Нации и национальное самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации

Содержание

Введение
Этносы
Нация
Национальный вопрос в современных условиях
12 основных признаков гибнущей нации в России
Национальное самосознание
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Нация и национальное самосознание.docx

— 52.20 Кб (Скачать файл)

Становление нации — процесс  сложный и длительный, и определяющую роль в этом процессе играют социально-экономические  факторы. Вместе с тем выделение  нации среди других социальных общностей  возможно на основе ее собственно этнических свойств. Экономическая и политическая консолидация нации способствует образованию единого национального языка, на этой основе складывается общенациональная культура, формируются особенности национального характера, возникает национальное самосознание, которое включает в себя осознание этнической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, чувство национальной гордости, а также вырабатываются определенные стереотипы отношения к своей нации и другим общностям. Нация относится к этносоциальному организму и считается высшей формой социально-этнической общности.

Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре, включая различные субэтносы, т. е. входящие в состав этносов общности, где особые этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах. Иначе говоря, в этническом отношении нации не гомогенны (не однородны). Типичным примером в этом отношении являются США, где американская нация состоит из множества этнических групп и представляет собой многоязычную нацию. Предками современных американцев были выходцы из 40 стран. Хотя английский язык является преобладающим в США, 7,7 млн. американцев считают своим родным языком испанский, 5,1 млн. — немецкий, 4,1 млн. — итальянский, 2,5 млн. — польский, 2,4 млн. — французский и 1,2 млн. — идиш. Это свидетельствует об этнонациональном многообразии американского общества.

      1. Национальный вопрос в современных условиях

 

Национальный вопрос представляет собой систему взаимосвязанных  проблем развитя наций (народов, этносов) и национальных отношений. Он интегрирует в себе основные проблемы практического существования и регулирования этого процесса, в том числе территориальные, экологические, экономические, политические, правовые, языковые, морально-психологические. Национальный вопрос не остаётся неизменным, его содержание меняется в зависимости от характера исторической эпохи и содержанию реально сложившихся межнациональных отношений. Представляется, что в современных условиях основное содержание национального вопроса заключается в свободном и всестороннем развитии всех народов, расширении их сотрудничества и гармоническом сочетании их национальных интересов.

Ярковыраженной особенностью современной эпохи является национально-этническое возрождение многих народа и их стремление самостоятельно решать проблемы своей жизни. Это происходит фактически во всех регионах мира и в первую очередь в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Весьма активно это происходило и в СССР, а сегодня в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

Среди основных причин этнического  возрождения народов и повышения  их политической активности называют следующие. Во-первых, стремление народов  устранить все элементы социальной несправедливости, ведущие к ограничениям их прав и возможностей развития в  рамках бывших колониальных империй  и некоторых современных федеративных государств. Во-вторых, реакция многих этносов на процессы, связанные с распространением современной технологической цивилизации, урбанизации и так называемой массовой культуры, нивелирующие условия жизни всех народов и ведущие к утрате ин национальной самобытности. В ответ на это народы ещё активнее выступают за возрождение своей национальной культуры. В-третьих, желание народов самостоятельно использовать природные ресурсы, находящиеся на их территориях и играющие важную роль в удовлетворении их жизненных потребностей.

Указанные причины в той  или иной степени проявляют себя в процессе современного этнического  возрождения народов Российской Федерации. К ним относятся причины  социально-политического характера, связанные со стремлением народов  к укреплению и развитию своей  национальной государственности, их реакция  на разрушительные действия современной  технической цивилизации и массовой культуры, а также решимость народов  самостоятельно распоряжаться своими природными ресурсами. Они считают, что борьба за экономическую и  политическую самостоятельность поможет  им более успешно решать все жизненные  проблемы. Практика, однако, показала, что, во-первых, веем народам необходимо очень взвешено пользоваться своими политическими правами, ибо каждый их них должен учитывать такие же права других народов, а во-вторых, следует всегда помнить, что национальное возрождение любого народа возможно только при его тесном сотрудничестве и реальном (а не мнимом) содружестве с другими народами, с которыми у него исторически сложились экономические политические и культурные связи.

