Лекции по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:11, курс лекций

Краткое описание

1. Философия. Круг проблем, Роль в обществе.
2. Понятие мировоззрение и его структура;
3. Исторические типы мировоззрения, их особенности;
4. Особенности философии как исторического типа мировоззрения.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции. Философия.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

1. Эмпиризм (основатель - Френсис Бэкон);

2. Рационализм (основатель – Рене Декарт).

 

1. Общественно политическая ситуация в странах западной Европы в 15- 17 веках и его влияние на состояние философских знаний.

2. Поиски новых методов  науки познание эмпиризм и рационализм нового времени нового времени (Бэкон, Декарт, Лейбниц, Спиноза);

3. Политическая философия  Томаса Гоббса и Дтона Локка;

4. Социально – политическая  и экономическая условия возникновения  немецкой философии, её основные черты и проблематика;

5. Методологическая философия  система

6. .Эммануил Кант как  основоположник Немецкой классической  философии 

7. Антропологический  материализм Людвига Фейербаха;

8. Диалектический и  исторический материализм Материализм

 

Доклады:

1. Эмпиризм и рационализм  философии нового времени на  примере анализа философских  систем Бекона и Рене Декарта.

2. Объективная  идеалистическая философия и  метод Гегеля.

3. К. Маркс как последователь  и продолжатель материалистических  идей Фейербаха.

 

29.10.12 

 

Немецкая  классическая философия. Философия  конца нового времени. (18- начало 19 века).

 

  1. Эммануил Кант, как основоположник немецкой классической философии;
  2. Объективная идеалистическая философия Гегеля;
  3. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

 

Немецкая классическая философия приблизительно период с  начала 40-хх годов 18 века до 30-хх годов 19 века (Эммануил Кант; Гегель; Фихте; Шеллинг; А также последователи идей Канта и Гегеля и Фейербаха – Маркс, Шопенгауэр, Ф Ницше).

 

Были созданы сложные философские системы.

 Основоположник  Немецкой классической философии  Эммануил Кант.

Начал свою деятельность в 47 лет. Выделяют 2 периода в философском  творчестве Канта:

  1. Докритический.  В этот период Кант делает первые шаги на философском поприще и проявляет себя скорее как учёный- естество испытатель. Он интересуется Естественно научно проблематикой;
  2. С 1781 года, когда Кант создаёт основы критической философии.

 

1 Период.

 

Кант проявляет себя скорее как учёный, чем как философ. Одна из проблем, которая интересовала Канта, была проблема поиска внутренних источников, внутренних сил, которые объясняли бы развитие и вообще изменения в целом объективного мира (интересовался проблемами диалектики). Пытаясь найти ответ на этот вопрос Кант пишет труд «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 год). В которой Кант, предпринял попытку создать новую, немеханическую картину мира.

В этой работе с одной  стороны Кант пытается объяснить  природу исходя из неё самой, найти  естественные источники  её развития и Т.О. кант не допускает возможности Божественного вмешательства в естественные процессы развития мира. В этой своей работе он сделал открытие. Согласно Канту наше солнечная система возникла естественным путём в результате вихревых вращательных процессов сгущения газопылевого облака благодаря единству действия сил притяжения и отталкивания, которая как доказал Кант свойственно самой природе, самой материи. Данная концепция Канта позволяет утверждать, что автор её проявляет себя как философ материалист, поскольку материальность и объективное существование природы, он не отрицает, более того, утверждает, что первоосновой мира являются «мельчайшие частицы первичной материи»…

 

Второе что кант сделала  в своём труде. В этом же произведении Кант развивает также и идею системности природы. И утверждает, что мироздание устроено системно,  и что следовательно существуют законы функционирования этой системы, а также принципы взаимосвязи всех элементов системы, по которым функционирует эта система. Что наша солнечная система представляет собой подсистему более крупного образования.

Но с другой стороны, в этой же работе Кант тем  не менее проводит идею Божественного  происхождения мира и в этом противоречие его философии.

Отвечая на вопрос о том, в чём причина такого противоречия Кант, утверждает, что в том, что мир такой, каким он его изобразил и показал, он видит божий промысел. (Он показал естественное происхождение вселенной, но причина по которой мир существует вот так, это некая Божественная мудрость, Божественный фотолизм,  Т. Е. Мир создан вот таким, развивающимся)

 

2 период. Написание основных философских трудов Канта.

