Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 19:04, контрольная работа
4.Истоки и генезис философии: социально-исторические, социально-экономические и духовные предпосылки.
5.Специфика философского знания. Содержание, метод и цель. Основной вопрос философии и его решени (Ф. Энгельс). Материализм и идеализм.
6.Проблема научности философского мировоззрения. Философия и наука: родство и различие функций.Философия и методология. Познание и нравственность.
7.Философия Древнего Востока: Китай и Индия. Основные мировоззренческие принципы и понятия. Особенности восточной медицины.
8.Античная философия: становление и этапы развития. Космоцентризм. Ранняя классика: милетская, пифагорейская, элейская и атомистическая школы. Философия Гераклита.
4.Истоки и генезис философии: социально-исторические, социально-экономические и духовные предпосылки.
5.Специфика философского знания. Содержание, метод и цель. Основной вопрос философии и его решени (Ф. Энгельс). Материализм и идеализм.
6.Проблема научности философского мировоззрения. Философия и наука: родство и различие функций.Философия и методология. Познание и нравственность.
7.Философия Древнего Востока: Китай и Индия. Основные мировоззренческие принципы и понятия. Особенности восточной медицины.
8.Античная философия: становление и этапы развития. Космоцентризм. Ранняя классика: милетская, пифагорейская, элейская и атомистическая школы. Философия Гераклита.
4. Истоки и генезис философии: социально-исторические, социально-экономические и духовные предпосылки.
Социально-экономические, политические и духовные истоки философии
Истоки философии находятся в духовной сфере жизни людей. Основные духовные источники философии - это мифология, религия и эмпирические знания (полученные путем повседневного опыта). Миф - древнейшая форма духовной культуры. В нем стихийные природные силы и способы человеческой деятельности персонифицировались в образах богов и героев. Природный мир и мир социальный не разделялись. В мифе различные представления увязывались в художественно-образную картину мира, сочетающую естественное и сверхъестественное, знание и веру. В мифах выделяется тема творения, то есть создания мира сверхъестественным существом или богом и тема развития, становления мира из первоначального хаоса или природной стихии. Значение мифологии для философии состоит в том, что был начат поиск ответа на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождении мира человека, его культурных навыков. Религия формирует сознание единства человеческого рода, развивает общечеловеческие нормы, является носительницей культурных ценностей, однако религия консервативна, выступает за полное сохранение традиций и обычаев. Религия и философия по-разному раскрывают тайны мира. Основа религиозного мировоззрения - вера в существование сверхъестественных сил, в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Философия - дело разума, она вере противопоставляет логику, догме - сомнение. Философия возникла как необходимость теоретического ответа на вопросы мироздания. Преодолевая узкие рамки обыденного сознания, философия переосмысливала накопленные эмпирические знания, мифологию, религию, формировала новое миропонимание. В переводе с древнегреческого философия - «любовь к мудрости». Считается, что первым это слово употребил Пифагор. Возникновение и развитие философии обусловлено социально-политическими и политическими факторами. - экономическое развитие в целом. Оно способствовало накоплению знаний, которые необходимо было обобщать и систематизировать. - расширение контактов на основе торговли и судоходства. Оно показывало ошибочность прежних фантастических представлений, которые заменялись реальными образами. - разрушение общинно-родовых форм связи между людьми. Оно усложняло жизнь, делало необходимым ориентироваться не на привычку, а на разум. - отделение умственного труда от физического. Оно позволило отдельным индивидам профессионально заниматься теоретизированием, философствованием. - развитие древнегреческой, особенно афинской демократии. Оно вызывало необходимость в умении говорить, убеждать, а, следовательно, и думать, мыслить.
5.Специфика философского
. Материалистическая философия
Учения К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895), завершающий этап развития немецкой классической философии. Под влиянием Фейербаха Маркс выступает в защиту гуманизма, основанного на идее свободной, универсальной творческой сущности человека. Реализации этой сущности препятствуют различные виды отчуждения: отчуждение человека от человека, от природы, от собственной "родовой" сущности, и от общества. В основе всех форм отчуждения, лежит отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях. Обратный отчуждению процесс Маркс называет процессом присвоения человеком своей подлинной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим людям. На основе концепции присвоения Маркс создает учение общественно-исторической, предметно-практической сущности человека: человеческая деятельность представляется как глобальный процесс очеловечивания мира, преобразующего природу "по мерке каждого вида", т.е. в соответствии с самими законами природы, и одновременно налагающего на природу свои характеристики, без чего она не стала бы фактором человеческого бытия. Человек не просто часть природы, по мнению Маркса, а высший продукт ее развития, природное существо особого рода. Человек - это универсально - всеобщая сила природы. Возможность эта заложена в физиологической конституции человека как организма, имеющего такие достоинства, как руки, мозг, язык и т.д. В силу этих качеств человек способен к любому роду деятельности, к овладению силами природы, превращением этих сил в свои собственные силы и способности. Реализуется это в производственной деятельности, в труде. Именно в труде проявляется специфичность бытия человека. В деятельности человека Маркс выделяет два момента: опредмечивание и распредмечивание. В ходе трудовой деятельности человек осуществляет опредмечивание, т.е. переход свойств и характеристик живого процесса деятельности субъекта в объект, в предметное воплощение. Распредмечивание - это обратный переход предметности в живой процесс, в действующую способность, это процесс освоения субъектом предметных форм культуры, а посредством их - также и природы, это освоение социального опыта человечества, превращение предметных форм в содержание внутреннего мира человека, в его собственные силы и способности, в момент живого труда. Концепция общественно-исторического, предметно-практической сущности человека изменила не только взгляд на взаимодействие человека с природой, и на отношение человека к человеку. Обмен богатствами внутреннего мира между личностями главная цель межчеловеческого общения. Тогда изменится внутренняя природа личности, появятся всесторонне развитые личности. Универсально-развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человек - таков идеал Маркса. Достижение этого идеала он связывает с ликвидацией частнособственнических отношений, преодолением социального закрепления ролей человека в системе разделения труда, формированием отношений нового типа - коммунистических. Одним из важнейших открытий, сделанных Марксом и Энгельсом называют материалистическое понимание истории, исходя из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе - и политическое устройство общества, право, мораль, религию. Таким образом - "сознание есть ничто иное как отражение и осознание людьми своего общественного бытия, способа производства материальных благ, деятельности и межчеловеческого общения".
