Поскольку многие материальные
и духовные потребности нуждаются
в точном определении, постольку
для их выражения используются достижения
точных наук, помогающие выразить их размеры. Четкое установление размеров
потребностей является основой для их
удовлетворения в соответствии с заранее
установленными нормативами, например,
в пище, сне, транспорте, в теплоснабжении
и т.п.
Конечно, мы не всегда при
формировании норм имеем дело лишь с прямой связью типа потребность-норма.
Здесь может иметь место и обратная связь.
Так, например, норма реализации потребности
обретает собственную относительно самостоятельную
жизнь. Дело в том, что норма, воспринимаясь
людьми как руководство к действию, сама
в состоянии порождать потребности.
Будучи, следовательно, связанными
как прямой, так и обратной связью,
нормы и потребности взаимно
обусловливают существование друг
друга. Потребности и возможности
их удовлетворения детерминируют содержание
норм, а нормы в состоянии регулировать так-
или иначе весь комплекс процедур, связанных
с движением потребностей. Несмотря на
то, что важность сведений о норме и патологии
довольно часто в полной мере не осознается
людьми, действующими по привычке, это
не снижает значения нормативов, на основе
которых сформировались эти привычки.
В современной научной литературе, когда
речь идет о регулировании социальных
потребностей, далеко не всегда четко
проводится различие между нормативным
регулированием и детерминацией. Между
тем то и другое имеют различия. Детерминация
применительно к потребностям представляет
собой причинную обусловленность пределов
реализации тех или иных возможностей
их формирования и реализации. Нормативная
регуляция основывается на отражаемой
информации о детерминантах. Будучи социальным
образованием, нормативная регуляция
строится на научном или иллюзорном осознании
детерминантов и построении на основе
этого стереотипов поведения, фиксирующихся
в нормах, правилах, обычаях, стандартах,
технических и технологических условиях
и т.п.
Нормативную регуляцию
и детерминацию можно рассматривать
как близкие по смыслу лишь в том
случае, когда усвоенные людьми нормы
становятся при определенных условиях
ли не единственными детерминантами,
обусловливающими их поведение.1
Фиксация соотношений
между различными элементами, определяющими
характер взаимодействий между экономическими
субъектами, позволяет определить закономерное
позиционирование данных элементов
в целостную систему, раскрывающую
причинно-следственную зависимость между экономическими явлениями.
Социологический аспект позиционирования
элементов экономической системы раскрывается
через рассмотрение социальной структуры.
3.Покажите, каково влияние
рыночных отношений на формирование и
развитие личности.
Став системным принципом современной жизни,
рыночные отношения уже не могут не влиять
на внутренние установки и ценности, представления
о морали и практическое «нравственное»
поведение каждого человека, выросшего
в этом мире. Нарастающий вал технических
достижений и потребительских товаров,
в чем-то непрерывно улучшая жизнь, не
решает наших душевных, психологических
проблем. Скорее обостряет их - все больше
углубляет пропасть между внешним благополучием
и внутренней опустошенностью, усиливая
то и другое одновременно. Духовное и творческое
оскудение в такой ситуации неизбежно.
Рыночные отношения, изначально
сориентированные на поддержание духа
соперничества, почти неизбежно
порождают в людях бессердечность,
корыстность, завистливость, агрессивность,
учат расталкивать других локтями, а то и идти к цели
по трупам. Эти отношения вытесняют чувство
стыда и греха из сознания людей, им нужны
не «химеры совести», а холодный рассудок.
Здесь неуместны библейские заповеди:
возлюби, умей прощать, бескорыстно помогай.
Конкурентная борьба – благо для прогресса.
Но это благо приобретается, в том числе,
за счет внутреннего мира человека, внося
в него опустошение и искажение, закрепляя
однобокую устремленность.
Навязывание человеку столь
ущербного для его внутреннего
мира существования не может остаться без последствий.