 

Важнейшие философские  труды, в которых он формулирует  основные положения своей теории познания и в целом основные принципы, субъективно идеалистической философии:

«Критика  чистого  разума» (1781 год);

«Критика практического  разума» (1788 год);

«Критика способностей суждения» (1790 год).

 

2 Критический период.

 

В критически период Канта  интересуют проблемы Гносеологии. Но размышляя  над возможностями познания мира, Кант создаёт субъективно – идеалистическую философскую теорию.

В соей теории познания Кант признаёт тот факт, что  мир существует объективно, и что  в результате нашего взаимодействия с ним, мы получаем некий комплекс ощущений, но кант утверждает далее, эти ощущения не дают нам представления о сути самих вещей, поскольку человек познаёт не сами предметы реального мира, а только их явления, далее Кант утверждает, что явления, вещи и сама вещь, находятся в разных мирах: явление вещи принадлежит к реальному миру, к которому принадлежит человек;

А сами вещи принадлежат  миру непознаваемому, или как Кант его называет «Трансцендентному» миру (мир, сущность которого, находится за пределами человеческого опыта). Теория познания канта предполагает 3 ступени этого процесса, т.е. самого познания:

1. Чувственное  созерцание (на этапе чувственного  созерцания, характеризуя суть этого  процесса, Кант создаёт субъективно  идеалистическую теорию пространства  и времени, утверждая что пространство  и время априорный, т.е. существует вне опыта, вне человеческой практики, но не вытекают из него);

2. Восхождение  познания от «непосредственного  воззрения» к анализирующему  рассудку (Кант работает с научными  категориями мышления, познания, и  утверждает, что эти категории являются всеобщими и необходимыми поскольку они представляют собой до опытные способы мыслительной деятельности человека);

3.Чистый Разум. (Кант утверждает, что рассудок и разум имеют разные предметы (содержание), это не одно и то же:

Рассудок – это первая ступень познания мира, позволяющая человеку получить очень приблизительное знание о мире, неточное, неполное. По Канту рассудок – это эмпирический уровень развития мира.

Разум же по Канту, не направлен на познание единичных  предметов действительности и объективной реальности, его предмет познания – это рассудок. Задача разума по Канту, привести в систему, знание, содержание рассудка.

В области  этики Кант сформулировал сущность категорического императива.

Категорический  императив – это практические моральные правила, которые являются обязательными и безусловными для выполнения каждым человеком.

Гипотетические  и Категорические правила, он вывел  никоторые формулы реализации этих правил.

2 вида Императива:

1. Гипотетический  императив (выполняется по формуле «если ты хочешь…то ты  - должен...»);

2. Категорический  Императив (выполняется по формуле  «ты должен…потому что ты должен…»).

 

Конфуций сформулировал  золотое правило нравственности «относись к другим так, как ты хочешь чтобы они относились к  тебе».

 

Кант  - «Поступай так, чтобы максима твоей воли, смогла стать принципом основой всеобщего  законодательства»;

«Поступай согласно такой  максиме, которая в то же время  сама может стать всеобщим законом»;

«Поступай так, чтобы  ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого, также как к цели, и никогда не относился бы  к нему, только кАк к средству».

 

Объективная идеалистическая философия Георга Вильгельма Фридриха  Гегеля.

 

Продолжатель объективно идеалистической философии Платона.

За основу всех явлений  в природе и в обществе, Гегель принимал объективно существующее идеальное  начало, которое он называл «Мировой дух» или мировой разум, или божественное сознание, или абсолютная идея или  абсолютный дух и т.д. Особенностью Гегелевского идеализма считается, то, что он рассматривает мышление, не как отражение вне и независимо от него существующего мира природы т.е. объективной реальности, а наоборот, природа, объективная реальность у Гегеля рассматривается, как воплощение абсолютной идеи или мирового духа, кАк иное (другое) бытие мирового духа.

Мышление у Гегеля объявлялось сверхприродной сущностью, которая создавала реальный мир  по своему образу и подобию и поэтому  считал Гегель именно эта сверхприродная сущность должна стать предметом философии.