Учение об идеологии. Идеология - это, прежде всего, "ложное сознание". Источник "ложного сознания" не в заблуждениях и ошибках людей, а в социальной действительности. Идеология, как процесс формирования "ложного сознания" протекает в том случае, когда сама действительность существует в извращенном виде. Таким образом идеология отражает действительные противоречия исторического процесса. Идеология - плод социального расслоения общества. Она возникла, когда возникли классы, имеющие свои специфические интересы и цели. Теоретической формой отражения и выражения этих интересов и целей является идеология. Классовый характер обусловливает односторонний, субъективный характер идеологических конструкций, которые выдаются за наиболее полную картину действительности. Главным фундаментным принципом философской системы Маркса и Энгельса становится принцип практики. Понятие "практика" противостоит понятию "опыт". В понятие "опыт" заложена пассивная позиция человека. Мир воздействует на человека - человек отражает это мир. Практика - это совокупная деятельность человечества по преобразованию природы, формирования социальных отношений, взаимосвязи и взаимодействия всех людей, это процесс труда в единстве социально-исторических условий его функционирования. Практика всегда носит общественный характер, она исторична. Бытие людей, практика выступают как всемирно-историческое явление. Философский аспект практики раскрывается в гносеологии. Здесь практика выступает как материально-чувственная деятельность по преобразованию предметов природы и общественных отношений. Понятие практики противостоит понятию теории как духовной, научно-теоретической деятельности. Но они могут взаимодействовать. Практика - основная движущая сила познания. Главным стимулом для развития знания служат практические потребности людей. Практика та же сфера приложения знания. Позднее знания получали из такой формы практического взаимодействия как эксперимент. Эксперимент - форма материального взаимодействия вещей, при котором они искуссвенно ставятся человеком в определенные взаимоотношения, и на их основе выявляются те или иные свойства. Цель познавательных усилий - достижение истины. Истина есть соответствие наших знаний о мире объективной действительности. Любая истина объективна, т.е. наши знания совпадают с объективной действительностью и не зависят от сознания. Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Достижима ли "абсолютная истина". Нет, т.к. мир бесконечен и неисчерпаем. Следовательно, в каких -то пределах познание мира невозможно. Энгельс решает это вопрос. Он утверждает, что никакой противоположности между явлениям и вещью в себе не существует, а существует противоречие между тем, что мы знаем и чего мы не знаем. В теории познания, следует рассуждать диалектически, т.е. рассматривать конкретно как из познания получается знание. Развитие познания - это непрекращающийся процесс движения относительных истин, которые приближаются к абсолютному знанию. Этот процесс никогда не может завершиться. Но как мы узнаем, что наши знания совпали с объективной реальностью? Из практики. Практика - критерий истины потому, что она - как материально - чувственная деятельность людей имеет качество непосредственной действительности. Она соединяет объект и действие, так проявляется истинность мысли. Введение практики в познавательный процесс позволило Марксу и Энгельсу решить вопрос о тождестве мышления и бытия, соединить теоретический и практический разум.
2.Философия и мировоззрение
Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения — мифологическое, художественное, религиозное и т.д. Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане—мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение — это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.Наконец, отметим еще один — исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия — это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства
7.Философия Древнего Востока: Китай и Индия. Основные мировоззренческие принципы и понятия. Особенности восточной медицины.
6.Проблема научности
Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения
Мировоззре́ние — понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Типы мировоззрения
Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение[1].
Мифологическое
Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
Религиозное
Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.
Философия (любовь к мудрости)
Философия – учение о абсолюте. Абсолют – учение о высших первоначалах, исходных принципах действительности, глубинной основы реальности. Философия появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции. Философия как понятие - это теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому при определении понятия философии употребляются термины - теоретическое мировоззрение, система взглядов.
Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.
Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.