Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 11:18, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о проблеме оснований знания в классическом рационализме и эмпиризме.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что новая философия в самом своем истоке разделилась на два направления: эмпиризм и рационализм. Выделяя суть во взглядах эмпириков и рационалистов, можно дать следующие определения этих направлений.
.Введение……………………………………………………………………………3
2.Эмпирическая модель теории познания………………………………………....4
3. Рационалистическая концепция теории познания…………………………….10
4.Практическая часть………………………………………………………………15
5.Список используемой литературы………………………………………………19
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Сердобский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Пензенский государственный университет»
Заочное отделение
Контрольная работа
по дисциплине: «Философия»
Вариант № 5
Выполнил: студент
гр.123СЭ31
Проверил: преподаватель
О.И.Суркова
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Эмпирическая модель
теории познания………………………………………
3. Рационалистическая концепция теории познания…………………………….10
4.Практическая часть…………………………
5.Список используемой литературы………………………………………………19
Введение
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о проблеме оснований знания в классическом рационализме и эмпиризме.
Актуальность данной тематики
Эмпиризм течение
Рационализм, наоборот, — течение, представители которого разрабатывали теории, обосновывающие положение, что через органы ощущений истинные знания поступать не могут, и все знания имеют своим источником исключительно ум человека.
Основоположниками
В данной работе будут
Эмпирическая теория познания
В качестве цели познания часто
рассматривают абсолютно
История философии дает нам два основных подхода к проблеме познания:
- определяющей является чувственная ступень познания,
разум обладает относительной
- определяющей является рациональная
ступень познания.
Эти подходы разделяют два крупных
Согласно эмпиризму, первой и главной частью опыта являются результаты деятельности органов чувств. При этом предмет познания является активным началом, а субъект познания пассивен, занимает созерцательную позицию. Его познавательные возможности зависят от его познавательных способностей - насколько точно и в каком объеме он может воспринимать информацию о внешнем мире. Второй частью опыта являются результаты деятельности разума (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и пр.). Рациональная деятельность сводится к комбинированию материала, поставляемого органами чувств, и не дает и принципиально нового знания.
Рассмотрим основные понятия, относящиеся к рациональной ступени познания.
Анализ - способ мысленного
расчленения объекта познания на части с целью выявления его
Синтез-понятие, противоположное анализу, характеризующее соединение различных элементов в единое целое.
Аналогия - способ рассуждения, при котором конкретному предмету присваиваются признаки, ранее у него отсутствовавшие, на основании его сходства с другим предметом.
Дедукция - логический способ рассуждения, пользуясь которым из истинных посылок при строгом соблюдении правил логики с необходимостью получают истинное заключение.
Индукция - логический способ рассуждения, при помощи которого из частного знания получают общее.
Понимание знания как описания
результатов воздействия
1. Аргумент от количественного
2. Аргумент от разнообразия людей.
3. Аргумент от ощущений.
4. Аргумент от состояния человека.
Скептицизм подчеркивает ненадежность органов чувств, их зависимость от окружающих условий, обычаев, традиций и рекомендует воздерживаться от суждений о внешнем мире.
Представители эмпиризма главным источником познания признают органы чувств человека, рассматривая рациональные способности лишь как средство для обработки чувственных данных. Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах. Пределы творческой активности разума ограничены тем материалом, который уже дан при помощи органов чувств.
Важнейшим структурным элементом в эмпирической модели познания выступает опыт. Опыт основан на восприятиях, образах, полученных в результате деятельности органов чувств. Знание о внешнем мире называется при этом ощущениями, или внешним чувством. Содержанием знания в данном случае являются свойства тел, определяемые по их воздействию на органы чувств. Наши чувства подобны приборам наблюдения (телескопу, микроскопу, подзорной трубе), направленным на объект наблюдения. Мы не знаем, как может повести себя внешний мир, поэтому занимаем как бы выжидательную позицию, ждем информационного сигнала от мира, наши чувства всегда настроены на восприятие таких сигналов. Поскольку у разных людей порог восприятия действительности различен, знание, получаемое таким образом, не является одинаковым.
Второй составляющей
частью опыта является знание
о субъективном мире, о деятельности
нашего мышления (нашей души). Оно
достигается при помощи
Понятие опыта является определяющим
для эмпирических концепций теории
познания, и прежде всего в связи
с проблемой существования
Какое же знание
о внешнем мире получаем мы
при помощи восприятий? Мы воспринимаем
белый цвет снега, зеленый
Если знание о внешнем мире совпадает с нашим восприятием его, то получается, что мы знаем о внешнем мире лишь то, что нами воспринято, поскольку восприятия не принадлежат внешнему миру, а являются свойствами нашего сознания. Оставаясь на этой точке зрения, мы не можем быть уверены в существовании внешнего мира, независимого от нас.
Даже если допустить, что состояния сознания возникают в результате воздействия предметов внешнего мира на наши органы чувств, то вывод о возможности познания будет довольно пессимистическим: знание есть совокупность внутренних состояний сознания, оно жестко обусловлено возможностью органов чувств, за пределы этих возможностей переступить нельзя. Такая позиция в вопросе о природе знания является причиной сомнений в познавательных возможностях человека. Что и было ранее нами обозначено как скептицизм.
Как видим, понимается ли ощущение
как результат воздействия
Однако не все познается через ощущения. Например, идея причинно-следственных отношений не возникает как результат непосредственного наблюдения с помощью органов чувств. Мы можем прямо наблюдать лишь пространственное взаимодействие предметов, временную последовательность их, но не само понятие причины. Еще очевиднее нечувственная природа идеи причинности становится при рассмотрении явлений более сложных, чем механическое взаимодействие, например, таких, как болезнь. Можно прямо наблюдать определенные симптомы болезни (повышение температуры тела, вялость, понижение жизненного тонуса, покраснение горла и т.п.), но ведь не они являются причиной ее возникновения.
Не познаются через
Но если допустить, что
все знание о внешнем мире субъективно
и обусловлено внутренними
Итак, оказывается, что
с позиций субъективного
Парадокс возникает вследствие ошибочности самой эмпирической модели теории познания - в подмене реального предмета познания результатами деятельности органов чувств: ощущениями, восприятиями и представлениями. Причина этой ошибки основана на противопоставлении субъекта и объекта познания, на разведении их, в результате чего субъект занимает в процессе познания пассивную, созерцательную позицию ожидания воздействия внешнего мира на его органы чувств. А активность субъекта направлена не во вне, а внутрь самого себя, он как бы "включается" после получения сигнала из внешнего мира.
,
Рационалистическая теория познания
Стремясь избежать