Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 07:56, контрольная работа

Краткое описание

Что такое «органон» Аристотеля? Какие логические методы им разработаны и каково их значения для современного знания?

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по философии.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный технический университет»

Чайковский филиал

 

 

 

 

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ

(контрольная работа)

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Выполнил:

                                                                                                 студент гр. БИ-09

                                                                                                  Муллахметов З.Ф.

                                                                                         

 

                                                                                    Проверил:

                                                                              доцент

                                                                                            кафедры ГЕНД                                                       

                                                                                              Шляпугина Р.Я.

 

 

 

 

2010 г.

 

1.       Что такое «органон» Аристотеля? Какие логические методы им разработаны и каково их значения для современного знания?

Естественное введение в свод философских и научных работ Аристотеля составляет сборник его логических трактатов, названный «Органоном» (organon — «орудие»). Название это, возникшее после смерти Аристотеля, указывает, что логика, как ее понимал Аристотель, есть учение об орудии научного исследования и в этом смысле есть как бы введение в философию, в частности и в особенности — в философию науки/ В «Органон» входят: 1) «Категории» — сочинение, не совсем достоверно приписываемое Аристотелю; 2} «Об истолковании» (трактат о суждении); 3) «Аналитики» — первая и вторая, каждая в двух книгах. Это основной логический труд Аристотеля. В нем излагаются: учение об умозаключении (силлогизме) — в первой «Аналитике» и учение о доказательстве — во второй; 4) «Топика» — обширный трактат о вероятных доказательствах и о «диалектике» — в аристотелевском понимании этого термина; 5) «Опровержение софистических доказательств».

Так как, согласно Аристотелю, логические связи — отражение связей бытия, то «Органон» в известном смысле — не только система логики Аристотеля, но также и частично введение в его учение о бытии. Этому учению специально посвящено одно из знаменитейших сочинений Аристотеля — «Метафизика». В современном своем составе и тексте «Метафизика» — свод нескольких трактатов, с заметными кое-где неувязками: с буквальными повторениями довольно значительных кусков, с некоторыми невыполненными обещаниями и т. п.

 

- Учение о понятии и предложении.

- Теория силлогизма.

- Теория определения.

- Учение о доказательстве.

- Законы мышления.

  Достижения формальной логики применяются в юриспруденции, психологии, лингвистике, теории управления, педагогике и др. науках. Некоторые разделы логики являются теоретической основой математики, теории информации, кибернетики.

При изучении логики развиваются:

1.       точное мышление и ясная речь;

2.       умение убеждать и обосновывать свои идеи;

3.       умение спорить;

4.       привычка анализировать свои и чужие рассуждения, что помогает нам справиться с софистикой и ложью.

       Но все же главное значение логики в том, что она приучает думать и усиливает мыслительные способности человека

2.       Объясните суть положения Аристотеля о материи и форме. Был ли это материализм? Какие учения в истории философии опирались на концепцию Аристотеля?

 

Истинное бытие, т.е. материальный объект, он понимается как сочетание материи и формы. Материя – пассивное первичное начало, содержит в себе потенцию всех веществ, чтобы потенция стала действительной, материя должна получить форму. Формой является эйдос (идея) – это активное начало жизни, форма оформляет материю и даёт ей естественное существование. Форма, как эйдос, тождественна сущности вещи. У живых существ материя – это тело, а форма – душа. Все сущности Аристотель делит на низшие, состоящие из формы и материи, и на высшие, т.е. чистые формы, или идеи. Учение о форме и материи привело к вопросу о перводвигателе, т.е. кто даёт движение всем процессам. Таким двигателем у Аристотеля становится Бог – форма всех существ, причина вершины мировоззрения. Таким образом, Аристотель отделил форму от самой вещи и превратил её в самостоятельную субстанцию, т.е. перешёл к объективному идеализму, сходному с Платоновским.

