Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 18:15, курс лекций

Краткое описание

ТЕМА 1. Философия Древнего мира: философия стран Древнего Востока (Индия, Китай); античная философия. Всемирно историческое значение античной философии.
1) Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии в Древней Индии. Основные направления (школы) и идеи древнеиндийской философии.
Ответ: Предпосылки:
- экономические - переход от меди к железу, развитие товарно-денежных отношений;
-социально-политические - ослабление родоплеменных отношений, возникновение и развитие государства;
-мировоззренческие - высокий уровень развития религиозно- мифологического мировоззрения.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 472.50 Кб (Скачать файл)

       Прогрессивное развитие – усложнение существующей организации, ее преобразование на более высокую ступень развития. Одноплоскостное развитие связано с сохранением существующей организации без существенного ее изменения. Регресс – обратное движение, понижение сложившегося уровня организации, возврат к ранее существующим уровням, утрата способности выполнять определенные функции).

В ходе исторического развития развивались различные теоретические модели:

·эволюционная (в двух вариантах 1) всеобщая постепенная эволюция и 2) вариант творческой эменджентной эволюции)

Первый вариант обозначил Спенсер. В его концепции развитие распространяется от неорганического до социального и нравственного. Творческая эволюция вырабатывалась Уайтхедом и Бергсоном: жизнь – могучий поток творческого формирования, который превращается по мере ослабления напряжения в нечто неодушевленное – материю.

Понятие диалектики возникло в древности и первоначально связывалось с искусством ведения диалога. Понятие диалектики ввел Сократ. В 20 в. благодаря Гегелю диалектика предстает в 3-х началах:

1.     совокупность объективных закономерностей в развитии

2.     наука о процессе, который изучает логика

3.     представление о методе познания и изучения бытия.

Исторические формы диалектики: - стихийная диалектика (античная философия), - идеалистическая (Гегель, Шеллинг), - материалистическая (Маркс, Энгельс), - мистическая или религиозная, - экзистенциональная.

     Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика в современном философском мире представляет собой теорию развития всего сущего. Главная проблема – исследование развития.

Основные принципы диалектики:

• всеобщая взаимосвязь всех явлений; 
• всеобщность движения и развития; 
• источник развития — становление и разрешение противоречий; 
• взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития; 
• развитие через отрицание; 
• отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития; 
• противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.

Вывод: Содержание этих принципов оказалось достаточно эвристично и по сути предвосхитило многие последующие открытия. Так, на принцип всеобщей взаимосвязи всех явлений органично легла общая теория систем. Ведь если любой объект материального мира можно рассматривать как состоящую из взаимосвязанных элементов самостоятельную систему и одновременно как элемент системы более широкой, то получается, что любой элемент любой системы нашей Вселенной через многоуровневую иерархию взаимосвязей бесчисленных систем связан с любым другим элементом абсолютно любой системы. Каждая вещь в этом мире пусть опосредованно, но связана с любой другой, являясь, по выражению Ф. Энгельса, «эхом всей Вселенной».

     Не менее значим оказался для науки и практики и принцип всеобщности развития. В нынешнем естествознании он фигурирует под названием принципа глобального эволюционизма. Открытия XX в. (расширение Вселенной, явления предбиологической и химической эволюции, дрейф континентов и пр.) существенно подкрепили диалектическую аксиому о всеобщем характере процессов развития.

 

7)Абстрактное и конкретное. Гегель о научном понятии.

Ответ: А. (лат. abstratio - отвлечение) - сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; К. (лат. сгущенный, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное.

      В истории философии до Гегеля К. понималось гл. обр. как чувственно данное многообразие единичных вещей и явлений. А.- как характеристика исключительно продуктов мышления (Абстракция). Гегель первый ввел в философию категории А. и К. в том специфическом смысле, к-рый получил свое дальнейшее развитие в марксистской философии: К. - синоним диалектической взаимосвязи, расчлененной целостности. А.- не метафизическая противоположность К., а этап движения самого К., нераскрывшееся, неразвернувшееся, неразвившееся К. (отношение А. и к. Гегель сравнивает, напр., с отношением почки и плода, желудя и дуба).

