Лекция по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 17:42, лекция

Краткое описание

1. Предмет, метод и функции философии
2. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции философия2.docx

— 322.54 Кб (Скачать файл)

В целях самосохранения люди должны искать мира, что, по мнению Гоббса, вытекает не только из страха смерти, который  он считает главным, но и из требований естественного разума. Требования разума Гоббс, развивая свою философию естественного права, называет естественными законами:

¨ Первый и основной естественный закон гласит "следует искать мира и следовать ему", чтобы положить конец состоянию всеобщей вражды человека к человеку. Для этого "человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты... ", и заключить договор, т е. перенести часть своего права на других. Этот договор может стать средством устранения всеобщей войны, если он будет выполняться.

¨ Поэтому второй естественный закон гласит: "люди должны выполнять заключенные ими соглашения".

Чтобы сделать соглашение между людьми "постоянным и длительным, требуется еще кое-что. ., а именно общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу". Такая общественная власть может быть создана только одним путем: "путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю". В результате этого рождается государство - новое "лицо, воля которого в силу соглашения многих людей признается волей их всех, с тем, чтобы оно могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов общества ради мира и защиты общих интересов". Таким образом, по Гоббсу, образуется государство, которое он уподобляет библейскому чудовищу Левиафану. Государство на место законов природы ставит законы общества.

Власть издает гражданские  законы и обязывает людей к  их безоговорочному исполнению с  помощью силы. Когда власть избрана, утверждает Гоббс, граждане теряют все  права, так как они были перенесены на органы государственной власти, за исключением тех, которые сочтет целесообразным предоставить им правительство.

Организация государственной  власти, по Гоббсу, может быть различной - монархия, аристократия, демократия. Но не это главное в доктрине Гоббса. Главное в том, что власть в  государстве должна быть абсолютной, суверенной и единой. Именно поэтому  его симпатии склоняются к абсолютной монархии, которая для него наиболее полно выражает политическое могущество государства

Джон Локк (1632-1704) в своем  произведении "Два трактата о  правительстве" развил учение Т. Гоббса об общественном договоре. Он явился одним  из основателей английского буржуазного  либерализма.

Подобно Гоббсу, Дж Локк в своем социально-политическом учении исходит из естественного состояния общества. Однако в отличие от Гоббса он не считал естественное состояние "войной всех против всех". Естественное состояние он изображает как царство свободы и равенства, в котором люди свободно располагают своей личностью, имуществом и все имеют равные права на свободу. Таким образом, к основным неотчуждаемым естественным правам человека Дж. Локк относит три права: на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом. Никто не имеет права "причинить вред жизни, здоровью, свободе или имуществу другого"

Основной целью людей  при установлении государства по взаимному соглашению является, по Локку, сохранение их неотъемлемых прав и собственности, которые не гарантированы  в естественном состоянии. В отличие  от Гоббса он утверждает, что полного  отказа от естественных прав и естественной свободы при заключении договора быть не может. Индивид лишь настолько ограничивает свою естественную свободу и свои естественные права, насколько это нужно для охраны его личности и имущества. Отсюда Локк делает вывод о том, что власть правителя не может быть абсолютной. Абсолютная монархия, по его мнению, хуже, чем естественное состояние, так как над абсолютном монархом нет суда и он находится как бы в естественном состоянии по отношению к своим поданным. Променять естественное состояние на абсолютную монархию - это то же, говорит Локк, что во избежание вреда, наносимого хорьком или лисицей, отдать себя в когти льва. Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной монархии.

Этому же служат его идеи о разделении властей, которые он выдвинул одним из первых и которые  затем нашли свое воплощение в  политических теориях французской  и американской буржуазных революций XVIII в. Разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно  различать три власти: законодательную, исполнительную и федеральную. Законодательная  власть (парламент) осуществляет право  издавать законы, исполнительная (правительство) - проводить законы в жизнь, а федеральная (король и министры) занимается вопросами  внешней политики. Власти, по мнению Локка, неравноправны. Законодательная  власть - верховная, она должна повелевать другими властями. В своем трактате Локк также ставит вопрос о возможности  сопротивления суверену (правителю), когда он злоупотребляет своей прерогативой. Тогда его подданные имеют  право отказаться от договора

Социально-политические концепции  Томаса Гоббса и в особенности  Джона Локка оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль Европейского Просвещения  и получили свое дальнейшее развитие, прежде всего в трудах Шарля Монтескье (в работе ("О духе законов") и Жан - Жака Руссо.