Платой становится нарастание внутрипсихического
дискомфорта, а затем и трудностей в отношениях
с окружающим миром. Опережая успехи в
преобразовании природы и накоплении
материальных благ, внутри человека растут
и крепнут неудовлетворенность, лживость,
агрессивность, зависть, страх. Естественным
продолжением такого рода личностных
приобретений оказываются критическое
обострение проблем со здоровьем, появление
все новых и новых недугов в социально-нравственной
сфере.
Материальные блага цивилизации – не враги
духовности. То, что вредит ей не во внешнем
мире, а внутри нас, в нашем субъективном
отношении к этим благам. Можно и нужно
пользоваться достижениями цивилизации,
но не следует превращать обладание ими
в смысл жизни, предавать ради них свою
внутреннюю Истину. Сторонники приоритетного
положения духовности в нашей жизни не
зовут, как это нередко представляется,
в каменный век, в пустыню, в юрты. Контакт
с духовностью можно утратить и там. Нынче
в первобытность ведет не тот, кто напоминает
о духовной природе человека, а тот, кто
ничего не хочет признавать, кроме прогресса,
и все глубже погружает людей в потребительское
бытие, делает рабом приобретений, внешних
удовольствий, «правильного» образа жизни.
И, в конечном счете, – всего лишь тотально
обманутым покупателем. Подобно индейцам,
он покупается на блестящие безделушки,
а взамен отдает нечто подлинно принадлежащее
ему, свою главную, внутреннюю, собственность.
Заключение
Личность и общество
взаимно обусловливают друг друга. Между структурой социального
мира и структурой личности всегда происходит
процесс взаимного приспособления. Со
стороны личности — это социализация,
со стороны общества — конституирование
системы регулятивов, норм и принципов,
с которыми личности согласовывают свое
индивидуальное поведение.
Взаимоотношения личности
с обществом — это основа всех
сторон ее жизнедеятельности. В обществе
человек рождается, растет, развивается,
действует, становится той или иной
личностью. Какой именно личностью
он станет — это опять-таки во многом зависит
от условий его жизни в данном обществе,
а также от активности самого человека,
направленной прежде всего на развитие
и реализацию его социально значимых способностей.
Основополагающая жизненная
проблема личности — адаптироваться в социальных условиях
своего существования, утвердиться в них
через соответствующие формы социальной
деятельности и таким образом удовлетворять
свои потребности и реализовать свои интересы.
Основной способ самореализации
личности в обществе — это труд, другие проявления ее социальной
активности. Реализуя свои интересы, необходимо
считаться с интересами других людей и
общества. Это фундаментальное правило
жизни человека в обществе должно находить
отражение в психологических и идеологических
установках его деятельности, в системе
его ценностных ориентации. Только в этом
случае возможна нормальная созидательная
(а не разрушительная) жизнь общества и
составляющих его личностей.
Никакая личность развиваться
и творить вне общества не может,
что ее самореализация напрямую зависит от
социальных условий ее жизни, определяется
ее социальным положением, экономическими
и другими возможностями. Ее социальные
права и свободы также определяются обществом
и реализуются в нем, защищаются государством.
Не будет счастлив добропорядочный человек, если
его окружают несчастные люди, если деградирует
общество, в котором он живет. Значит нужно
делать все для оздоровления общества
и его возрождения, для достижения благополучия
всех людей. Решающую роль в возрождении
общества должно играть государство. Но
в этом его должна поддерживать каждая
дееспособная личность, /в данном случае
речь идет не только об эффективном решении
внутренних проблем общества и его граждан,
но и об их защите от внешних посягательств.
Отсюда следует, что побудительными силами деятельности
каждой личности должны стать чувства
и сознание патриотизма, любовь к своему
Отечеству, ответственное отношение ко
всему что в нем происходит. Такие психологические
и идеологические установки вполне определенно
ориентируют на то, чтобы во всей своей
социально значимой деятельности каждая
личность сочетала свои интересы с интересами
общества и государства, в котором живет
сама, ее семья и ее народ.
