Мир общения. Проблема межсубъектных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 11:44, реферат

Краткое описание

Целью и задача: написания данной работы является изучить роль общения в развитии личности.
Объектом: является общение человека.
Степень научной разработанности проблемы: проблема коммуникации и видов общения всегда являлась актуальной для отечественной и зарубежной науки. Достаточно широко освещена тема общения в психологической литературе, накоплен очень большой теоретический материал. Наиболее изученной частью данной проблематики являются механизмы, факторы общения и его функции. К этим темам обращаются многие ученые, как зарубежные, так и отечественные.
Активизация интереса отечественных исследователей к изучению проблемы общения относится к периоду конца 60-х - начала 90-х гг., но и сейчас уделяется большое внимание к изучению коммуникативного процесса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Философское понятие общения и его функции ……………………………...5
2. Классификация общения……………………………………………………….10
3. Социализация личности в процессе общения………………………………...13
4. Межсубъектные отноше-ния……………………………………………………20
5. Феномен общения…………….…………………………………………………25
6. Деловое общение: содержание, структура, функ-ции…………………………28
Заключение…………………………………………………………………………34
Список литерату-ры

Вложенные файлы: 1 файл

МОЙ РЕФЕРАТ.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

      1 - взаимовыгодности сотрудничества;

      2 - общего пола деятельности в определенном пространстве – времени -  «нам не жить друг без друга».

      3 - выработки стратегии поведения, позволяющей сохранить отношения и «лицо» каждого партнера. Отношения «Фирма – Клиент» подчеркивают потребность и заинтересованность одного субъекта в поддержании отношений с другим. Во-вторых, это система профессиональных ролей, которая существенно определена задачами организации. Внутри каждой системы существует своя иерархия статусов, которые обусловливают реальное положение личности относительно власти, информации, экономического достатка и так далее. Организационное поведение работника определяется его статусом, профессиональной ролью, а так же мотивами трудовой деятельности.

      Мотивы  работников и участников делового общения сводятся к трем основным группам: 1. достижение конкретного результата, 2. получение социально-психологических преимуществ - денег, власти, славы, 3. реализация в процессе совместной деятельности личных отношений - дружбы, любви, зависти, мести.  Роли в сочетании с мотивацией участников делового общения позволяют определить и закрепить языки и формы, в которых реализуются отношения между ними.

      Существуют  специальные ритуалы делового общения. Это деловые разговоры разного вида, деловая переписка, деловой этикет, атрибуты   делового общения, вербальные и невербальные знаки и символы отношений, барьеров, защит и конфликтов. Например, в деловом разговоре принято обращаться к друг другу официально независимо от характера  отношений партнеров вне работы. Кроме того, могут быть формы приветствия или места, занимаемые за столом, характерные именно для этой рабочей группы и символизирующие характер и иерархию взаимоотношений в ней. С помощью ритуальных форм: обращений, приветствий, комплиментов, мы можем усилить или ослабить результативность деятельности. Но в целом, в деловом общении целью и мотивацией является совместная деятельность, и потому оно не может быть сведено к внешним формам. Деловое общение включает  в себя ритуальный уровень, но не сводится к нему.

      В обыденной речи люди часто говорят: “это деловая встреча”, “ у нас  чисто деловые отношения”, чтобы  подчеркнуть приоритет  предмета общения и отсутствие субъективных пристрастий, предубеждений, скрытых мотивов. На самом деле исключить личное отношение участников общения из его контекста невозможно. То есть в каждом конкретном случае  эффективность совместной  деятельности усиливается или ослабляется  личными отношениями партнеров. Для реального понимания психологических особенностей конкретной ситуации, возникшей в результате  деловых взаимоотношений, важно определить характер и степень влияния личностного фактора на  цели, формы и результаты общения.

      Результативность  общения существенно зависит  от нашей способности оценить  характер отношений и выбрать стиль поведения, позволяющий достичь  цели. В совместном бизнесе, научной или преподавательской работе важно понять мотивы, интересы, потребности участников общения, соотношение формального и неформального в общении, степень приязни, неприязни, безразличия партнеров к друг другу.

      Деловое общение происходит в неком коммуникативном  пространстве,  пределы или границы  которого можно представить следующим образом:

  1. Я общаюсь с Вами только ради дела или Я общаюсь с Вами потому, что Вы мне приятны . На одном полюсе, общение определяется его целью, на другом -получаемым удовольствием от общения вне зависимости от конкретной цели.
  2. Я делаю это с Вами потому, что Вы мне приятны или потому, что иначе нельзя. В одних ситуациях делового общения мы имеем возможность выбрать себе партнера, в других -обречены на работу с ним. Как правило, мы выбираем деятельность или место работы, а  не начальников, коллег и подчиненных.
  3. Мы соблюдаем общепринятые нормы поведения или нормы нашего круга или наши личные формы общения.

