Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:35, реферат
Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность
"живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и
человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а
философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур,
древние греки или средневековые мыслители, или философыэпохи Просвещения и т.д.
Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения
объектов, процессов мира.
развития, обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон);
- развитие наук и конечное подчинение человеком природывозможно тогда, когда будет
сформирован главный метод мышления, метод "чистого" разума, способный действоватьво всех науках. (Р. Декарт). Теория познания становится центром философии Нового
времени.
Проблема научного метода и шире - проблемы познания - всегда находились в центре
внимания философии Нового времени. Нельзя познавать Бога, природу, человека,
общество, не выяснив прежде, каковы законы познающего Разума. Вотличие от других
наук философия должна изучать именно мышление человека и его законы. Она должна
найти такой метод, который применим ко всем наукам. Мыслители XVII-XVIII вв.
неоднократно фиксировали внимание на том, что знаний (теорий, гипотез, осмысленных
фактов в науке) много, а метод, которым можно получить и проверить истинность знания,
не разработан. Надо найти истинный метод науки, найти те первопринципы Ума, с
которых начинается построение истинной философии, а затем и всех других наук.
При поисках нового "суперметода" и произошло разделение философов на сторонников
эмпиризма ("эмпирио" - опыт) и рационализма ("рацио" - ум). Эмпирики (Ф. Бэкон, Т.
Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания - это опыт, который
связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание
всех знаний человека или человечества в конечном счете сводится к опыту. "Нет ничего в
познании, чего ранее не содержалось быв ощущениях" -
37
таков девиз эмпириков-сенсуалистов ("сенс" - чувство, ощущение). Вдуше и разуме
человека нет никаких
первоначально чисты, как вощеная табличка (tabula rasa - чистая доска), а уже ощущения,
восприятия "пишут" на этой табличке свои "письмена". Поскольку ощущения могут
обмануть, мыих проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные
органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к
обобщениям и выдвижению теорий. Это - индуктивный метод движения ума, наряду с
экспериментом он и есть истинный метод философии и всех наук.
Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что опыт, основанный на
ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и
ощущения иллюзорны. Мыможем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной
конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и прочее. Опытные данные, как
и данные экспериментов, всегда сомнительны.
Зато в самом Разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчетливые идеи.
Главное то, что человек, несомненно, мыслит. Это основная, интуитивная (внеопытная)
идея такова: "Ямыслю, следовательно, существую" (Р. Декарт). Затем, по правилам
дедукции (от общего к частному), мыможем
вывести возможность
природыи других людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится,
независимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основании ощущений, а до
ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о
мире. Разумеется, сведения о мире мычерпаем из ощущений, поэтому и опыт, и
эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо
искать в самом уме. Мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает
независимо и до ощущений, но приложимо к ощущениям. Истинный метод всех наук и
философии похожна математические методы. Последние данывне непосредственного
опыта; начинаются с общих, но предельно ясных и четких формулировок
Немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов развития
европейской философии по богатству и значимости содержащихся в ней идей.
Хронологически этот этап начинается с работы И. Канта "О форме и принципах
чувственного и
Фейербаха. Представители школы: ИммануилКант (1724-1804); Иоганн Готлиб Фихте
(1762-1814); ФридрихВильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854); Георг Вильгельм Фридрих
Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872) и поныне остаются признанными
гениями, с идеями которых соглашались и развивали, либо отрицали и критиковали
(иногда и то и другое вместе) большинство философов XIX-XX вв. Несмотря на то, что
эти мыслители крайне своеобразны в своем творчестве, немецкая классическая философия
- единое духовное образование.
Основные идеи Канта связаны с теорией познания. До-кантовская философия считала
учение о законах человеческого мышления основной проблемой, так как, не зная законов
деятельности человеческого
религии и пр. Философы Нового времени считают, что разум человека всесилен, его
возможности безграничны, иззаконов разума выводятся все другие законыи принципы.
Например, опираясь на разум, можно понять основыверы, религии, человеческой
свободы, принципыдобра и зла, законы истории. Кант производит переворот в таком
понимании роли и значения разума и рационального мышления. Он приходит к выводу об
ограниченности разума сферой человеческой практики, практическойжизнью людей и
прежде всего моралью и
По содержанию все знания проистекают из ощущений. Но по форме человеческое знание
исходит не из опыта отдельного человека, а из опыта всего человечества. Эти формы
знания - прежде всего пространство и время, в
39
которых все люди воспринимают реальный мир. Но пространство и время объективно не
существуют. Следовательно, человек и человечество воспринимает мир не таким, какой
он "сам по себе" вне и независимо от человека, а таким, каким мир воспринимается
людьми. Этот мир - "мир для нас", который связан с "миром в себе", но мыникогда не
перешагнем грань, разделяющую эти миры. Человек не в состоянии познать истинную
суть вещей. Здесь Кант выступает как агностик. Но человек может и должен верить в то,
что непостижимо разумом. Верить в Бога, свободу, красоту, неотвратимость добра,
конечность или бесконечность мира и т.п. Разум у Канта как быдополнен верой.
Мышление человека имеет не только природную основу, но и социальный характер.
