Классический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:35, реферат

Краткое описание

Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность
"живет" в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и
человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а
философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур,
древние греки или средневековые мыслители, или философыэпохи Просвещения и т.д.
Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения
объектов, процессов мира.

Вложенные файлы: 1 файл

Классический подход.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

развития, обеспечить общественный прогресс (Ф. Бэкон);

- развитие  наук и конечное подчинение человеком природывозможно тогда, когда будет

сформирован главный метод мышления, метод "чистого" разума, способный действоватьво  всех науках. (Р. Декарт). Теория познания становится центром философии Нового

времени.

Проблема  научного метода и шире - проблемы познания - всегда находились в центре

внимания  философии Нового времени. Нельзя познавать  Бога, природу, человека,

общество, не выяснив прежде, каковы законы познающего Разума. Вотличие от других

наук философия  должна изучать именно мышление человека и его законы. Она должна

найти такой  метод, который применим ко всем наукам. Мыслители XVII-XVIII вв.

неоднократно  фиксировали внимание на том, что  знаний (теорий, гипотез, осмысленных

фактов  в науке) много, а метод, которым  можно получить и проверить истинность знания,

не разработан. Надо найти истинный метод науки, найти те первопринципы Ума, с

которых начинается построение истинной философии, а затем  и всех других наук.

При поисках нового "суперметода" и произошло разделение философов  на сторонников

эмпиризма ("эмпирио" - опыт) и  рационализма ("рацио" - ум). Эмпирики (Ф. Бэкон, Т.

Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что  единственный источник знания - это  опыт, который

связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание

всех знаний человека или человечества в конечном счете сводится к опыту. "Нет ничего в

познании, чего ранее не содержалось  быв ощущениях" -

37

таков девиз эмпириков-сенсуалистов ("сенс" - чувство, ощущение). Вдуше  и разуме

человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека

первоначально чисты, как вощеная  табличка (tabula rasa - чистая доска), а уже  ощущения,

восприятия "пишут" на этой табличке свои "письмена". Поскольку ощущения могут

обмануть, мыих проверяем посредством  эксперимента, который корректирует данные

органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного (экспериментального) к

обобщениям и выдвижению теорий. Это - индуктивный метод движения ума, наряду с

экспериментом он и есть истинный метод философии и всех наук.

Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) считали, что опыт, основанный на

ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и

ощущения иллюзорны. Мыможем ощущать  то, чего нет (например, боль в потерянной

конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и прочее. Опытные данные, как

и данные экспериментов, всегда сомнительны.

Зато в самом Разуме, в самой  нашей душе есть интуитивно ясные  и отчетливые идеи.

Главное то, что человек, несомненно, мыслит. Это основная, интуитивная (внеопытная)

идея такова: "Ямыслю, следовательно, существую" (Р. Декарт). Затем, по правилам

дедукции (от общего к частному), мыможем  вывести возможность существования  Бога,

природыи других людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится,

независимо от опыта, ряд идей; эти  идеи существуют не на основании ощущений, а до

ощущений. Развивая заложенные в уме  идеи, человек может получать истинное знание о

мире. Разумеется, сведения о мире мычерпаем из ощущений, поэтому и  опыт, и

эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо

искать в самом уме. Мышление основано на индукции и дедукции. Оно  возникает

независимо и до ощущений, но приложимо  к ощущениям. Истинный метод всех наук и

философии похожна математические методы. Последние данывне непосредственного

опыта; начинаются с общих, но предельно  ясных и четких формулировок

Немецкая классическая философия  является одним из важнейших этапов развития

европейской философии по богатству  и значимости содержащихся в ней идей.

Хронологически этот этап начинается с работы И. Канта "О форме и  принципах

чувственного и умопостигаемого  миров" (1770) и заканчивается в 1872 г. со смертью

Фейербаха. Представители школы: ИммануилКант (1724-1804); Иоганн Готлиб Фихте

(1762-1814); ФридрихВильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854); Георг Вильгельм Фридрих

Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872) и поныне остаются признанными

гениями, с идеями которых соглашались  и развивали, либо отрицали и критиковали

(иногда и то и другое вместе) большинство философов XIX-XX вв. Несмотря на то, что

эти мыслители крайне своеобразны  в своем творчестве, немецкая классическая философия

- единое духовное образование. 