     Однако К., по Гегелю, есть характеристика лишь «духа», мышления, «абсолютной идеи». Природа же и общественные отношения людей выступают «инобытием», более или менее абстрактным обнаружением отдельных сторон, моментов жизни всеобщего духа. Для марксистской философии носителем, субъектом К. является материальная действительность, мир чувственно данных, конечных вещей и явлений. К. предмета есть объективная взаимосвязь его сторон, определяемая лежащим в ее основе существенным, закономерным отношением; К. же познания есть отражение этой реальной взаимосвязи в системе понятий, воспроизводящих объективное содержание предмета. А. в самой действительности есть выражение неполноты, неразвернутости, неразвитости, ограниченности любого ее фрагмента, поскольку он берется сам по себе, в отрыве от опосредующих его связей или своей последующей истории. А. знание, соответственно, противостоит К. знанию, как одностороннее, фиксирующее ту или иную сторону предмета вне связи с др. стог ронами, вне ее обусловленности специфическим характером целого.1 Т. обр., если целью теоретического знания не может и не должно быть лишь воспроизведение чувственного многообразия, то в не меньшей мере такой целью не может служить вычленение неких «абсолютных» логических связей. Ибо, как только такие связи изолируются, они теряют свою конкретность и истинность. Научное теоретическое познание состоит в таком движении мысли, к-рое отправляется от чувственного многообразия К. и достигает воспроизведения объекта в его всесторонних отношениях. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от А. к К., к-рое есть всеобщая форма развертывания научного знания, систематического отобра--жения объекта в понятиях.

      Вывод: Являясь способом связывания понятий в целостную систему, отражающую объективную расчлененность исследуемого объекта и единство всех его сторон, восхождение от А. к К. предполагает первоначальное движение от К. (данного в созерцании) к А. На этом последнем пути образуются понятия, отражающие отдельные стороны и свойства объекта, к-рые сами могут быть поняты лишь постольку, поскольку они рассматриваются как моменты цез лого, определяемые его специфическим содержанием. Поэтому необходимо различать К. как изучаемый предмет, как исходный пункт исследования (чувственное К.) и К. как завершение, итог исследования, как научное понятие об объекте (мысленное К.).

 

       8) Метафизический и диалектический методы познания.

Ответ:  В истории философии сложились два различных метода познания - диалектический и метафизический. 
     Если все явления рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником этого процесса признается присущая им внутренняя противоречивость, то такой подход называется диалектическим. Диалектика объективно присуща природе и обществу, а диалектическая теория лишь более или менее точно ее отражает. 
     В отличие от диалектического подхода к пониманию мира метафизический подход рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Современные метафизики признают движение, развитие, но дают ему извращенное толкование. Отрицая диалектический характер развития и внутреннюю противоречивость вещей, они усматривают источник движения в их внешних столкновениях. 
     Как диалектика, так и метафизика имеют свою многовековую историю. Слово "диалектика" древнегреческого происхождения. В буквальном переводе оно означает искусство вести спор, полемику. Древнегреческий философ Сократ рассматривал диалектику как искусство вести спор, диалог, направленный на обсуждение проблемы с целью выяснения истины путем столкновения противоположных мнений. В философии Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей диалектика обычно применяется к осмыслению сферы мышления и связывается с совершенствованием способности последовательно, логично мыслить. Среди философских умов Древней Греции, акцентировавших свое внимание на диалектической сущности бытия, В. И. Ленин особо выделял Гераклита, который доказывал, что мир, бытие находятся в беспрерывном движении, изменении, обусловливаемом борьбой противоположных начал. Древнегреческим философам принадлежит огромная заслуга в создании исторически первой, наивной формы диалектики. 
     Метафизические воззрения зародились также в античной философии. Еще в VI-V веках до н. э. в философии Ксенофана, Парменида, Зенона и других содержались попытки доказать, что бытие неделимо и неподвижно, что всякая множественность и всякое изменение представляются противоречивыми, а поэтому невозможными1. Но особое развитие метафизические воззрения получили в философии нового времени, которая испытывала сильное влияние естествознания, достигшего в ту эпоху выдающихся успехов, особенно в математике и механике. Осуществляемое естественными науками расчленение единой природы на составные части и изучение их порознь, будучи необходимой стороной общего познавательного процесса, формировало у исследователей привычку рассматривать эти составные части, вещи и процессы в их обособленности, вне общей связи, движения и развития. "Перенесенный... из естествознания в философию, этот способ понимания создал специфическую ограниченность последних столетий - метафизический способ мышления"2, - писал Ф. Энгельс. 
     Ограниченность метафизического метода была подвергнута основательной критике в немецкой классической философии, особенно в трудах Гегеля, который сформулировал основные диалектические законы, гениально угадав в диалектике понятий диалектику вещей3. Гегель "впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения..."4. 
     Но Гегель был идеалистом. Развитие трактовалось им как саморазвитие абсолютного духа, проходящего в своем поступательном шествии от бытия к сущности, а от сущности к понятию. В понятии он находил высший расцвет и бытия и сущности. В итоге понятие у Гегеля выступало и как субъект, и как объект, и как абсолютная идея. 
     Идеализм Гегеля резко критиковали В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и другие революционные демократы 40-60-х годов XIX века, которые сделали серьезную попытку материалистического осмысления диалектики. 
     Подлинно научную форму диалектика обрела в трудах К.Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Благодаря им она стала действительной наукой, изучающей наиболее общие законы развития объективного мира и человеческого мышления. 
     Марксистско-ленинская диалектико-материалистическая философия явилась в известном смысле диалектическим отрицанием всех предшествовавших философских систем. Это нашло свое отражение и в трактовке ею своего предмета. Объектом философского исследования она считает развивающуюся действительность и процесс ее познания человечеством. Поэтому единственно верным, адекватным методом ее изучения может быть только материалистическая диалектика как наука "об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления...".

