Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 07:56, контрольная работа

Краткое описание

Что такое «органон» Аристотеля? Какие логические методы им разработаны и каково их значения для современного знания?

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы по философии.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

16. Кто из мыслителей Нового времени был автором научного метода «Универсальная математика» и в чем состоял этот метод?

 

Автор метода Декарт Peнe (1596 – 1650) — французский философ и естествоиспытатель.

 

Освободив математическое мышление от чисел и фигур и изучив механику его действия в чистом виде, мы могли бы, полагает Декарт, получить универсальный метод, позволяющий открывать истину в каком угодно предмете. Знание о методе Декарт называет Mathesis universalis (универсальная Математика) – именем, история которого уходит во времена Прокла Диадоха или даже в еще более древние.

«Эта наука должна содержать в себе первые начала человеческого рассудка (Ratio) и достигать того, чтобы извлекать истины из какого угодно предмета...» [C I, 88].

По сути дела, Mathesis universalis представляет собой не что иное, как логику, но логику столь отличную от общепринятой, что Декарт избегает пользоваться именем “логика”, чтобы тем самым не приглушить ее своеобразие. Выражение “Mathesis universalis” позднее тоже исчезнет из его лексикона; свою логику Декарт будет называть просто – “Метод” (Methodus). Своеобразие Декартова логического метода заключается в том, что он равняется на общий порядок природы. В природе, учит Декарт, существует единый порядок, охватывающий столь разнородные вещи, как числа и фигуры, звезды и звуки, – всё, что только доступно человеческому уму. Mathesis universalis исследует этот порядок в чистом виде и заботится о том, чтобы порядок мышления во всякой области знания соответствовал общему порядку природы. Метод учит

«различать все эти отношения и следить за их взаимной связью и их естественным порядком, так чтобы, начав с последнего из них, мы смогли, пройдя через все другие, достичь того, что является наиболее абсолютным» [C I, 93].

Этот дедуктивный метод Декарта не равнозначен дедукции, как ее рисует общая логика. Движение теоретического мышления совершается здесь не от формально-общего к частному, а вдоль конкретной каузальной цепочки: от понятия одной единичной вещи, в которой природа данного ряда вещей проявляется в наиболее чистом и простом виде, absolute, – к понятиям других единичных же, относительных вещей 

 

 

 

17. «Субстанция - что это за понятие? Какие учения о субстанции( или субстанциях  вам известны и в чем они состоят.

Субстанция (лат. substantia – сущность; то, что лежит в основе), – объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует; материя в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различии и противоположностей.

Субстанция обладает двумя главными атрибутами (свойствами): мышлением и протяжением (пространственностью), посредством которых человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов, присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме нее самой.

Противопоставление духа и материи как двух различных субстанций порождает концепции соответственно идеалистического или материалистического типа.

Концепции материалистического типа разнообразны и в конечном счете обусловлены сведением всего многообразия мира к материи, которая, в свою очередь, выступает либо:

а) как конкретно-чувственное вещество (ранний материализм милетской школы);

б) как вещественные образования, не данные в чувственном опыте, однородные, дискретные, далее неделимые (античный атомизм и атомизм Нового времени, теория элементарных частиц, кварков и т. д.);

в) как бесконечно делимое, континуальное (непрерывное) начало в виде или платоновской материи-кормилицы, в сущности совпадающей с пространством Космоса, или механического пространства Р. Декарта, или искривляющегося пространства-времени общей теории относительности А. Эйнштейна, или иных фундаментальных физических теорий;

г) как особая трактовка материи, представленная в марксистской философии. Здесь она интерпретируется даже не столько как субстанция в собственном смысле слова, сколько как "объективная реальность, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями". Такая объективная реальность включает в себя все от образований на уровне микромира до процессов, идущих на уровне мегамира. На основе такой, в подлинном смысле слова универсалистской, интерпретации материи была выработана достаточно глубокая философская концепция, претендующая на всеобъемлющее объяснение мира.

 

 

 

 

18. Объясните почему концепция Декарта называется дуализмом? Сопоставьте ее с монизмом других учений известных вам.