Список персоналий
- Абу́ль Вали́д Муха́ммад ибн А́хмад ибн Рушд (1126 —1198) — знаменитый западноарабский философ. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверро́эс. Ибн Рушд перевёл с сирийского и прокомментировал ряд сочинений Аристотеля. Его причисляют к представителям восточного перипатетизма. В работах Ибн Рушда заметно влияние александрийских комментариев Аммония, Фемистия и др. В спорах с Аль-Газали он выступал как рационалистический защитник философии.
- Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.
- Бахтин Михил Михайлович (1895-1975 гг.) – русский философ и мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Интеллектуальный лидер научно-философского круга, который известен как «Круг Бахтина». Считал, что философию « можно определить как метаязык всех наук (и всех видов познания и сознания)».
- Хо́рхе Луи́с Бо́рхес (1899 — 1986 гг..) — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.
- Бруно Джордано (1548 – 160 гг.) — итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма. Развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника. Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу.
- Фрэ́нсис Бэ́кон (1561 — 1626 гг..) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание — сила» Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей. В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент. Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из чувственного опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.
- Лю́двиг Йо́зеф Иога́нн Витгенште́йн (1889 - 1951) — австрийский философ и логик, представитель аналитической философии и один из самых ярких мыслителей XX века. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого — язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира
- Бори́с Петро́вич Вышесла́вцев (1877—1954 гг..) — русский философ, религиозный мыслитель. Разрабатывал проблематику «философии сердца», антропологии, теории культуры. Его книга «Сердце в христианской и индийской мистике» (1929) — первая систематизирующая работа по православному пониманию проблемы. Знакомство с К. Юнгом привело Вышеславцева к увлечению психоанализом, что отразилось в его главном философском труде «Этика преображенного Эроса. Проблема Закона и Благодати» (1931)
- Ганди Моханда́с Карамча́нд «Маха́тма» (1869-1948 гг.) — один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании. Его философия ненасилия (сатьяграха) оказала влияние на движения сторонников мирных перемен. В борьбе за независимость Индии М. Ганди использовал методы ненасильственного сопротивления: в частности, по его инициативе индийцы прибегали к бойкоту британских товаров и учреждений, а также демонстративно нарушали ряд законов. Широко известна также его непримиримая борьба с кастовым неравенством.
- Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770- 1831 гг.) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма. В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики, большое внимание уделял философии истории. По Гегелю «В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух». Занимался философией политики и права).
- Геракли́т Эфе́сский (544—483 гг. до н. э) — древнегреческий философ-досократик. Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат — книга «О природе», состоявшая из трех частей («О природе», «О государстве», «О боге»). Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения. Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется» Однако точный перевод с греческого означает: «Все течет и движется, и ничего не пребывает».
- Горгий ( 483 — 380 гг. до н. э.) Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением. Горгию принадлежит трактат «О природе, или О несуществующем», считающийся одним из наиболее ярких манифестов агностицизма. Основная мысль трактата — «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого».
- Рене́ Дека́рт (1596—1650 гг..) — французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии. Философия Декарта была дуалистической. Он признавал наличие в мире двух родов сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума. Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции. Самодостоверность сознания, cogito (декартовское «мыслю, следовательно, существую» — лат. Cogito, ergo sum), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика картезианства впоследствии нашла своё выражение в теории близкодействия.
- Пьер Тейя́р де Шарде́н (1881—1955) — французский теолог и философ, священник-иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес значительный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и католическую теологию; создал своего рода синтез католической христианской традиции и современной теории космической эволюции.
- Этье́н Жильсо́н (1884 —1978) — французский религиозный философ, неотомист, медиевист, директор Папского института средневековых исследований в Торонто. Доказал влияние схоластики на философию Декарта. Утверждал близость христианского духа философии экзистенциализма. Жильсону принадлежит открытие оригинальности философии бытия у Фомы Аквинского по сравнению со всей предшествующей философией, включая аристотелевскую.
