Лекция по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:42, лекция

Краткое описание

1. Предмет, метод и функции философии
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции философия2.docx

— 322.54 Кб (Скачать файл)

В средневековье вопрос об универсалиях приходит через неоплатонизм, в частности - от ученика Плотина  Порфирия. Последний в работе "Введения к категориям Аристотеля" поставил вопросы о характере родов и видов, о том, существуют они в природе или только в разуме, в интеллекте, в мысли; если существуют, то телесны они или бестелесны, отделены ли от чувственно воспринимаемых вещей или содержатся в них.

Боэций в своих комментариях в связи с вопросами, поставленными  Порфирием, подошел к новой проблеме: являются категории (напр. сущность, отношение, место, время и т.п.) Аристотеля видами реальных вещей или лишь знаками языка? Он склонялся к выводу, что они являются знаками языка.

Философской основой спора  между реализмом и универсализмом был вопрос об отношении общего и  единичного, индивидуального. Реализм (от лат. realis - реальный, действительный) приписывал существование лишь общему. Крайние реалисты придерживались платоновского  учения об идеях; общее - это идеи, которые  существуют до единичных вещей и  вне их. Сторонники умеренного реализма исходили из аристотелевского учения об общих родах, согласно которому общее реально существует в вещах, но ни в коем случае не вне их.

Эта проблема - одна из центральных  в схоластике, она связана с  догматом христианской религии о  троичной сущности Бога (Троицы) и доказательствами бытия Бога. Ансельм Кентерберийский (1033-1109) глубоко разработал "онтологическое" доказательство бытия Бога. Согласно Ансельму, у человека, "даже у безумца", есть мысль о существе, "которое "превыше всего на свете", выше которого ничего нет" - это мысль  о Боге. Если у человека есть мысль  о Боге, то Бог есть и в действительности. Почему? 1) Потому, что бытие существа, "выше которого нет", может находиться только в действительности. Если это "наивысшее существо" находится  только в уме, то оно не наивысшее, оно будет ниже того "наивысшего существа", которое находится  в действительности. Это противоречие, которое недопустимо. Следовательно, если у меня есть мысль о "наивысшем  существе" - Боге, то есть и в реальности Бог. 2) Отсюда следует, что мысли  должны соответствовать некоторые  реальные объекты и процессы, либо их части или стороны, и т.д. В  целом, мысль и бытие тождественны: Что есть в мысли, то есть и в бытии. Но в мысли у нас есть "общие идеи" (как у Платона) или общие понятия - "блага", "мудрости", "красоты" и т.д. Ансельм утверждает, что общие понятия - "универсалии" тоже существуют реально. Отсюда и термин - "реализм". Общее существует так же реально, как единичные предметы, общее имеет самостоятельное бытие. Например, Бог - реально существующее "общее" - Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух святой. В догмате о Троице, говорит Ансельм, мы находим существенное подтверждение такой теории (теории реализма) о том, что общее имеет самостоятельное существование.

Возражения против такого понимания "общего" выдвинул Росцеллин  из Компьена (1050-1125). Росцеллин полагал, что в мире существуют только единичные  вещи, а общее "реально", как  вещь, не существует. "Универсалии" - общие понятия - это слова и  даже "звуки голоса" - "номина" (с лат. - имена). Отсюда и "номинализм". Его суть в том, что "общее" не существует реально. "Общее" - это слова (номина), в мире есть только единичные предметы. Когда мы говорим о родах и видах вещей, мы совершаем умственное отвлечение. Таким образом, "общее" понималось как субъективное порождение нашего ума, "отвлечение", "абстракция человеческого ума".

Росцеллин свое учение применил к догмату о Троице. Поскольку  есть только "единичное", то и Троица состоит из трех отдельных лиц  или это разные названия одного реально  существующего лица. В 1092 г. такое  учение Росцеллина было объявлено еретическим: получилось, что есть не один, а три  Бога.

Ученик Росцеллина - Пьер Абеляр (1079-1142) пытался примирить  реализм и номинализм в своем  учении, которое называется "концептуализм". Абеляр знал работы Аристотеля и воспроизвел  некоторые черты критики Аристотелем  теории идей Платона. Общее, считал Абеляр, не существует реально вне вещей. Оно существует в самих вещах  и выделяется нашим умом, когда  мы рассматриваем, изучаем вещи. Наш  ум ("концепт") порождает "общее". И для нашего ума оно вполне реально. То есть "общее" реально  существует только в уме (концептуально), но не в виде самостоятельных бытийствующих идей. Вместе с тем, поскольку наш ум вполне реален, то и общее в уме реально (относительно ума).

