеет собственные прагматичные законы, которые должны изучаться рационально. Принципы политики часто не совместимы с обыденной моралью и предполагают свою систему ценностей. Зарождается направление «реальной политики», у истоков которой стоял Никколо Макиавелли. 

· вопрос об обществе, позволяющем человеку всесторонне развиваться и  достичь счастья. С опорой на учение Платона об идеальном государстве возникли учения Томаса Мора об Утопии и Томмазо Компанеллы о Городе Солнца. Это были проекты идеального общества, в котором люди равны и свободны, нет социальной несправедливости. Они отрицали индивидуализм, эгоизм и культ выгоды в пользу идеи коллективизма; государственное устройство идет не от Бога, а является результатом деятельности человеческого разума.

· вместо средневековой идеи провиденциализма утверждается идея Фортуны: это социальная необходимость, в рамках которой действуют люди, ход истории определяется не Богом, а людьми; это удача, приходящая только к деятельному человеку. Возникла концепция роли выдающейся личности в истории.

· идея законов исторического развития, воплощенная в теории исторического круговорота. По Н.Макиавелли, цикличное чередование форм правления монархия – тирания – аристократия – олигархия – народное правление – охлократия – монархия и заново. Этот круговорот не подчинен свыше установленной цели, но объясним действием Фортуны-необходимости.

 

ФИЛОСОФ

ГЛАВНЫЙ ТРУД

ЧЕМУ ПОСВЯЩЕН ТРУД

Пико делла

Мирандола

«Речь о достоинстве человека»

Обоснование гуманистического антропоцентризма, идея неограниченных творческих возможностей человека, его свободы

Н.Кузанский

«Об ученом

незнании»

Мистический пантеизм, непознаваемость Бога, но познаваемость его творений, познание как потенциально бесконечный процесс

Н.Коперник

«О вращениях

небесных сфер»

Обоснование гелиоцентрической модели мира (возрождение идеи древнегреческого астронома Аристарха Самосского, 3 в. до н.э)

 

Д.Бруно

«О бесконечности, Вселенной и мирах»

Натуралистический пантеизм, идея актуальной бесконечности Вселенной, множественности миров в ней

«О причине, начале и едином»

Существование единой бесконечной субстанции как основы бытия, идея внутреннего родства и совпадения противоположностей

 

Э.Роттердамский

«Оружие

христианского воина»

Возвращение к ценностям и идеалам раннего христианства апостольских времен, не извращенного католической Церковью

«Похвала глупости»

 Учение о глупости в ее  многообразных проявлениях

М.Монтень

 «Опыты»

Обоснование права человека на сомнение и свободомыслие, скептицизм, критика схоластического догматизма

 

 

Н.Макиавелли

«Рассуждения

на I декаду Тита Ливия»

Теория исторического круговорота применительно к смене форм правления; Римская республика как образец политического устройства

«Государь»

Искусство управления государством, учение о подчинении морали политическим целям

Т.Мор

«Утопия»

Модель идеального общества во имя счастья всех людей, их всестороннего, гармоничного развития

Т.Кампанелла

«Город Солнца»


 

 

 

 

 

ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

1. Общая характеристика  философии Нового времени.

2. Гносеологические концепции.

3. Онтологические концепции.

4. Концепции социальной философии.

 

1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ НОВОГО  ВРЕМЕНИ.

Эта эпоха охватывает XVII-XVIII века. Бурно развивается наука, экспериментальное естествознание, основы которого заложил Г.Галилей. Главное место в науке занимала механика. Представление о механической обусловленности явлений упрочилось под влиянием открытий И.Ньютона, математически обосновавшего механистическую картину мира. Для науки Нового времени характерна крепнущая связь естествознания и математики. Возникло стремление и философии привить черты научного мышления, математический метод познания.

В эту эпоху разум становится независимым от веры, орудием не богословов, а ученых, наука – независимой от религии, распространилась теория двойственности истин богословия, науки и философии, убежденность во всемогуществе разума и безграничных возможностях науки. Если естественнонаучные и математические знания древних были слабо связаны с практикой, античная наука имела абстрактно-умозрительный характер, то наука Нового времени ориентирована на активное раскрытие тайн природы и практическое использование знания. Наука должна служить общественной пользе, улучшать жизнь людей, а не стремиться получить истинное знание ради знания или прославлять Творца.