     Деловое общение помимо основных целей имеет  и психологические функции:

  1. Связывающая - Я и Ты. Например, мы вместе пишем научную статью.
  2. Формирующая - Я как ТЫ.  Например, я  учусь  у Вас писать научную статью.
  3. Подтверждающая - Я такой.  Например, я понял, что я могу писать научную   статью.
  4. Эмоционально организующая - Мы. Например, как приятно работать вместе.

      Таким образом, деловое общение - один из видов  коммуникации, в котором есть ролевой, межличностный и ритуальный аспект. Деловое общение отличается тем, что определяется  внешними целями. Деловое общение - общение ради чего-то, лежащего а пределами самого общения. Деловое общение принудительно. Деловое общение -общение по строгим правилам, знание которых обязательно. Деловое общение формально обезличено, поэтому в деловом общении интересы и мотивы участников могут быть скрыты и нуждаются в расшифровке.

      В деловом общении возможности  выбора и изменения  своей роли, форм общения и партнера значительно  уже по сравнению с межличностным или ритуальным общением. Деловое общение происходит в определенном социальном пространстве - времени. Деловое общение реализуется  в заданных формах: разговор, беседа, переговоры, совместная деятельность. Проблемы делового общения: трудности, нарушения, барьеры, конфликты, имеют свою специфику и собственные способы разрешения. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Общение – важная духовная потребность человека как общественного существа. Потребность человека в общении обусловлена общественным образом его бытия и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности. Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

    Общение – это сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (30).

    Общение включает в себя обмен информацией  между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого.

    Социальная  природа общения проявляется  в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом (знания, способы деятельности), в способах (языковая и неречевая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития идах общения.

    По  содержанию общение охватывает все  сферы человеческого бытия и  деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, когда формируются разнообразные умения и навыки, планируются и координируются совместные действия и т.п.

    Общение рассматривается как процесс  охватывающий и организующий все  стороны жизнедеятельности человека. Обеспечивая тот или иной процесс, общение приобретает специфические черты. В связи с этим выделяют различные виды общения, в том числе и деловое. Целью его является достижение результатов совместной деятельности. Именно подчинение интересов коммуникантов достижению общей цели отличает деловое общение от любого другого.

