Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:53, контрольная работа
Споры о природе человека имеют многовековую историю. Вопрос о том, что есть человек, какова его природа и сущность, чем он отличается от других живых существ, одновременно и прост, и сложен. Научное представление о человеке предполагает характеристики его анатомии, физиологии и других черт, которые могут быть выражены физико-химическими и биологическими понятиями. Существуют, конечно же, и различные философские концепции о природе и сущности человека. Различия во мнениях говорят о том, что ответ на вопрос, что же такое человек – не прост.
Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе — других.
еловек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».
Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Сравните, например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий чертами личности. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек.
Таким образом, понятие «личность» неразрывно связано с понятием «общество».
2. Человек в системе социальных связей
Человеческие существа всюду и всегда живут в ассоциации друг с другом. Каждый из нас принадлежит к тем или иным социальным группам — таким как семья, производственный коллектив, возрастная, половая, профессиональная, этническая и др. группы.
Социальная группа — это устойчивая совокупность индивидов. Для совместных действий в социальной группе необходимы разделение труда и координация деятельности.
Во всех групповых действиях различные участники выполняют определенные функции. Все участники взаимозависимы в противном случае социальное единство разрушается.
Гибкая координация внутри группы обеспечивает высокую степень ее приспособляемости к особенностям момента и переменам, происходящим с изменением ситуации. Как бы ни отличались одна от другой человеческие группы, в любой из них люди, преследуя свои собственные цели, вынуждены учитывать интересы других людей. Каждой группе присущ некоторый шаблон деятельности, который проявляется в согласованных действиях. У членов группы вырабатываются шаблонные представления, которые являются групповыми нормами. Любая группа, которая существует достаточно длительное время, вырабатывает систему норм. Эти нормы лежат в основе культуры данной группы. Люди с общим культурным прошлым легко кооперируются между собой, и координация внутри группы основывается на самоконтроле.
Взаимодействие между людьми устанавливается потому, что люди в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей зависят друг от друга. Благодаря разделению труда внутри группы каждый человек исполняет определенные социальные функции, которые связаны с выполнением специализированного рода занятий в данном социальном взаимодействии, функция связана с деятельностью, последствия которой важны для общества. Если эти последствия направлены против общества, то имеет место дисфункция.
При выполнении конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека накладываются определенные обязанности — функциональные обязанности. При этом он наделяется правами по отношению к другим участникам группы, которые обязаны что-то делать ради него. То, что составляет право для одного партнера, является обязанностью для другого.
Функции индивида и вытекающие из них обязанности и права определяют социальный статус. В статусе фиксируется определенный набор функций, которые выполняет человек, живя в данном обществе.
Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей и соответственно имеет множество статусов. Обычно выделяют три уровня социальных статусов.
Особую роль играют генеральные статусы, составляющие фундамент статусной позиции личности. Генеральные статусы носят всеобщий характер, который касается всех людей. Например, землянин, человек, гражданин данного государства и т.д.
Статус, приобретенный от рождения, называют предписанным. Это национальность, социальное происхождение, пол, место рождения и т.д.
Другие статусы личность достигает, приобретает в процессе социализации. Это статусы приобретенные, достигнутые. Например, родитель, супруг, пианист, поэт, инженер, шофер, профессор и т.д.
Статусы могут быть формальными и неформальными. Например, директор завода (формальный лидер), лидер компании друзей (неформальный).
Множественность статусов не означает их равнозначности. Среди главных статусов выделяются статусы, определяющие человека социально. К ним относится прежде всего профессиональный статус. В качестве главных обычно большое значение имеют статусы, связанные с имущественным положением, этническими, половыми и возрастными признаками. Принятая в обществе иерархия статусов лежит в основе социальной стратификации данного общества.
Престиж функций, закрепленных за данным статусом, отражает иерархию ценностей, принятых в культуре и общественном мнении данного общества. В обществах бюрократизированных, где роль государства непомерно высока, статус начальника, руководителя необоснованно завышен, а статус ученого, врача, учителя занижен. В таких обществах утрачено равновесие статусов. Наличие необоснованно высокого престижа статуса означает наличие серьезного социального неравенства.
В соответствии со своим статусом человек играет в обществе определенную социальную роль. Это понятие стало центральным в социологии.
Один из основоположников ролевой теории Р.Линтон определил социальную роль как ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом. Если статус — это сами функции, права и обязанности, то социальная роль — это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль дает достаточно полную характеристику поведения личности. Социальная роль включает норму поведения личности определенного статуса. В рамках социальной роли происходит преломление нравственных ценностей, норм и мотивов поведения в соответствии со специфическими требованиями, стандартами, необходимыми для той или иной функции.
Социальная роль —
это определенный шаблон поведения,
принятый в данном обществе, целесообразный
для людей определенного
Социальная роль предъявляет личности определенные стандартные требования, с ее участием в системе регулярных социальных взаимодействий.. Тем самым гарантируется участие людей в функционировании определенного социального института. Социальная роль подключает личность к сложным социальным образованиям. Личность играет социальную роль, исполняя обязанности, налагаемые ролью, и осуществляя свои права по отношению к другим. Принятие роли — важное условие ее исполнения. Выполнение роли требует организации поведения в соответствии с групповыми нормами. Принятие роли требует, чтобы каждое действующее лицо вообразило, как оно само выглядит с точки зрения другого человека.
