Лекции по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:11, курс лекций

Краткое описание

1. Философия. Круг проблем, Роль в обществе.
2. Понятие мировоззрение и его структура;
3. Исторические типы мировоззрения, их особенности;
4. Особенности философии как исторического типа мировоззрения.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции. Философия.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

2. борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражателями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

3. антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

1. содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

2. солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном в одном направлении);

3. нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

4. мутуализм – полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Закон перехода количественных изменений  в качественные.

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т.д.).

Мера – единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может  меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений  в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры – температуру, то вода будет изменять свое качество – станет горячей (в силу нарушения структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды – она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания – вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) – скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

В природе не всегда удается  определить узловой момент. Переход  количества в принципиально новое  качество может произойти:

1. резко, одномоментно;

2.незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго  варианта (незаметного, эволюционного  коренного изменения качества –  меры), то хорошей иллюстрацией данного  процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратиться в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

 Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания  заключается в том, что новое  всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и  отрицается все более новым.

Примеры:

1. смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

«эстафета поколений»;

смена вкусов в культуре, музыке;

эволюция рода (дети –  частично родители, но уже на новой  ступени);

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

1. развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

2.развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

3. развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим., хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

исторический процесс  идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом ( по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Основные принципы диалектики.

Основными принципами диалектики являются:

1. принцип всеобщей связи;

2.принцип системности;

3.принцип причинности;

4.принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

- внешние и внутренние;

- непосредственные и опосредованные;

- генетические и функциональные;

- пространственные и временные;

- случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого  организма как биологической  системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что  многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную  систему, в которой они располагаются  в иерархическом порядке. Благодаря  этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

1. вечность неуничтожимость истории, мира;

2. его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Категории диалектики.

Категория диалектики –  наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

сущность и явление;

форма и содержание;

причина и следствие;

единичное, особенное, всеобщее;

возможность и действительность;

необходимость и случайность.

Метафизика.

Количественное изменение. Признаёт развитие. Понимает развитие, как количественные изменения.

 

раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.

Метафизические вопросы


  1. Что есть причина причин? Каковы истоки истоков? Каковы начала начал?
  2. Что есть «непосредственное», «наличное»? Где — буквально или понятийно-топологически — эти начала располагаются? Отчего они не усматриваются «просто», что мешает и мешает ли им что-то быть видимыми «непосредственно», без дополнительных «операций»?
  3. Каковы требования к «операциям», исполнение которых могло бы гарантировать получение достоверных ответов на эти вопросы? Кто или что вообще ставит эти вопросы (почему эти вопросы вообще существуют)?

 

 

Античная  философия.

 

План:

  1. Проблема поиска первоосновы, в античной философии: материалистическая и идеалистическая тенденции (Митская школа, Демокрит, Пифагор, Платон и др);
  2. Формирование методов познания мира в философии древней Греции, (Гераклит, Сократ)
  3. Эклектическая философия Аристотеля.

 

Литература:

А.Н. Чанышев Лекции по философии древнего мира; Философия  древнего мира.

 

1 доклад (Философия Платона) Объективный идеалист.

2 доклад (Особенности  философии Сократа)

Требования к докладу: Не читать, до 10 минут, (не надо биографию), проанализировать само философское учение, структура метода познания, основы метода познания

 

 

 

 

Проблема  поиска первоосновы, в античной философии: материалистическая и идеалистическая  тенденции (Митская школа, Демокрит, Пифагор, Платон и др).

 

Античная ( от латинского слова "antuquus" - давний, старый, древний) философия - это та философская мысль, которая возникла и развивалась  в государствах Средиземного моря - в рамках Греции и Римской империи - с конца 7 столетия до нашей эры до 6 столетия нашей эры. 
Античная философия возникла и сформировалась сначала в Древней Греции, которая на заре человеческой истории появилась еще в начале второго тысячелетия до нашей эры - в эпоху бронзового века. За полутора тысячи лет Греция прошла огромный исторический путь: от варварства - до цивилизации, от родоплеменных объединения - до государственного устройства всего греческого народа, и уже в 8 столетии до нашей эры стала наиболее развитым и передовым - и в политическом, и в экономическом, и в культурном отношениях - государством того времени. И за все это время как в обществе, так и сознании отдельных греков единым мировоззрением было мировоззрение религиозное.

