Контрольная работа по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 19:04, контрольная работа

Краткое описание

4.Истоки и генезис философии: социально-исторические, социально-экономические и духовные предпосылки.
5.Специфика философского знания. Содержание, метод и цель. Основной вопрос философии и его решени (Ф. Энгельс). Материализм и идеализм.
6.Проблема научности философского мировоззрения. Философия и наука: родство и различие функций.Философия и методология. Познание и нравственность.
7.Философия Древнего Востока: Китай и Индия. Основные мировоззренческие принципы и понятия. Особенности восточной медицины.
8.Античная философия: становление и этапы развития. Космоцентризм. Ранняя классика: милетская, пифагорейская, элейская и атомистическая школы. Философия Гераклита.

Вложенные файлы: 1 файл

4.docx

— 77.45 Кб (Скачать файл)

Следовательно, если знания появляются, то они появляются из ответов, так как в вопросах их еще не было.

3. Таким образом, вопросы только  помогают «рождению» знания, но  сами не являются его источником, потому что его источником являются ответы.

Следовательно, если Сократ задает вопросы, то не он источник знания, а тот, кто дает Сократу на них ответы.

Метод собеседования, во время которого Сократ задавал собеседнику вопросы, помогающие рождению знания, он называл майевтикой («повивальным искусством»). Метод майевтики Сократа базируется на следующих принципах:

1. Если не вопрос, а ответ является  положительным утверждением, то  задача мудреца состоит в том, чтобы помочь человеку открыть  истину с помощью специально  поставленных вопросов. Таким образом, вопросы есть некий путь постепенного  раскрытия истины.

2. Специальное логическое построение  этого пути должно приводить  к тому, чтобы мысль собеседника  развивалась не беспорядочно, а  строго в направлении все более  объемного и всё более усложняющегося раскрытия истины.

3. Однако открытию новой истины  всегда будет мешать даже не  сложность или объемность её  раскрытия, а инерция общепринятых  мнений, массовая привычка людей  думать о чем-то обязательно  предопределенным образом, и считать это окончательной истиной.

Поэтому сомнение в истинности общепринятого мнения невозможно зародить только в доводах рассудка. Здесь нужна ещё и эмоциональная встряска, для чего следует обязательно применять иронию (так называемую «иронию Сократа»), с помощью которой признанные атрибуты общественного сознания становились бы не просто логически сомнительными для собеседника, но и нелепыми, и даже смешными по своей сути.

4. Однако зародить в человеке  сомнение, расшатать его убеждения, это не самоцель, а лишь первый  успех. Сомнение — это лишь  новый этап состояния собеседника, начиная с которого должна  начаться основная атака на  его мнимое знание. Для этого  все дальнейшие вопросы должны  окончательно и прямо раскрыть  собеседнику логическую противоречивость  того, в чём он уже и так  засомневался, и что для него  уже и так потеряло свой блеск важного авторитета.

5. После этого следует понимать, что изобличение мнимости привычного  знания должно произвести беспокойство  ума собеседника, которое приведет  его к побуждению на поиск  новой истины, чем надо воспользоваться  и направить его на открытие этой истины.

6. Новую истину следует открыть  ему не декларативно, навязывая  как новый важный авторитет, а  подвести его к ней через  его внутреннюю и глубоко логическую  убежденность в её достоверности.

 

В итоге применения этих методов Сократ прослыл тем, что вскрывал глупость там, что доселе считалось общепризнанной мудростью, находил абсурд в том, в чём ранее все видели только смысл, видел то, что большинство не замечает и т. д. В конце концов он был ложно обвинен завистниками в вольнодумстве и в развращении юношества новыми ложными идеями и богами, судим и приговорен к смерти. Смертный приговор Сократ встретил со спокойным мужеством и отказался от предоставленной ему возможности побега, ибо это означало бы опровержение всей его моральной философии.

ПЛАТОН.

Платон является основателем объективного идеализма в философии и европейского стиля мышления в целом. Главным достижением Платоновской философии считается учение об эйдосах, идеях. Это учение содержит в себе следующие основные положения:

1. Чувственный мир вещей не  может быть подлинным бытием (реальностью), потому что он постоянно становится (изменяется) и никогда не есть  то, что он был мгновение назад. А если он всегда не то, что  он был ранее, и каждое мгновение  он уже становится не тем, что  он есть сейчас, то он и не  то, и не это и не другое, и вообще не имеет никакого  определения, потому что никогда  не может быть равным (тождественным) самому себе. Подлинным бытием  может быть только нечто неизменное, и равное (тождественное) себе, о  котором всегда с определенностью  можно сказать, что оно есть  то, что оно есть сейчас, было  всегда и будет всегда.

