Нации и национальное самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации

Содержание

Введение
Этносы
Нация
Национальный вопрос в современных условиях
12 основных признаков гибнущей нации в России
Национальное самосознание
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Нация и национальное самосознание.docx

— 52.20 Кб (Скачать файл)

Но сознание этнической принадлежности нельзя рассматривать как чисто  субъективное явления даже в том  случае, если понимать этнос в качестве социального и только социального  образование, каковым он в действительности является. Оно включает в себя в  качестве необходимейшего компонента чувство этнической принадлежности. А чувства человека, как известно, формируются в значительной степени  независимо, а иногда и совершенно независимо от его разума, его рассудка. «Любовь зла, полюбишь и козла», —  говорит русская пословица.

Сознание и чувство  этнической принадлежности формируется  под влиянием объективных условий  жизни человека и, возникнув, существует уже во многом независимо от его  сознания и воли. Этой независимости  во многом, конечно, способствует осознания  этнической принадлежности как принадлежности к особой биологической породе людей. Человек не может произвольно изменить сложившееся у него сознание принадлежности именно к этому, а не иному этносу, хотя, конечно, может скрыть его и объявить о свой принадлежности к другой группе.

Разумеется, сознание принадлежности к одной этнической общности может  заместиться сознанием принадлежности к другому этносу, но это происходит не в результате волевого решения  человека, а в силу определенных объективных условий.

Если человек навсегда попадает в иноэтничную среду, то он вынужден, чтобы нормально жить в новых условиях, овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди. Шаг за шагом он начинает впитывать ранее чужую для него культуру и постепенно все больше забывать о той, что была для него родной. Этот длительный процесс, который именуетсяэтнической ассимиляцией, этническим втягиванием или растворением, завершается изменением сознания этнической принадлежности. Но чаще всего это происходит только во втором или даже третьем поколении.

Полному завершению процесса этнической ассимиляции мешает, конечно, осознание этнической общности как  общности происхождения. Не только человек, первым оказавшийся в иноэтничной среде, но и его потомки помнят, что хотя по языку и культуре они теперь ничем не отличаются от окружающих их людей, но по происхождению, по крови они иные. Так возникают такие характеристики, как американец ирландского, немецкого и т.п. происхождения. И память различных групп американцев о различии их корней мешает им стать одним единым этносом. Особенно это наглядно видно на примере афроамериканцев (негроидов), которые действительно по своей телесной природе отличаются от других жителей США, которые в большинстве своем принадлежат к европеоидам.

Культурно-языковой или только языковой ассимиляции могут подвергнуться  не только отдельные индивиды, но целые  группы людей, принадлежащих к тому или иному этносу. И если они  при этом не утратили прежнего этническое самосознания, то продолжают оставаться членами исходного этноса. Но при  этом они образуют в его составе  особую группу. Таковы терюхане, которые полностью перешли на русский язык, но при этом сохранили память о своем мордовском происхождении. Наконец, на чужой язык могут перейти целые этносы, что совершенно не обязательно ведет к утрате их этнического самосознания. Так, например, практически почти полностью перешли на английский язык, но при этом сохранились как этносы валлийцы, шотландцы и ирландцы.

В связи с переходом  на русский язык большинства белорусов  некоторые белорусские писатели и поэты подняли крик о геноциде этого народа. Это более чем  нелепо. Даже если белорусы потеряют свое прежнее этническое самосознание и  будут считать себя частью русского, ни о каком геноциде не может быть и речи. Геноцид этноса в точном смысле слова — прямое физическое истребление его членов или обречение  их на биологическое вымирание. Но, скорее всего, белорусы сохранятся в  качестве этноса даже в том случае, если перестанут говорить на белорусском  языке.

Подводя итоги, можно сказать, что этнос, или этническая общность, есть совокупность людей, которые имеют  общую культуру, говорят, как правило, на одном языке, обладают общим самоназванием и осознают как свою общность, так и свое отличие от членов других таких же человеческих групп, причем эта общность чаще всего осознается как общность происхождения.

Этнос — это исторически  сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая едиными культурой (включая язык) и психологическим складом, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознание). Формирование этноса обычно происходит на основе единства территории и хозяйственной деятельности. Признаки, выражающие системные свойства этноса и отделяющие его от других этносов, — язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые, передаваясь из поколения в поколение, образуют в итоге специфическую этническую культуру.

Этнос представляет собой  определенное целостное образование, в котором на передний план могут  выступать различные его объективные  компоненты. В одних случаях это  язык, в других — хозяйственно-бытовые  особенности, в третьих — характерные черты поведения и т. п.

При характеристике этноса немаловажное значение имеет выяснение  его этногенеза. Под этногенезом  понимается процесс образования  этнических общностей. В одних случаях  этногенез рассматривают как  синоним понятия «происхождение этноса», т. е. ограничиваются периодом формирования этноса вплоть до становления  его самосознания. В других под  термином «этногенез» объединяют происхождение  и последующую этническую историю  уже сложившейся общности. Оба  подхода разнятся в деталях и  имеют право на существование.

По мнению Л. Н. Гумилева, правомерно говорить об этногенезе как  о процессе, движущими силами которого являются природные, биосферные факторы. Эти же факторы опосредованно  определяют социальные формы жизни, которые создаются людьми разных этносов. Этнос сопряжен также с  процессом взаимодействия человеческих рас. Практически все известные  этносы складывались сложным путем  из нескольких разнородных частей, пока не осознали себя единством и  не приобрели единый этноним, т. е. его  самоназвание.

