Классическая немецкая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 01:21, реферат

Краткое описание

Развитие немецкой классической было одним из важнейших выражений эпохального подъёма духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XVIII века и имевшим главным своим проявлением воздействие на общественное сознание, классическую немецкую литературу, корифеями которой считаются Г.Э. Лессинг, И.В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Этот подъём был включён в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения.

Содержание

Введение
Кант ― основоположник немецкой классической философии.
Философия Гегеля.
Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

философ.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

 

 «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

                                 РЕФЕРАТ

                                                       на тему:

«Немецкая классическая философия»

Выполнила студент Группы АП-21             Ерёмина Я. Г.

        Проверил            Седов Е. И.

        Оценка « » « » 2013г.

 

 

 

 

                                                            Ростов-на-Дону

                                                                    2013г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение

  1. Кант ― основоположник немецкой классической философии.
  2. Философия Гегеля.
  3. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Заключение.

       Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Развитие немецкой классической было одним из важнейших  выражений эпохального подъёма духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XVIII  века и имевшим главным своим проявлением воздействие на общественное сознание, классическую немецкую литературу, корифеями которой считаются Г.Э. Лессинг, И.В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Этот подъём был включён в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения. Наиболее ярко и научно Просвещение развернулось во Франции, где представляющая его плеяда философов (Вольтер, Руссо, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах и др.) готовила величайшую буржуазно-демократическую революцию Нового времени, которая в конце XVIII века до основания разрушила в этой стране феодально-абсолютистский строй. В своих социальных идеалах немецкая классическая философия и литература, испытавшие огромное влияние событий, происшедших в других европейских странах (прежде всего в Англии и Франции), предвещали перспективы прогрессивного развития Германии. Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы, прямо или косвенно становясь предметом осмысления живших в Германии философов, чей мировоззренческий кругозор не был национально ограниченным. Революционные перемены происходили и в естествознании, в котором механика утрачивала свою прежнюю доминирующую роль. К концу XVIII в. сформировалась химия как наука о качественных превращениях природных веществ. В первые десятилетия XIX в. появились, вызвавшие огромный интерес философов новые немеханические отрасли физики, как учения о магнетизме и электричестве, вскоре объединившиеся в одну научную дисциплину, изучающую электромагнитные явления. Быстро прогрессировала совокупность биологических дисциплин. Происходила острейшая борьба свободомыслия с религией, которая в период после Великой французской революции пыталась отвоевать позиции, утраченные в эпоху просвещения, а затем  вынужденно отступала в условиях нового подъёма освободительной борьбы. В рассматриваемую бурную и противоречивую эпоху объективная диалектика развития проявилась в различных сферах общественного бытия и общественного сознания отчётливее чем прежде, и поиск адекватного понимания происходящих  изменений, наиболее подготовленных к этому немецкими философами, увенчался успешными продвижениями по пути разработки диалектического мышления. Начало интенсивности и глубине развития немецкой  философской мысли, положил И.Кант. Само это развитие представляло собой своего рода философскую революцию, о которой можно говорить в двух смыслах. Во-первых, в том смысле, что и Кант, и Филте, и Шеллинг, и Гегель, и Фейербах вносили своими учениями радикальные новации в развитии философской   мысли: каждое из них диалектически отрицало предшествующее. Во-вторых, в более глубоком смысле, выявленном марксизмом, революционный характер немецкой классической философии состоял в том, что учёными было разработано диалектическое мировоззрение и созданы предпосылки для соответствующего его сути материалистического преобразования. В ходе этого преобразования, начатого К.Марксом и Ф.Энгельсом в 40-е годы XIX в. после ознакомления с основополагающими работами Фейербаха, раскрывались революционные потенции гегелевской диалектики, в которой диалектическая мысль немецкой классической философии достигла кульминации. С учётом всего этого Ф.Энгельс сформулировал вывод о том, что «в Германии XIX в. философская революция предшествовала политическому перевороту ― революции 1848-1849г.г. Начало философской революции положил И.Кант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. И Кант  ― основоположник немецкой классической философии.