- Зено́н Эле́йский (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Парменида. Родился в Элее. Знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества. Научные дискуссии, вызванные этими парадоксальными рассуждениями, существенно углубили понимание таких фундаментальных понятий, как роль дискретного и непрерывного в природе, адекватность физического движения и его математической модели и др. Эти дискуссии продолжаются и в настоящее время
- Альбе́р Камю́ (1913—1960) — французский писатель и философ, близкий к экзистенциализму, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны. Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.
- Кант Иммануил (1724-1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма. Различаются 2 этапа в творчестве: А) Докритический. Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами. Б) Критический. Занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.
- Исидо́р Мари́ Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт (1798 —1857) — французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).
- Конфу́ций (ок. 551— 479 гг. до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности— лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
- Томас Сэмюэл Кун (1922 - 1996) — американский историк и философ науки. Согласно Куну, научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм.
- Лао-цзы (VI век до н. э.), древнекитайский философ VI—V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин». Современная наука подвергает сомнению историчность Лао-цзы, тем не менее в научной литературе он часто определяется как основоположник даосизма. Центральной идеей философии Лао-цзы была идея двух первоначал — Дао и Дэ. Слово «Дао» или «Тао» на китайском языке буквально означает «путь», а «Дэ» - некая универсальная сила, принцип, с помощью которого Дао-путь вещей может состояться.
- Лосев Алексей Федорович (1893-1988 гг.) - советский философ и филолог, профессор, доктор филологических наук, тайный монах Русской Православной Церкви. Отвергал Марксизм и официальную философию — диалектический материализм. Автор переводов Аристотеля, Плотина, Секста Эмпирика, Прокла и Николая Кузанского.
- Жак Маритен (1882—1973) — французский философ, теолог, основатель неотомизма. Своей задачей он видел интегрировать современную философию с идеями св. Фомы Аквинского. Маритен защищает католичество от многообразного модернизма, считая необходимым интегрировать прогресс и традицию в рамках католической веры. Современные проблемы могут и должны быть решены христиански. Кроме того, работы Маритена посвящены, например, политике и эстетике.
- Карл Генрих Маркс (1818 —1883) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы.Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм».
- Никколо́ Макиаве́лли (1469—1527) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря), автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году. Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности. Автор идеи о всеобщей воинской обязанности. Макиавелли противопоставлял античную доблесть христианскому смирению.
- Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (1844—1900) — немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. Фундаментальная концепция Ницше включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и впоследствии отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, большинство сочинений Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много споров.
- Па́вел Ива́нович Новгоро́дцев (1866—1924) — русский юрист, философ, общественный и политический деятель, историк (автор книг по истории философии права). Один из представителей либерализма в России. «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: Два типических построения в области философии права» Новгородцев П. И. Лекции по истории философии права Новгородцев П. И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания Новгородцев П. И. «Политические идеалы Древнего и Нового мира. Выпуск 1»
- Уильям О́ккам (ок. 1285— 1349,) — английский философ, францисканский монах из Оккама[1], маленькой деревни в графстве Суррей в Южной Англии. Сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен.
- Платон (428 – 347 гг. до н.э.) - древнегреческий философ. Главным методом познания Платон называет диалектику, которую он определяет как познание самих сущностей вещей. Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы как: природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. По характеристике А.Ф. Лосева: «Апологет монахов и философ полиции, защитник рабства и мистического коммунизма, профессор догматического богословия, гонитель искусств и наук, заклятый враг семьи и брака, душитель любви и женской эмансипации, мистик-экстатик и блестящий художник, проповедник казармы, абортов, детоубийства, музыкального воспитания души, педераст, моралист, строжайший аскет и диалектик»
- Плоти́н (204/205— 270) — античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма. Систематизировал учение Платона о воплощении триады в природе и космосе. Определил Божество как неизъяснимую первосущность, стоящую выше всякого постижения и порождающую собой все многообразие вещей путем эманации («излияния»). Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого. Признавал доктрину метемпсихоза, на которой основывал нравственное учение жизни. Разработал сотериологию неоплатонизма.