Развивать взаимовыгодное сотрудничество между народами можно лишь на основе взаимного признания и уважения их основных прав. Эти права закреплены во многих документах международных  организаций, в том числе Организации  Объединённых Наций (ООН). Речь идёт о  следующих правах всех народов:

Праве на существование, запрещающем так называемые геноцид и этноцид, т.е. уничтожение в какой-либо форме какого бы то ни было народа и его культуры;

Праве на самоиндификацию, т.е. определение самими гражданами своей национальной принадлежности;

Праве на суверенитет, самоопределение и самоуправление;

Праве на сохранение культурной самобытности, включая сферы языка и образования, культурного наследия и народных традиций;

Праве народов на контроль за использованием природных богатств и ресурсов территорий их проживания, актуальность которого особенно повысилась в связи с интенсивным хозяйственным  освоением новых территорий и  обострением экологических проблем;

Праве каждого народа на доступ к достижения мировой цивилизации и их использование.

Практическое осуществление  названных выше прав всех народов  означает существенный шаг на пути к оптимальному решению национального  вопроса для каждого из них  и все вместе. При этом необходимы глубокий и тонкий учёт всех связанных с этим объективных и субъективных факторов, преодоление многих противоречий и трудностей экономического, политического и чисто этнического характера.

На многих из этих противоречий и трудностей натолкнулась реформа  политической системы в СССР и  в его бывших республиках, в том  числе и России. Так, естественное и вполне объяснимое стремление народов  к самостоятельности при его  практическом осуществлении породило сильные и во многом непредсказуемые  центробежные тенденции, приведшие  к неожиданному для многих (не только граждан, но целых республик) распаду  Советского Союза. Сегодня они не могут благополучно существовать и развиваться без сохранения, как теперь говорят, единого экономического, экологического, культурного и информационного пространства. Быстротечный развал того, что складывалось столетиями и на чём было основано существование народов, не мог не отразиться на их сегодняшнем положении.

Многие негативные последствия  в настоящее время непредсказуемы. Но некоторые уже видны и вызывают тревогу. Именно поэтому ряд входивших в СССР республик, а теперь членов СНГ, ставят вопрос о создании структур, которые регулировали бы межгосударственные отношения между ними в области экономики, экологии, культурного обмена и т.д. Такова объективная необходимость, которая находит своё понимание и в России. Ясно, однако, что налаживание равноправного и взаимовыгодного сотрудничества между государствами СНГ потребует решения многих вопросов, включая психологические и идеологические, связанные, в частности, с преодолением национализма и шовинизма в сознании и поведении людей, в том числе многих политиков, действующих на разных уровнях законодательной и исполнительной власти государств.

По-своему остро стоит  национальный вопрос в РФ. Здесь  есть свои достижения и пока ещё  нерешённые проблемы. Фактически все  бывшие автономные республики своими решениями изменили свой национально-государственный  статус. Из их названий исчезло слово  «автономия», и сегодня они именуются  просто республиками в составе Российской Федерации (России). Расширился круг их компетенций, повысился государственно-правовой статус в составе Федерации. Ряд  автономных областей также провозгласили  себя самостоятельными и независимыми республиками в составе России. Всё  это одновременно повышает и уравнивает их государственно-правовой статус со всеми республиками в составе  Российской Федерации. Однако наряду с  этими в целом положительными явлениями существуют и негативные. Прежде всего, повышение государственно самостоятельности и независимости субъектов Российской Федерации иногда соседствует с проявлениями национализма и сепаратизма как в идеологии, так и в реальной политике. Кое-кто из сепаратистов стремится нарушить единство и целостность российского государства, пытаясь организовать противостояние своей республики по отношению к центральным законодательным и исполнительным органам Российской Федерации. Такие действия осуществляются исключительно в своекорыстных интересах отдельных политиков и узких групп националистов, ибо большая часть населения от этого только пострадает. Как показывает опыт, националистическая и сепаратистская политика отдельных лидеров, политических группировок и партий наносит большой ущерб республикам, прежде всего их экономическому развитию, а также материальным, политическим и духовным интересам народов этих республик и всей России. Народы связаны между собой не только экономическими узлами, но и во многом общей судьбой, а то и кровным родством, если иметь в виду значительный удельный вес межнациональных браков фактически во всех частях России.

      1. 12 основных признаков гибнущей нации в России

В России уже сложились  налицо как минимум двенадцать основных признаков погибающей нации, о которых  безусловно знают, но делают вид, что  не замечают её правители.Это:

1. Ликвидация в России  Системы государственного управления  страной как такового, которое  бы было направлено на укрепление  её экономической и оборонной  мощи. Созданная в последнее десятилетие  ситуация массового экономического, криминального и морально - нравственного  (а правильнее - безнравственного) хаоса  и вакханалии, беззакония и безнаказанности  в государстве, ничего общего  не имеет с понятием управления  государством и выполняет лишь  задачи по его полному разрушению  и окончательному разграблению.

Информация о работе Нации и национальное самосознание