В конце XVIII ― и начале XVIII в. Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и, «подобно тому как во Франции в XVIIIв., в Германии в XIX в. философская революция предшествовала политическому перевороту», Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции. Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперёд изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества ― всё это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

Одним из величайших умов человечества, основоположником классического немецкого идеализма, возродившим идею диалектики, был И.Кант (1724―1804гг.). Именно с Канта началась философия новейшего времени, и не только в философии, но и в науке. Философское развитие Канта делится на два периода. В первый период (до 70-х годов) Кант пытался строго отделить «явления» от «вещей в себе». Теперь Кант пытается доказать, будто вещи сами по себе непознаваемы. Учение, сложившееся в этот период, было учением агностицизма. Сам Кант называл его «критикой разума». Философию периода после 70-х годов стали называть «критической», а самый этот период ― «критическим». А так как до начала 70-х годов «критика» в философии Канта только ещё намечалась, но не главенствовала, то первый период философского развития Канта стали называть «докритическим».

Учение Канта  было изложено в трактатах «Критика чистого разума», «Критика практического  разума» и «Критика способности  суждения». Основу всех трёх «Критик» составляет учение о «вещах в себе»  и «явлениях». По Канту, существует независящий от нашего сознания мир вещей, их Кант называет «вещами в себе». Познание начинается по Канту  с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают ощущения. В этой предпосылке своего учения Кант ― материалист. Здесь первичное для него ― не наше  сознание, а вещи материального мира. Однако, как только Кант переходит к исследованию вопроса о познании ― о его формах и границах. Он покидает материалистическую точку зрения и развивает идеологическое учение о познании. Идеализм этот состоит в утверждении, будто ни ощущения нашей чувственности, на понятия суждения нашего рассудка, ни понятия нашего разума не дают нам и не могут дать теоретического знания «о вещах в себе». Правда достоверное знание существует: это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но как ни достоверны эти истины знание, которое они нам дают, не есть знание «вещей в себе». Это знание лишь о тех сторонах, свойствах, отношениях вещей, к которым приурочены формы нашего сознания: ощущения, понятия, суждения. О том же, к чему эти формы не могут быть применены, у нас вовсе не может быть никакого знания: «вещи в себе» непознаваемы. Познаваемы только явления. Стало быть, непознаваемость «вещей в себе» по Канту принципиальная.  Прогресс эмпирического знания не приближает нас к познанию «вещей в себе». Последние всегда были и всегда будут за пределами нашего познания. Кант вводит два понятия: «феномен» и «наумен». Понятие «феномен» обозначает у Канта чувственный предмет, мыслимый рассудком, и оно аналогично понятию «явлению». Кант  существенно отличает от понятия «вещь в себе»: если «вещь в себе» имеет «положительный смысл», обозначает некоторую объективную реальность, хотя и непознаваемую, то «наумен» «мы должны понимать исключительно лишь в негативном смысле», т.е. только как то, что «не есть объект нашего чувственного созерцания», и не в коем случае как то, что имеет «действительное существование». Кант пояснял, что понятие «наумена», т.е. некого «умопостигаемого» предмета необходимо лишь для того, чтобы «не распространять чувственных созерцаний на (сферу) «вещей в себе»…» и в этом смысле оно есть только  ограничительное, «демаркационное» понятие. Подчёркивая невозможность для рассудка познавать «вещи в себе» (из-за отсутствия чувственных созерцаний), понятие наумена  имело агностический смысл. Вместе с тем оно имело идеалистический смысл, выражая тенденцию к «распредмечиванию» «вещи в себе», когда становится под сомнение само её существование. Называя понятие наумена «проблематическим», Кант писал, что «оно есть представление о вещи, о которой мы не можем сказать ни то, что она возможна ни то, что она невоззможна…» Тем самым девальвировался тезис трансцендентальной эстетики об «аффицировании» чувственности «вещами в себе» как объективными реальностями, в первом сознании «Критики…» прямо утверждалось: «…то, о существовании чего можно заключать лишь как о причине данных восприятий, имеет лишь сомнительное существование», причём это утверждение сам Кант квалифицировал как «идеализм»,а признание наряду с «трансцендентальной идеальностью» явлений как «достоверности предметов внешних чувств» охарактеризовал как «дуализм». Это означало, что Кант вполне определённо улавливал и выражал мировоззренческий смысл своего учения о чувственности и рассудке, в том числе итоговый крен трансдентальной логики в сторону последовательного проведения идеализма и устранения содержавшихся  в трансдентальной эстетике материалистических допущений, которые передавали кантовскому учению дуалистический характер. Всё это показывает, что Кант принадлежит к числу наиболее проницательных мыслителей XVIIIв., которые способствовали пониманию того, что при всей множественности проблем у философии имеется основной вопрос и что в соответствии с его диаметрально противоположными решениями она поляризуется на материалистическое и идеалистическое направление, не исключающие возможности дуалистического сочетания соответствующих им взглядов в одном учении. Надо вместе с тем учитывает, что кантовская трактовка идеализма и в особенности материализма далека от научной ― она недостаточно глубока и в ней немало нечёткостей, даже путаницы. Особенно интересным для рассмотрения является вопрос о возможности объективного анализа субъективных ощущений. Согласно философии субъективного идеализма, ощущения ― это  единственная реальность, о которой может говорить философ. С этой точки зрения существовать ― значит быть воспринимаемым. Вещь ― комплекс ощущений. Основная проблема ― что является источником ощущений. Наше познание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или даёт ему бытиё, а в том смысле, что оно сообщает познаваемому предмету ту форму, под какой он может познаваться, ― форму всеобщего и необходимого знания. Поэтому Кант делает вывод, что не формы нашего ума сообразуются с вещами природы, а, напротив, вещи природы ― с формами ума. Наш ум находит и может найти в природе только то, что сам вкладывает  в ней до опыта и независимо от опыта посредством собственных форм.

