Классический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:35, реферат

Краткое описание

Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность
"живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и
человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а
философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур,
древние греки или средневековые мыслители, или философыэпохи Просвещения и т.д.
Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения
объектов, процессов мира.

Вложенные файлы: 1 файл

Классический подход.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

Классический подход, у истоков  которого стоял

Аристотель (384-322 до н. э.), в качестве критерия предмета философии выделял  степень

5

"общего". Философия занимается  более общими вещами, "вечными"  и "божественными" 

первоначалами. Она показывает нам "первоначала бытия и познания". Философия - этоучение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали и мыслители Нового

времени: Декарт, Гегель

Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность

"живет" в общественном  сознании; она изучает смыслы реальности для общества и

человека. Поясним сказанное. Наука  изучает физическую природу, вскрывает  ее законы, а

философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур,

древние греки или средневековые  мыслители, или философыэпохи Просвещения и т.д.

Философия изучает не столько сам  мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения

объектов, процессов мира. Главное  в предмете философии - это философская  рефлексия.

Это значит, что философия рассматривает  мир через призму субъект-объектных

отношений, т.е. отноше-

7

ний человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его

онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ

всегда строит систему ценностей  мира, и тем самым показывает исходные основания

человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с

человека. Спопытки ответить на вопрос - что такое человек? Что есть мир  для него, чего

можетжелать и добиться в этом мире человек

Философские вопросы - это прежде всего мировоззренческие вопросы, ответ на которые

цивилизованный, культурный человек  ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в

авторитет (религия), а в доводах  и умозаключениях разума. И даже когда философ

критикует разум, делает это он с помощью... разума! Всякая философия

(иррационалистическая в том  числе) есть рациональное построение  человеческого духа,

так как иначе философские вопросыне  могли быстать предметом споров и критики.

Рациональным (и новейшим) построением  человеческого духа является и наука. Научное

и философское знание во многом совпадают (требованием к обоснованности,

доказательности выдвигаемых ими  положений). Но есть и различие. Научное  знание

безразлично к смыслам, целям, ценностям  и интересам человека. Напротив, философское

знание - ценностное знание, т.е. знание о месте и роли человека в мире. Такое знание

глубоко личностно, императивно (т.е. обязывает к определенному образу жизни и

действия). Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в

соответствии с личнымжизненным  и моральным опытом. Только так  знание становится

убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой

собственнойжизни.

Философское освоение действительности - это освоение ее в

глобальных, а теперь уже и в космических масштабах. Философское знание есть знание о

всеобщем.

Но возможно ли такое знание? И  возможно ли оно не как догадка, а  как знание

объективное, т.е. необходимое и  достоверное, поддающееся проверке, апробации на свою

истинность? Такой вопрос всерьез беспокоил, волновал самих философов не только в силу

своей теоретической значимости, но и потому, что его положительное  разрешение должно

было оправдать философию в  глазах общества: убедить людей в  доверии к философским

учениям, бравшим на себя очень большую роль и ответственность быть учителем и

наставником человечества.

Смысл проблемызаключался в следующем: все наше знание - из опыта. Но сам  по себе

опыт может свидетельствовать  только о единичном и случайном. Эмпирики заранее

обрекали себя на неудачу, тщетно пытаясь получить суждения и умозаключения

всеобщего на пути простого количественного  прибавления и расширения фиксированных

в опыте, подтвержденных фактов, т.е. на пути логической индукции. Тщетно потому, что

опыт всегда ограничен и конечен, а основанная на нем индукция неполна. Эти неудачи

явились одним из источников агностицизма (гносеологического пессимизма) - выводе о

невозможности познать внутреннюю суть вещей, которая решительно отделялась при

таком ее понимании от своей внешней стороны - явлений.

Мистики и иррационалисты путь к  всеобщему видели в признании  сверхопытного и

сверхфизического знания, в конечном счете - в мистическом экстазе  или откровении.

Основоположник классической немецкой философии Кант попытался избежать обеих

Крайностей

 

Место и роль философии в культуре

Итак, мывидим, что философия вырастает  из глубокой духовной потребности, иззабот  и

тревог человека. Но с точки зрения обыденного сознания она "бесполезна", потому что не

учит никакому практическому ремеслу, ее нельзя непосредственно воплотить ни в

гражданскойжизни, ни в технике. Есть много наук, более полезных, чем  философия, -

писал в "Метафизике" Аристотель, - но нет науки, более прекрасной, чем она

Прекрасной - потому, что мир философии - это мир свободы, а философия есть не тактика,

а стратегия свободной человеческойжизнедеятельности. История свидетельствует:

философия возникла в обществе рабовладельческой  демократии, где к этому времени

произошло уже достаточно глубокое размежевание между физическим и умственным

трудом, где часть господствующего  класса полностью освободила себя от материальных

забот и мо нополизировала умственный труд, превратив его в самоцель и самоценность. В

демократическом обществе (даже если это общество рабовладельческой  демократии)

люди вместе со свободой ощутили  и огромный груз ответственности  за свои поступки и

решения. Древние греки (свободные  граждане Афин и других эллинских  городов-

полисов) "изобрели" философию  как полную противоположность мифотворчеству,

которое не знает никаких проблем, так как в мифе заранее все предопределено судьбой,

единственно возможным, извечно начертанным  ходом вещей. Философияже,

философствование есть "вызов" человека слепому року, бездушной  необходимости

природы. Философия учит тому, что  свою жизнь, свой завтрашний день человек может и

должен выбрать и осуществить  сам, полагаясь на собственный разум.