Упорядоченность повседневной
жизни обусловлена тем, что каждый
человек последовательно
Кооперация может протекать
без помех, когда роли четко распределены
между участниками и
Позитивные санкции связаны с почестями, награждениями, поощрениями, негативные — с наказанием в различных формах: от открытого осуждения, презрения до тюремного заключения или даже смерти. Поведение каждого участника социальной группы ограничено, оно находится под социальным контролем, который осуществляется в различных формах, начиная от общественного мнения и кончая репрессиями.
Любая социальная группа стремится, чтобы личность вела себя более или менее идентично принятым в данном обществе нормам и ожиданиям. Пользуясь преимуществами, которые предоставляет группа, индивид должен платить солидарностью. Личность точно реагирует на требования, стандарты, принятые в обществе, при этом большое значение имеет социокультурная определенность этих стандартов.
Общество располагает мощными механизмами, определяющими ролевое поведение личности. Как при этом личность сохраняет свою автономию? Безусловно, в отношении общество-личность кроется немало противоречий, которые могут порождать многочисленные конфликты. Весьма распространенными являются конфликты, вызванные различиями в трактовке социальной роли личностью и обществом. Во многих случаях личность осознанно не принимает определенные стандарты поведения, поддерживаемые обществом, государством. Этот конфликт лежит в основе диссидентства, оппозиционных движений и т.д.
Ориентация на две противоречащие друг другу роли ведет к внутренней борьбе личности, ее раздвоению, ослаблению здоровья и т.д. Конфликт ролей непосредственно выступает как борьба мотивов. В конфликте ролей берет верх более предпочтительный для личности мотив. Нередко личность оказывается в тисках социальных ролей, теряя свою автономию, индивидуальность. Таким образом, конфликт социальных ролей может быть внутриролевым и межродовым.
При конфликте ролей выбор остается за личностью, он зависит от личностных приоритетов и доминирующих ценностей. Личность почти всегда находится в напряженном поиске выбора из тех условий, которые предоставляются обществом. В зависимости от своих убеждений, воли, характера, уровня культуры, интеллекта, профессионализма в рамках предложенных обществом обстоятельств личность творит свою судьбу.
Поскольку в современном экономическом пространстве все большее значение приобретает групповой аспект деятельности экономических субъектов, от слаженных и скоординированных усилий на всех уровнях которых зависит и успех деятельности, то представляется необходимым изучение экономистами социальных связей, действий и взаимодействий между индивидами и группами, а также групповой динамики.
Осознание ребенком своего «Я» происходит в период первой стадии социализации до 6-7 лет. Вторая стадия социализации связана с периодом обучения. В школьном возрасте дети, подростки, юноши и девушки последовательно обучаются разным дисциплинам. Происходит их физическое, социально-психологическое и интеллектуальное развитие. К концу 10-летней учебы юноши и девушки получают такое умственное и физическое развитие, которое считается в обществе достаточным для начала самостоятельной трудовой жизни или для дальнейшей учебы, связанной с приобретением профессии.
Значительную роль в деле становления личности в молодости играют, помимо учебных, еще и трудовые, армейские, спортивные коллективы, в них происходит формирование и апробация многих социальных качеств личности, необходимых для полноценной общественной жизни людей.
На третьей стадии социализации, охватывающей период социальной зрелости, процесс овладения социальным опытом не прекращается. Человек овладевает ролями подчиненного или руководителя, отца или матери и т.д. В этот период он исполняет роль и организатора . процесса социализации для подрастающего поколения. Процесс самообучения личности в зрелом возрасте соседствует с реализацией его роли как воспитателя, наставника, руководителя. Существенным социализующим фактором, воздействующим на молодежь, является влияние тех образцов поведения, которые демонстрируют люди зрелого возраста.
На четвертой стадии — в период завершения жизненного цикла — процесс социализации хотя и замедляется, но совсем не прекращается. Люди и в пожилом возрасте не выключены из процесса социализации хотя бы потому, что им приходится овладевать новыми ролями — пенсионера, бабушки, дедушки.
На всех стадиях социализации в качестве средств выступают: межличностное общение, телевидение, радио, литература, кино, периодическая печать. Качество информации, идущей к личности от средств массовой информации, способно существенно повлиять на представления индивида о себе, окружающих и о мире, в котором он живет. Чрезмерное увлечение показом по телевидению сцен насилия, жестокости, бесчеловечности особенно пагубно влияет на неокрепшую духом молодежь. При этом ей могут прививаться вредные для общества склонности и привычки, неуважительное отношение к людям, пренебрежение к гражданским обязанностям, к государству и его руководителям.
Основным критерием успешности действия механизмов социализации в обществе является качество подготовки индивидов к исполнению предназначенных им социальных ролей, характер и степень их включенности в систему общественных отношений. Показателями социализированности людей, соответствующих этому критерию, являются социальные качества членов общества. К их числу принадлежат: трудолюбие, гуманность, справедливость, честность, компетентность, деловитость, предприимчивость, инициативность, ответственность и другие. В этих и других социальных качествах реализуются социальные ожидания, связанные с надеждами окружающих людей на то, что отдельная личность будет следовать адресуемым ей обществом требованиям.