- Сэр Карл Раймунд По́ппер (1902 —1994) — австрийский и британский философ и социолог. Один из самых влиятельных философов науки XX столетия. Поппер наиболее известен своими трудами по философии науки, а также социальной и политической философии, в которых он критиковал классическое понятие научного метода, а также энергично отстаивал принципы демократии и социального критицизма, которых он предлагал придерживаться, чтобы сделать возможным процветание открытого общества.К. Поппер является основоположником философской концепции критического рационализма. Он описывал свою позицию следующим образом: «Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине»
- Протаго́р (ок. 490 до н. э. — ок. 420 до н. э.) — древнегреческий философ. Один из старших софистов. был последовательным сенсуалистом и считал, что мир таков, каким он представлен в чувствах человека. Протагор указывает на относительность нашего познания, на элемент субъективности в нём.
- Иоанн Росцелин (ок. 1050 — ок. 1122) — французский философ, теолог, первый крупный представитель номинализма. Росцелин сформулировал основные идеи номинализма и применил их к учению о триединстве Божьем. Он пришёл к положениям, во многом несовместимым с догматикой католицизма. Защищал права разума против слепого авторитета церкви. В 1092 г. церковный собор в Суассоне осудил учение Росцелина как еретическое и заставил его отречься от своего учения.
- Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.
- Влади́мир Серге́евич Соловьёв (1853—1900) — русский философ, богослов, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка, а также на творчество поэтов-символистов — А. Белого, А. Блока и др. Основной идеей его религиозной философии была идея: София — Душа Мира. Речь — о мистическом космическом существе, объединяющем Бога с земным миром; София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии; Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
- Иоанн Дунс Скот (1265— 1308) — английский францисканец, последний и самый оригинальный представитель золотого века средневековой схоластики и в некоторых отношениях предвестник иного мировоззрения. Получил прозвание doctor subtilis («Доктор тонкий»). Преподавал богословие в Оксфорде и Париже. По философским воззрениям был чистым индетерминистом и признавал первенство воли над умом как у человека, так и у Бога; придавал громадное значение индивидуальности, индивидуальной свободе, чем резко отличался от доминиканца Фомы Аквинского, поборника авторитета в ущерб частной воле. Считается последователем идей Уильяма де Ла Мара.
- Лев Никола́евич Толсто́й (1828 — 1910 гг..), граф — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый многими как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Идеи ненасильственного сопротивления, изложенные Л. Н. Толстым в работе «Царство Божие внутри вас» оказали влияние на Махатму Ганди. Религиозные и нравственные императивы Толстого явились источником движения толстовства, построенных на двух основополагающих тезисах: «опрощении» и «непротивлении злу насилием». Последний, согласно Толстому, зафиксирован в ряде мест Евангелия и есть стержень учения Христа, как, впрочем, и буддизма. Сущность христианства, согласно Толстому, можно выразить в простом правиле: «Будь добрым и не противодействуй злу насилием».
- Фале́с (640/624 — 548/545 гг.. до н. э.) — древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности
- Флоренский Павел Александрович (1882-1937 гг.) — русский православный священник, богослов, религиозный философ, учёный, поэт. Философски и политически склонялся к теократическому монархизму. Работал над философским осмыслением искусства и математики.
- Фома́ Акви́нский (1225 — 1274 гг..) — философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.
- Хайдеггер Мартин (1889-1986 гг.) - немецкий философ. Создал учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Известен также своеобразной поэтичностью своих текстов и использованием диалектного немецкого языка в серьёзных трудах. Труды философа направлены на изучение понятий «бытие» и «время».
