Нации и национальное самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Социальная структура общества вместе с другими аспектами характеризуется наличием и взаимодействием социально-этнических общностей. Социология изучает генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические (межнациональные) отношения и разрабатывает основные методологические принципы их исследования. Этносоциологическое изучение современного общества имеет прежде всего практическую ценность. Исследования социологических аспектов этнических процессов, отношений, различий особенно значимы для полиэтнических, многонациональных государств, в том числе и для Российской Федерации

Содержание

Введение
Этносы
Нация
Национальный вопрос в современных условиях
12 основных признаков гибнущей нации в России
Национальное самосознание
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Нация и национальное самосознание.docx

— 52.20 Кб (Скачать файл)

2. Отстранение от участия  в управлении государством всех  старых опытных кадров - управленцев  - государственников, которые бы  могли способствовать развитию  и укреплению экономического  потенциала страны в условиях  даже тех же рыночных реформ  и воспрепятствовали бы осуществлению  преступных замыслов по разрушению  российского государства.

3. Вымирание страны - устойчивое  ежегодное, в течение 10 лет,  уменьшение численности населения  почти на один миллион человек.

4. Дискриминация, ущемление  во всём, вплоть до скрытого  и открытого геноцида в ряде  субъектов федерации против представителей  титульной нации России –русских

5. 90 - процентное опустошение  государственных доходов в результате  преступной деятельности власти, установившей для этих целей  все максимально благоприятные  условия в исторически кратчайшие  сроки.

6. Снижение объёмов промышленного  производства, капитального строительства,  сельского хозяйства на 50 – 70 %, научных исследований и других  видов деятельности вследствие  их развала.

7. Захват в полное владение  теневого сектора более 40 % экономического  потенциала государства при попустительстве  высших властей. Причём это  цифры официальных данных по  заниженным оценкам.

8. Глубочайшее проникновение  во властные органы всех уровней,  включая самые высшие, представителей  криминала и олигархического  капитала.

9. Распродажа всему миру последних остатков важнейших энергетических ресурсов - нефти и газа при их острейшем дефиците для собственных нужд, особенно для обороны и сельского хозяйства, и в то время, когда США и некоторые другие страны скупают их по всему миру в целях сохранения собственных запасов для потомков, для чего создают колоссальные подземные хранилища.

10. Ввиду угробления отечественной науки практически полное прекращение научных исследований и работ по созданию альтернативных источников энергообеспечения страны для компенсации огромных их потерь в самые ближайшие несколько десятилетий, что делает неминуемой общую катастрофу Российского государства.

11. Деградация нравственности, культуры, здравоохранения, образования.

12. Развал системы обороны  страны: армии, ВПК, науки, воинской  дисциплины.

Этих признаков в действительности и давно гораздо больше. Только одна часть населения их не замечает, т. к. продолжает дремать и ещё  надеется на возврат самой гуманной в мире советской власти, которая  по – настоящему заботилась о государственных  и народных интересах и которая  сможет быстро восстановить справедливость.

Другая же часть населения, из числа «новых русских», разбогатевших  на несчастье России, а также её горе - правители просто, делает вид, что не замечает признаков грядущей гибели нации, т. к. им «до лампочки»  судьба государства и его народа, потому что они не собираются жить в «этой стране», для чего и держат деньги в зарубежных банках.

Так, в число этих признаков  можно включить такие явления  когда Президент, Высшая власть страны и всё общество позволяют беспрепятственно и безнаказанно активно проводить, и причём за государственный счёт, работу по разрушению национальных и гражданских устоев этого государства.

Это - развиваемые Министерством  культуры России новые направления  его деятельности, преподносимые  им в качестве культурной революции, а на самом деле являющиеся грубым, беспардонным растлением молодого поколения  и всей нации -  пропаганда расширения использования в русском языке  мата, как фактора, якобы улучшающего  взаимопонимание в обществе и  секса, как якобы являющегося  двигателем прогресса, а на самом  деле - спекуляцией на низменных  инстинктах.

Сюда же следует отнести  и продвигаемую Министерством образования  России так называемую реформу системы образования в стране, которая делает образование на 95 % платным и лишь 5 % бесплатным, что на 100 лет отбросит страну в уровне своего развития и по - существу является программой превращения России в ХХI веке в государство поголовной безграмотности, программой полной ликвидации всего того, что было достигнуто «плохой» советской властью в области народного образования.

      1. Национальное самосознание

Национальное самосознание — это совокупность взглядов и  оценок, мнении и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности  представлений членов национально-этнической общности о своей истории, современном  состоянии и будущих перспективах своего развития, а также о своем  месте среди других аналогичных  общностей и характере взаимоотношений  с ними. Включает рациональные (собственно осознание своей принадлежности к нации) и, отчасти, в меньшей степени эмоциональные (подчас неосознаваемое сопереживание своего единства с другими представителями национально-этнической группы) компоненты.

Национальное самосознание — ядро национального сознания. Оно выступает в качестве стержневой системы оценочных отношений  и рационально-ценностных представлений, необходимых для соответствующего самоопределения человека в духовной и социально-политической жизни. В отличие от национального сознания, отражающего обобщенные представления национально-этнической группы, национальное самосознание является более индивидуализированным понятием, выражающим прежде всего степень усвоения тех или иных компонентов общенационального сознания индивидами-членами национальной общности.