Окончательно проблема номинализма  и реализма была решена только Фомой  Аквинским, примирившим оба направления  друг с другом (универсалии существуют до вещей - в божественном разуме, в  вещах, и после вещей - в человеческом уме).

В споре средневекового номинализма  и реализма намечаются элементы, тенденции  борьбы материализма и идеализма.

4.3 Особенности философии эпохи Возрождения, основные направления и проблематика

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV до начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.

Средневековая философия  глубоко и последовательно продумала  принцип абсолютной личности, когда  везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. По мере перехода к городскому образу жизни  и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала  ощущаться острая потребность в  новых воззрениях. Многим мыслителям представлялось, что новому человеку лучше всего соответствует античное культурное наследие, которое в средневековье  было предано забвению. Мыслители  Возрождения полагали, что именно это наследие прежде всего обращалось к человеку и его умениям ("Человек - мера всех вещей", один из принципов античного философствования). И это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения (Ренессанса), т.е. возвращения, возобновления античных ценностей. Но в эпоху Возрождения было выработано всё-таки новое, значительно отличающееся от античного, философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, Галилей, Коперник,. Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Основные идеи философии  эпохи Возрождения:

§ Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека.

§ Гуманизм, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь прежде всего за счет возрождения характерного для античности интереса к человеку и знанию его природы, а не только благодаря знанию о внешней природе или теологическим спекуляциями.

§ Постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.

§ Личностно материальное понимание мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.

§ Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.

§ Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы.

§ Геометрически структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

§ Пантеическое мировоззрение, рассматривающее окружающий человека мир, природу как сопричастную высшим абсолютным ценностям, богу (Бог разлит в природе).

В эпоху Возрождения можно  выделить основные направления, которые  сформировались под влиянием различных  идей, объединенных общей направленностью. Среди них можно назвать Возрожденческий  платонизм и неоплатонизм, гуманизм, натурфилософия и пантеизм, новое  естествознание.

Возрожденческий платонизм  служил обоснованием философского идеализма  в его новой, свободной от схоластики форме (это направление сформировалось в возрождённой платоновской Академии во Флоренции, основанной Марсилио Фичино, 1433 -1499). Для этого направления  весьма важное значение имел также неоплатонизм (Плотин).

Гуманизм как широкое  общественное движение складывается впервые  именно в эпоху Возрождения. Традиционная христианская этика видела вершину  нравственного совершенства в сопричастности Богу, во имя чего превозносится  аскетический подвиг подавления природных  устремлений человека. Гуманисты  возрождают идеалы античных эпикурейцев, но без их спокойного и пассивного отношения к жизни. Схоластической религии противопоставляется право  на истину и поиск ее; догматизм, преклонение перед авторитетами подвергаются резкой критике. Монашеским подвигам все чаще противопоставляется  самый обыкновенный труд. Итальянские  гуманисты (Лоренцо Валла, Альберти) обозначали свои знания как "гуманитарные штудии" (studia humanitatis), т.е. "познание вещей, которые относятся к жизни  и нравам и которые совершенствуют и украшают человека" (к ним  относили риторику, поэзию, грамматику, историю и моральную философию).

В основу пантеизма (от греч. пан - всё, и теос - бог; отождествление бога и мира, бога и природы) лег синтез, с одной стороны античного атомизма (Эпикура и Лукреция), а с другой стороны - платонизма и аристотелизма. Атомистическую концепцию строения материи развивали Валла, Галилей, Монтень, пантеистическую - Николай Кузанский, Джордано Бруно. Дж. Бруно стремится продумать идею Бога в свете новейших данных. Он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть не чем иным, как абсолютным тождеством. Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно представлять себе Бога как что-то изолированное, он есть мировое целое. Если Бог - это мировое целое, то неразумно искать источник движения вне мира, он содержится в самом мире, во всех его составляющих частях, в минимуме. Материя есть вовсе не потенция, она есть самодвижущееся бытие. В мировом целом совпадают мировая душа и мировой разум. Мышление тоже есть движение. Весь мир выступает как нечто живое. Перед нами возрожденческий гилозоизм (от греч. "гиле" - материя и "зое" - жизнь).