- Макс Ше́лер (1874 —1928 гг.) — немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии.
- Лев Исаа́кович Шесто́в (1866 — 1938 гг..) — философ-экзистенциалист. ограниченность и недостаточность научного познания как средства «ориентировки» человека в мире; недоверие к общим идеям, системам, мировоззрениям, заслоняющим от наших глаз реальную действительность во всей её красоте и многообразии; выдвижение на первый план конкретной человеческой жизни с её трагизмом; неприятие «нормативной», формальной, принудительной морали, универсальных, «вечных» нравственных норм. анализу философского содержания творчества русских писателей — Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба
- Шопенгаауэр Артур (1788—1860 гг.) — немецкий философ. Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, изучал философию Иммануила Канта и философские идеи Востока, Упанишады, а также стоиков, критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир, в противоположение софистическим, как он сам выражался, измышлениям Лейбница, — «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма». Произведённый Шопенгауэром метафизический анализ воли, его взгляды на человеческую мотивацию (именно он впервые употребил этот термин) и желания, афористичный стиль письма оказали влияние на многих известных мыслителей.
- Густа́в Густа́вович Шпет (1879 — 1937 гг..) — русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы (знал 17 языков). интерпретация гуссерлевских «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии». «История как проблема логики» «Внутренняя форма слова», «Эстетические фрагменты», «Введение в этническую психологию» и др.
- Альбе́рт Эйнште́йн (1879 — 1955 гг..) — физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926). Эйнштейн — автор более 300 научных работ по физике, а также около 150 книг и статей в области истории и философии науки, публицистики и др. Он разработал несколько значительных физических теорий: В послевоенные годы Эйнштейн стал одним из основателей Пагуошского движения учёных за мир. Хотя его первая конференция проводилась уже после смерти Эйнштейна (1957), но инициатива создания такого движения была выражена в получившем широкую известность Манифесте Рассела — Эйнштейна (написанном совместно с Бертраном Расселом), предупреждавшем также об опасности создания и применения водородной бомбы., борьба с нацизмом.
- Фри́дрих Э́нгельс (1820 — 1895 гг..) — немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор трудов Карла Маркса.
- Ясперс Карл Теодор (1883–1969 гг.) - немецкий философ, психолог и психиатр, один из главных представителей экзистенциализма. Главный мотивов теоретической деятельности Ясперса - желание освободить философию Канта от неокантианских формализмов Риккерта и Виндельбанда. С точки зрения Ясперса, мысль Канта должна быть реконструирована не как формальная доктрина, описывающая абстрактного субъекта познания, но как анализ метафизических переживаний, спонтанно порождаемых решений и внутренней жизни субъекта. В философию истории Ясперс ввел понятие осевое время. Ясперс стал известен не только благодаря своим теоретическим трудам, но и в связи со своей политической деятельностью после падения нацистской Германии.
Список терминов
- Абсолют - духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность.
- Абстракт - нечто выделенное, наделенное самостоятельностью и вложенное, как общее, в предмет исследования.
- Агент - действующий или познающий субъект.
- Агностицизм - философская идея о полной или частичной непознаваемости мира.
- Алгоритм - совокупность последовательных действий, направленных на решение данной задачи.
- Альтернатива - одно из двух, как правило, противоположных, решений; один из многих вариантов.
- Анахронизм - пережиток старины, устарелый взгляд или обычай.
- Анархизм - философская идея о безусловной ценности личной свободы человека и необходимости преодоления всех форм ее ограничения, особенно со стороны государства.
- Антропологии - раздел философии, посвященный изучению человека.
- Антропоморфизм - перенесение человеческих черт на предметы внешнего мира.
- Антропоцентризм - философская идея, по которой человек должен быть главным предметом изучения как центральное звено мироздания.
- Апологетика - восхваление чего-либо вместо объективного суждения, взвешенной оценки.