Единство общения  и деятельности. Связь общения с совместной деятельностью очевидна. Несомненна связь общения и деятельности. Но возникает вопрос: является ли общение частью, стороной, аспектом совместной деятельности или это два самостоятельных, равноправных процесса? В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, т.е. вступать в контакт, добиваться взаимопонимания, получать должную информацию, сообщать ответную и т.д. Здесь общение выступает как сторона, часть деятельности, как важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода). Но, создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя вычисления, починив машину и т.д.) в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет "транслирует", репрезентирует себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя в других людях (в том числе и в тех, с кем он коммуницирует для достижения цели деятельности) и даже в себе как в "другом". Произведенный предмет (построенное здание, посаженное дерево, написанная книга, сочиненная или исполненная песня) ? это, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой ? средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет воспроизведен для других людей. Этим предметом опосредствуется отношение между людьми, создается общение, как производство общего, равно принадлежащего и тем, кто творит и делает, и тем, кто потребляет, присваивает. Отметим, что, к примеру, в рабовладельческом обществе, в результате отчуждения результатов труда блокировалось и разрушалось общение как производство общего между людьми. Запечатлев в произведенном предмете свой труд, его создатель не мог надеяться, что он тем самым продолжает себя в тех, кому он предназначен, потому что предъявлял себя другим через этот предмет не он сам, а его хозяин. Общение, взаимопонимание, взаимоуважение людей, таким образом, изначально подрывалось. В.А. Сухомлинский писал: "Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом наше бессмертие. В этом высшее счастье и смысл жизни... Человеческий дух тем и отличается от существования животного, что, продолжая род свой, мы оставляем в человеке свою красоту, идеалы, преданность высокому и возвышенному. Чем глубже вы ... сумели отразить, запечатлеть себя в человеке, тем богаче вы как гражданин и тем счастливее ваша личная жизнь". Общение как продолжение себя в другом есть уже общение второго рода. Если общение первого рода (общение как коммуникация) выступило как сторона совместной деятельности, то общение второго рода в качестве существенной своей стороны имеет совместную деятельность по производству общественно ценного и личностно значимого предмета. Здесь зависимость перевертывается и уже деятельность выступает как аспект, часть, необходимая предпосылка общения. Таким образом, с одной стороны, деятельность выступает как часть, сторона общения, с другой ? общение является частью, стороной деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Dance F.E.X., Larson C.E. The functions of human communication. New York, 1976. Appendix.
  2. Лейбниц Г.В. Сочинения, 4 т. Москва, 1982-1989, т. 1, с. 278.
  3. Кант И. Сочинения, 6 т. Москва, 1963-1966, т. 1, с. 309.
  4. Кант И. Сочинения, т. 3, с. 277. (Курсив мой. – А.М.)
  5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 50 т. Москва, 1955-1981, т. 27, с. 403.
  6. Гегель Г.В.Ф. Сочинения, 14 т. М.-Л. 1929-1959, т. 4, с. XLIII).
  7. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 1999, 374 с.
  8. Apter M. 1. The experience of motivation. N.Y.: Acad. Press, 1982.
  9. Garbarino J. The impact of anticipated rewards on cross-aged tutoring // J. Pers. and Soc. Psychol. 1975. V. 32. P. 21— 35.
  10. Lepper M. R., Green D., Nisbett R. E. Undermining children's intrinsic interest with extrinsic rewards // J. Pers. and Soc. Psychol. 1973.
  11. Андреева Г.М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. – М., 1985.
  12. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. 415 с.
  13. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: 1983,265 с.
  14. Бодалев А.А.Психология общения. – М. – Воронеж: 1996.
  15. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. 272 с.
  16. Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
  17. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982.
  18. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: 1990,306 с.
  19. Выготский Л. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2007. – 352 с.
  20. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.
  21. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ. – 2008, 251 с.
  22. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. 175 с.
  23. Дебольский М. Психология делового общения. – М.: 2002.
  24. Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. – Ярославль, 1979.
  25. Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974. 328 с.
  26. Каган М. С. Проблема субъективно-объективных отношений в марксистской философии // Философские науки. 1980. № 4. С. 40—49.
  27. Каган М. С. Изобразительное искусство в сфере человеческого общения // Сов. искусствоведение-82. М., 1983. Вып. 1. С. 168—201.
  28. Каган М. С. О духовном. Опыт категориального анализа // Вопр. филос. 1985. № 9. С. 91—102.
  29. Каган М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988. 319 с.
  30. Казаринова Н.В. Межличностное общение. Хрестоматия. Питер, 2004
  31. Кон И. С. Дружба. М., 1987. 280 с.
  32. Конева Е.В. Психология общения: Учеб. пособие. – Ярославль: 2002.
  33. Леонов Н. Психология делового общения. – М.: Московский психолого-социальный институт. – 2003.
  34. Леонтьев А.А. Деятельность и общение //Вопросы философии. -М.:1979,№1.
  35. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975.
  36. Лийк К., Нийт Т. Интимность и взаимоотношения в семье // Человек, общение и жилая среда. Таллин, 1986. С. 154—178.
  37. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1981. С. 3—22.
  38. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3.
  39. Маркс К. Капитал // Соч. Т. 23.
  40. Маркс К. Экономическо-философские рукописи // Соч. Т. 42.
  41. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии.М., 1984.272с.
  42. Петровский В. А. Принцип отраженной субъективности в психологическом исследовании личности // Вопр. психол. 1985. № 4.С.17-30.
  43. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 2. 486 с.
  44. Эткинд А. М. От свойств к взаимодействиям: становление системной ориентации в психологии личности // Системные исследования-82. М., 1982. С. 284—300.
  45. Абишева А.К. О понятии «ценность»/ А.К.Абишева// Вопросы философии.- 2002.- №3.- С.139-146.
  46. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества./ М.М.Бахтин - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
  47. Ильяева И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа./ И.А.Ильева - Воронеж:Изд-во Воронежского ун-та, 1989-169 с.
  48. Каган М. С. , Эткинд А. М. : Общение как ценность и как творчество/ М.С.Каган, А.М.Эткинд// Вопросы психологии.- 1988.- №4.- С.25-33.
  49. Перов Ю.В. Стратегия философского осмысления социального общения/ Ю.В.Петров// Коммуникация и образование: сб.статей.- СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. — С.9-32
  50. Разбегаева Л.П. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография./ Л.П.Разбегаева. - Волгоград: Перемена, 2000. - 148 с.
  51. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография./ Л.П.Разбегаева. - Волгоград: Перемена, 2001. - 360 с.
  52. Сафьянов В. И. Этика общения: Учебное пособие/ В.И. Сафьянов. М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998.  164 с.
  53. Философия: Учебник для вузов/ под ред. В.Н.Лавриненко.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004.- С.356.
  54. Философский энциклопедический словарь. Т.1. - М.: Советская энциклопедия, 1989. – 8с.

Информация о работе Мир общения. Проблема межсубъектных отношений