Мыслители Возрождения стремились объяснить существование единого, бесконечного, материального мира из него самого, независимо от внешней  потусторонней силы, божества. Мыслители  Возрождения ставили и разрешали  важнейшие философские проблемы в форме натурфилософии (Бруно, Кампанелла, Парацельс), философии природы, разрабатывали  проблему материи, возникновения и  уничтожения, движения и развития. Но параллельно с философией природы  начинает развиваться новое естествознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок. Оно  приносит ряд эпохальных открытий и  становится одним из важнейших источников новой философии. Среди представителей этого направления следует указать  Николая Коперника, Иоганна Кеплера  и Галилео Галилея. Николай Коперник создает гелиоцентрическую систему (разрушая древние и средневековые  представления о центральном  положении Земли во Вселенной), Иоганн Кеплер строит теорию о закономерностях  движения планет на основе математики, а Галилео Галилей путём экспериментальных  исследований делает ряд открытий, с помощью который впервые  точно и строго формулирует физические законы. Новая наука, формирующаяся на принципах этих мыслителей знаменует собой окончательный отход от старых традиций как теологического объяснения, основанного на авторитете Священного писания, так и натурфилософского или метафизического объяснения, основанного не на эксперименте, а на умозрении (аристотелизм).

4.4 Гуманизм, неоплатонизм  и натурализм в философии Возрождения

В эпоху Возрождения гуманизм (от лат. humanus - человеческий, человечный) впервые выступил как целостная  система взглядов и широкое течение  общественной мысли, вызвав подлинный  переворот в культуре и мировоззрении  людей того времени. Это было культурное движение, прежде всего в Италии (особенно во Флоренции) середины 14 - середины 16 вв., восходящее к Ф. Петрарке; с  конца 15 в. перешло в Германию, Францию, отчасти Англию и другие страны, создав европейскую "республику учёных". Исторической почвой возникновения гуманизма, как и Возрождения в целом, послужили расцвет городов, экономические и социальные сдвиги раннебуржуазной эпохи, зарождение нового человека и потребность в его сознательном самоутверждении и воспитании. Называя себя "мудрецами" или "ораторами", итальянские гуманисты обозначали свои занятия как "studia humanitatis" ("познание вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуют и украшают человека); в конце 15 в. появилось само слово "гуманист". Ранний, т. н. этико-филологический, или гражданский, гуманизм в Италии (от Салутати до Лоренцо Валлы и Л. Альберти, конец 14 - сер.15 вв.) возник в связи с изучением и преподаванием риторики, грамматики, поэзии, истории и моральной философии на основе классической греко-латинской образованности, в противовес излюбленным темам и методам средневековой схоластики (спекулятивной теологии, логизации познания). Гуманистическая "словесность" позволила выработать новое мировоззрение, проникнутое критицизмом и светскостью. Прекрасное и чистое "слово" понималось как "знание" и "добродетель" (virtus), как воплощение универсальной и божественной человеческой природы, как ее гармония и инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и родной общины. Центральная идея гуманизма - актуализация через гуманистические занятия возможностей, заложенных в индивиде, всесторонняя культивация его "достоинства". С последней трети 15 в. гуманистические интересы перемещаются в теологию, натурфилософию и новое естествознание.

В рамках гуманизма популярностью  пользовался неоплатонизм, под влиянием идей гуманизма Козимо Медичи основал  платоновскую Академию во Флоренции (наиболее известным в этой возрожденной школе  был Марсилио Фичино, много переводивший и комментировавший Платона и неоплатоников - Плотина, Порфирия). Но наиболее влиятельным философом, развивавшим идеи неоплатонизма в эпоху Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464) - теолог (он был кардиналом), философ, крупный ученый, особенно в области математики, астрономии и географии. Кузанский обосновывал идею о единстве Бога и о проявлении его в природе, о пути познания Бога и Вселенной. Он развивал идеи взаимосвязи всех природных явлений, диалектического совпадения противоположностей, понятие противоречия, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосмосе (маленькой Вселенной). Мощь человеческого познания Николай Кузанский видел в способности человека через творческую деятельность своего ума ("человек есть его ум") уподобляться Богу. Мысли Кузанца о совпадении (единстве) всех противоположностей в Боге по своему содержанию и форме имели диалектический характер. Также диалектична и его идея о соотношении части и целого - отдельное свидетельствует о предсуществовании целого. Он рассуждал и о границах применения закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.

Информация о работе Лекция по "Философия"