Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:35, реферат
Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность
"живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и
человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а
философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур,
древние греки или средневековые мыслители, или философыэпохи Просвещения и т.д.
Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения
объектов, процессов мира.
71.
Нетрудно догадаться, какой философии (и кому из философов) противопоставляется - при
такой точке зрения - русская мысль и русская духовность. Их антипод более чем узнаваем:
это европейский рационализм и его вершина - Гегель. Скритикой гегелевского
ультрарационализма и панлогизма выступили - и это было хорошо известно в России -
прежде всего самиже европейские (немецкие) философы: Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше.
Но европейский иррационализм XIX в. (европейский интуитивизм, европейская
философияжизни) чем-то существенно отличался от русского философско-религиозного
искания. Чемже именно? Поиск ответа на этот вопрос позволит дополнить
немаловажными штрихами духовные портретыРоссии и Запада.
Философия, как уже отмечалось, есть душа нации, зрелая философия - ее зрелая душа.
Европейская философия Нового времени (как апологетизирующая, так и критикующая
разум) - душа такого общества, такой цивилизации, которые уже в XV-XVI вв. (на юге
Европы - и того ранее) осуществили - в исторических масштабах времени - в кратчайший
срок глубочайший, беспрецедентный переворот в экономических и социальных основах,
условиях своейжизни: натуральные, "естественные" связи и отношения между людьми
сменились отношениями и связя
Вступая в новое тысячелетие", российской культуре (и прежде всего культуре
философской) предстоит пережитьВеликое восстановление (Возрождение) духовного
наследия давнего и недавнего прошлого.
Русская философия - целостное духовное образование. Но внутреннее единство ее идей
достигалось в сложной, напряженной борьбе различных школ и направлений мысли. В
философских спорах нередко каждая сторона была по-своему права, а истина рождалась в
сопряжении, синтезе противоположных мнений.
Рассмотрим в этом ключе основные исторические этапыразвития русской философии
двух последних столетий.
1. Начало самостоятельной
(40-50-е гг. XIX в.). Основатели этого
течения, А. С. Хомяков (1804-
Киреевский (1806-1856), открыто противопоставляли свой способ философствования,
предполагающий единство ума, воли и чувства, западному, односторонне-
рационалистическому. Духовной основой славянофильства было православное
христианство, с позиций которого они критиковали материализм и классический
(диалектический) идеализм Канта и Гегеля. Выступая с обоснованием самобытного, т.е.
небуржуазного, пути исторического развития России, славянофилы выдвинули
оригинальное учение о соборности, объединении людей на основе высших духовных,
религиозных ценностей - любви и свободы.
Неизлечимый порок Запада славянофилы видели в классовой борьбе, эгоизме, погоне
людей за материальными ценностями. Самобытность России они связывали с отсутствием
в ее истории классовых
крестьянской
81
поземельной общины. Эти идеи нашли поддержку и сочувствие у последующих
поколений русских религиозных философов (Н. Ф. Федоров, Вл. Соловьев, бр. Трубецкие,
Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.).
2. Другую точку зрения, противоположную славянофильской, отстаивали в спорах с ними
западники (40-60-е гг.
XIX в.), считавшие, что Россия может и должна пройти тотже самый этап развития, что и
Запад. Среди западников были как либералы-реформаторы (П. В. Анненков, Т. Н.
Грановский, К. Д. Кавелин), так и радикалы-революционеры (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский). Основоположником западничества следует признать
замечательного русского мыслителя П. Я. Чаадаева, автора знаменитых "Философических
писем", в которых он высказал
много горьких истин о культурн
исторической отсталости России.
Широк был спектр философских воззрений виднейших представителей западничества.
Чаадаев находился под большим влиянием позднего Шеллинга, его "философии
откровения". Взгляды Белинского и Герцена совершили сложную эволюцию - от
идеализма (гегельянства) к антропологическому материализму, когда они признали себя
учениками и последователями Фейербаха.
3. Народничество (60-80-е гг. XIX в.).
Это направление в России
Герцена о "русском", т.е. крестьянском социализме. Капитализм народниками осуждался
и оценивался как реакционное, попятное движение в социально-экономическом и
культурном отношениях. Один из виднейших русских народников - М. А. Бакунин - в 70-е
гг. перешел на позиции анархизма, полного отрицания государства и других политических
организаций. Бакунин - один из первых критиков Маркса, его идеи диктатуры
пролетариата.
4. Философия всеединства (70-е гг. XIX в. - 30-е гг.
XX в.). Корни философской идеи всеединства уходят в глубь веков - к античности и
Возрождению. Врусской духовности идея этого направления возрождена и развита была
Вл. Соловьевым (1853-1900). Центральной в этом учении является идея "всеединства
сущего", выражающая по-своему принцип всеобщей универсальной связи всех
82
предметов и явлений мира. Познание должно брать сущее не только в его данной
действительности, но и в его целостности, универсальности, взаимообусловленности.
