Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 19:04, контрольная работа
4.Истоки и генезис философии: социально-исторические, социально-экономические и духовные предпосылки.
5.Специфика философского знания. Содержание, метод и цель. Основной вопрос философии и его решени (Ф. Энгельс). Материализм и идеализм.
6.Проблема научности философского мировоззрения. Философия и наука: родство и различие функций.Философия и методология. Познание и нравственность.
7.Философия Древнего Востока: Китай и Индия. Основные мировоззренческие принципы и понятия. Особенности восточной медицины.
8.Античная философия: становление и этапы развития. Космоцентризм. Ранняя классика: милетская, пифагорейская, элейская и атомистическая школы. Философия Гераклита.
АНАКСИМАНДР. Архэ — это апейрон:
1. Для того чтобы первовещество, архэ, обладало безграничной возможностью порождать многообразие качеств мировых предметов (вещей, живых существ и людей), оно само в себе должно быть бескачественным, ведь только нечто совершенно бескачественное способно заключать в себе возможности всех качеств сразу и не ограничиваться никакими условиями собственного качества при их порождении.
2. Но бескачественным может быть только нечто, что ни в чем не определено, ибо качество — это как раз и есть то или иное определение чего-либо.
Таким образом, главное, что можно сказать теперь об архэ, это то, что оно ни в чем не определено.
Этот вывод следует исследовать и сделать из него законные выводы.
3. Итак, если архэ ни в чем не определено, то это означает, что оно не определено и в своих границах тоже. Следовательно, законно сделать вывод, что
архэ — это нечто беспредельное, поскольку не имеет границ.
4. Если архэ ни в чем не определено, то это означает, что оно не определено ни в своем возникновении, ни в своем конце. Следовательно, законно сделать вывод, что архэ вечно, как не имеющее начала возникновения и конца существования.
5. Но если архэ вечно, то это, ведь, возможно не только по его собственной природе, но и по всем внешним ему условиям. Следовательно, законно сделать вывод, чт архэ неуничтожимо ничем внешним себе, как нечто, у которого не может быть конца.
6. Тогда мы приходим к законному выводу, что: вот это ни в чем не определённое первовещество, архэ, назовем его «апейроном» (по-гречески apeiron — беспредельное), вот этими своими главными характеристиками — своей беспредельностью, вечностью и неуничтожимостью — как раз и обеспечивает вечность, неуничтожимость и беспредельную качественность форм мира.
7. Но вещи ветшают, а животные и люди умирают. Почему же это происходит, если сам апейрон вечен и неуничтожим?
Это — плата мира за обособление от вечного и неуничтожимого апейрона, потому что вещи, животные и люди, образовавшись из апейрона, получили то, чего нет в нём самом — качественность и предел. Таким образом, они стали противоположны ему по природе и, закономерно этому, стали противоположны апейрону во всех своих свойствах: вместо вечности — смертность, вместо неуничтожимости — разрушаемость.
8. Таким образом, все вещи и
явления мира — это суть
только проявления
Всё, что имеет качество и предел становится противоположным апейрону, за что он мстит, добиваясь того, чтобы, в конце концов, все вещи исчезли, и вновь остался бы только он — единый беспредельный и бескачественный апейрон.
АНАКСИМЕН. Архэ — это воздух:
1. Все положения теоретической концепции апейрона у Анаксимандра следует принять, но, все-таки, следует отметить, что мир не абстрактен, как абстрактен апейрон.
2. Поэтому следует признать, что абстрактный апейрон Анаксимандра мог бы создать только абстрактный мир, а не этот конкретный мир, который мы знаем.
3. Следовательно, первоначало мира, обладающее всеми свойствами Анаксимандрова апейрона, все-таки должно быть не абстрактным, как апейрон, а также конкретным, как конкретен сам мир.
4. И теперь, если далее нам следует понимать, что первоначало мира — это апейрон, но конкретный, а не абстрактный апейрон, то более всего на это роль подходит воздух. Почему?
Потому что, мы оставляем идею апейрона, а качественно наиболее всего близок абстрактному апейрону воздух, так как в природе воздуха много абстрактного — он не имеет формы, границ, начала и конца, и он невидим. Но мы хотим видеть апейрон конкретным, и видим, что воздух, при всей своей абстрактности, достаточно конкретен.