21

Вобщественнойжизни философия  вот уже 2,5 тысячи лет играет роль неутомимого

"возмутителя спокойствия", бескомпромиссного  критика существующего порядка вещей.

Фигурыфилософов в человеческой истории - почти всегда трагические. Власти редко

жаловали их. Зато казни, тюрьмы, изгнания - очень знакомые нам страницымногих

философских биографий. Откровенно враждебны  философии всегда были тоталитарные

режим

Сказанное объясняет, почему философии  не могло быть в древнейшем (первобытном)

обществе, с его родоплеменной  организацией. Внем каждый поступок, каждый шаг члена

рода или племени был определен  и отмерен, и все находилось под  строгим неусыпным

контролем вождей, жрецов, старейшин. Долгие века и тысячелетия отчаянной борьбыза

жизнь закрепили в социальной памяти коллектива оптимальные стандарты  поведения,

внешне это проявлялось в  ритуалах, а в сознании существовало в форме мифа - первой

исторической формысоциального регулятива.

По сравнению с мифом религия - более сложное и развитое сознание, отвечающее более

высокой, более зрелой ступени общественной организации, когда высшим судьей для  себя

люди признают ни человеческий, а  сверхчеловеческий разум, сверхприродную реальность

- Бога, который в глазах верующих  и есть абсолютное, вечноеДобро,  абсолютное

воплощение нравственности. Религия - вторая (после мифа) историческая форма

социального регулятива. Она еще  не есть свобода, но есть мечта, греза  о ней.

Но и в достаточно развитом обществе - если только это общество тоталитарного,

казарменного режима -

22

философия не нужна и невозможна. Вспомним историю. Вспомним и сравним  два

соседствующих, соперничавших друг с другом в середине первого тысячелетия  до нашей

эрыгреческих государства: Афины  и Спарту. Один народ, один язык - но настолько

неравноценен след, оставленный  афинянами ижителями Пелопонеса в культурной памяти

человечеств

Но с философскими методами дело обстоит особо. Их отличительная  черта состоит в том,

что они универсальны, т.е. имеют  всеобщий характер. Высший уровень  философской

методологии - диалектика. Она помогает человеку смотреть на мир (в том числе  и на мир

духовный) как на вечное развитие и  становление, а корень развития искать во внутреннихпротиворечиях предмета. Диалектическая логика есть логика динамичных, текучих

понятий, переходящих друг в друга: количество переходит в качество, случайность - в

необходимость и т.д.

На базе диалектики философией Нового времени открытыи разработаны такие

важнейшие методы (принципы) научно-теоретического знания, как

- совпадение логики развития  познания с объективной логикой  действительного мира

(единство логического и исторического);

- движение от исходной абстракции  ко все более полному, всестороннему  знанию

(восхождение от абстрактного  к конкретному

Философия - мировоззренческая форма  сознания. Однако не всякое мировоззрение  можно

назвать философским. У человека могут  быть достаточно связные, но фантастические

представления об окружающем мире и  о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами

Древней Греции (или с мифами других народов мира - египтян, вавилонян, ассирийцев),

знает, что на протяжении сотен  и тысяч лет людижили как быв  особом мире грез и

фантазий. Эти верования и представления  играли в ихжизни очень важную роль: они

были своеобразным выражением и  хранением исторической памяти, регулятивом  их

социальной организации

Ушли ли мифыи мифологическая форма  мировоззрения в прошлое? Не осталось ли

реликтов мифотворчества в современном  сознании и культуре? Внаше "просвещен-

21

ное" время, пожалуй, уже никто  не верит в "трех китов", на которых  держится Земля, либо

в змия-искусителя, ввергшего в  смертный грех прародителей человечества. Но зато в

широком сознании масс творятся иживут иные, не менее, а может быть, и более

иллюзорные идеи (с полным основанием их следует признать идеями

мировоззренческими): о расовом  и национальном превосходстве, о  непогрешимости

некоторых политических партий и бесконечной  мудрости их вождей, о коммунизме, ккоторому  ведут "все дороги", и пр. Мифологическим мировоззрением - независимо от

того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится - мыназовем  такое

мировоззрение (или такую систему  взглядов на объективный мир и  на место в нем

человека), которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на

художественном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных

неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных

процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его

от науки, заключается в том, что миф объясняет "все", ибо  для него нет непознанного и

неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания - архаичной

формой мировоззрения

Близким к мифологическому, хотя и  отличным от него, стало религиозное мировоззрение,

развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного

сознания. Как и мифология, религия  апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и

очень высокие чувства - любви, веры, надежды, благоговения переджизнью, бытием,

мирозданием). Однако в отличие  от мифа религия "не смешивает" земное и сакральное, а

глубочайшим и необратимым образом  разводит их на два противоположных  полюса.

Творческая всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога

переживается человеком как  откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа

его бессмертна, что за гробом егождет  вечнаяжизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное  отношение к миру не оставались

неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования куль-

28

туры, развивались, приобретали многообразные  формына Востоке и Западе, в  разные

исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного

мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного путижизни, и то, что и эти

ценности, и ведущий к нимжизненный путь переносятся в трансцендентную,

потустороннюю область - не в земную, а в "вечную" жизнь. Все дела и поступки человека

и даже его помыслыоцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему,

абсолютному критерию.

Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное

восприятиежизни, поиск высших целей  и смыслов присущи обеим формам сознания.

Однако есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание

теоретическое. Религия не требует  доказательства, разумного обоснования  своих

положений, истиныверыона считает  выше истин разума. Философия - всегда

теоретизирование, всегда работа мысли

Этот вопрос представляется очень трудным из-за его большого объема. Западная

Информация о работе Классический подход