2. Мир чувственно воспринимаемых  вещей не есть подлинная реальность  также и потому, что любая вещь  находится в физическом пространстве, состоит из частей, может на  них разлагаться, и поэтому обречена  на изменение и гибель. А то, что рано или поздно погибнет, того уже нет сейчас по смыслу  всего этого, и, следовательно, несмотря  на то, что оно физически есть, оно не подлинно, поскольку по  окончательному факту его уже нет.

3. Мир чувственно воспринимаемых  вещей не может быть подлинной  реальностью также потому, что  он множественен, а подлинная  реальность может быть только  единичной, так как только единичное  не изменяется и, как неизменное, поэтому, всегда тождественно себе самому и вечно.

4. В мире чувственных вещей, таким  образом, нет ничего от подлинной  реальности, но поскольку этот  мир подлинно существует, то он  берет эту подлинность, насыщается  этой подлинностью откуда-то извне  себя, от какой-то истинной реальности, вечной, неизменной и единичной.

5. Таким образом, есть некая подлинная  реальность, которая является определяющим  началом по отношению к вещественному  миру и наделяет его подлинностью  из себя, то есть, делает мир  реальностью. Но эта подлинная  реальность не есть сам этот  мир, или нечто, сходное по характеристикам  с этим миром. Ибо, чтобы являться  подлинным, она должна быть явлением  нематериальным, бестелесным, находиться  вне физического пространства, не  разлагаться на части, не распадаться, и, таким образом, быть бессмертной  и неуничтожимой, что только и есть подлинность.

6. Нематериальное подлинное бытие, которое является источником  реальности материальных вещей, должно быть, как сказано выше, единичным, но мир вещей и явлений  множественен. Само собой разумеется, что нечто единичное может  определять наличие только единичного. И как же тогда единичное  подлинное бытие определяет наличие  множества вещей и явлений в этом мире?

Вследствие возникновения этого вопроса, следует предположить, что единичность подлинной реальности является составной, собранной из множества единичных, неизменных и подлинно реальных бестелесных образований, каждое из которых самостоятельно определяет наличие в предметном мире соответствующих себе вещей или явлений.

7. Следовательно, каждому классу (группе) чувственных предметов и явлений  этого не истинного мира, в  мире истинном, в мире идеальном  соответствует некоторый «эталон», «вид» или «идея».

 

Таким образом, подлинный, истинно-реальный нематериальный мир состоит из бестелесных, неизменных и вечных образований, эйдосов, идей, через которые материя получает своё бытие, свою форму и своё качество.

8. Таким образом, материя существует  оттого, что подражает миру идей  и приобщается к нему. Сама  же материя без идей не имеет ни формы, ни качества.

Поэтому чувственно воспринимаемые вещи обязаны своим существованием только приобщением к идеям. Но в этом приобщении вещи не могут брать от идей всё их совершенство, поскольку являясь миром вещей, они не истинны, а поэтому они — бледные, несовершенные копии этих идей.

9. Мир идей организован иерархично  и таким образом, что на вершине  его иерархии находится самая  главная идея Блага. «Место над  небесами» где находится подлинная  нематериальная реальность, мир идей, называется Гиперуранией.

10. Бессмертная душа человека  часто улетает в мир идей, запоминает  там всё, что увидит, а затем  вселяется обратно в человека, которому, если он ищет истинного  знания, остается только вспомнить, что душа там видела.

Отношение между миром идей и миром вещей хорошо проясняется у Платона образом пещеры. Философ сравнивает людей, верящих в реальность и подлинность чувственной картины материального мира, с узниками подземелья. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, по этой причине они не могут обернуться ко входу, и взоры их обращены вглубь пещеры. За спиной у этих людей сияющее солнце, лучи которого проникают в подземелье через широкий просвет во всю его длину и освещают стену, в которую как раз и упираются взоры узников. Между источником света и узниками проходит дорога, по которой за ширмой двигаются люди, держа над ширмой различную утварь, статуэтки и другие предметы. Узники пещеры не в состоянии видеть ничего, кроме теней, отбрасываемых «дорогой жизни» на стену их мрачного обиталища. Однако они полагают, что эти тени — это единственная подлинная реальность, что, кроме их пещеры, слабого света и бледных теней в ней, ничего больше в мире нет. Они не верят тому из них, кто, сумев вырваться из подземелья, и увидев реальные вещи, возвращается к ним и говорит им о мире за пределами пещеры. Так и все люди — они живут среди теней, в призрачном, нереальном мире. Но есть другой — истинный мир, и люди могут увидеть его очами разума. Человек, вырвавшийся из пещеры и рассказывающий людям об истинном мире — это и есть философ. Нести людям весть о подлинном мире есть истинное предназначение философии.

АРИСТОТЕЛЬ.

Аристотель — великий древнегреческий философ и ученый, создатель науки логики, основатель физики, психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Самый универсальный ум античности. Философия Аристотеля является специально предпринятым им обобщением и логическим переосмыслением всей предшествующей греческой философии.

