Лекции по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:11, курс лекций

Краткое описание

1. Философия. Круг проблем, Роль в обществе.
2. Понятие мировоззрение и его структура;
3. Исторические типы мировоззрения, их особенности;
4. Особенности философии как исторического типа мировоззрения.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции. Философия.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

 

 

 

Формирование  методов познания мира в философии  древней Греции, (Гераклит, Сократ)

 

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

• материализм;

• идеализм;

• эмпиризм;

• рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)

9

Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)

 

Сократ

Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Создав «сократический»  метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается Только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.

Гераклит

У Гераклита  понимание красоты пронизано  диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

 

Эклектическая философия Аристотеля.

 

 

 

 

 

 

Особенности  Развития Философии Античного мира.

 

Милетская школа.

Милет считал, что в основе мира лежит материальное, субстратное начало, из которого происходит мир, это то вещество, без которого ничто живое существовать не может – это вода.

Его ученик философ Анаксимен считал, что основой мира является воздух. Воздух наполняет любое пространство.

Анаксимандр он считал, что вода и воздух не может быть основой мира потому что они имеют границы, они тоже из чего то состоят. Он считал, что в основе мира лежит огонь. В основе мира лежит некая беспредельная, безграничная, неопределённое начало «апейрон» - это материальное всеобщая основа и источник реального мира. Алейрон – это нечто что нельзя, увидеть, почувствовать, это то из чего всё истекает в этом мире, и то куда всё исчезает.

Заслуга философов Милетской школы, заключается  в том, что они пытались найти  материальную основу природы не за её пределами, а в ней самой.

Философы милетской  школы заложили основы материалистической тенденции в поиске ответа на вопрос о том, что представляет собой первооснова мира. Продолжателем традиций милетской школы были последующие материалисты среди которых были Левкип и Демокрит, которые стали авторами теории атомистического материализма. Они утверждали, что в основе мира лежат неделимые, мельчайшие частицы – атомы, двигаясь в пустоте они сталкиваются друг с другом, и таки образом в результате этого сцепления, образуются объекты и предметы реального мира.

Демокрит утверждал, что из атомов состоят и вода и воздух и апейрон.

Атомистическая концепция  просуществовала до рубежа 18- 19 веков. То есть до того времени, когда была отрыта ещё более мелкая частица  чем атом, и люди узнали, что существует электрон.

 В процессе поиска первоосновы мира сложилось также и идеалистическая традиция. Одним из выдающихся представителей этой традиции был античный философ и математик Пифагор. Он доказывал, что в основе мира лежит число. Математические категории.

Пифагор считал, что в мире ничего не происходит стихийно, что в нём существует некий порядок. Причём слово космос переводится -  порядок. И следовательно этот космический порядок можно понять и познать при помощи математических понятий.

Основателем объективного идеализма считают философа Платона.

Платон утверждал, что  реально существующий мир не является истинным его нельзя познать разумом  так как в нём всё быстро меняется, возникают одни предметы и вещи а другие умирают, а всё  что быстро меняется постижимо только чувствами. Быстро меняющийся мир вообще достоверно познать нельзя, тем более что он является всего лишь копией другого истинного мира. Так называемого мира идей или Эйдесов, который существует за пределами чувственно воспринимаемого мира. При этом каждая вещь предмет или объект реального мира, есть отражение соответствующей идеи в мире идей.

Помимо поиска первоначала, была поставлена проблема поиска способа  существования мира. Одним из первых, кто пытался дать ответ 

Гераклит, который утверждал, что в мире нет ничего раз и навсегда данного, что в нём все течет и изменяется, всё становится противоположного себе. Причина изменений – внутреннее противоречие. Предметов, объектов, процессов и т.д. Т.Е. борьба внутренних противоположностей, при этом Гераклит утверждал, что борьба противоположностей не является абсолютной. В ней всегда присутствует момент гармонии противоположных начал. Поэтому любой процесс, есть борьба и единство противоположностей одновременно. Т. О. можно утверждать что Гераклит был первым в истории западное-  европейской истории диалектики.

 

Ещё один философ  который не просто пытался дать ответ  на вопрос о том как существует этот мир, но и сформулировал диалектический метод познания и развития мира. Это Сократ. Он был не только философом  но и оратором, Он был основателем теории Риторики. Он сформулировал 7 идеал. Для этого он рассматривал принципы, которые позволяли создать диалог (спор) в аудитории. С точки зрения Сократа диалектика это метод, который основан на постижении, познании и преодолении противоречий в любых сферах бытия мира и человека.

Особенности философии средних веков.

В условиях средневековья, основная черта философского мировоззрения  - это теоцентризм. В центре философского мировоззрения находится бог и всё то, что создано богом. Из этой черты следует то, что природа -  это 2четра, всё что идёт от бога.

