Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:44, реферат
Целью и задача: написания данной работы является изучить роль общения в развитии личности.
Объектом: является общение человека.
Степень научной разработанности проблемы: проблема коммуникации и видов общения всегда являлась актуальной для отечественной и зарубежной науки. Достаточно широко освещена тема общения в психологической литературе, накоплен очень большой теоретический материал. Наиболее изученной частью данной проблематики являются механизмы, факторы общения и его функции. К этим темам обращаются многие ученые, как зарубежные, так и отечественные.
Активизация интереса отечественных исследователей к изучению проблемы общения относится к периоду конца 60-х - начала 90-х гг., но и сейчас уделяется большое внимание к изучению коммуникативного процесса.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Философское понятие общения и его функции ……………………………...5
2. Классификация общения……………………………………………………….10
3. Социализация личности в процессе общения………………………………...13
4. Межсубъектные отноше-ния……………………………………………………20
5. Феномен общения…………….…………………………………………………25
6. Деловое общение: содержание, структура, функ-ции…………………………28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список литерату-ры
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА
Кафедра
«Философии, истории, политологии»
РЕФЕРАТ
по курсу
«Философия и методология науки»
на тему:
«Мир общения.
Проблема
межсубъектных отношений»
Выполнила:
магистрант
заочной формы
Акур
И.И.
Гомель 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Философское понятие общения и его функции ……………………………...5
2. Классификация
общения……………………………………………………….
3. Социализация личности в процессе общения………………………………...13
4. Межсубъектные
отношения……………………………………………………
5. Феномен
общения…………….……………………………………………
6. Деловое общение: содержание, структура, функции…………………………28
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность проблемы исследования: потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если
бы с рождения человек был лишен
возможности общаться с людьми, он
никогда не стал бы цивилизованным,
культурно и нравственно
Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие личности.
Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели, средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида.
Целью и задача: написания данной работы является изучить роль общения в развитии личности.
Объектом: является общение человека.
Степень научной разработанности проблемы: проблема коммуникации и видов общения всегда являлась актуальной для отечественной и зарубежной науки. Достаточно широко освещена тема общения в психологической литературе, накоплен очень большой теоретический материал. Наиболее изученной частью данной проблематики являются механизмы, факторы общения и его функции. К этим темам обращаются многие ученые, как зарубежные, так и отечественные.
Активизация интереса отечественных исследователей к изучению проблемы общения относится к периоду конца 60-х - начала 90-х гг., но и сейчас уделяется большое внимание к изучению коммуникативного процесса.
Однако,
несмотря, на имеющуюся литературу,
посвященную культуре общения, все
же следует заметить, что исследователями
недостаточно изучены факторы повышения
культуры делового общения.
1.
Философское понятие
общения и его
функции
Философская литература, посвященная понятию общения, огромна по своим размерам. Дэнс и Ларсон собрали 126 одних только дефиниций «общения» (1). А ведь общение выступает в философии не только как таковое, но и в форме «интерсубъективности», «диалога», «игры» и великого множества разных менее распространенных понятий.
В философскую категорию слово «общение» превратилось еще в античности. В греческом языке имеется добрая дюжина слов, означающих «общение», с самыми разными семантическими оттенками. Вот лишь основные: μετοικία, περιφορά, συνουσία, συνοδία, χρεία, εντευξις, κοινωνία, ομιλία. Последние четыре термина регулярно встречаются в сочинениях Платона и Аристотеля, обретая там отчетливый философский смысл.
В дальнейшем, однако, языком европейской философии почти на два тысячелетия стала латынь. В течение этого времени категория общения шлифовалась великими философскими умами, ранга Спинозы и Лейбница, Канта и Фихте. В латинском языке есть два слова, означающих «общение», – commercium и communicatio.
Латинское communicare означ
В
другом слове, commercium, находит свое выражение причина общения.
Корень этого слова – merx, товар. Очевидно,
первоначально commercium означ
Так отпечатавшаяся в языке история простого представления о формах общения наглядно подтверждает идею Маркса о происхождении категорий мышления из движенияматериальных форм общения.
