Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 11:18, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение вопроса о проблеме оснований знания в классическом рационализме и эмпиризме.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что новая философия в самом своем истоке разделилась на два направления: эмпиризм и рационализм. Выделяя суть во взглядах эмпириков и рационалистов, можно дать следующие определения этих направлений.
.Введение……………………………………………………………………………3
2.Эмпирическая модель теории познания………………………………………....4
3. Рационалистическая концепция теории познания…………………………….10
4.Практическая часть………………………………………………………………15
5.Список используемой литературы………………………………………………19
Подобные факты действительно
существуют в сознании, составляют
его подлинное бытие, но
Таковы аргументы
Согласно рационализму,
знание, полученное при помощи
разума, посредством его творческой
активности, является адекватным. Это
возможно благодаря тому, что
сознание обладает некоторыми
врожденными свойствами. Так, рассматривая
какое-либо явление, мы уже
гипотетически можем
Проблему существования
врожденных идей можно более
подробно рассмотреть на
Локк утверждает, что
одним из самых
Еще меньше права
называться врожденными имеют
практические принципы, являющиеся
основаниями морали и
Все без исключения
идеи, делает вывод Локк, имеют
совсем иную природу, иное
Разногласия между
Лейбницем и Локком по данному
вопросу касались и вопроса
о том, можно ли нашу душу
до начала знания уподобить
чистой доске, на которой еще
ничего не написано? Локк давал
утвердительный ответ на
Восприятия дают нам
лишь частный случай, "индивидуальную
истину". И на основе даже
очень большого числа примеров
и их обобщения при помощи
абстракции (как это предполагал
Локк), по мнению Лейбница, нельзя
получить общего понятия, в
несомненной адекватности
Согласно Лейбницу, душа и тело живут и действуют каждое по своим законам, но тем не менее "одно повинуется другому, насколько это требуется". Гармония души и тела предустановлена первоначальной субстанцией, носительницей общих свойств и способностей души и тела. Вся Вселенная воздействует на нашу душу, целое действует на свою составляющую часть, и вся Вселенная целиком отражается в своей части, но с различной степенью точности в каждой из них. Вселенная представляет собой бесконечную совокупность вещей, каждая из которых наделена способностью к восприятию и может быть уподоблена живому существу, имеющему душу и тело. Каждое такое существо уникально, имеет свой духовный мир, свой мир знания о целом, и в то же время все они вместе составляют гармоническое единство, предустановленное самой природой. Природа предопределила одинаковые для этих существ способности, которые делают возможным понимание их друг другом.
Каждое из конкретных
восприятий состоит из
Лейбниц выдвигает
положение о том, что природа
не делает скачков - так называемый
закон непрерывности. Идеи
Подводя итог, нужно
отметить, что критика Локком
теории врожденных идей не
является ее голым отрицанием,
а направлена на опровержение
ее оснований. Движение
Во-первых, врожденность
идей и их всеобщность - это
разные понятия. Даже если
Важно напомнить, что
спор о природе врожденных
идей опирается на разное
Практическая часть
1. "Философия есть продолжение жизни, обобщение особого – жизненного опыта… Сначала – быть, потом – действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из соответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания – философствовать". Прав ли или нет, по вашему мнению, русский философ И. Ильин, представляя таким образом становление философского знания? Обоснуйте свои доводы
Ответ:
Я полностью согласна с мнением русского философа Ивана Александровича Ильина. На самом деле , сначала человек рождается на свет, затем он начинает взрослеть, приобретать определенные навыки, опыт, одним словом – жить и действовать, а уже потом на основе приобретенного жизненного опыта, ( возможно , мучительного, поскольку опыт всегда является следствием проб и ошибок) и вот уже потом только, с возрастом человек начинает размышлять о прожитой жизни, о приобретенном или недополученном опыте, делать свои выводы. Следствием этого я считаю, что «философия есть продолжение жизни…»
2. Какое из следующих положений соответствует действительности?
а) общее не имеет никакого реального существования;
б) общее существует реально как некая духовная сущность вещей;
в) общее не предшествует отдельным предметам;
г) общее может существовать независимо от отдельных предметов.
Суть первого положения выдвигали сторонники номинализма, в частности Росцеллин из Компьена , полагал. Что в мире существуют только единичные вещи, а общее «реально», как вещь не существует. Таким образом, «общее» понималось как субъективное порождение нашего ума, «абстракция человеческого ума».
Проблема номинализма и реализма была решена Фомой Аквинским, примирившим оба направления ( универсалии существуют до вещей – в божественном разуме, в вещах, и после вещей – в человеческом уме).Исходя из этого я считаю второе положение верным.
3. Афоризм "Верую, ибо абсурдно" приписывается:
в) Тертуллиану
4. ИНДУ́КЦИЯ (от лат. inductio — наведение) — форма мысли, в которой осуществляется переход от частного знания к более общему. В логике индукцией называется умозаключение, позволяющее из наличия какого либо признака у части предметов данного класса делать вывод о присутствии этого признака у всех его предметов. Индукция была составной частью метода Сократа, индуктивное умозаключение изучал Аристотель, определивший его как "заключение от единичного к общему и от известного и неизвестному". Более универсальное толкование индукция получила в эпоху Нового времени. В трудах Ф. Бэкона она рассматривается как всеобщий научный метод, позволяющий получать новые знания на основании обобщения опытных данных. В 19 в. Дж. Ст. Милль выделил методы установления причинно-следств. связей между явлениями.
ДЕДУКЦИЯ(от лат. deductio — выведение) — переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. Характерная особенность Д. заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет только к истинному заключению.
Хотя термин «Дедукция» введен Боэцием, как доказательство предложения посредством силлогизма — фигурирует уже у Аристотеля . Декарт противопоставлял дедукцию интуиции, посредством которой, но его мнению, человеческий разум «непосредственно усматривает» истину, Ф. Бэкон, а позднее и другие логики-«индуктивисты» (У. Уэвелл, Дж. С. Милль, А. Бэн и др.) считали Д. «второстепенным» методом, в то время как подлинное знание, по их мнению, даёт только индукция. Лейбниц и Вольф, исходя из того, что Д. не даёт «новых фактов», именно на этом основании приходили к прямо противоположному выводу: полученные путём Д. знания являются «истинными во всех возможных мирах».
Диалектическая взаимосвязь дедукции и индукции была раскрыта Ф. Энгельсом, который писал, что «индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую из них на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга».
ВЕРИФИКАЦИЯ - (от лат. verus – истинный и facio – делаю) – подтверждение. Предположение (гипотеза) может быть верифицировано, т.е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства. Неопозитивизм требует, чтобы предположение было верифицируемо в принципе, т.е. чтобы переживания, которые его подтверждают, или были налицо, или могли быть получены.