Генезис национального самосознания представляет собой длительный исторический процесс, многоуровневый и весьма неравномерный  по ходу своего развития. Первоначально, в историческом плане, появление  зачатков национального самосознания происходило на обыденном этнопсихологическом  уровне. Оно было связано с действием  уже упоминавшегося в предыдущих главах одного из базовых социально-психологических  механизмов развития человеческого  соз-нания в целом, с формированием и укоренением в психике представителей той или иной общности антитезы «мы» и «они». Осознание себя как члена некой группы, целостности («мы») как раз и строится через противопоставление представителям иной группы — неким «они».

Основу антитезы «мы» —  «они» обычно составляют один или  несколько наиболее ярко выраженных йешних признака, характерных для «них» в отличие от «нас». Это может быть физический облик (иная внешность, черты лица и т. п.) или социокультурные признаки (иной язык, обычаи, традиции и т. п.). Могут быть религиозные верования (иные идолы, тотемы боги, религия) или социально-экономический уклад (иной способ общественного производства и способ жизни, кочевой или оседлый, земледельческий или скотоводческий и т. п.). Такими признаками могут становиться и политическое устройство (иные способы устройства власти и управления) или идеологическая доктрина (иные системы ценностей), и т. д. фиксация одного или нескольких таких непривычных и потому удивляющих, бросающихся в глаза признаков сопровождается их наделением негативной оценкой («они» всегда «плохие» по определению, поскольку отличаются от «нас», по тому же определению, безусловно «хороших»). Свойственные «им» качества, обычно, оцениваются аналогично. Их внешность, обычаи, традиции, способ жизни и т. д,, как правило, «неправильные». В отношении языка они «немые», т. е. «не мы», «немцы» —поскольку не говорят по-нашему. В отношении богов и религии они — «неверные», в отличие от «нас», всегда либо «правоверных», либо «православных», и т. д. «Им» приписываются все возможные негативные, «нам» же — все возможные позитивные качества. На этом всегда базировалось и до сих пор держится национальное самосознание. Эти механизмы функционируют практически во всех националистических и расистских идейно-политических концепциях.

В действии антитезы «мы» и  «они» проявляется влияние естественного  психологического механизма, посредством  которого человек осознает свою национально-этническую (а первоначально родовую, клановую и племенную), а затем и иные, уже сугубо социальные принадлежности. С ее помощью он идентифицирует себя со своей группой, разделяя ее ценности и отождествляя себя со всем положительным, «эталонным», свойственным именно своей  группе. Противопоставление собственной  общности иным группам всегда способствовало фиксации и активному закреплению  своих этнических отличий, их осмыслению и созданию на этой основе самых  разных (от экономических — к  духовным, идеологическим и политическим) способов укрепления своей общности. Причем противостоять можно не только аналогичным, национально-этническим, но и иным социальным группам.

На политическом уровне примеров этого масса. рассмотрим менее известный, но не менее типичный. Так, свой переворот в Аргентине в 1944 г. Х. Перон осуществил, опираясь на лозунг «национальной революции», которая построит общество справедливости, имеющее силы противостоять как американскому империализму, так и международному большевизму. Он говорил об особом «обществе вертикальных профсоюзов», подчиненных национальному, а не классовому принципу, и достиг победы.

На бытовом психологическом  уровне решению задач консолидации способствует еще один выработанный исторически, но сохранивший свое действие до сих пор механизм национально-этнических стереотипов. Как уже демонстрировалось выше, такие стереотипы — это эмоциональные, картиночно, даже лубочно яркие, но внутренне абстрактно обобщенные, содержательно выхолощенные и упрощенные, сугубо плоскостные (хотя и претендующие на всеобъемлемость и абсолютизацию) оценочные образы «типичных представителей» иных национально-этнических групп. Они складываются на основе одностороннего, субъективного, подчас разового впечатления и излишне эмоционального восприятия членов иной этнической группы за счет абсолютизации одного или нескольких поведенческих качеств (например, черт характера или психологических качеств), напрямую, механически связываемых с какими-то внешними признаками, контрастными по сравнению с чертами собственной нации.

 

Заключение.

Таким образом нация — тип этноса; исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания. Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия.

На современном этапе  развития человечества есть целый ряд  национальных проблем, которые обострились  во многих странах. Хотя, безусловно, имеются  особенности проявления национальных и этнических отношений в разных странах, тем не менее есть общее, интересующее этносоциологию, — социальное положение человека как представителя нации, его национальное самосознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что определяет национальную самобытность людей. Но особую значимость эти процессы приобрели для России и всех бывших союзных республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоречий грозит обернуться серьезными социальными потрясениями.

Рассматривая национальные и межнациональные отношения, следует  отметить, что в духовной сфере  нет незначительных вопросов. Игнорирование  даже небольших, на первый взгляд, проблем  способно при определенных обстоятельствах  превратить их в серьезную конфликтную  ситуацию. Локальность этих конфликтов несоизмерима с их значением в  идеологическом аспекте: они быстро становятся достоянием всего общественного  сознания и оказывают влияние  на функционирование всей общественной жизни.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Философия: учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д «Феникс», 1998 576 с.
  2. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с
  3. Основы философии. Ч. 2. Социальная философия: Учеб. пособие. – Изд-во Том. ун-та. Перм. отд-ние, 1991. – 276 с.
  4. «Наука и нравственность», М., 1971. С. 290-291
  5. Гулыга А. Кант. М., 1977. С. 177
  6. Ерасов Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных заведений. Издание третье. М.: Аспект Пресс, 1998. 591 с.
  7. Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред. К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

Информация о работе Нации и национальное самосознание