5. Основные проблемы и представители философии Просвещения. Особенности философии французского Просвещения

Просвещением обычно называют философское и идеологическое течение, сформировавшееся прежде всего во Франции в 18-м веке. На становление философии просвещения оказали влияние эмпиризм и сенсуализм (от греч. эмпейрия - опыт, и лат. sensus - чувство, ощущение; два близких друг другу философских направления, ставящих в основание человеческого познания чувственный опыт), учение о человеке и деизм Локка (деизм как философская позиция предполагает невмешательство бога в дела сотворённого им мира), рационализм и механистическая физика Декарта, механика и деизм Ньютона, антисхоластические скептические учения во Франции начала 18 в. Именно на французской почве течение получило наибольший размах в период между 1715 (год смерти Людовика XIV) и 1789 (штурм Бастилии), именуемый "веком Просвещения" и "столетием философии". Начало просвещения также связывают с 1718 г. когда в Париже впервые была поставлена трагедия "Эдип" Франсуа Вольтера (1694-1778). Вольнодумный, критический пафос трагедии отразил кризис христианского самосознания в духовной жизни Франции первой четверти XVIII в. Господствующим догмам католического сознания были противопоставлены права просвещенного критического разума, дух сомнения и скептицизма.

Негативное отношение  к абсолютистской монархии, нравам господствующих сословий духовенства  и аристократии было выражено в вышедших анонимно в 1721 г. "Персидских письмах" Шарля Луи Монтескье (1689-1755). Антимонархическая  и антиклерикальная направленность "Персидских писем" имела шумный успех и способствовала нарастанию просветительского движения. Вольтер и Монтескье были представителями первого поколения просветителей, стоящих у истоков Французского Просвещения.

В 40-е годы XVIII в., когда развитие естественных наук, художественной литературы, драматургии, философии перерастает в обширное движение духовной жизни, просветительская мысль во Франции достигает своего расцвета. В этот период формируется  мировоззрение второго поколения  просветителей - Ж. - Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Э. Кондильяка, Ж. Кондорсе. Несмотря на различие мировоззренческих  и социально-политических позиций, французские просветители были наследниками духовных ценностей эпохи Возрождения, продолжателями социально - философских  исканий мыслителей Нового времени - Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Локка, Т. Гоббса, Б. Паскаля. Можно выделить некоторые отличительные черты философии французского Просвещения:

Ø четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Дидро, Гольбаха) до антитеологической, богоборческой и атеистической;

Ø неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания;

Ø гуманистическая ориентация философии с доминированием в ней антропосоциальной проблематики;

Ø направленность философских взглядов просветителей на изменение социальной действительности в интересах прогресса и "улучшения гражданского общества".

Радикализм философии  Французского Просвещения определил  антицерковную направленность политических, правовых и других идей просветителей. Они поставили задачу освобождения человеческого разума от догм католической ортодоксии, от фанатичных религиозных  суеверий. Необходимость решения  этой задачи была вызвана тем, что  в дореволюционной Франции католическая церковь была одной из самых мощных организаций, располагавших огромными  земельными наделами и капиталами. Церковь проявляла религиозную  нетерпимость, беспощадно расправлялась  с еретиками и инакомыслящими. Только путем избавления "просвещенного  разума" от религиозных предрассудков  можно перестроить общество на разумных началах.

Культ и тиранию  церкви над человеческим разумом  осуждали в своих произведениях  Ш. Монтескье, Ж. - Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро и другие французские просветители. Христианство и католическая церковь, писали они, создают благоприятную  среду для духовной тирании, проповедуя зависимость человека от божественного  промысла, призывая к смирению и  повиновению.

Догмам и религиозному фанатизму официальной церкви французские  просветители противопоставили концепцию "естественной религии". Обоснование  этой концепции было дано Вольтером  в трактате "Все о боге". Одновременно с Вольтером идею "естественной религии" развивал Дени Дидро (1713-1784) в своем сочинении "О достаточности  естественной религии". Под "естественной религией" французские просветители понимали такую, которая не противоречит человеческой природе и включает в себя общие для всего человечества принципы нравственности. Природа является храмом единого божества и в ней господствует универсальная мораль: "Делай то, что ты хотел бы, чтобы делали по отношению к тебе". Утверждая независимость моральных категорий добра и зла от Бога, французские просветители приходят в конечном счете к религиозно - моральному космополитизму. Истинная религия разумна и в силу этого - космополитична. Её содержанием является универсальная мораль, догмы которой включают немногие, вытекающие из природы, положения. Религиозный космополитизм был впоследствии использован во время Великой французской революции.

