Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 18:15, курс лекций
ТЕМА 1. Философия Древнего мира: философия стран Древнего Востока (Индия, Китай); античная философия. Всемирно историческое значение античной философии.
1) Социально-экономические и культурные предпосылки возникновения философии в Древней Индии. Основные направления (школы) и идеи древнеиндийской философии.
Ответ: Предпосылки:
- экономические - переход от меди к железу, развитие товарно-денежных отношений;
-социально-политические - ослабление родоплеменных отношений, возникновение и развитие государства;
-мировоззренческие - высокий уровень развития религиозно- мифологического мировоззрения.
6) Развитие идей диалектического материализма в России (Г.В.Плеханов, В.И. Ленин).
Ответ: Диалекти́ческий материали́зм (Диама́т) —
направление в философии, материалистически
интерпретированная диалектика Гегеля,
является философской основой марксизма.
Диалектический материализм основан на онтологической первичности
Согласно диалектическому материализму:
материя — единственная основа мира;
мышление — неотъемлемое свойство материи;
движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий.
Термин «Диалектический материализм» создал в 1887 году Иосиф Дицген, социалист, который состоял в переписке с Марксом с 1848 года. Сам Маркс термин «диалектический материализм» не использовал.
В марксистскую литературу термин «диалектический материализм» ввёл русский марксист Георгий Плеханов. Владимир Ленин активно использовал данный термин в своих работах.
Основные положения диалектики были сформулированы Гегелем в форме диалектического идеализма и восприняты Марксом в пору юношеского увлечения гегельянством. Так, Гегелем (и отчасти Шеллингом) был сформулирован принцип единства и борьбы противоположностей, получивший развитие в философских учениях 20-х годов XIX века (В. Кузен и его «взаимодействие противоположностей»).
Основной заслугой Маркса стала систематизация уже имевшихся в историко-философской практике правил, перевод диалектики на базу материализма и придание им формы целостного учения. Ленин, конспектируя «Науку Логики» Гегеля, отмечал: «Нельзя понять „Капитала“ Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей „Логики“ Гегеля. Следовательно никто из марксистов не понял Маркса 1/2 века спустя!».
7) Догматизация идей философии марксизма в советской России.
Ответ: Сложившаяся в дореволюционной России традиция историко-социологических исследований в известной мере сохранялась и в 20-х гг. Во всяком случае, социологи-марксисты того периода справедливо полагали, что критическое преодоление немарксистской социологии невозможно без знания ее основных положений. Отсюда активный интерес к работам М.Вебера, Г.Тарда, В.Зомбарта, Э.Дюркгейма, Р.Вормса и других западных социологов.
В первой половине 20-х гг. активно обсуждался вопрос о вкладе Г.В. Плеханова в развитие марксизма, а начиная с 1924 г. (после решения XIII партконференции о пропаганде учения В.И. Ленина), о вкладе В.И. Ленина в развитие марксистской теории. Тенденция к синтезу социологического знания в прежних историко-социологических работах сменилась бескомпромиссным противопоставлением марксистского (пролетарского) обществознания немарксистскому (буржуазному). Была предложена и своеобразная вульгаризованная методология выявления социальных и гносеологических корней буржуазной философии и социологии, а классовая "нетерпимость" породила весьма упрощенный способ их ликвидации. Наиболее ярким примером может служить статья С.К. Минина в журнале "Под знаменем марксизма" с характерным названием "Философию за борт!" [99]. Аналогичные идеи в своих работах проводили В. (Р.В.) Рожицын, И.К. Луппол [88], С.Б. Членов и др.
Резко сократилось число исторических работ, в которых сохранялся дух научной терпимости, и возросло число тех, где господствовала воинственная непримиримость.
Примечательна работа С.А.Оранского "Основные вопросы марксистской социологии". Большая ее часть посвящена истории социологии, которая излагается достаточно объективно и взвешенно. Его классификация социологических направлений не несет ничего нового и в чем-то даже нарушает историческую последовательность развития упоминавшихся направлений. Например, биологическое направление рассматривается следом за психологическим.
Вывод: В результате углублялся разрыв между социологами-эмпириками, которые в то время зачастую использовали далекий от марксизма методологический и методический арсенал (от фрейдо-марксизма до энергетизма и рефлексологии), и марксистскими теоретиками, стремившимися "сохранить чистоту марксизма", вернее, лишь отдельные классово заостренные его положения. Содержащиеся в марксистском подходе плодотворные идеи структурного и деятельностного анализа (ныне активно разрабатываемые в теоретической социологии постмодернизма) игнорировались в качестве исследовательской методологии. По существу, вульгаризация и догматизация марксистской теории блокировали творческий поиск, научная методология замещалась системой идеологем.
ТЕМА 8. Кризис рационалистической философии – иррационализм, философия жизни.
1) Иррационализм С.Къеркегора.
Ответ: Крупным представителем иррационализма
был датский философ С. Кьеркегор (1813-1855).