Основные идеи Канта связаны  с теорией познания. До-кантовская философия считала

учение о законах человеческого мышления основной проблемой, так как, не зная законов

деятельности человеческого разума, мыне сможем знать и законов природы, истории,

религии и пр. Философы Нового времени  считают, что разум человека всесилен, его

возможности безграничны, иззаконов разума выводятся все другие законыи принципы.

Например, опираясь на разум, можно  понять основыверы, религии, человеческой

свободы, принципыдобра и зла, законы истории. Кант производит переворот  в таком

понимании роли и значения разума и рационального мышления. Он приходит к выводу об

ограниченности разума сферой человеческой практики, практическойжизнью людей  и

прежде всего моралью и религией.

По содержанию все знания проистекают  из ощущений. Но по форме человеческое знание

исходит не из опыта отдельного человека, а из опыта всего человечества. Эти формы

знания - прежде всего пространство и время, в

39

которых все люди воспринимают реальный мир. Но пространство и время объективно не

существуют. Следовательно, человек  и человечество воспринимает мир не таким, какой

он "сам по себе" вне и независимо от человека, а таким, каким мир  воспринимается

людьми. Этот мир - "мир для нас", который связан с "миром в себе", но мыникогда не

перешагнем грань, разделяющую  эти миры. Человек не в состоянии познать истинную

суть вещей. Здесь Кант выступает  как агностик. Но человек может  и должен верить в то,

что непостижимо разумом. Верить в  Бога, свободу, красоту, неотвратимость добра,

конечность или бесконечность  мира и т.п. Разум у Канта как  быдополнен верой.

Мышление человека имеет не только природную основу, но и социальный характер.

Человек мыслит, потому что он человек, а не наоборот. Он существо природное  и

подчинен законам природы. Но человек  как мыслящее и общественное существо выше

природыи ее законов. Именно в мышлении, в способности воспринимать прекрасное и

моральное коренится основа свободы  человека. Его мышление, развиваясь исторически, породило философию как  некую науку, форму знания людей, которая связывает два мира:

мир природыи ее необходимых законов и мир духа - мир свободы. Человечество

движется к свободе. Вэтом движении - суть человеческой культуры. Кант подчеркивает

естественное происхождение морали, когда утверждает, что люди понимали, что такое

хорошо и что такое плохо  без всякой теории морали. Принципыморали также вытекают

из социальной практики людей. Кант выводит формулу морали для всех людей, которую

называет "категорическим императивом" и суть которой в следующем:

1. Главной целью поступков человека  должно быть собственное моральное совершенство

и счастье других людей.

2. Поступки человека не должнынарушать  свободу других людей. Соблюдая  эти правила, 

человек может оценить, морально или  не морально он поступает.

Иоганн Готлиб Фихте развивал дальше идеиКанта, которого считал своим учителем. В

работе "Опыт критики всяческого откровения" Фихге говорит о  том, что теория

40

не просто опирается на практику, сознание человека не просто социально, а более того -

оно активно, т.е. сознание способно творить  мир. Человек в мире активное, есть

деятельностное существо. На чтоже  направлена его свободная творческая деятельность?

Прежде всего на свободу. Главным  моральным убеждением человека, считал Фихте,

должна быть мысль, что все люди свободны, как и тысам, граница нашей свободы -

свобода другого человека. Истинно  свободен тот, кто всех вокруг себя делает

свободными. Мысвободны, но мыи ответственны. Ответственность в том, чтобыпонять

свое место в мире, понять свое назначение и следовать ему, стремиться быть полезным

обществу. Девиз Фихте - "Поступай всегда согласно своему назначению". Надо понимать

не только цели своейжизни, но и  цели народа, нации и помогать их реализовать,

насколько это возможно. Поступая так, человекживет морально.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг  в ряде своих работ, прежде всего  в "Философии

искусства", подчеркивал, что искусство  глубже, истиннее, по сравнению с  наукой, так как

полнее показываетжизнь. Разум  и воля человека связаны с природой в практике. Где ярче

всего видится совпадение природного и разумного? Когда мынаиболее полно  понимаем

природу и свое отношение к ней? Вобласти искусства. Последнее оперирует  не

понятиями (как наука) но образами; искусство использует интуицию для  понимания и

природыразума. Бог, по мнениюШеллинга, выступает как творец-художник, который

создал этот мир, но осмыслить его  мыможем только как художественное произведение,

используя интуитивные методыпознания в философии.