 

Однако же основной вопрос философии, вопрос об отношении сущего, бытия к мышлению, выступает у Аристотеля в своеобразной форме, неявно, он колеблется между материализмом и идеализмом.

 

Эти нематериальные причины он связывает с богом. Поэтому предметом философии Аристотеля оказывается бог, он называет свою философию теологией, учением о боге. Однако бог лишь «одно из начал» по Аристотелю. Таким образом, вся философия Аристотеля есть, прежде всего, попытка разобраться в сущем, открыть его структуру, найти в нем главное, определить его по отношению к несущему, или к небытию. В дальнейшем метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

 

3.       Объясните понятие «эвдемонизм». С именем какого античного мыслителя оно связано и с какой философской школой?

 

ЭВДЕМОНИЗМ

(от греч. eudamonia блаженство) - этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым и в то же время добродетельным человека, духовные и телесные способности которого могут беспрепятственно развиваться, который благодаря всестороннему развитию этих способностей доставляет удовольствие себе и другим, так что ему обеспечены уважение современников и славная память потомков.

 

Основоположник этики счастья (эвдемонизма), знаменитый античный философ Эпикур (341 - 270 до н.э.).

Эпикурейская философская школа. Основанная Эпикуром в Афинах философская школа «Сад Эпикура».

 

4. Сопоставьте онтологию античной и средневековой философии.

 

    В древнегреческой философии понятие бытия, как и понятие совершенства, связано с принципом предела, единого, неделимого; определение и форма суть условия мыслимости сущего, познаваемости его. Напротив, беспредельное, безграничное осознается как хаос, несовершенство, небытие. Общим для греческого мышления является также убеждение в том, что бытие есть нечто благое.

      В средние века понимание бытия определялось не только античной философией (прежде всего Платоном, Аристотелем и неоплатониками), но и христианским откровением, восходившим к несколько иной культурной традиции. В Ветхом и Новом заветах совершеннейшее сущее — бог — есть беспредельное всемогущество, а потому всякое ограничение и определенность воспринимаются здесь как признак конечности и несовершенства.

     Не удивительно, что эти две традиции с самого начала осознавались как несовместимые. Так, греческий врач и философ Гален (129—199) писал в этой связи: «Нашему богу недостаточно только захотеть, чтобы возникли или были созданы вещи той или иной природы. Ибо если бы он захотел мгновенно превратить камень в человека, это было бы не в его силах. Именно здесь наше собственное учение, так же как и учение Платона и остальных греков..., отличается от учения Моисея. Согласно Моисею, богу достаточно пожелать, чтобы материя приобрела ту или иную форму, и она тем самым приобретает ее. Он считает, что для бога все возможно, даже если он захочет превратить золу в лошадь или быка.

 

5. Объясните смысл принципа откровения. Какое отношение он имеет к гносеологии средневековой философии? Какие другие принципы этой философии вам известны.

 

Согласно принципу откровения:

        мир можно познать, только познав Бога;

        Бог недоступен для познания;

        несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение – Библию;

        единственный способ познания Бога и всего сущего – толкование Библии;

Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека – вере. С точки зрения религии познать - значит уверовать. Вера - это социально-психологический принцип, который лежит в основе познания. Первичная, первосортная гносеология ориентирована на факте веры, которая есть познание и бытие разом.

К другим принципам гносеологии можно отнести:

        теоцентризм - центром всего является Бог. Бог является источником всякого бытия, блага, высшую цель жизни видят в служении Богу. В средние века бог и религия – вот главные объекты философии, именно бог и религия изучается в то время ее служителями.

        креационизм (creatio - творение, создание) - Бог сотворил мир из ничего, сотворил воздействием своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое в каждый миг сохраняет, поддерживает бытие мира.

 

6. Сопоставьте философию гносеологию античной и средневековой философии.

 

У античных философов все знание было разделено на два качественных уровня:

1.       Знание «по мнению» - это то знание, которое обычно нам доступно и которым обычно пользуемся в практике жизни.