Свои взгляды он изложил в книге "Страх
и трепет". Кьеркегор отрицал единое
идеальное начало мира, будь то воля, разум
или что-либо другое из области абсолютизированных
моментов сознания. Он выдвинул идею "Экзистенциального
мышления".
В отличие от научного мышления,
абстрактного и безличного, исходит из
теоретических принципов, экзистенциальное
мышление связано с внутренней духовной
жизнью личности, с ее интимными переживаниями.
Именно такое мышление только
и может быть подлинно конкретным, имеющим
настоящий человеческий смысл. Объективное
мышление безразлично по отношению к мыслящему
субъекту и его экзистенции; субъективный
мыслитель - как экзистенциальный - заинтересован
в своем мышлении, он существует в нем.
В силу этого он не может относиться к
реальности как к чему-то объективному
как таковому, не затронутому человеческой
субъективностью.
Вместе с тем Кьеркегор
обращал внимание на неустойчивость человеческого
бытия, его обреченность на смерть и фиксировал
это в понятиях "страх", "сомнение",
"трепет". Чрезвычайно сложная и полная
противоречий человеческая жизнь не поддается
усилиям рассудка понять ее, результатом
чего является бессилие мысли, подлинный
"скандал для рассудка", а отсюда
происходит переход к мифу.
Относясь к человеку как к цели и смыслу
мировой эволюции, Кьеркегор критиковал
предшествующих философов, прежде всего
Гегеля за слишком абстрактный подход
к человеку. Философы, по его мнению, превыше
всего ставят всеобщее, дух, материю, Бога,
прогресс, истину и этим всеобщим принципам
стремятся подчинить реального человека
вне его индивидуального бытия. Они ищут
в человеке только его сущность, теряя
из вида живую, уникальную индивидуальность
с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями.
Кьеркегор исходил из
того, что у каждой эпохи есть свои умозаключения,
свои особые моральные принципы и своя
безнравственность. Безнравственность
своей эпохи он усматривал в том, что всякое
индивидуальное забывается в общем. Он
призывал к тому, чтобы внимательнее вглядеться
и вчувствоваться в реальную человеческую
жизнь, в личные страдания.
Индивид, по Кьеркегору, самоценен и возвышен,
но он же одинок и беспомощен в этом мире,
как узник, обитающий в камере-одиночке.
Каждый имеет свои критерии оценки, поэтому
искренне личностное заблуждение может
превратить неистину в истину.
Вывод: В конечном
итоге возвышающая идею человека личностная
институция приводит у Кьеркегора к аналогии
страха, для преодоления которого и для
утешения необходимо религиозное общение
с Богом. Не приняв межчеловеческое общение
за возможную форму выхода из личностного
одиночества, Кьеркегор возвращается
в лоно христианской религии, в которой
Бог также обладает личностной формой.
Кьеркегор противопоставил веру разуму
как начало полностью иррациональное,
коренящееся в воле, которая трактовалась
им как предшествующий всякому разуму
корень человеческого бытия.
2) Философия жизни (Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель, О. Шпенглер).
Ответ: Философия жизни — направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Наиболее значительные представители философии жизни — Фридрих Ницше (1844–1900), Вильгельм Дильтей (1833–1911), Анри Бергсон (1859–1941), Георг Зиммель (1858–1918), Освальд Шпенглер (1880–1936), Людвиг Клагес (1872–1956). Философия жизни возникает в 60-70-х годах XIX века, наибольшего влияния достигает в первой четверти XX века; впоследствии ее значение уменьшается, но ряд ее принципов заимствуется такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм и другие.
Биологически-натуралистическое
понимание жизни наиболее отчетливо выступает
у Ф. Ницше. Она предстает
здесь как бытие живого организма в отличие
от механизма, как «естественное» в противоположность
«искусственному», самобытное в противоположность
сконструированному, изначальное в отличие
от производного. Это течение, представленное
помимо Ницше такими именами, как Л. Клагес,
Т. Лессинг, анатом Л. Больк, палеограф
и геолог Э. Даке, этнолог Л. Фробениус
и другие, характеризуется иррационализмом,
резкой оппозиционностью к духу и разуму:
рациональное начало рассматривается
здесь как особого рода болезнь, свойственная
роду человеческому; многих представителей
этого течения отличает склонность к примитиву
и культу силы. Названным мыслителям не
чуждо позитивистско-
По-иному интерпретируют сущность жизни мыслители, создающие исторический вариант философии жизни, который можно было бы охарактеризовать как философию культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер и другие). Так же как и Бергсон, интерпретируя жизнь «изнутри», эти философы исходят из непосредственного внутреннего переживания, которым, однако, для них является не душевно-психический, а культурно-исторический опыт. В отличие от Ницше, а отчасти и Бергсона, концентрирующих внимание на жизненном начале как вечном принципе бытия, здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, к ее неповторимым, уникальным историческим образам. Характерная для философии жизни критика механистического естествознания принимает у этих мыслителей форму протеста против естественно-научного рассмотрения духовных явлений вообще, против сведения их к природным явлениям. Отсюда стремление Дильтея, Шпенглера, Зиммеля разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея, морфология истории у Шпенглера и т. п.).
