Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:53, контрольная работа

Краткое описание

Споры о природе человека имеют многовековую историю. Вопрос о том, что есть человек, какова его природа и сущность, чем он отличается от других живых существ, одновременно и прост, и сложен. Научное представление о человеке предполагает характеристики его анатомии, физиологии и других черт, которые могут быть выражены физико-химическими и биологическими понятиями. Существуют, конечно же, и различные философские концепции о природе и сущности человека. Различия во мнениях говорят о том, что ответ на вопрос, что же такое человек – не прост.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по философии.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

Неуспех процесса социализации может быть следствием происходящих в обществе , событий, влияющих на качество адресуемого людям знания о требованиях  к поведению человека. Негативные явления в социально-экономической, общественно-политической, нравственной, религиозной и эстетической жизни могут деформировать содержание адресуемых личности требований, тормозить протекание процесса их усвоения, снижать действенность механизмов социализации и адаптации. Это может выражаться не только в замедлении социализации, но и в формировании у людей таких установок и качеств, которые противоположны желательным для общества.

Процессы социализации в пораженных кризисом обществах  порождают у значительной части  населения наряду с позитивными социальными качествами и умениями такие отрицательные качества, как иждивенчество, лень, рвачество, очковтирательство, недисциплинированность, неуважительность к закону и т.п. В неблагополучном обществе может наступить такой момент, когда масса людей, обладающих негативными социальными качествами и нигилистическими установками, приобретенными в ходе социализации, в состоянии стать преобладающей. Это грозит обществу серьезными потрясениями.

Для того, чтобы избежать общественных катаклизмов, порожденных неудовлетворительным действием механизмов социализации, обществу необходимы радикальные меры по их позитивному преобразованию. Причем осуществление таких преобразований в сфере социализации возможно лишь при значительном изменении механизмов социализации людей и при существенном преобразовании факторов, обусловливающих этот процесс. Направленность этих изменений должна соответствовать реальным потребностям и интересам большинства членов общества.

В наши дни система  социализации не может действовать эффективно, не опираясь на организационные мероприятия со стороны государства. В условиях современности система социализации людей может эффективно действовать только в том случае, если структуры, контролирующие процесс воспитания людей, получают адекватную информацию о позитивных и негативных явлениях в сфере социализации и принимают взвешенные решения, направленные на оптимизацию положения дел в ней. При этом важно четко и последовательно реализовывать такие решения на практике.

Наиболее существенным компонентом процесса социализации является усвоение о требованиях к деятельности, связанной с жизнеобеспечением людей. Эти требования выступают в качестве регуляторов общественно значимой и жизненно важной деятельности. Они представляют собой систему предписаний, выступающую в виде образцов, упорядочивающих человеческое поведение. Требования содержат в себе не только сведения о должном поведении, определяющие выбор линии поведения, но и являются критериями оценки поступков. Эти регуляторы делятся на нормы, принципы и идеалы. Среди них наиболее часто применяемыми являются нормы, выступающие моделями должного поведения людей.

Особенностью социальных норм является то, что они выступают  шаблонами будущей деятельности, но эти шаблоны складываются на базе прошлой деятельности. Возможное несовершенство последней в состоянии наложить отпечаток на содержание социальных норм. Однако оценка последствий реализации норм помогает вскрыть их недостатки и открывает возможность для корректирования их содержания и приведения его в соответствие с запросами практики.

     Надо заметить, что масштабы влияния людей  на содержание норм далеко  не всегда являются неограниченными.  Содержание их должно обладать  известной стабильностью для  обеспечения необходимого единообразия  деятельности, без которого трудно достичь соразмерности ее результатов и обеспечить успешность сотрудничества людей. Чем объемнее социальная общность, принимающая норму к исполнению, и чем шире практика ее применения, тем значительнее у нормы социальная база для развития ее содержания.

Нормы как феномены социальной регуляции  возникают как стихийно, так и  устанавливаются людьми сознательно. Они в состоянии выступать  не только в качестве средств формализации и упорядочивания деятельности, но и могут стать условием деструктивной или инновационной деятельности, т.е. побуждать людей преобразовывать старое и творить новое.