2.       Знание «по истине». Оно считалось недостижимым, потому что истина, истинное бытие относилось к сущности, первопринципу, к миру за пределами наших органов чувств (например, «мир идей»у Платона, Единое у неоплатоников).

 

  В средневековой гносеологии вопросы ставились и рассматривались в рамках теоцентризма. Соответственно Бог и Божественная тайна рациональным путем или другими способами познания были также недостижимы. Гносеология средневековья рассматривала вопросы соотношения разума и веры, религии (теологии) и философии, проблемы реальности общих понятий (например, «спор об универсалиях»). Выдвигалась и обсуждалась теория «двойственной истины»как конкретизация проблемы соотношения разума и веры, теологии и философии и др. И все же в средние века гносеологическая проблематика не имела значительного развития.

 

 

7. Объясните смысл термина «трансценденция». В какой философии он употребляется и кто автор учения о трансценденции.

ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ (лат. transcendens — прешагивающий, выходящий за пределы) — философский термин, означающий высший род интеллигибельных объектов, принципиально не представимых в качестве возможного объекта чувственного опыта. Таким образом, не всякий интеллигибельный объект является трансцендентным. а только тот, который относится к другим интеллигибельным объектам как к чему-то сенсибельному. Например, трансцендентным может называться Бог. Философия экзистенциализма уточняет понятие трансцендентции двумя дополнительными значениями. Во-первых, трансцендентция  обозначает возможность проявления экзистенции. Во-вторых, она выражает недостижимую полноту всех экзистенций. Оба значения совпадают в понятии "Бог" христианского экзистенциализма (Марсель) и в понятии "ничто" атеистического экзистенциализма (Хайдеггер, Сартр).

 

Этот термин употребляется в философии ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА.

     Автор учения Иммануил  Кант .

 

       8. Что такое спор об «универсалиях»?  Как он разделил философов и почему?

 

Одной из проблем средневековой философии являлось решение вопроса об универсалиях. В переводе с латинского данный термин (universalia) обозначает общие понятия, то есть наиболее широкие, обобщающие большой класс предметов. Например, универсалиями являются понятия «человек», «животное», «растение», «небесное тело» и многие другие. Вопрос заключался в том, существуют ли эти общие понятия реально, самостоятельно, как и вещи, или они - только названия и поэтому существуют только в качестве слов и не во внешнем мире, а в нашем уме

 

Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях (универсалии - это общие понятия). В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря:

1. реалисты - общие понятия (идеи) имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам. Основные представители реализма - Ансельм Кентерберийский и Иоганн Скотт. Реализм - продолжение традиций Платона и его теории идей.
2. номиналисты - отрицали онтологическое значение универсалий и утверждали что общие понятия существуют только в мышлении, а не в действительности. Основные представители - Дунс Скотт, Оккам. Как самостоятельное течение номинализм основан Росцелленом (он утверждал, что реально существуют только единичные вещи, а общие понятия лишь имена). Номинализм - продолжение традиций Аристотеля
3. концептуализм - умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. Основные представители концептуализма - Фома Аквинский, Петр Абеляр.

 

9. Приведите пример доказательства бытия божьего по Фоме Аквинскому. Можете ли их опровергнуть? Кто из философов опровергал их своим учением?

Доказательство первое (Фома Аквинский):

В природе происходит движение. Ничто не может начать двигаться само по себе, для этого требуется внешний источник действия. Бесконечный поиск источника предыдущего действия бессмыслен. Следовательно, должно существовать нечто, являющееся первоначальным источником всякого движения, не будучи само по себе движимо ничем иным. Это и есть Бог - недвижимый Движитель.

Доказательство второе, космологическое (Фома Аквинский):

Каждое следствие имеет свою причину. Бесконечный поиск предыдущей причины бессмыслен. Следовательно, должна существовать "беспричинная причина", первопричина всего последующего. Это и есть Бог

Доказательство третье (Фома Аквинский):

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"