 

Декарт считал душу и тело двумя независимыми и в этом смысле равноправными субстанциями. Основное свойство тела (материальной субстанции) - протяжение. Тело и материальный мир в целом - res extensa (вещь протяженная). Душа как нематериальная субстанция непротяженна. Она и вообще духовный мир - res cogitans (вещь мыслящая). Тела животных и человека Декарт рассматривал как сложные машины, повинующиеся законам механического движения.

 

Монизм в отличие от дуализма принимает за основу всего существующего одно начало, материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический монизм (Гоббс) характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. Существовал также и пантеистический монизм Спинозы, согласно которому сознание и материя суть явления лежащей в их основе единой субстанции.

 

19. В чем состоит механическая картина мира? Когда сложилось это представление? Какие учения построены на ней? Сопоставьте ее с вещественной картиной мира( по содержанию, по времени, по возникновению и пр.)

 

Становление механической картины мира связывают с именами Г. Галилея, И.Кеплера, и особенно И.Ньютона. Формирование механической картины мира потребовало нескольких столетий; практически оно завершилось лишь в середине XIX в. Механическая картина мира возникла на основе классической механики, обобщении законов движения свободно падающих тел и движения 117планет, а также создания методов количественного анализа механического движения в целом. Эту картину следует рассматривать как важную ступень в познании человеком окружающего мира. Основные ее черты. Основу механической картины мира составляет идея атомизма, т.е. все тела (твердые, жидкие, газообразные) состоят из атомов и молекул, находящихся в непрекращающемся тепловом движении. Взаимодействие тел происходит как при их непосредственном контакте (трение, силы упругости), так и на расстоянии (силы тяготения). Все пространство заполняет всепроникающий эфир – среда, в которой распространяется свет. Атомы рассматриваются как некие цельные, неделимые ”кирпичики”; сцепляясь друг с другом, они образуют молекулы и в конечном счете все тела. Природа этого сцепления не исследовалась, не было понимания сущности эфира.

 

Это представление сложилось в эпоху Возрождения. Однако еще пифагорейцы - астрономы Никетас и Экфант допускали движение Земли, а знаменитый Аристарх Самосский в III в. до н э. высказывал идеи гелиоцентризма.

 

Учения построены на ней Натурфилосо́фия.

 

Вещественная картина мира существовала в античности. Античное мировоззрение всегда и всюду выдвигает на первый план именно вещи в их непосредственной данности, именно тела в их стихийном и естественном взаимопорождении. Атомы Демокрита в этом смысле были некоторого рода вещички, миниатюрные фигурки и статуэтки. Здесь особенно подчеркивается видимость и осязаемость атомов, их пластическая фигурность и статуарность. В рамках механической картины мира сложилась дискретная (корпускулярная) модель реальности: материя – вещественная инстанция, состоящая из атомов или корпускул; атомы абсолютно прочны, неделимы, непроницаемы, обладают массой. Случайность исключается из картины мира.

 

 

 

 

20. В чем новизна эмпиризма Локка? В чем противоречивость его сенсуализама и что это за термин?

 

В учении Локка эмпиризм получил свое наиболее отчетливое выражение. А те позитивные моменты в философии Бэкона, которые связаны с ролью эксперимента и недостаточностью индуктивного метода, в его учении оказались утраченными. Тем самым Локком по сути была создана почва для субъективистского толкования опыта в философии Дж. Беркли и Д. Ю

 

Локк исходит из формулы: нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в чувствах. И эту позицию он пытается выразить наиболее четко и последовательно, прежде всего, в своей полемике с рационалистами, доказывающими возможность «врожденных идей» и «врожденных принципов». В противоположность рационалистам, Локк считает душу человека похожей на tabula rasa, т. е. чистую доску, а еще точнее «белую бумагу без каких-либо знаков и идей», на которую только опыт наносит свои письмена.

Локк различает внешний опыт, сообщающий нам о состоянии природы, и внутренний опыт, или «рефлексию», которая сообщает о нашем внутреннем мире и действиях нашего разума. Именно из внутреннего опыта, согласно Локку, люди узнают, что разум сопоставляет и соединяет те «идеи», которые доставляют ему чувства. Исходя из этого, Локк различает простые и сложные «идеи», утверждая, что сложная «идея» является комплексом простых «идей». В отличие от простых идей, которые «получены» разумом (are given), сложные идеи у Локка «сделаны» (are the workmanship).