У
Спинозы термин commercium испо
Поскольку, согласно учению Спинозы, все вещи произведены единой субстанцией и представляют собой состояния, или модусы, этой субстанции (Природы, Бога), постольку категория общения выражает каузальное отношение субстанции к самой себе. Это то самое отношение Природы порождающей к Природе порожденной, которое в «Этике» описывается диалектическим термином causa sui.
Понимание
общения как каузального
На
этом сходство Лейбница со Спинозой в
понимании общения и
Канту в докритический период его творчества принцип общения субстанций (commercium substantiarum) представляется своего рода универсальным ключом к решению всех философских проблем. В диссертации о «первых принципах метафизического познания» Кант вывел категорию общения из принципа «определяющего основания» и пришел к выводу, что всё происходящее в мире объясняется общением, или взаимным причинно-следственным влиянием вещей. Объяснение общения предустановленной гармонией субстанций Кант отвергает, соглашаясь с Лейбницем лишь в том, что природа общения чисто идеальная и что оно совершается в силу общей для всего сущего причины – Бога.
«Универсальное общение всех вещей (universale rerum omnium commercium) (8) существует только благодаря представлению, которое имеет о нем эта божественная мысль» (9).
Пониманию
общения как взаимного
Эта
дефиниция как таковая
Для
наших целей, впрочем, достаточно отметить,
что категория общения –
Решив изложить критическую философию на немецком языке, Кант столкнулся с немалыми трудностями. Одна из таких семантических проблем непосредственно касалась категории общения:
«Слово Gemeinschaft в немецком языке имеет двоякий смысл и может обозначать то же, что communio или то же, что commercium. Мы пользуемся им здесь в последнем смысле, имея в виду динамическое общение, без которого даже и общность места (communio spatii) никогда нельзя было бы познать эмпирически» (10).
По-видимому, слово Gemeinschaft было все же выбрано неудачно, так как никто из немецких философов не стал больше использовать его для обозначения всеобщей логической категории. Фихте, а вслед за ним Гегель и Шеллинг, – и даже Шопенгауэр, считавший эту категорию логически противоречивой и потому ложной, – отдали предпочтение безличному Wechselwirkung, взаимодействие. Кант тоже пользовался этим словом как синонимом Gemeinschaft, часто ставя его через запятую или в скобках после Gemeinschaft.
У Фихте Gemeinschaft обозначает одну из ключевых категорий философии права – взаимное отношение свободных Я. Таким образом Gemeinschaft еще сохраняет значение философской категории, но теряет свою универсальность, действуя только в одной из областей человеческого бытия. В гегелевской «Феноменологии духа» термин Gemeinschaft употребляется всего не более десятка раз и в разных значениях.
Маркс, идя в этом отношении по стопам Фихте, обозначает термином Gemeinschaft высшую форму человеческого общения, у него это – коллективное бытие свободных личностей. В русских изданиях трудов Маркса Gemeinschaft чаще всего переводится как «коллективность» вообще, что не вполне точно: Gemeinschaft – это универсальная коллективность, сформированная трудом человека, а не доставшаяся ему от природы (11). Адекватной формой человеческого общения является форма коммунистическая, следовательно, значение термина Gemeinschaft явно ассоциируется у Маркса с латинским communio, а не с commercium, как у Канта.
Термину же commercium в лексиконе Маркса строго соответствует немецкое Verkehr. Два эти слова родственны, прежде всего, генетически: Verkehr имело вначале абсолютно то же самое значение – экономическое: «обращение товаров, финансов», – а позднее стало употребляться в отношении всех прочих видов общения и приобрело универсальное значение «общение вообще». Во французском и английском языках commercium превратилось в commerce, практически унаследовав универсальную значимость своего латинского предка. В одном из писем к П.В. Анненкову, написанном по-французски, Маркс замечает: «Я употребляю здесь слово commerce в самом широком значении, в каком по-немецки употребляется слово Verkehr» (12).
Информация о работе Мир общения. Проблема межсубъектных отношений