Вывод: Таким образом, в борьбе с рассудочно-механистическим мышлением философия жизни в своих крайних формах пришла к отрицанию всякого систематического способа рассуждения и тем самым к отрицанию философии, ибо последняя не может обойтись без осмысления бытия в понятиях и, стало быть, без создания системы понятий. Философия жизни явилась не только реакцией на способ мышления, она выступила и как критика индустриального общества в целом, где разделение труда проникает и в духовное производство.
ТЕМА 9.Основные направления западной философии XX века (эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ).
1) Позитивизм и неопозитивизм. Аналитический эмпиризм (Л.Витгенштейн, Б.Рассел).
Ответ: Позитивизм - широко распространенное течение в философии, основанное в 30-х гг. XIX в. французским философом Огюстом Контом (1798 — 1857). Во Франции этого течения придерживались Э. Линттре, Э. Ренан. В Англии позитивизм был представлен в творчестве Джона Стюарта Миля (1806 — 1873) и Герберта Спенсера (1820 — 1903). В Германии идеи позитивизма развивали Якоб Молешотт (1822 — 1893) и Эрнст Геккель (1834 — 1919), в России — Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров и другие.
Как совокупность философских идей, распространенных по всему миру, позитивизм имеет следующие черты:
Неопозитивизм («логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением. В рамках этого течения были развиты идеи «первого позитивизма» и «второго позитивизма».
«Логический позитивизм зародился в так называемом «Венском кружке», который образовался в начале 20-х гг. под руководством М. Шлика (1882 — 1936), в который входили Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Ф. Франк, О. Нейрат, Г. Хан и др.
Наиболее крупными представителями аналитической философии считаются Б. Рассел (1872 — 1970) и Л. Витгенштейн (1989 — 1951). Рассел прожил долгую жизнь и написал много работ. В соавторстве с А. Уайтхедом он издал фундаментальный труд «Начала математики» (1910). Позже он самостоятельно писал «Анализ сознания» (1921), «Исследование значения и истины» (1940), «Человеческое познание, его сфера и границы» (1950), «История западной философии» (1948) и др.
Б. Рассел, будучи крупным математиком, вложил большой вклад в дело применения логического анализа к исследованию основ математики. Он полагал, что при этом важно уточнить смысл слов и предложений, составляющих знание, путем преобразования менее ясных положений в более ясные. Метод логического анализа он применил к философии. В своих работах «Наше знание внешнего мира» (1914) и «Логический атомизм» (1924) он выдвинул мысль о том, что с помощью логики можно раскрыть сущность философии.
Следует отметить, что как философ Б. Рассел не ограничивал круг своих интересов лишь логическим анализом языка. Он внес заметный вклад в исследование проблем теории познания, социальной философии и этики.
Ученик Б. Рассела Людвиг Витгенштейн считается одним из самых оригинальных мыслителей XX в. Он автор «Логико-философского трактата» (1921) и «Философских исследований». Тексты философа составлены из пронумерованных фрагментов. В первом сочинении он применил метод логического анализа, а во втором — метод лингвистического анализа.
В «Логико-философском трактате» мир представляется как совокупность фактов. Последние выступают как события, которые в свою очередь состоят из объектов и являются их возможными конфигурациями. О событиях повествуют логические атомы — элементарные высказывания. Из фактов формируется представление о мире и картина мира. Обо всем этом возможны высказывания, составляющие содержание знания.
Необычному толкованию в этом сочинении было подвергнуто понимание термина «философия». Витгенштейн считает философию лишь средством логического прояснения мыслей. Философия, по его мнению, — не учение, а деятельность по разъяснению и прояснению мыслей. Согласно Витгенштейну, для того чтобы философствовать, не обязательно говорить, поскольку и демонстрация молчания тоже в определенном случае может быть философским отношением к действительности.
2) Критический рационализм (К.Поппер).
Ответ: К. Поппер – разработчик концепции критического рационализма. Известен концепцией трех миров: 1) мир предметов, 2) мир сознания (субъективной реальности), 3) мир объективных мыслительных форм – мир знаков, символов, которые существуют объективно в виде законов, теорий (не следует говорить, что он нематериален).
К. Поппера (представитель постпозитивизма) главным образом интересует проблема – концепция роста научного знания.
Принцип верификации – ставит проблему и решает ее путем ввода принципа фальсификации (принципиальная опровержимость научного знания). Именно фальсификационизм является главной движущей силой развития науки – переходит в принцип фаллибилизма – любое научное знание носит лишь гипотетический характер и рано или поздно будет фальсифицировано.