Против такого понимания философии  и ее методов выступил ГеоргВильгельм Фридрих

Гегель. Впервой большой своей  работе "Феноменология духа" (1807) он определяет

философию как науку, которая не может пользоваться интуитивно-образными  методами

познания мира. Суть вещей "схватывается" в понятиях, а не в образах. Человеческое

мышление должно быть строго понятийным, если речь идет о науке. Если философия  не

наука, тогда можно ей приписать  любой метод. Но она именно наука  о все-

общих законах духа, прежде всего  духа, который сотворил историю, человека, а до них и

природу, т.е. философия - это наука  о законах духа и того, что он породил: природу,

общество, мышление людей. Изучение этих законов и есть суть философии  Методже

истинной философии - диалектический метод, и это метод познания в  понятиях. Что есть научная истина? Это соответствие понятия обозначаемому им предмету или

процессу. Но разве природа, история, мысль не находятся в постоянном движении и

развитии? Конечно, находятся. Более  того, не только предметы и процессыменяются,

движутся, развиваются и уничтожаются, но и наше знание о них также меняется. Вместе с

изменением нашего знания о предметах, процессах меняется и сам предмет.

Поэтому нет мира "вещей в  себе" и "вещей для нас" (Кант). "Вещь в себе" - это то, что

пока не познано человеком. Не познано  сегодня, но может быть познано в перспективе.

Гегель считал, что мир пронизан общими для природыобщества и  мышления законами,

которые доступныдля познания людей. Одновременно в каждой сфере природы,

общества, мышления есть свои специфические  законы, которые вскрываются

конкретными науками: физикой, химией, биологией, историей

Чтоже можно отметить общего в столь  различных системах немецкой классической

философии?

1. Само понимание философии,  ее роли в культуре ижизни  человечества. Философия

провозглашена квинтэссенцией культуры. Человечество именно через философию познает

себя, (а не через религию, искусство, науку), философия - это "эпоха, схваченная в

мыслях". Впервые она понимается и как "строгая" наука, т.е. системное  знание,

обладающее особой структурой и понятийным аппаратом, а не просто - любовь к

мудрости.

2. Диалектический метод, учитывающий  противоречивость в развитии  природыобщества

и мышления, объявляется главным  и единственно верным как в  философии, так и в других

науках.

3. История человечества понимается как путь разума. Она проникнута разумом, имеет

строгие законы, которые можно изучить, и, на основе изучения законов, управлять

историей. Главный критерий прогресса  общества - степень свободы человека. Философия

должна показать как человечество и личность могут прийти к свободе. Вэтом неумолимая

ценность и гуманный пафос немецкой классической философии

Постклассическая европейская  философия XIX-XX вв. возникла в результате критики

классической философии (и прежде всего немецкой). Классические решения основных

философских проблем отвергаются  или изменяются. Постклассическая философия  не

является однозначной по содержанию, в нее входят разные концепции  и направления. Это

иррационализм А. Шопенгауэра и  Ф. Ницше; религиозно окрашенная философия

Киркегора; диалектический материализм К. Маркса; позитивизм О. Конта и др.

Вчем сущность главных постклассических философских систем? Начнем с философии

иррационализма. Для понимания  сути европейского иррационализма XIX в. надо

выяснить, что представлял собой европейский рационализм XVI-XIX вв., бывший его

противоположностью.

Система европейского рационализма складывалась в процессе изучения мышления и

вычленения его за

Если разум имеет законы, которые  познает философия и которые  доступныпознанию

человека, то разумом можно управлять на основе знания егоже законов. Иначе говоря,

Информация о работе Классический подход