В своём учении о материи и форме Аристотель пытается ответить на вопрос «почему существуют вещи?»:

1. Основой бытия вещей являются четыре причины:

— первая причина — это сущность, смысл бытия, то есть то, благодаря чему каждая вещь такова, какова она есть (потому что мир не являет собой бессмысленно меняющейся картины, а проявляет осмысленную гармонию отношений);

— вторая причина — это материя (потому что материя составляет из себя всё, из чего состоит мир, не было бы материи, не было бы и мира);

— третья причина — это движущая причина (мир находится в постоянном движении и должно существовать нечто, что производит это движение);

— четвертая причина — это цель (то, ради чего всё в мире осуществляется, ибо бесцельное не может быть осмысленным и гармоничным).

 

2. Вещи существуют всегда из  какой-то материи. Сама материя  аморфна и бессмысленна, но вещи  состоят из неё, и, следовательно, в материи есть потенциальная  предпосылка к существованию вещей. Таким образом, материя есть то, из чего могут сложиться вещи, материя есть некоторая возможность бытия вещей.

3. Вещи существуют всегда в  некоей форме, следовательно, существование  вещей получает действительную  возможность к бытию через некую форму. Таким образом, если материя есть некоторая возможность бытия вещи, то форма есть способ осуществления этой возможности в действительности.

4. Таким образом, если материя  аморфна, то действительное существование  вещей в ней возможно, но ещё не наступило.

А если в материи возникла форма, то в ней реализовалась действительная возможность бытия какой-то вещи.

Поскольку в самой материи формы нет, и она приходит в материю извне вместе с действительным бытием вещи, то, следует признать, что хотя вещь и материальна, но её форма, как способ овеществления вещи — нематериальна. Следовательно, без нематериальной формы никакого действительного существования материальной вещи нет и быть не может. Таким образом, материя — есть потенциальная возможность существования вещей, а нематериальная форма — есть актуальная, действительная сила их существования.

Таким образом, форма есть олицетворение первой причины существования вещей — сущности бытия, то есть некоей причины того, почему каждая вещь именно такая, а не другая.

5. Итак, в таком случае, каждая  реально существующая вещь является  соединением пассивной материи  и активной формы. А в этом  случае, если активным элементом вещей является форма, то и движущая причина, как некая причинная активность мира, содержится только в активной форме.

6. Но, поскольку именно движение  ведет к цели, то форма, если  она содержит в себе движущую  причину, содержит в себе также и цель становления вещи.

Таким образом, форма есть и начало бытия вещи, и способ бытия вещи, и цель процесса становления вещи.

Следовательно, нематериальная форма материально организует каждую вещь, определяет целесообразность ее вида, качества и руководит процессами её жизни.

7. Если форма дает материи  начало движения, а сама форма  нематериальна, то между материей  и формой необходимо некое  передаточное звено, которое приняло  бы в себя движение от нематериальной  формы и передало бы его материальной материи.

Этим промежуточным звеном между нематериальной формой и чувственно материальной материей является так называемая первая материя.

Первая материя — это первичная материя, которая не может характеризоваться ни одной из категорий, которыми определяются реальные состояния обычной материи, данной нам в чувственном опыте этого мира потому что:

это промежуточное звено, эта первая материя, должна быть материальной, чтобы передавать физическое движение в чувственную материю, но при этом её материальность должна быть наипростейшей, минимально определенной физически, чтобы она могла взаимодействовать с нематериальной формой.

8. Таким образом, решается вопрос  о первоэлементах чувственной  материи — они составляют собой  наипростейшие физические определения первой материи.

Таково значение и таково происхождение первоэлементов — они содержат в себе качественные возможности чувственной материи, являясь, одновременно с этим, наипростейшими физическими определениями первой материи.

Итак, по Аристотелю, наипростейшие определения первой материи являются одновременно четырьмя основными элементами чувственного мира, и представляют собой: огонь, воздух, воду и землю.

9. Таким образом:

— активная нематериальная форма содержит в себе начало бытия вещи, её вид, качество и саму цель её бытия;

— активная нематериальная форма проникает в первую материю, возбуждает там её наипростейшие качественные определенности, и транспортирует в пассивную чувственную материю идею образа, качества и становления вещи, то есть передает через первую материю в чувственную материю способы бытия какой-то вещи, её движение и цель её бытия.

10. Однако у каждой вещи есть  своя собственная цель, своё движение  и свой собственный способ  бытия. Чем же, в таком случае, объяснить гармоничность всего мира?

Гармоничность всего мира объясняется тем, что все формы каждой вещи содержат в себе свою частную цель, своё частное движение и свой частный способ бытия, смысл и вид которых в каждом отдельном случае предопределен смыслом и видом какой-то общей цели бытия всех вещей.

Информация о работе Контрольная работа по «Философии»