Человек мыслит, потому что он человек, а не наоборот. Он существо природное и
подчинен законам природы. Но человек как мыслящее и общественное существо выше
природыи ее законов. Именно в мышлении, в способности воспринимать прекрасное и
моральное коренится основа свободы человека. Его мышление, развиваясь исторически, породило философию как некую науку, форму знания людей, которая связывает два мира:
мир природыи ее необходимых законов и мир духа - мир свободы. Человечество
движется к свободе. Вэтом движении - суть человеческой культуры. Кант подчеркивает
естественное происхождение
хорошо и что такое плохо без всякой теории морали. Принципыморали также вытекают
из социальной практики людей. Кант выводит формулу морали для всех людей, которую
называет "категорическим императивом" и суть которой в следующем:
1. Главной целью поступков
и счастье других людей.
2. Поступки человека не
человек может оценить, морально или не морально он поступает.
Иоганн Готлиб Фихте развивал дальше идеиКанта, которого считал своим учителем. В
работе "Опыт критики всяческого откровения" Фихге говорит о том, что теория
40
не просто опирается на практику, сознание человека не просто социально, а более того -
оно активно, т.е. сознание способно творить мир. Человек в мире активное, есть
деятельностное существо. На чтоже направлена его свободная творческая деятельность?
Прежде всего на свободу. Главным моральным убеждением человека, считал Фихте,
должна быть мысль, что все люди свободны, как и тысам, граница нашей свободы -
свобода другого человека. Истинно свободен тот, кто всех вокруг себя делает
свободными. Мысвободны, но мыи ответственны. Ответственность в том, чтобыпонять
свое место в мире, понять свое назначение и следовать ему, стремиться быть полезным
обществу. Девиз Фихте - "Поступай всегда согласно своему назначению". Надо понимать
не только цели своейжизни, но и цели народа, нации и помогать их реализовать,
насколько это возможно. Поступая так, человекживет морально.
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг в ряде своих работ, прежде всего в "Философии
искусства", подчеркивал, что искусство глубже, истиннее, по сравнению с наукой, так как
полнее показываетжизнь. Разум и воля человека связаны с природой в практике. Где ярче
всего видится совпадение природного и разумного? Когда мынаиболее полно понимаем
природу и свое отношение к ней? Вобласти искусства. Последнее оперирует не
понятиями (как наука) но образами; искусство использует интуицию для понимания и
природыразума. Бог, по мнениюШеллинга, выступает как творец-художник, который
создал этот мир, но осмыслить его мыможем только как художественное произведение,
используя интуитивные методыпознания в философии.
Против такого понимания философии и ее методов выступил ГеоргВильгельм Фридрих
Гегель. Впервой большой своей работе "Феноменология духа" (1807) он определяет
философию как науку, которая не может пользоваться интуитивно-образными методами
познания мира. Суть вещей "схватывается" в понятиях, а не в образах. Человеческое
мышление должно быть строго понятийным, если речь идет о науке. Если философия не
наука, тогда можно ей приписать любой метод. Но она именно наука о все-
общих законах духа, прежде всего духа, который сотворил историю, человека, а до них и
природу, т.е. философия - это наука о законах духа и того, что он породил: природу,
общество, мышление людей. Изучение этих законов и есть суть философии Методже
истинной философии - диалектический метод, и это метод познания в понятиях. Что есть научная истина? Это соответствие понятия обозначаемому им предмету или
процессу. Но разве природа, история, мысль не находятся в постоянном движении и
развитии? Конечно, находятся. Более того, не только предметы и процессыменяются,
движутся, развиваются и уничтожаются, но и наше знание о них также меняется. Вместе с
изменением нашего знания о предметах, процессах меняется и сам предмет.
Поэтому нет мира "вещей в себе" и "вещей для нас" (Кант). "Вещь в себе" - это то, что
пока не познано человеком. Не познано сегодня, но может быть познано в перспективе.
Гегель считал, что мир пронизан общими для природыобщества и мышления законами,
которые доступныдля познания людей. Одновременно в каждой сфере природы,
общества, мышления есть свои специфические законы, которые вскрываются
конкретными науками: физикой, химией, биологией, историей
Чтоже можно отметить общего в столь различных системах немецкой классической
философии?
1. Само понимание философии, ее роли в культуре ижизни человечества. Философия
провозглашена квинтэссенцией культуры. Человечество именно через философию познает
себя, (а не через религию, искусство, науку), философия - это "эпоха, схваченная в
мыслях". Впервые она понимается и как "строгая" наука, т.е. системное знание,
обладающее особой структурой и понятийным аппаратом, а не просто - любовь к
мудрости.
2. Диалектический метод,
и мышления, объявляется главным и единственно верным как в философии, так и в других
науках.
3. История человечества понимается как путь разума. Она проникнута разумом, имеет
строгие законы, которые можно изучить, и, на основе изучения законов, управлять
историей. Главный критерий прогресса общества - степень свободы человека. Философия
должна показать как человечество и личность могут прийти к свободе. Вэтом неумолимая
ценность и гуманный пафос немецкой классической философии
Постклассическая европейская философия XIX-XX вв. возникла в результате критики
классической философии (и прежде всего немецкой). Классические решения основных
философских проблем отвергаются или изменяются. Постклассическая философия не
является однозначной по содержанию, в нее входят разные концепции и направления. Это
иррационализм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше; религиозно окрашенная философия
Киркегора; диалектический материализм К. Маркса; позитивизм О. Конта и др.
Вчем сущность главных постклассических философских систем? Начнем с философии
иррационализма. Для понимания сути европейского иррационализма XIX в. надо
выяснить, что представлял собой европейский рационализм XVI-XIX вв., бывший его
противоположностью.
Система европейского рационализма складывалась в процессе изучения мышления и
вычленения его за
Если разум имеет законы, которые познает философия и которые доступныпознанию
человека, то разумом можно управлять на основе знания егоже законов. Иначе говоря,