Всеединство мира доступно раскрывает себя лишь "цельному знанию", органически
сочетающему в себе теологию, философию и опытную науку, преодолевающему на этой
основе односторонность как рационализма, так и иррационализма. Выдвинутые
положения развитыфилософом в многочисленных произведениях. Главнейшие из них:
"Кризис западной философии. Против позитивистов", "Чтения о богочеловечестве",
"Философские основания
добра". Идеи Вл. Соловьева были продолжены его соотечественниками: С. Л. Франком (1877-
1950), П. А. Флоренским (1882-1937), Л. П. Карсавиным (1882-1952). Основная проблема
философии Франка - проблема бытия, цельности и единства мира. Лишь интуитивно
открывается нам истина: непостижимость и чудесность бытия (реальности), заранее
превышающее все мыслимое. Основные труды Франка: "Предмет знания", "Душа
человека", "Непостижимое", "Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия".
П. А. Флоренский идею всеединства воплотил в универсальности своих научных,
философских и религиозных исканий. Но из множества трудов и сочинений мыслителя
следует указать на основной - "Столп и утверждение истины", где осмысливается путь в
мир христианского умозрения. По Флоренскому, обрести Истину - значит обрести
абсолютные, безусловно достоверные начала бытия и познания, чего достичь одними
лишь логически-рациональными средствами нельзя. Для этого нужен ещеживой опыт -
прежде всего опыт религии. Для полнотычеловеческого соприкосновения с миром одного
разума мало. Нужен "подвиг веры", преодоление границ между верой и знанием.
Жизнь Флоренского трагически оборвалась в 1937 г. в северных лагерях ГУЛАГа. Такая
же участь выпала и на долю другого
оригинального и глубокого
философа и историка Л. П. Карсавина. Вслед за Вл.
83
Соловьевым он считал, что принцип всеединства характеризует реальность в динамике,
движении. Воснове всеединства лежит триединый процесс: первоединство -
разъединение - воссоединение.
Диалектика истории, по Карсавину, осуществляется в личности, хотя человек является
личностью лишь в возможности. (Актуальная личность - Бог). Спозиций идей
всеединства Карсавин отвергает провиденциализм. Для него история всегда есть
открытый процесс бесконечного
приближения к всеединству
5. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX вв. Рубеж XIX-XX вв. нередко
называют Серебряным веком русской культуры, ее религиозно-философским
Ренессансом. Творческий подъем охватил философию, религию, искусство (особенно
музыку и поэзию). Интерес к религии был пробуждением интереса общества к высшим,
вечным истинам и ценностям, к тайне человека. Свое духовное начало русская
религиозно-философская мысль
построениях славянофилов.
Одним из самых загадочных и противоречивых мыслителей этого времени былВ. В.
Розанов (1856-1919) - замечательный мастер слова, оставивший после себя богатейшее
литературное наследие. (Сам философ планировал издание 50-томного собрания своих
сочинений). Многие его произведения написаны вжанре эссе: "Уединенное", "Около
церковных стен", "Религия и культура", но у него есть и монографии: "О понимании",
"Метафизика христианства", "Легенда
о великом
Лейтмотив творчества Розанова - глубокое беспокойство, тревога, вызванные
переживанием кризиса
приходится довольствоваться "уголком" в современной цивилизации. Кризис
христианства мыслитель видел в том, что оно не находит общего языка сжизнью, так как
зовет не в земной, а в потусторонний мир. Христианский аскетизм чужд древнейшему
светлому чувству плотской любви, радостям материнства
Русский марксизм (1883-1924) - в этот хронологический этап входит философская
деятельность Г. В. Плеханова и В. И. Ленина, а также недолгое, но заметное духовное
явление в истории российской культуры, известное как "легальный марксизм". Марксизм,
в его ленинском варианте (ленинизм), долгие годыи десятилетия был идеологией,
монопольно господствовавшей не только в нашей стране, но и во всем так называемом
"социалистическом лагере".
Но первым выдающимся марксистом в России был неЛенин, а Плеханов. (Вмолодые
годыЛенин признавал себя его учеником в философии). Как теоретик марксизма,
Плеханов основополагающее значение придавал материалистическому пониманию
истории, справедливо связывая с ним научный характер марксистской социологии.
Социализм, он был твердо убежден, невозможен без солидных экономических и
общекультурных предпосылок. Таких предпосылок в России еще нет, поэтому
"социалистический эксперимент" 1917 г. Плеханов осудил как авантюру
7. Философия в советской и постсоветской России (после 1917 г.). 80-летний этап
новейшей российской истории превосходит по масштабам, глубине и противоречивости
все, что было пережито страной со времен монгольского ига. Революция, война с
фашизмом, грандиозный, жесточайший социалистический эксперимент, идеологическаямонополия тоталитарной власти, крушение ее и распад СССР - все это произошло на
глазах одного поколения.
Официальной идеологией был провозглашен марксизм-ленинизм (в действительности -
сталинизм, так как только Сталин считался непогрешимым пророком этого учения).
Популярная брошюра Сталина (извлечение из "Краткого курса истории ВКП(б) "О.
диалектёом и историческом материализме") признавалась вершиной философского
знания.
Малейшие отступления от этого канонажестоко карались и преследовались. Но даже в
условиях тяжелого идеологического пресса и при Сталине и при Брежневе мыслили
замечательные, выдающиеся философы, трудыкоторых со временем получили мировую
известность и признании