При необходимости социальные нормы  выражаются с помощью нормативов, которые представляют собой расчетную  величину затрат и ресурсов потребления  и распределения. Установление нормативов способствует получению заранее заданного конечного результата деятельности. Запечатлеваясь в нормативах, нормы выступают и как средства регулирования, упорядочения, и как основа планирования, прогнозирования и проектирования деятельности людей.

Таким образом, под социальной нормой следует понимать признанный людьми за необходимый способ осуществления  определенной деятельности, способ бытия  тех или иных явлений окружающего мира, функционирования систем.

Рассмотрение экономических отношений и процессов с различных точек зрения для составления объективного представления о происходящем в экономической сфере осуществляется в результате фиксации тех посылок, которые лежат в основании причинно-следственных взаимосвязей между экономическими субъектами, которые рассматриваются в социологическом аспекте как социальное поведение, социальный обмен и сравнение, как механизм социальных

В качестве структурных элементов  любых социальных норм выступают  гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза содержит в себе сведения о том, кому и при каких • обстоятельствах адресуется норма. Диспозиция представляет формулировку самого требования к деятельности человека. Санкция заключает в себе информацию о поощрении или наказании за соблюдение или нарушение нормы.

Сущность социальных норм проявляется  не только в их структуре, но и в  функциях. К числу функций социальных норм относят: регулятивную, отражательную, информационную, организационную, ценностно-ориентирующую, стимулирующую. При этом регулятивная функция норм обнаруживается в их способности иметь значение императивов, фиксирующих порядок осуществления тех или иных человеческих действий. Отражательная функция показывает, что содержание норм является результатом познания человеком окружающего мира и оценки его в терминах нормы и патологии. Информационная функция выражает способность норм быть носителями сведений о порядке отношения человека к миру и другим людям. Организационная функция демонстрирует способность норм быть моделями отношения людей к окружающей действительности. Ценностно-ориентирующая функция проявляется в способности нормы, будучи усвоенной, быть средством ориентации в мире ценностей. Стимулирующая функция заключается в возможности усвоенных человеком норм побуждать его действовать в соответствии с представлениями о долге.

Следует иметь в виду, что разные социальные нормы различаются по назначению и содержанию. Их делят  на организационно-технические, технологические, политические, правовые, моральные, эстетические и религиозные. Совокупности названных норм включают в себя нормы, регулирующие возникновение, развитие, упорядочение и отмирание определенных видов человеческой деятельности.

Помимо норм в регуляции поведения  людей участвуют принципы и идеалы. Первые представляют собой требования обобщающего характера, опосредующие цели и стратегию человеческой деятельности. Вторые очерчивают сферу желательного и образцы совершенного, не ставшие еще общедоступными. В механизмах регуляции человеческой деятельности нормы, принципы и идеалы взаимодействуют, что обеспечивает максимальную эффективность функционирования нормативной системы общества.

Необходимость применения социальных требований в регуляции поведения  людей возникает повсюду, где  возможны такие воздействия на нее, которые бы могли существенно повлиять на количество и качество желаемых результатов. Многообразие требований позволяет регулировать и контролировать самые разные процессы. Осуществление контроля означает проверку соответствия действия и его результата норме со стороны субъекта действия или других людей, а также систем, организующих его деятельность. Основной процесс контроля содержит три компонента: а) установление норм; б) сопоставление фактической деятельности с принятыми нормами; в) коррекция отклонений от норм.

Эффективность контроля зависит от ряда условий. К ним относят: понимание человеком своих обязанностей, основывающееся на их освоенности; обладание способностью распознавать ситуацию, в которой уместно применение норм; наличие у действующей личности потребностей следовать нормам; обладание способностями и возможностями, обеспечивающими желательную реализацию норм на практике.

Контроль принято делить на сплошной, выборочный и смешанный, а также  на постоянный и временный. Он может  быть внешним и внутренним. Внутренний контроль часто выступает как самоконтроль, представляющий собой способность людей оценивать и корректировать свое поведение в соответствии с нормами. В повседневной практике контроль и самоконтроль выступают сторонами одного процесса упорядочения человеческой деятельности, обеспечивающего проверку соблюдения норм и эффективность их реализации на практике.