 

Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему происхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний. Изначально, до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, но Локку,- «белая бумага без всяких знаков и идей» И поскольку чувственный опыт, согласно Локку, источник знания о материальном мире, постольку его теоретико-познавательная позиция - материалистический сенсуализм.

 

Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В этом смысле сенсуалистическое положение «Все знания проистекают из ощущений» вполне согласуется у него с положением «Все знания приобретаются из опыта». Согласно Локку, опыт имеет  два измерения: чувственное, обращенное во внешний мир, и рациональное, направленное на познавательную деятельность.

 

Локк наряду с основополагающим видом опыта - ощущением признает опыт внутренний - рефлексию, означает не измену принципу материалистического сенсуализма (или эмпиризма), а глубокое понимание того, что принцип сенсуализма - это только один из ключей к объяснению возникновения идей и знаний.

 

 

 

21. «Без глаз не было бы цветов, без уха не было бы звуков». Чье это утверждение и как называется такая философская позиция?

 

«Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков». Данное утверждение можно увидеть в теории о первичных и вторичных качествах Локка. К первичным качествам относятся такие, которые неотделимы от тела, плотность, протяженность, фигура, движение или покой и число. Вторичные качества — все остальные: цвет, звуки, запахи так далее. Он утверждает, что первичные качества находятся фактически в телах; вторичные же качества, наоборот, существуют только в восприятиях. Без глаза не было бы цветов, без уха не было бы звуков и тому подобное.

Отправным пунктом локковской теории первичных и вторичных качеств является положение материалистического сенсуализма о том, что источником знания о материальных предметах, и в том числе об их качествах, служат ощущения: «я считаю невозможным, чтобы кто-нибудь мог представить себе в телах, каким 6ы то ни было образом устроенных, какие-нибудь другие качества, по которым можно было 6ы знать о них, кроме звуков, вкусов, запахов, зрительных и осязательных качеств». Но поскольку автор «Опыта»не ограничивает сферу познания лишь чувственным отражением действительности, и постоянно обращает внимание на то, что на основе чувственного материала осуществляет свою деятельность разум. При этом подчеркивается, о «при рассмотрении идей разум считает всех их отчетливыми положительными идеями, не обращая внимания на вызывающие их причины; следование этой причины относится не к идее, она существует в разуме, а к природе вещей, шествующих вне нас. Это две совершенно разные вещи, которые нужно стараться различать.

 

22. В чем состоял субъективизм последователей Локка – философ Беркли и Юма? Дайте критику этим взглядам.

 

Оригинальными и вполне самостоятельными в философии Нового времени были учения английских мыслителей Джорджа Беркли и Дэвида Юма. Беркли и Юм жестко разграничили области объективного (внешнего, физического) и субъективного (внутреннего, духовного) и фактически сняли вопрос об их соотношении и взаимодействии. Беркли и Юм были последователями и продолжателями в новой философии этого направления и говорили, что когда мы воспринимаем какой-либо предмет, то в любом случае имеем его зрительный образ, слуховой, осязательный и т.д. Мы узнаем о наличии предмета через наши ощущения или чувства. Поэтому правильнее говорить, что перед нами – не предмет, а сумма наших ощущений или чувственных его восприятий. Ведь вне и помимо чувств мы не могли бы вообще ничего воспринимать. Предметом философии, значит, должен быть поток впечатлений, сумма восприятий, чувственный опыт, а вопрос о том, каков подлинный мир, совершенно бессмыслен, так как мы абсолютно отрезаны от него своей субъективной реальностью (суммой ощущений).

 

С одной стороны, философия Юма и Беркли актуальна и на сегодняшний день, ведь действительно наши ощущения играют огромную роль в познании, но я не могу согласится с их выводами по поводу того, что мы можем не объяснить совершающееся, а всего лишь описать свой чувственный опыт, наш ум бессилен открыть невидимые механизмы сущего, но способен только констатировать кажущееся. Поэтому знать ничего, по крупному счету, невозможно. На мой взгляд такие выводы нельзя приравнивать ко всем субъектам, ведь возможности восприятия у каждого разные. Что не подвластно уму одного человека, подвластно другому.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"