(дома подумать  над вопросом чем объективный  идеализм Гегеля отличается от  объективного идеализма Платона)

 

Философия Гегеля также  как и философия Канта была противоречивой. Выделяют 2стороны:

  1. Консервативная метафизическая философская система, которая ступает в противоречия со второй стороной..
  2. Диалектический метод познания. Диалектический метод Гегеля – это прогрессивная сторона его философии, которая представляет собой философское учение о развитии. Но его диалектический метод носит идеалистический характер т.к. принципы развития, которые он сформулировал в методе представляют собой принципы существования и развития его абсолютной идеи, а не материального мира.

 

 Развитие мирового  духа у Гегеля, есть ничто иное, как развитие понятий, которым Гегель придал самостоятельное бытие и оторвал от их материального носителя, т.е. от человека.

 

Метафизическая философская  система Гегеля вступает в противоречие с его диалектическим методом, поскольку  метод предполагает развитие абсолютного  духа, а система требует прекращения всякого развития.

Философская система  Гегеля состоит из 3 частей:

  1. «Наука логики»: -  Учение о бытии;

                                 - Учение о сущности;

                                 - Теория Понятия.

2. «Философия природы»: - Механика;

                                            - Физика;

                                            -  Органическая физика.

3. «Философия духа»:  - Субъективный дух;

                                      - Объективный дух;

                                      - Абсолютный дух.

 

Параллельно в каждой из этих частей он разрабатывает метод.

 

В науке логики Гегель формулирует 1 часть своей метафизической  философской системы. Основным является его утверждение о том, что  основой всех явлений мира является абсолютная идея. Абсолютная идея по Гегелю – это и есть мировой дух до возникновения природы, т.е. реального мира. Этот этап у Гегеля называется этапом чистого бытия.

Следующим этапом развития мирового духа становится «инобытие», т.е. возникновение природы. Пройдя стадию природы «инобытия», мировой дух (абсолютная идея)), возвращается в совё первоначальное состояние, но при этом он превращается в абсолютный дух т.е. меняет свои качественные характеристики. Т.о. исследуя принципы существования абсолютной идеи Гегель формулирует основные принципы диалектики. В своём диалектическом методе Гегель сформулировал основные принципы диалектики:

  1. Движение, как саморазвитие абсолютной идеи;
  2. Принцип всеобщей связи и взаимозависимости, согласно которому всё в мире взаимосвязано,  и связь эта носит закономерный характер;
  3. Принцип понимания развития, как процесса перехода количественных изменений в качественные и обратно;
  4. Идея о скачкообразном характере развития и перерывах постепенности.
  5. Понимание развития как процесс отрицания «отрицания».

Согласно Гегелю сущность закона, заключается в определённой схеме по которой, как утверждает философ происходит движениние понятий:

- Это исходный тезис;

- Антитезис (отрицание  тезисов);

- Отрицание антитезиса.

 

  1. Принцип единства и борьбы противоположностей.

 

 

ДЗ самостоятельно последний  вопрос

 

 

Следующий семинар:

Русская философия 18-19 веков:

  1. Сравнить Русскую философию 18-19 веков и западно европейскую философию этого  периода. Определить принципиальный различия;
  2. Славянофильство и западничество как основные направления в Русской философии этого периода. Сущность споров между ними. Понятие Русской идеи;
  3. Философия Николая Соловьёва;
  4. Философия Николая Бердяева;
  5. Философия «Русского космизма» (Николай Фёдоров, Константин Циолковский, Владимир Вернадский и д.р.);

 

 

Доклады:

  1. Философия Соловьёва. Социальная философия.
  2. Философия Русского космизма.

Темы след занятия.

Философское учение о познании. Познание и сознание.

 

  1. Категория сознания и её понимание в истории философии;
  2. Сознание как отражение мира. Исторические этапы в развитии отражения;
  3. Структура сознания;
  4. Философское учение о познании;
  5. Познание, как процесс. Становление категорий познания в истории философии;
  6. Структура познания, его основные виды;
  7. Понятие истины, основные философские подходы к осмыслению истины. Практики, как критерий истины.

Информация о работе Лекции по философии