 

Античный  материализм и идеализм.

 

В Древней Греции положено начало - и сразу же в совершенной, классической форме! - таким типам философских школ, как материализм и идеализм. 

Уже философы милетской школы, как  то мы уже видели, стояли на позициях стихийного материализма. Один из крупнейших знатоков античной философии, немецкий профессор Е. Целлер 1814-1908, определил, что "9/10 всех философов античности были материалистами и только 1/10 из них разделяли взгляды платоновского «спиритуализма» (идеализма). 
Наиболее четко и выпукло материалистическое мировоззрение выражено в творчестве Демокрита из Абдер (460 - 370). Для всего периода Древней Греции Демокрит был наиболее знающим и образованным человеком. Гегель и Маркс называли его энциклопедическим умом Греции. 
Демокрит учил, что весь мир и все его предметы и явления состоят из атомов и пустоты. Соединения атомов ведет к появлению (рождению), а их распад к исчезновению (смерти) предметов.

Атомы - вечные, неделимые, неизменные; мельчайшие элементы материи. Демокритово  понимание атомов прожило тысячелетия, аргументировалось научным авторитетом Исаака Ньютона и дошло вплоть до Менделеева и Эйнштейна, а в философском плане - до В.И.Ленина. 
Материалистические идеи Демокрита плодовито разрабатывал его младший соотечественник Эпикур (341-270), а также последователь двух великих греков римский философ Лукреций Кар (99 - 50). Вся история развития философского материализма не случайно называется историей развития "линии Демокрита в философии". 
Философский идеализм - также в наиболее совершенной, классической форме - представлен в творчестве афинского аристократа Платона (427-347). "Линией Платона в философии" до настоящего времени называют школы философского идеализма, главным образом - объективного идеализма. 
Платон считал, что идеи, понятия и другие духовные (мыслительные) образования существуют сами по себе в отрыве от материи; что именно идеи являются той истиной, которая лежит в основе всего существующего. А материальные предметы и явления, по Платону, являются только производными от идей; материальное бытие - бытие неистинное, несуществующее, мионичное . 
Философские взгляды, как и все творчество Платона, оказало величайшее влияние на историю философской мысли, на европейскую культуру вообще. Кризисные ситуации в социально-политической и культурной жизни европейских народов всегда рождали спрос на идеи Платона, выход из кризиса всегда усматривался в развитии и применении идей Платона к решению злободневных проблем. Зарождение и утверждение христианства, революционные движения Средневековья, Возрождение, Протестантизм, Гуманизм, Французская буржуазная революция в значительной мере вдохновлялись платонизмом, двигались в русле идей Платона. 
Решение самых трудных проблем мировоззрения Платону удавалось излагать на высочайшем философском уровне и в тоже время популярно. Для достижения последнего Платон использует существующие мифы, создает свои, излагает в форме диалога, показывает на обыденном примере.  

Философское наследие Платона  состоит из 34 крупных Диалогов, "Апологии Сократа", многочисленных писем, эпиграмм и его главного, можно даже сказать - итогового произведения "Государство" 
Кроме диалогического изложения Платон, для доходчивости своих философских взглядов, использовал религиозные легенды, обращался к художественным образам, сам создавал мифы. В историю философской мысли, на науку, в религиозные верования вошли созданы древнегреческих философом-идеалистом миф о составных частях психики человека, о процессе и сущности познания человеком мира (Миф о пещере, к глубинной стенке который цепями прикованы люди), о мире Идей и их связи с миром материальным. Платону же принадлежит первая концепция о коммунизме, который описан в мифе об Атлантиде. Платону же принадлежит введение в философскую мысль уже рассмотренных нами смысложизненных идеалов Истины, Добра, Красоты и Справедливости. Ко взглядом Платона мы будем еще неоднократно обращаться при изучении других разделов философского курса. 

Информация о работе Лекции по философии