Ещё одна черта средневекового философского мировоззрения получила названия креационизм. Теория утверждающая, что мир создан Богом. Т.О. для теоцентристского мышления средневековья, характерны следующие черты:

  1. Признание того, что определяющим фактором бытия мира являлся не природа сама по себе, а некая объективно существующее идеальное начало, т.е. БОГ;
  2. Бог признаётся высшей субстанцией (субстанция – категория в философии для обозначения основы мира), всё же остальное признаётся творением бога лишённым самостоятельного бытия;
  3. Поскольку природа не обладает самостоятельным бытием с точки зрения теоцентризма, то целью познания объявляется не природа , а Бог и его творения.

В своём развитии средняя эпоха философии прошла несколько этапов развития:

1. Патристика – это совокупность теологически философских и политических взглядов крестьянских мыслителей, в период с 3 по 8 века. Задача представителей патристики заключалась в том, что бы построить целостную философскую картину мира на основе христианской идеологии. Среди известных мыслителей можно отметить Филон Александрийский, Августин Блаженный, они создали свои философские концепции.

2. Схоластика и её развитие относится приблизительно к 9 -15 векам, она характеризуется стремлением подчинить философию авторитету религиозных догматов. С 11  - 12 век характеризовалась борьбой которую веди представители 2 философских направлений: Реализм и Номинализм. Представители этих 2 направлений спорили о соотношении единичных вещей и общих понятий т.е. универсалий. По сути спорили о том что превично в этом соотношении материально существующие объекты и общие понятия, т е. те понятия человеческого мира.

Представители реализма утверждали, что реально существуют только общие понятия, причём самостоятельно и отдельно от единичных вещей общие понятия первичные, а единичные предметы, являются всего лишь их отражениями.

Номиналисты же утверждали  что самостоятельным бытием обладают только единичные предметы, универсалии же являются всего лишь именами, т.е. названиями этих предметов и следовательно отдельно от единичных вещей не существуют.

Выдающиеся представители  схоластики Пьер Абеляр, Фома Аквинский (Аквинат). Фома Аквинский известен как создатель теории которая  получила название томизма. Томизм – это теория которая была использована католической церковью в качестве своей официальной доктрины, это философское учение о соотношении веры и разума, науки и религии.

Аквинат утверждал в  своей теории, что у науки и  религии общие  цели, т.е. достижения истины, но разные пути и методы достижения этой цели. Аквинат учил, что истина 1 – это Бог и его учение, его мудрость, но прийти к мудрости бога можно длинным путём и коротким. Длинный путь – это путь поисков сомнений, ошибок, разочарований, путь поиска фактов и соответствует он разуму и науке. Короткий путь который ведёт сразу непосредственно к истине – это путь веры. Аквенат утверждает – что на этом пути к истине разум и вера не противоречат друг другу но у них разные функции: предназначение разума, говорит Аквенат, заключается в том, что он должен подготовить человеческое сознание к восприятию истин веры следовательно разум должен служить вере.

Таким образом Фома Аквинский  не отрицая возможности разума в  процессе познания утверждает превосходство веры над ним.

Томизм  - это учение средневековой философии о превосходстве веры над разумом.

 

Философия Эпохи возрождения.

14- 15 века.

 

Все процессы духовной и  в том числе философской жизни  в эпоху возрождения, в значительной степени определялись начавшимся в странах западной Европы к новым общественным отношениям. А именно к буржуазным.

Общественная жизнь  этого периода характеризуется  секуляризацией, т.е. освобождением  всех сфер общественной жизни от господства религиозной идеологии.

Секуляризация привела  и к развитию гуманизма. Гуманизация  всех сфер жизни. Все эти прогрессивные  процессы позволили философии и  философам более свободно излагать свои суждения о сущности реального  мира и поставить новые проблемы, новости онтологии (о бытие), гносеологии (учение о познании)  и антропологии (о человеке).

В философии формируется Пантеизм (всё есть бог) учение, представители которого утверждали единство бога и природы. Учили о том что бог растворён в природе, что бог – есть природа (мир). Николай Кузанский (Итальянец) идеи в философии Николая Кузанского:

1. Он 

 

 

Учёные эпохи возрождения  такие как Джордано Бруно, Галилео  Галилей, Николай Коперник, своими научными открытиями принципиально меняют картину  мира предлагая новый свободный от влияния религиозной идеологии взгляд на неё.

 

Философия Нового времени.

 В центре философии  нового времени находились проблемы  поиска новых методов научного  познания. Т.е. среди основных  философских направлений активнее  всего развивалась гносеология  в результате сложились 2 основных направления:

Информация о работе Лекции по философии