Если ознакомиться с работами Канта, можно сделать вывод, что Бог ― источник ощущений. Кант пишет, что нужно верить в Бога, и в тоже время он сам ощущает сомнительность его существования. Он приводит следующие доказательства: Солнечная система возникла из огромного облака разряжённых в пространстве частиц, животный мир имеет свою генеалогическую классификацию, человек развивался со временем, а не был Богом. Для философии Канта характерна глубокая противоречивость суждений. Основной чертой его «критической философии» является примирение материализма с идеализмом, агностицизмом, но постоянно Кант всё-таки отходит от этой позиции.

Он предполагает все явления  в  подразделить на 2 категории:

  1. «вещь в себе» ― явление существующие сами по себе независимо от нас.
  2. «вещь для нас» ― человек имеет представление о мире вещей.

И уже на основе этих категорий  он развивает своё учение. Нельзя говорить о философских взглядах, одобряя  или отрицая их. Каждый из нас  берёт что-то для себя у философа, судит о нём по-своему. Чтобы  понять и осмыслить его философию, нужно знать все его взгляды по каждому вопросу. В общих чертах нельзя сказать о правильности или неправильности взглядов, суждений и оценок. Кант был не только философом, но и крупнейшим учёным в области естествознания, космогории, физической географии, антропологии. В Кенигсбергском университете кроме философских дисциплин Кант преподавал ряд естественных наук. Немецкая классическая философия после Канта разрабатывалась такими выдающимися философами как И.Г.Фихте (1764-1814гг.) и Ф.Шеллинг (1775-1854гг.). Оба стремились преодолеть кантовское противопоставление феномена и наумена, обосновав познавательную активность в некотором единственном принципе ― в абсолютном Я (Фихте) и в абсолютном тождестве мышления и бытия (Шеллинг). Последний дал тонкий анализ категорий диалектики, в частности необходимости тождества, единого и многого и др., послужив предтечей гегелевской объективно-идеалистической диалектики. Его изыскания в области философии природы оказали большое влияние на умы естествоиспытателей, а также на русскую философию.

 

  1. Философия Гегеля

Выдающееся  значение философии Гегеля (1770-1831гг.) заключалось в том, что в ней  в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание  и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике  метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеологической форме, законы и категории диалектики.

Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержащихся в учениях этих  мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность познания вне истории познания, вне реального её применения как бесплодную схоластическую.

Заявляя, что истина блага  положена «как единство теоретической  и практической идеи», Гегель называет это единство абсолютной или спекулятивной  идеей. Она характеризуется также  как «единство субъективной и  объективной идеи, представляющее собой «понятие идеи, для которой идея как таковая есть предмет, объект, объемлющий  собой все определения». Подчёркивая гносеологическую сердцевину «абсолютной идеи», Гегель указывает, что она есть «абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея, и именно мыслящая себя  в качестве мыслящей, логической идеи».