Этнос — это основная единица этнической классификации  человечества, наряду с которой существуют этнические общности различного порядка (племя, народность, нация и др.).

Этнос может иметь различную  структуру. Он может состоять из 1) этнического  ядра —компактно живущей на определенной территории основной части этноса, 2) этнической периферии — компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части, и, наконец, 3) этнической диаспоры — отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности.

Этнос может быть весь подразделен  на субэтносы — группы людей, отличающиеся своеобразием культуры, языка и определенным самосознанием. В таком случае каждый из членов этноса входит в какой-либо из составляющих его субэтносов. Так, грузины делятся на картлийцев, кахетинцев, имеретин, гурийцев, мохевцев, мтиулов, рачинцев, тушин, пшавов, хевсуров и т.п. У членов такого этноса существует двойное этническое самосознание: сознание принадлежности к этносу и сознание принадлежности к субэтносу.

Основная часть русского этноса не подразделена на субэтносы. Северные великорусы и южные великорусы таковыми никогда не были, несмотря на культурные и языковые различия. Ни те, ни другие никогда не обладали собственным самосознанием. Это не субэтносы, а всего лишь этнографические группы. Несколько субэтносов существовало и в какой-то мере продолжает существовать в основном на периферии русского этноса. Это — поморы, донские, терские, уральские казаки, колымчане, русско-устьинцы на Индигирке и т.п. Но подавляющее большинство русских сейчас прямо входит в свой этнос, минуя и этнографические группы, и субэтносы.

      1. Нация

В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество  суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго  до капитализма. Так, французский ученый Ж.Э. Ренан (1823-1892) считал, что нации  существовали еще в начале Средних  веков, "начиная с конца Римской  империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого…"

Что же такое нация? Отвечая  на этот вопрос, Ренан справедливо  утверждал, что нацию нельзя сводить  к той или иной расе. Раса указывает "на родство по крови", а нации  могут складываться в процессе совместной жизни и "перемешивания" представителей разных рас. "Самые большие страны – Англия, Франция, Италия – это  те, в которых кровь наиболее перемешана". Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представители которой относились бы только к одной расе.

В нациях сочетаются природные  и социальные свойства. Во всяком случае, нации нельзя сводить исключительно  к природным явлениям, как это  делают некоторые ученые. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации является общность ее происхождения от каких-то предков, то и в этом случае следует иметь  в виду, что нация отнюдь не сводится к данному признаку. В качестве других ее признаков Ренан, а также  немецкий историк К. Каутский (1854-1938) и другие исследователи называют общность языка, территории, экономической  жизни, которая по утверждению К. Каутского, стала складываться еще  в XIV в., т.е. в Средние века, и завершилась  при капитализме.

Одним из признаков нации  Ренан называет общность интересов  входящих в нее людей. Общность интересов  обуславливается, по Ренану, общими условиями  жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или  менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех ее представителей. "Нация – это душа", - заявляет Э. Ренан.

Духовные признаки нации  отмечают многие мыслители. Так, французский  социолог и социальный психолог Г. Лебон (1841-1931) исходил из того, что "каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности". Из этого "душевного строя" проистекают чувства народа, его мысли, верования, искусство, а также различного рода учреждения, регулирующие его общественную жизнь. Лебон говорил о "душе народа" и о том, что "только она…сохраняет нацию". Душа народа – это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон. При этом он ссылался на пример Древнего Рима. Римляне, по его словам, имели очень сильный идеал. Этот идеал – величие Рима – абсолютно господствовал над всеми душами; и каждый гражданин готов был пожертвовать для него своей семьей, своим состоянием и своей жизнью.

В этом была сила Рима. Впоследствии на первый план вышли стремление к  роскоши, разврат, что ослабило нацию. "Когда варвары явились у  его (Рима) ворот, его душа уже была мертва".

Идею "души народа" как "души нации" поддерживал и  развивал психолог и философ Вильгельм  Вундт (1832-1920). Он справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям.

Австрийский социолог и политик  Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что нация как "естественная общность" исходит из "физически обусловленной наследственности, посредством которой детям передаются свойства родителей". Однако главными отличительными признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. "Общность происхождения без культурной общности всегда образует только расу и никогда не создает нации", - утверждал он. Национальное сознание трактуется им как сознание того, факта, что люди сходятся между собой "в обладании известными культурными ценностями", а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера. Теоретически национальное сознание есть сознание того, что я и мои соплеменники суть продукты одной и той же истории.

Развивая весьма актуальную сегодня теорию национально-культурной автономии, Бауэр видел основную задачу в том, чтобы "сделать национальную культуру…достоянием всего народа и таким, единственно возможным  образом сплотить всех членов нации  в национально-культурную общность".

Обобщая сказанное, можно  утверждать, что нация – это  особая историческая общность людей, характеризующаяся  общностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а  также психического слада и культуры, проявляющихся в общности ее этнического  сознания и самосознания.

Национальное в любых своих проявлениях связано с уникальными этническими характеристиками нации. Эта связь может быть выражена в большей или меньшей степени, но она всегда имеет место. Так, экономические или политические отношения приобретают национальное содержание ровно настолько, насколько они связаны с решением этнических проблем жизни народов – наций. За этими пределами они могут оказаться социально-классовыми или какими-то другими отношениями, но не национальными. То же можно сказать и о нравственных, эстетических и других отношениях. Национальный характер они приобретают тогда, когда их социальное содержание органически соединяется с этническим, "переплавлено" с ним.

Информация о работе Нации и национальное самосознание