 

ТЕМА 6. Социально-культурные предпосылки возникновения и основные идеи философии диалектического материализма.

 

      1) Исторические формы диалектики. Отличие материалистической диалектики от идеалистической.

Ответ: Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и, во-вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. В соответствии с диалектической методологией сущность вещи может быть полностью понята только тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено развитие этой вещи. Метафизика ближе обыденному, повседневному, нефилософскому сознанию. Мыслить метафизически проще. Диалектический же метод требует глубокой философской, теоретической культуры, постижения историко-философского опыта.

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

1. Стихийная, наивная диалектика  античности (наиболее яркий представитель  – Гераклит).

2. Идеалистическая диалектика немецкой  классической философии XVIII – первой  половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).

3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).

4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).

     Материалистическая диалектика отличается от идеалистической, во-первых, тем, что демиургом действительности является бесконечная материя, то есть сама действительность, а не наша мысль, которая в этом смысле вторична, а, во-вторых, хотя мысль не может творить из самой себя принципиально новое, но она может способствовать самопорождению реальности, то есть вступать в сотворчество с природой, быть одной из сил самой природы, либо же препятствовать творчеству природы.

      Более того, без человека и его мышления, его практики, природа не полна. Но человек может реально дополнять природу только в том случае, когда он ее дополняет так, как Сократ дополняет своего ученика, помогая рождению собственной мысли ученика. Причем, что принципиально важно, хотя обычно упускается из виду – Сократ может выступать, по его собственным словам, в качестве повивальной бабки именно потому, что сам он уже, как повивальная бабка, потерял способность рождения мыслей (см. диалог Платона «Теэтэт»). Понимать эту сторону метода «родовспоможения» Сократа надо в том смысле, что человечество способно к сотворчеству с природой именно потому, что выделилось из природы, выпало из естественной цепи самодвижения и самопорождения мира, предстало перед природой как зеркало, которое подражает, отражает, а не творит мир. Именно по причине своей отражательной способности, человеческая деятельность становится подлинным творчеством, а не претенциозной галиматьей, умственным мусором, которым, увы, переполнена культура.

 

2) Диалектика природы.

Ответ: «Диалектика природы» - незаконченное произведение Энгельса; впервые опубликовано в СССР (1925). Состоит из ряда записей (1873-86), посвященных разработке важнейших проблем диалектики естествознания.

     Энгельс считал, что диалектико-материалистическая философия должна основываться на обобщении важнейших результатов не только общественных, но и естественных наук и что, в свою очередь, естественные науки могут плодотворно развиваться лишь на основе диалектического материализма. В «Д. п.» содержится глубокое философское исследование истории и важнейших вопросов естествознания, дана критика механицизма, метафизического метода, а также идеалистических и агностических концепций в естествознании. Глубокий знаток совр. ему науки, Энгельс показал, как метафизическое воззрение на природу взрывается изнутри самим развитием науки и принуждено уступить место диалектическому методу и как естествоиспытатели все более вынуждены переходить от метафизического мышления к диалектическому.

       Энгельс развил диалектико-материалистическое учение о формах движения материи; в соответствии с этим он разработал принципы классификации естественных наук, предложил свою конкретную классификацию, к-рую положил в основу «Д. п.». Энгельс подверг подробному исследованию осн. законы развития естествознания, вскрыл их диалектический характер. Показывая смысл закона сохранения и превращения энергии, Энгельс рассмотрел второй принцип термодинамики и вскрыл ложность вывода, будто в будущем наступит тепловая смерть вселенной. Энгельс подверг глубокому анализу учение Дарвина о происхождении видов, показал, что гл.- его содержание -< теория развития - полностью согласуется о материалистической диалектикой.

      Большое внимание Энгельс уделил разработке вопроса о роли труда в становлении человека. Он также показал, как математические понятия и операции отражают отношения вещей и процессов в самой природе, имея в ней свои реальные прообразы, отметил, что введение переменной величины означает проникновение диалектики в математику.: В «Д. п.» Энгельс исследовал вопрос о соотношении случайности и необходимости, вскрыв ошибочность как механистического, так и идеалистического взглядов, и на материале дарвиновского учения показал, как само естествознание конкретизирует соответствующие положения диалектики.

      Отдельные частности в «Д. п.», касающиеся специальных вопросов естествознания, в связи о прогрессом науки не могли не устареть, но диалектико-материалистический подход Энгельса к анализу вопросов естествознания и их философскому обобщению сохранил свое значение и в совр. условиях. Многие положении «Д. п.» предвосхитили развитие естествознания на целые десятилетия. Эта работа является образцом диалектического подхода к сложным проблемам естествознания.

Информация о работе Лекции по "Философии"