- Апории - парадокс, безвыходное положение мысли, мыслительный тупик. Априорный - не зависящий от чувственного опыта.
- Архетип - глубинная порождающая структура, предельное основание.
- Аскеза - воздержанность, отказ от жизненных, особенно материальных, благ.
- Аскетизм - философская теория и практика ограничения желаний (как правило, материальных) для достижения духовного просветления (постижения истины).
- Атеизм - отрицание существования Бога.
- Атрофия - притупление какого-либо чувства, свойства; увядание какой-либо структуры.
- Бытие – философская категория, отражающая множественность форм жизни мира во всех её проявлениях, реальная жизнь природы, общества и человека в их бесконечном многообразии. Бытие общественное – философское понятие, означающее совокупность объективных отношений людей к природе и друг к другу, независимых от их сознания.
- Благо - добро как благополучие.
- Богочеловечество в русской религиозной философии — идея о совершенном человечестве как конечной цели исторического развития общества.
- Виртуальное - возможное, которое при определенных условиях способно превратиться в реальное.
- Волюнтаризм - идея, по которой человек сам формирует свой жизненный путь (ср. фатализм), а также представление о том, что в основе мира и человеческой деятельности лежит не разум, а воля.
- Всеединство - философский принцип единства какого-либо множества, когда каждый элемент этого множества является частью целого, но в то же время не сливается с ним полностью, сохраняя свою самостоятельность.
- Гедонизм - идея, по которой следует стремиться к удовольствиям и избегать страданий.
- Гелиоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является Солнце, а другие небесные тела движутся вокруг него.
- Геоцентризм - представление об устройстве мироздания, по которому его центром является неподвижная Земля, а другие небесные тела движутся вокруг нее.
- Герменевтика - традиция и способы истолкования текстов.
- Гилозоизм - философская идея, по которой все предметы живой и неживой природы одушевлены.
- Гносеология - раздел философии, посвященный исследованию проблем познания.
- Гуманизм – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие своих способностей.
- Дедукция - способ рассуждения, при котором из общего правила делается вывод для мастного случая.
- Действительность (объективная реальность) – то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также включает в себя результаты своего собственного воздействия.
- Деизм – представление о Боге, по которому он создал мир, наделил его законами и самоустранился.
- Декаданс - кризисные, упадочные явления в искусстве конца 19 - начала 20 века.
- Детерминизм - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.
- Диалектика - философское учение о всеобщей взаимосвязи и вечном изменении вещей.
- Дискурс - логически и методически последовательное рассуждение.
- Дихотомия - последовательное деление целого на две части с последующим выбором одной из них.
- Дуализм - одновременное наличие у чего-либо двух, как правило, противоположных качеств или свойств.
- Закон – внутренняя, существенна, повторяющаяся и устойчивая связь между явлениями, обусловливающая их упорядоченное изменение.
- Идеализм - философское представление, по которому реально и вечно существует некое бестелесное (сверхчувственное) начало, которое порождает (творит) материальный мир.
- Идеальное - не воспринимающееся органами чувств и не имеющее физических качеств. Идеальный Абсолют - бестелесное (сверхчувственное) первоначало мира (Бог, Мировой Разум, Душа Вселенной и т.п.) Идеальный тип - теоретическая конструкция, представляющая изучаемый предмет в его логической непротиворечивости и рациональной правильности, - словом, и абстрактно чистом виде.
- Инвариантный - независимый от преобразований, остающийся неизменным.
- Индифферентность - равнодушие, безучастность.
- Индукция - способ рассуждения, при котором путем обобщения нескольких частных случаев выводится одно общее правило.
- Индивид - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
- Институцианализация — организационное закрепление и подтверждение той или иной активности человека.
- Интериоризация - внутрение, перевод во внутренний план, внутренний мир человека; формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.
- Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, характеризующийся способностью к социально значимым поступкам.