Вслед за наукой и философия становится руководством в познании природы, а не божественных истин. Под влиянием науки на первый план в ней вышли проблемы теории познания. Отсюда – гносеологизация проблематики философии: она смещает свои интересы в область методологии научного познания. Главной проблемой становятся пути получения истинного знания, обоснование правильного и наилучшего метода познания законов природы.

 

СРАВНЕНИЕ

ЭМПИРИЗМ И СЕНСУАЛИЗМ

РАЦИОНАЛИЗМ

 

Представители

Фрэнсис Бэкон – основатель эмпиризма, Томас Гоббс, Джон Локк – основатель сенсуализма, французские материалисты XVIII века

Основатель – Рене Декарт, последователи – Бенедикт Спиноза и Готфрид Лейбниц

 

Направления

Материалистическое (Джон Локк, французские материалисты XVIII века), субъективно-идеалистическое (Джордж Беркли, Дэвид Юм)

Материалистическое (Б.Спиноза) и идеалистическое (Г.Лейбниц) направления

Источник знания

Опыт (эксперимент), органы чувств – единственный источник знаний о мире

Разум, интеллектуальная интуиция: органы чувств дают случайное, смутное знание

Разум

Не содержит ничего врожденного, опирается на чувственный опыт

Содержит врожденное знание и исходные логические принципы

Метод науки

Индукция

Дедукция

Критерий истины

Эмпирическая проверка

Ясность, очевидность идей для разума 


 

XVIII век называют «веком разума или философии» в связи с эпохой Просвещения (понятие ввели Ф.Вольтер и И.Гердер). В широком смысле Просвещение – это идеология, философия и культура периода становления капиталистического общества, обосновывавшая распространение в обществе прогрессивных идей. В узком смысле – философское направление эпохи Нового времени, направленное против средневековой идеологии, философии и культуры.

Просвещение распространилось в Англии, США, Германии, России, но в наибольшей степени – во Франции. Главным его проявлением была «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» в 17-ти томах. Ее вдохновителями и редакторами были Д.Дидро и Ж.Д'Аламбер. Ф.Вольтер считается основателем французского Просвещения, в его рамках выделялась группа философов-материалистов – Д.Дидро, К.-А.Гельвеций, П.Гольбах, Ж.Ламетри.

Просветители отвергали диктат теологии, выступали за секуляризацию культуры, свободомыслие и антидогматизм. Разум – высшая инстанция в решении любых проблем, телеологизм – идея конечной цели развития человечества, исторический оптимизм – вера в прогресс науки и общества (кроме Ж.-Ж.Руссо).

 

2.ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ  КОНЦЕПЦИИ. 

Родоначальниками философии этой эпохи считаются Ф.Бэкон и Р.Декарт: 

· необходимость познания законов природы;

· критика схоластики как препятствия в познании природы;

· главное орудие познания природы – наука;

· наука должна быть оснащена правильным методом познания;

· полученное знание должно быть практически полезным.

Однако эти мыслители разошлись во мнениях по вопросу метода научного познания природы: это было началом дилеммы эмпиризма и рационализма.

Ф.Бэкон. Выдвинул задачу построения «естественной философии», предметом которой является природа. «Знание – сила»: человек должен стать господином природы на основе познания ее законов, наука должна быть полезна человеку и обществу. Чтобы решить эту задачу, наука должна быть вооружена адекватным методом познания. Кроме того, правильному познанию природы препятствуют «идолы» они же «призраки» – заблуждения человеческого ума:

· идол рода присущ всем людям: ум к природе вещей примешивает свою суть – приписывает природе цели, делает обобщения, не основанные на фактах;

· идол пещеры – индивидуальные особенности человека, обусловленные его психикой, воспитанием, человек воспринимает мир слишком субъективно;

· идол площади или рынка – люди неправильно пользуются словами, часто не понимая их смысла, особенности речи, языка порождают ошибки;

Информация о работе История философии