Ядро концепции  просвещения составляет убеждение  в решающей роли знаний и особенно познания "естественного порядка" для исправления социальных отношений. "Естественный порядок" соответствует  подлинным, неиспорченным желаниям человека; социальные отношения должны быть приведены в гармоническое  соответствие с закономерностями окружающей и человеческой природы. Поскольку  представители просвещения считали, что обществу свойственно постепенное  развитие на основе неуклонного совершенствования  человеческого разума, просветителей  называли "рационалистами", несмотря на преимущественно сенсуалистический  характер их теорий познания, а эпоху  просвещения - "веком разума".

Для идеологии просвещения  характерны также и деизм (от лат. deus - бог); за малыми исключениями (Руссо) французские деисты видели в понятии  бога только обозначение разумной первопричины мира, верховного геометра и архитектора.

Среди просветителей  выделялась группа убеждённых материалистов-атеистов (Ламетри, Гольбах, Дидро, Гельвеций). Отвергая объективный и субъективный идеализм, просветители ратовали за изучение естественных наук и тесную связь с ними философии. В "Системе природы" (1770) Гольбаха сформулированы основные идеи материализма просвещения: движение как перемещение в пространстве есть способ существования материи, она вечна во времени и бесконечна в пространстве и представляет собой организованное целое, пронизанное сетью причинных связей; самая малая причина ("мальной атом") может привести к огромным последствиям; креационизм (творение богом мира) ложен, жизнь и сознание - продукты материи. При всех индивидуальных различиях для классиков французского материализма характерны метафизичность, переходящая в механицизм, антиисторическая концепция неизменной "человеческой природы"

Движение просвещения  было во Франции 18 в. философской революцией, которая подготавливала революцию политическую.

В широком смысле сторонниками просвещения называли всех выдающихся распространителей  научных знаний в широких кругах народа или хотя бы в образованной его части. В этом смысле к кругу  деятелей просвещения могут быть отнесены и Бэкон, и Лейбниц, Локк, Кант, Ломоносов. Распространение просвещения  в других странах происходило  под воздействием идей французского просвещения и приходилось на 2-ю пол.18 - 1-ю четв. 19 вв. В России представителями просвещения были А. Радищев, Д.С. Аничков, Н.И. Новиков  и др.; в Германии - Лессинг, Гердер, Гёте и др.; в Сев. Америке - Франклин, Джефферсон.

Лекция 5

1. Общая характеристика  немецкой классической философии

Термин "классическая немецкая философия" был введен Ф. Энгельсом. Сам Энгельс специально не разъясняет, что он имеет в виду под "немецкой классической философией". Но под  классикой обычно имеется в виду высшая мера чего-либо, некая завершенная  форма. И после классики, как правило, идет снижение уровня.

Немецкая классическая философия  охватывает сравнительно краткий период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной стороны, и 1831 годом - годом  смерти Гегеля - с другой (либо более  поздней антропологической, материалистической философией Фейербаха, который, однако, вошел в противоречие с основным характером немецкой философии этого  периода - ее идеализмом). По целому ряду моментов она представляет собой  вершину философского развития (идей Возрождения, Нового Времени, Просвещения). Основными представителями этой философии были основоположник ее Иммануил Кант, его последователь Фихте, Шеллинг, противник кантианской философии  Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Что касается общей характеристики классической немецкой философии, то в  ней происходит смещение акцентов (по сравнению, напр., с мыслью Просвещения) с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. При этом уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и  его истории относительно природы. До этого философы знали, с одной  стороны, природу,. а с другой - человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенное нетелесной душой. Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. И только глядя на него как на продукт культуры, можно разгадать целый ряд философских загадок. Также немецкая классика идет дальше рационализма Нового времени (Декарта, Лейбница, которые считали, что о сущности мира мы узнаем, лишь погрузившись в глубины самого разума, поскольку чувственное многообразие природных тел скрывает от нас основу бытия). В немецкой классике речь идет о разумно организованной действительности, где сущность мира открывается нам непосредственно. И чем дальше продвигается мысль немецких философов, тем яснее то, что речь идет не о первозданной природе, а о мире культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты (метафизика, этика и эстетика - три части философии Канта, которые посвящены открытию этих законов). Немецкие философы выводят этот мир культуры из деятельности человеческого духа, и мыслящий субъект, таким образом, оказывается основой мироздания. Деятельность людей толкуется ими только как духовная деятельность, а потому на самые фундаментальные вопросы представители классической немецкой философии отвечают с позиции сначала субъективного (Кант), и лишь затем объективного идеализма (Гегель).

Информация о работе Лекция по "Философия"