И, наконец, что немаловажно, воздух, в отличие от апейрона, может оживлять природу, так как всё живое отличается тем, что дышит.
5. Таким образом, свойства воздуха, если он первовещество мира, собственно и определяют и жизнь самого мира, и жизнь, существующую в мире, поскольку:
— жизнь возможна только в присутствии воздуха;
— воздух бесконечен и никогда не убывает, и этим объясняется неуничтожимость мира.
6. Таким образом, архэ, первоначало, действительно бесконечно, но это бесконечное не абстрактно, как апейрон, а является воздухом.
Из воздуха всё образуется, воздух всё поддерживает и всем управляет, из воздуха же рождаются души людей и боги. Механизм образования вещей из архэ-воздуха очень прост: если воздух разрежается, то он превращается в огонь, а если уплотняется, то превращается в облака, ветер, камни и т. д., в зависимости от степени своего уплотнения.
После милетской школы далее по хронологии идет
ГЕРАКЛИТ
Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей: из чего состоят вещи и окружающий мир?
Представители Гераклит, философ-одиночка.
Основные достижения вывод о постоянном становлении мира, о его всеобщей изменчивости; вывод о том, что причина всеобщей и постоянной изменчивости мира (становления) — это борьба противоположностей.
Итак, ГЕРАКЛИТ. Архэ — это огонь:
1. Что можно сказать о мире? То, что:
— мир постоянно меняется, но остается одним и тем же в своей сущности;
— мир постоянно движется и постоянно остается на месте;
— всё, что в нём есть, постоянно только и делает, что исчезает, но сам мир не исчезает;
— в мире всё время что-то рождается, а что-то разрушается, и в самом этом факте нет ни единства, ни гармонии, но сам мир и един, и гармоничен;
— всё в мире превращается в свою противоположность, но сам мир в целом не становится противоположным себе.
2. Что же тогда можно сказать о том архэ, о том первовеществе, которое из себя породило вот этот мир, который мы увидели? Что же это может быть за архэ, наделившее мир такими характеристиками? Наиболее всего эти характеристики подходят для огня:
— огонь постоянно изменяется, но остается тем же самым огнем;
— огонь постоянно в движении, но никуда не уходит
— в огне всё исчезает, но сам огонь остается;
— огонь может стать больше или меньше, он может стать вообще любым, но только не может стать не гармоничным;
— всё попавшее в огонь, становится противоположным своему прежнему состоянию (твердое — мягким, жидкое — воздушным, целое — раздробленным и т. д.), но сам огонь не обращается ни во что, противоположное себе.
3. Таким образом, именно характеристики
огня подходят под идеальные
характеристики первоначала
4. Тогда, если мир произведен
огнём, то всё, что реально в
мире существует, должно, как и
огонь, постоянно изменяться, то
есть пребывать в становлении
(«Всё течет», «всё изменяется»
и «нельзя войти в одну и
ту же реку дважды» —
5. Итак, мир в своих характеристиках подобен огню, потому что порожден огнём, но мир, все-таки, не огонь.
В чём же в составе предметов или явлений мира сокрылись свойства огня, свойства его первовещества? И как они оттуда реализуются, определяя своими характеристиками общую характеристику мира?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, следует понять, что сокрытыми эти свойства огня должны быть только в чём-то, что пронизывает весь мир насквозь, потому что мир во всех своих частях именно таков, каковы свойства его первовещества, огня.
6. Так вот, эти свойства первовещества, эти свойства огня, скрываются не где-нибудь, а в противоположностях мира, потому что ничто другое не может быть столь же присуще всему миру насквозь, как противоположность.
Ведь одну и ту же характеристику свойств любого предмета или явления всегда можно определить или так, или иначе, то есть противоположно, поскольку всякая оценка всегда относительна. Например: этот человек относительно ребенка стар, но относительно старика молод; относительно одетого человека ветер тёпл, а относительно раздетого — холоден; относительно дерева камень твёрд, относительно железа мягок и т. д.
7. Итак, изменчивость огня сокрыта в противоположностях мира, но как же она, эта изменчивость, через противоположности реализуется? Рассмотрим это:
поскольку, как мы поняли, всякое определение относительно и всегда может быть или тем, или другим, то есть противоположным, то, следовательно, внутренние свойства вещей и явлений всегда содержат в себе и то, и другое, то есть содержат в себе противоположные определения.