Столь же определённо выступил Гегель против субъективизма Канта и  Фихте. Природа по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаём и сущность. Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе», в природе вещей нет непреодолимых для познания. Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического мышления и логики вообще. Однако, будучи идеалистом, Гегель не смог подвергнуть критике основной идеалистический порок своих ближайших предшественников: для него, также как и для других идеалистов, природа является производным от сверхприродного духа. Именно поэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем, которые были поставлены предшественниками его собственной философии. Он полгал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а материя также невыводима из человеческого сознания, которое само должно быть понятно как результат предшествующего развития абсолютного субстанционного первоначала.

Первоначальное тождество, образующее субстанциональную основу мира, есть, по Гегелю, тождество мышления и бытия, в котором, однако, изначально наличиствует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление, по Гегелю ― это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. С этой точки зрения разум не специфическая особенность человека, а первооснова мира, из чего следует, что мир в основе своей логичен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Таким образом, мышление и разум рассматриваются Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека, всемирной истории.

Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) не как неподвижную, неизмеримую первосущность, а как непрерывно развивающееся содержание всего мирового процесса. В этом смысл известного положения Гегеля о том, что абсолютное должно быть понято не только как предпосылка всего существующего, но и как его результат, т.е. высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития «абсолютной дух» ― человечество, человеческая история. Мышление по сравнению с чувственными восприятиями представляет собой высшую форму познания внешнего мира. Мы не можем чувственно воспринимать то, чего уже нет (прошлое), то чего ещё нет (будущее). Чувственные восприятия непосредственно связаны с объектами, предметами, воздействующими на наши органы чувств; наука же обнаруживает, открывает явления, которых мы не видим, не слышим, не осязаем. Однако как не велико значение мышления, как ни беспредельны возможности теоретического познания, мышление базируется на данных чувственного опыта.  Гегель в силу свойственной ему идеалистической недооценки чувственных данных не увидел глубокого  диалектического единства рационального и эмпирического, не понял как из чувственных восприятий  внешнего мира мышление черпает своё содержание. Содержание мышления, по мнению Гегеля, есть ему одному (одному лишь мышлению) присущее содержание; оно не получено извне, а порождено мышлением. Познание с этой точки зрения, не есть обнаружение того, что существует вне нас, вне мышления; это ― обнаружение, осознание содержания мышления, науки. Выходит, следовательно, что мышление и наука познают своё собственное содержание и познание оказывается самосознанием духа. В конечном итоге Гегель переходит к фантастическому выводу, что человеческое мышление есть лишь одно из проявлений некоего абсолютного, вне человека существующего мышления ― абсолютной идеи, т.е. Бога. Разумное, божественное, действительное, необходимо совпадают друг с другом, согласно учению Гегеля. Отсюда вытекает один из важнейших тезисов гегелевской философии: всё действительное разумно, всё разумное действительно.

Мышление отражает объективную  реальность, и, поскольку оно правильно  её отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир.

Основной формой мышления является понятие. Оно, по его  учению, «есть начало великой жизни» и  представляет собой бесконечную творческую форму, которая заключает внутри себя всю полноту всякого содержания и служит вместе с тем его источником». Выступая против материалистического учения о понятии как высшей форме отражения объективной действительности, Гегель ставит с ног на голову действительное отношение между мышлением и бытиём: не мышление, говорит он, отражает бытиё, а бытиё представляет собой воплощение мышления, понятия, идеи. Так, исходный пункт гегелевской философской системы ― идеологическое отождествление мышления и бытия, сведение всех процессов к процессу мышления. Гегель обожествляет процесс познания, осуществляемый человечеством, выдавая его за божественное самопознание, а также за познание человечества Бога и тем самым самого себя. Основные части философской системы Гегеля ― логика, философия природы и философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. Логика, как это вытекает из исходного положения гегелевской философии, составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытиё означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории, и познания. Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития. Познания. Гегель объявляет логику учением о сущности всех вещей. Поэтому в гегелевской «науке логики» кроме обычных для логики вопросов, рассматриваются вопросы о закономерностях самой действительности, о превращении количественных изменений в качественные, о соотношении философских категорий и т.д.

Информация о работе Классическая немецкая философия