Одним из оснований упорядоченности  общественной жизни выступает урегулированность  формирования и реализации социальных потребностей. Потребность —это нужда  в чем-либо, выражающая необходимость в условиях и предметах, среди которых важнейшее место принадлежит способствующим жизнеобеспечению. Потребность является свойством всего живого. К наиболее существенным потребностям человека относят: физиологические потребности; нужды безопасности; потребности в общении с другими людьми; потребности в деятельности; потребности в симпатии, в уважении со стороны других; в самовыражении и т.д. В специальной литературе имеются и другие подходы к классифицированию потребностей.

Потребности, будучи отражением необходимости в средствах жизнедеятельности, отражаются в интересах. Под интересом в социологической литературе понимают форму проявления потребности. Он является выражением чаяний и надежд людей на благополучную реализацию своих потребностей. Интересы выступают стимулами для реализации потребностей и могут быть причиной мотивов, намерений и социальных действий. Интересы, опосредуя мотивационные структуры, порождают установки, которые - при определенных условиях превращаются в требования. В современных обществах выработка • содержания и реализация потребностей нуждаются в целенаправленных, нормативно упорядоченных усилиях людей.

Иными словами, потребности и_,дормы  находятся в тесной связи. Они  в состоянии взаимодействовать  друг с другом. Потребности могут не только формироваться на основе требований, но и вызывать к жизни новые требования (нормы, принципы и идеалы). Реализация социальных норм превращается в объективацию потребностей, которые в современных условиях часто приобретают значение, лишь соотносясь с нормативным содержанием, регулирующим процесс их реализации. Нормативное выражение потребностей открывает в условиях ограниченности ресурсов возможность их наиболее рационального распределения. Кроме того, такое выражение потребностей препятствует гипертрофированному разрастанию потребностей одних людей за счет снижения потребностей других. Оно же дает основания для оптимизации интересов и уменьшает возможность появления противоречий на основе такого их роста, при котором они начинают превышать возможности для их удовлетворения.

В цивилизованном обществе социальные нормы выступают в качестве моделей  деятельности по реализации потребностей и интересов. Отдельный человек, овладевая в ходе социализации нормативными представлениями о потребностях, превращается в общественное существо, способное выполнять необходимые для поддержания жизни роли.

Воплощая социальные нормы в  деятельности, связанной с выражением интересов и удовлетворением  потребностей, личность получает возможность  превращать свою деятельность в понятную для других людей, вступать в сотрудничество с ними и добиваться таких результатов, которые в одиночку недостижимы.

Необходимо иметь в виду, что  многие усилия, направленные на оптимизацию  движения совместных потребностей сегодня, могут быть успешными лишь при условии использования достижений науки, техники и технологии. Попытки оптимизации удовлетворения социальных потребностей могут достичь желаемых результатов только в том случае, если они опираются не на социальные мифы и субъективные пожелания, а на глубокое изучение тенденций развития экономики и духовной жизни общества. При этом надо принять во внимание возможное влияние на организацию движения потребностей тех противоречий, которые возникают между обществом и природой, человеком и техникой, с одной стороны, и политикой и моралью — с другой.

Обеспечение действенности нормативных  основ формирования и удовлетворения потребностей в обществе осуществляется благодаря сложному механизму, соединяющему усилия контроля и самоконтроля систему санкций и поощрений. Этот механизм эффективно действует в том случае, если система потребностей и ее иерархическое построение считаются нормальными с точки зрения большинства населения, а также если потребности тех слоев населения, которые принадлежат к верхним слоям в системе социальной иерархии, сообразовываются с теми возможностями, которыми обладают нижние слои населения. В целом вся система потребностей общества может быть признана оптимальной, если она формируется с учетом общего состояния системы жизнеобеспечения' общества.

Возможность нормативной  регуляции процессов движения потребностей основывается на способности людей  устанавливать связи между потребностями  и нормами деятельности. Размеры  многих потребностей, скажем, в воде, пище, воздухе, диктуются размерами тела, характером труда, климатическими условиями, состоянием здоровья и т.п. Параметры, устанавливаемые на их основе, являются базой для количественного и качественного выражения потребностей в рамках нормы и патологии. Они же служат средством установления требований к упорядоченности процессов их возникновения, развития, удовлетворения и отмирания. Иными словами, мысль древнегреческого мудреца Протагора о том, что человек есть мера всех вещей, можно принять за отправной пункт при установлении нормы и патологии в разумном обеспечении людей благами.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"