А если внутри всего в мире всегда живут противоположности, то во всём, что есть в мире, всегда есть конфликт.
8. В чем же выражается этот
конфликт? Этот конфликт есть
не что иное, как борьба противоположностей
между собой. В чем же выражается
эта борьба? Эта борьба выражается
в том, что одна противоположность
пытается возобладать над
Как мы уже поняли — это происходит постоянно, всегда и везде внутри всего, что есть в мире. А если говорить о внешних изменениях мира, то это есть не что иное, как постоянный процесс перехода предмета или явления из одной своей противоположности в другую.
9. Следовательно, изменение, как таковое вообще и в принципе — это ни что иное, как переход чего-то из одной своей противоположности в другую.
Других причин к изменению в мире просто нет.
10. Таким образом, то вечное становление
мира, та его постоянная
11. Таким образом, первоначальной стихией мира является огонь, который подчинен вселенскому разуму, Логосу, и отсюда проистекает разумность всего мира.
Сам же мир находится в постоянной изменчивости (в становлении), потому что в нем борются противоположности.
ШКОЛА ПИФАГОРЕЙЦЕВ
Основная изучаемая проблема первоначало всех вещей; из чего произрастает гармония мира?
Представители мощное религиозное движение, община, ученая каста, орден со сложными ритуалами и строгой системой посвящения. Полный покров тайны над обрядами и положениями для чужих, и такая же закрытость особо важных тайн даже от множества своих. Элита ордена — математики. Основатель — Пифагор, математик, астроном и духовный наставник многих ученых того времени.
Основные достижения первое формулирование математики, как способа описания бытия; попытка разработать концепцию универсального применения числа к познанию мира.
ПИФАГОРЕЙЦЫ. Архэ — это число:
1. Следует признать, что первовещество, архэ, если мы хотим его отыскать, изучить и познать, должно для нас проявиться только в каком-либо обязательно универсальном признаке мира, потому что архэ создаёт мир универсально из себя.
2. Итак, что же такого универсального видит человек в мире, когда изучает или познает его?
Универсально, то есть всегда и везде, человек видит возможность измерить любое явление мира. Таким образом, изучить и познать какое-либо явление в мире в универсальном смысле — это, прежде всего, измерить его.
Это универсальное познавательное действие, измерение — есть не только действие по сложившейся возможности, это есть непосредственно первое и необходимое познание той или иной вещи, того или иного явления, ибо через измерения мы даем этим вещам и явлениям качественные определения, которые проявляют для нас то, что они есть по своему существу.
3. Таким образом, весь мир во
всех его частях можно
Следовательно, общее для всего мира, что содержится в каждой его части — это число, и поэтому число должно считаться началом всех вещей, первоначалом мира, архэ.
4. Но обратим внимание, что число
является также и первоначалом
всего в математике, и, следовательно,
мир и математика имеют одну
общую структуру — арифметико-
5. А что же такое математика в универсальном смысле? В универсальном смысле математика — это есть числовые закономерности.
Из этого следует признать, что, если мир и математика структуроподобны, то в мире царят математические законы, которые суть даже не законы математики, а вообще законы существования универсального первоначала мира — числа.
6. При практическом рассмотрении
явлений мира следует признать,
что эта мысль справедлива, ведь
к закономерностям числовой
Числовые закономерности проявляются во всех предметных вещах, и, таким образом, весь видимый мир является лишь внешним образом некоей внутренней структуры числовых законов.
Мир, следовательно, потому и является таким точным, упорядоченным и закономерным, что в нем проявляется действие главного закона любой числовой структуры — выражать свои внутренние, точные порядки и закономерности, независимо от каких-либо внешних факторов, или от чьего-либо произвола
7. Следовательно, всё, что имеет
в мире точное внутреннее
И мы видим, что даже то, что нельзя увидеть или услышать, даже то, что невозможно измерить и выразить числом, даже это имеет своё точное внутреннее значение, независимое от внешнего постороннего желания, например — нормы поведения и морали. Таким образом, даже нормы поведения и мораль этого мира выражают собой и проявляют в себе закономерности какой-то числовой структуры.
Следовательно, начала всех вещей не в огне, не в воде, не в земле или воздухе, или в чем-то там ещё другом, а в числе, и число определяет не только предметный мир вещей, но и духовные процессы этого мира.